Верхневолжские кривичи. Характер Великороссов 2

Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Кривичи - это многочисленные могущественные восточно - славянские племена или этнос, входивший в племенной союз, занимавший земли междуречья Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Пскова , Изборска, Твери, Ярославля, Ростова Великого и Суздаля. Лучше сказать, что в племенной союз кривичей входили несколько обособленных меньших по территории племенных образований – псковских (изборских), полоцких, смоленских, верхневолжских кривичей. Что видно по огромной площади, занимаемой кривичами, так называемый «пояс кривичей».
Каждый восточнославянский союз племён по мнению современной исторической науки состоял из 15- 17 племен.В своей книге «Загадки крещения Руси» доктор исторических наук И. Я. Фроянов, опираясь на последние данные археологии, пишет: «Восточнославянские поселения VIII - IX веков, как установлено археологами, объединялись в группы - от 3 до 15 поселков. Расстояние между ними доходило до 5 километров. Размеры этих групп были близки к размерам племен и охватывали территорию 30 х 60 и 40 х 70 километров». Эта группа поселений являлась племенем и «…не случайно группа поселений отделялась от подобных групп незаселенной полосой 20-30 километров», то есть одно племя с учетом «нейтральной» территории занимало площадь от 2800 до 4000 квадратных километров, значит союз племен, состоящий из 15 -17 племен занимал территорию от 42000 до 68000 квадратных километров. У союза кривичей была территория в нескольких раз превышающая территорию одного союза племен. Что видно по карте расселения восточных славянских племен, это современные области Псковская большая часть Смоленской, Тверская, северная часть Московской, Ярославская, большая часть Владимирской и Полоцкая в Белоруссии.
Центры отдельных образований союза племен кривичей известны, это города Полоцк, Смоленск, Изброск, затем Псков. Сейчас уже известны и курганы кривичей вологодских. Подчеркнём, что существует обоснованная версия о происхождении словен новгородских от кривичей.
Был и древний город центр кривичей на верхней Волге – город Крева. (Подробнее в моей статье «Крева – Верхневолжский центр кривичей»). Кроме этого среди Верхневолжских кривичей известны кривичи, ростовские, суздальские.
Верхневолжские кривичи - это кривичи, жившие на землях по Волге от её верховьев до впадения в неё реки Оки. Их можно поделить на кривичей тверских (кревских), ростовских суздальских.
Отметим, что кривичи тверские, вернее кревские (древний центр кривичей - Крево на верхней Волге) отличались от кривичей суздальских и ростовских. У тверских кривичей на их земле были сплошные леса (даже пословица есть – «Скрипучее дерево дольше живет.»), которые давали возможность при опасности уйти в лес, переждать нападение, обдумать сложившуюся ситуацию, откуда тверские пословицы: «Думай к вечеру, делай поутру» «Начиная дело, думай о конце.» То есть они были более рациональными. Но тяжелый труд постоянное напряжение вызывало стресс, который мог вылиться в необдуманные действия и поступки, пример тому восстание 1327 года в Твери, против родственника хана Чолxана и его отряда.
Для расчистки пашни лес приходилось вырубать деревья выкорчевывать, а это тяжелый труд откуда вырабатывалось упорство, доходящее до упрямства, даже сейчас, например, москвичи считают тверских упрямыми, упертыми. В древние времена использовалось подсечно – огневое земледелие. Что выработало у тверских кривичей, коллективизм или общинность (одному не справиться) об этом говорят тверские пословицы – «В одиночку не сдвинешь и кочку.» «Дружно не грузно, а врозь - хоть брось», «В одиночку биться не годится.», «Вместе людно, а одному свободно, да трудно.», «Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.», «Один в поле не воин.», «Все за одного, один за всех — вот и обеспечен в деле успех».
Поэтому у тверичей был стойкий характер, суровый нрав, они противостояли орде и долгое время были главными соперниками Москвы. Отметим и прозвища тверичей - «новоприведенная девонька» и «цуканы», то есть цокальщики, те, кто говорит «ц» вместо «ч». (Подробнее в моей статье «Цокающая Круговщина»)
У кривичей ростовских, и суздальских были некоторые отличия от кривичей тверских, связанные с тем, что земли кривичей ростовских и суздальских были менее богаты лесами, их местность называлась Залесьем, что подтверждают названия городов – Переславль Залесский, Юрьев Польский. Могущество Ростово – Суздальской, а затем и Владимирской земли держалось на черноземных опольях у Суздаля и Переславль Залесского. Поэтому кривичи суздальские и ростовские были более зажиточными, в следствии чего ремесла у них были развиты лучше, а значит и общее развитие было выше.
В связи с тем, что города Ростовских и суздальских кривичей располагались на опольях при нападении особо не спрячешься, поэтому приходилось горожанам биться до конца. Об этом в работе Беляева Ивана Дмитриевич в «У истоков Руси», в рассказе десятом «Суздальщина» говорится: «Ростовцы и суздальцы, сии старинные колонисты Великого Новгорода в обширной стране финского племени мерь, были люди по своему характеру далеко не похожие ни на смолян, ни на киевлян, ни на черниговцов, люди своего закала и особой выдержки, с одной стороны, вольнолюбивые и упрямые, как новгородцы, а с другой стороны, до того преданные своим князьям, что не знали границ своей преданности и без оглядок жертвовали для них всем.» Для укрепления городов были необходимы зодчии и строители, и в Великом Владимирском княжестве они появились.
Лингвист С.Л. Николаев в научной работе «Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах. Верхневолжские (Тверские ) кривичи» отмечает, что: «Верхневолжские (тверские) кривичи рано обособились от основного смоленско-полоцкого массива, и диалект, обозначаемый ниже как «диалект верхневолжских кривичей», «диалект тверских кривичей» или «древнетверской диалект», провел ряд специфических инноваций, сохранив при этом ряд архаизмов. Согласно данным археологии, в IX–XIII вв. курганы смоленско-полоцких кривичей компактно располагались вдоль тверского участка Волги В Волго-Окском междуречье верхневолжские кривичские говоры находились на «ростово - суздальском» субстрате. Современными потомками древнерусского ростово-суздальского диалекта являются владимиро-поволжские говоры. Этно определяющим признаком славянского племени, говорившего на ростово-суздальском диалекте, являются браслето образные височные кольца с сомкнутыми (или слегка заходящими) концами.
Изоглосса- (от изо... и греч. glossa - язык - речь), линия, показывающая границы территориального распространения того или иного языкового явления. С.Л Николаев опираясь на данные диалектологии, подчеркивает, что: «Говоры, которые можно считать потомками диалекта верхневолжских (тверских) кривичей на их первоначальной территории, располагаются в ареале, ограниченном линией Вышний Волочек – Бежецк – Калязин – Клин – Москва – Сычевка – Ржев – Торжок – Вышний Волочек. Современные русские говоры, восходящие к древнерусскому верхневолжскому (тверскому) диалекту, образуют ограниченную пучком изоглосс «тверскую зону»
Обратим Внимание, что Москва, находящаяся на землях вятичей стала столицей Московского княжества, но как доказал С.Л. Николаев: «Влияние на древний московский диалект со стороны южных, восходящих в племенному диалекту вятичей, говоров проблематично, так как в памятниках XIV–XV вв. не обнаруживается ни одной специфической «вятичской» черты – в частности, в них нет регулярных форм на -ъ в родительном падеже, от «мягких» основ (землъ, къньгынъ), которые использовались в стандартном («киевском») древнерусском языке и сохранились доныне в говорах южной части Московской области.». К XIV–XV векам говор кривичей вытеснил говор вятичей, Москву и окрестности заселили верхневолжские кривичи, именно из Суздаля и Ростова, уровень которых в ремеслах, был выше, чем у северных вятичей.
Таким образом мы показали, как влияла география земель кривичей на их нрав и характер. Поэтому при этногенезе(рождении) великороссов на них отразились характеры вятичей (Подробнее в моей статье «Вятичи Характер Великороссов (1)») и верхневолжских и кривичей.
Но не мало важным, если не главным является генетика, все таки племена кривичей и вятичей были близко родственными, приведу цитату из статьи Андрея Смирнова « Раса и власть, биологический детерминизм Владимира Авдеева»: «Со времён Великой Французской революции проповедуется, что человека за счёт внешнего воздействия можно переделать. Я всегда ссылаюсь на лауреата Нобелевской премии Уильяма Шокли, он придумал транзистор. Будучи человеком с прекрасным математическим образованием, Шокли эти методы перенёс на популяционную генетику и доказал, что всё, вплоть до выбора цвета галстука, на 80% - генетика, и только на 20% - культурная среда. Расовая теория – это не виньетка. Это глобальная теория, которая помогает объяснить всё и вся. Если помидор не пахнет помидором - это не помидор. Или как в русском народе говорят негативно о кошке: «Мышей не ловит». То есть должен каждый удовлетворять своим естественным наследственным категориям.»


Рецензии