Глава XXX III В прошлом таиться будущее

После прихода нового руководства в переименованной из лагеря в ссыльнокаторжную тюрьму стало ещё жёстче.
Пётр не мог и подумать - такое возможно. Да и вообще никогда прежде не знал, что представляет из себя тюрьма, кто в ней сидит, да и что это даёт, как тем, кто посадил этого человека, так и самому ему. Все эти материи находились сильно далеко от него и оставались недоступны, как луна, или солнце, которые лишь создавали видимость дня, но потрогать руками их не мог, да и не стремился, как, впрочем, и многие другие из его окружения.
Питание не улучшилось, но стали формироваться некие нормы выработки. Появившаяся баня была таковой, что в морозы её пол покрывался пятнадцатисантиметровым слоем бурого льда. Это говорило лишь об одном; стремление к безграничной власти неуправляемо, но неминуемо приводило к одним и тем же результатам, всегда отрицательным, если не сказать опасным.
Петру порой казалось; цель нового начальника, заключалась прежде всего в уничтожении количества заключённых, так, как массовые, новые поступления их не успевали даже за неумело организованным медленным строительством бараков, остававшихся полупустыми. Но, сам факт создания отдельного проживания для офицеров говорил; отношение к ним со стороны руководства несколько лучше. С чем это было связано оставалось только догадываться.
По вечерам, когда многие уже засыпали, разговаривал с Иваном.
Оказывается, тот воевал с немцами в чине штабс-капитана. царской армии, был в плену, бежал.
- Так, значит вас должны перевести в новый, пока ещё не до конца заселённый барак? – предположил Пётр.
- Боже упаси! Мне с этими людьми! Моя война закончилась после 17-го года. И на ней я поставил жирную точку.
- Но, думаю, следует дождаться развития событий. Вдруг вас всё же переведут?
- Тогда должны и вас. Ведь ваша должность не менее значима для нынешнего руководства, почему-то решившего отделить людей, мыслящих от остальных.
- Но, я не был офицером, и, тем более командиром.
- Разве член исполкома это уже не определённого рода руководящая работа? Вы опасны для сегодняшней власти. И, если честно, то я вообще толком не понимаю, как вам оставили жизнь.
- Вы правы. Я и сам не понимаю. Меня даже пытались расстреливать. Но, не смогли.
- Тяжело вам пришлось. Что ж, теперь, думаю, стало многое ясно. Обычно, вернувшиеся оттуда, - многозначительно указала на закопчённую крышу барака: - не блещут многословием. Впрочем, на вас это похоже. Определённо мне нравятся такие люди. Знаете, в вас, что–то есть историческое.
- Вам бы только юродствовать.
- А, что ещё остаётся в этих стенах, мало-мальски понимающим в происходящем на земле людям? Хотя, впрочем, можно обсудить тему освоения Арктики. Скажите вы никогда не интересовались Нансеном, или Амундсеном?
- Умело переводите разговор. В этом мне остаётся вам позавидовать.
- И, тем ни менее?
- Ещё бы. Ведь тема освоения севера, а уж тем более Арктики, не может не интересовать считающего себя современным человека. Правда вот южный полюс вместе с его первооткрывателем мне как-то более далёк.
- Согласен с вами, и мне он не близок. Но, как вам сама авантюра Амундсена, обманувшего всех своих спонсоров, и самого Нансена прежде всего?
- Хорош гусь, ничего не скажешь, но, если по мне, то, пожалуй, лучше добиваться своих целей несколько правдивыми, а главное законными путями, не обманывая людей, вкладывающих в тебя деньги. А, то это, пожалуй, выглядит на подобие дешёвой авантюры. Вы знаете, одно время я интересовался историей нашего края. Процессом освоения севера новгородцами. И, пришёл к выводу; в прошлом таиться наше будущее.
- Безусловно согласен с вами Пётр. Я и сам, порою не понимаю, что нас ждёт завтра. Но, думать о прошлом не могу. Как-то не по себе становится, когда представляю детьми тех, кто сейчас у власти. Неужели та атмосфера развитого государства способна была породить такие ничтожества?
- Иван, а вы не пробовали погружаться ещё дальше.
- К сотворению мира?
- У вас есть силы шутить.
- Нет. Давно их нет. Просто не понимаю пока к чему именно вы клоните.
- К тому, что вся эта ненависть, что сидит теперь в душе каждого из нас берёт свои корни в далёком прошлом. В тех временах, когда ещё и самой-то страны не было.
- А, что же было?
- Новгородская республика.
- Республика!? В России уже была раньше республика!?
- Ну, я имею в виду новгородское вече. Чем же это не республика?
- Да. Пожалуй, вы правы Пётр. Но, это было так давно, что не вижу никакой связи с настоящим.
- А я вижу. И написал об этом книгу.
- Научную?
- Зачем же? Это исторический роман.
- Занятно. И, как же вы собираетесь передать в нём смысл влияния прошлого на наши дни?
- Это очень сложная тема. Вы знаете, в общих чертах он уже собственно готов, но в частности, в таких моментах, когда речь идёт о будущем, я не могу утверждать. Ведь не знаю ещё его.
- А, зачем вам? Пишите по сегодняшний день.
- Я так и делал. Но, как теперь понимаю, нас ждут глобальные изменения.
- Не нас, всю страну, если она ещё существует.
- Я начал с истории любви двух лопарей Ёгра и Та;ррьй. Но, увлёкся и пошёл дальше.
- Следовало ли так глубоко уходить в прошлое для того, чтоб понять настоящее?
- Безусловно. Именно тогда, в двенадцатом веке, как я считаю и начиналась государственность той страны, в которой мы все сейчас пытаемся выжить. Когда осваивался север новгородцами, саамы отступали, свеи же, словно интервенты так и жаждали отхватить кусок пожирнее.
- Хорошо. Допустим. Но, когда вы начинали работу над романом, ещё и речи никакой не могло быть об интервенции.
- Значит получается, я угадал. Понимаете-ли, придумывая писатель выскрёбывает из небытия мысль, вдыхая в неё жизнь и тогда становится правдой, - задумался. Хотелось многое рассказать сейчас. Но, справился со своим желанием, сказав: - И вообще, слишком уж всё это не просто для такого полуночного разговора. Завтра нам с вами предстоит многое сделать на благо правительства северной области, и особенно назначенного ею нового начальника лагеря, или тюрьмы, как теперь он называется. Что вы об этом всём думаете?
- То, что во многом вы правы. Особенно в том, что завтра, впрочем, как и вчера, и, возможно ещё много, много дней вперёд, ничего не изменится. Если вообще теперь возможно что-то изменить. Только лишь сочиняя роман вы в праве что-то корректировать в нём, порою достигая положительных результатов.
- Но, я верю в то, что, какой-то процент в становлении будущего мира мы способны вносить своими поступками уже сегодня. Только вернуть обратно, думаю уже нельзя.
- Что же касается Англичан, то пришли сюда не только для помощи в уничтожении большевиков, а, ещё и для того чтоб убить культуру. Она их раздражает, так, как считают себя истинными её носителями. Всё повторяется, так же, как и в Индии.


Рецензии