Встреча с лешим. Или история одного проклятья
Расположенная перед полустанком деревня осталась за спиной, слышно было только как кукарекают петухи да кудахчут куры. Да вот еще товарняк прогрохотал. Я улыбнулся сам себе и, взявшись за лямки рюкзака, бодро зашагал. Идти мне было где-то около часа. По полю, точнее – по утоптанной годами дороге.
А началось все с Ванькиного сообщения в фэйсбуке. Дружили мы с ним когда-то. Каникулы вместе проводили. Рыбу ловили да по садам лазали, а потом, когда подросли, в клуб мотались. По девкам. От чего случалось и от местных отгребать.
Потом жизнь развела. Слышал я краем уха: женился Ванька, да и в деревню перебрался. С женой вместе. Фермерствовать стали. Я этой новости не удивился. Ванька всегда деревню любил. Нет, и я ее любил, но как места отдыха на каникулах. А ему и за скотиной ухаживать нравилось, и по хозяйству возиться. Бывало, с утра забежишь к нему: мол, погнали на речку, а он штакетник поправляет в саду. По собственной инициативе; или мастерит что во дворе. Он даже огород полол и жука колорадского с радостью собирал, а для меня и то и другое форменной пыткой было. Мне разве что воду таскать нравилось и дрова колоть.
Мы как школу закончили, в деревню все реже ездить стали, да и то если срывались из города, то ненадолго. Некоторое время переписывались. Ну а потом армия, а дальше, в кутерьме будней, потеряли мы друг друга из виду. И вот сообщение – нашел меня прежний товарищ.
С аватарки на меня смотрел заматеревший, полысевший и постаревший Ванька. Честное слово, встретил бы на улице – не узнал. Среди фоток на его странице была и с могилы жены. С сыном, весьма на молодого Ваньку похожим, они сфотографировались на Радуницу, когда, значит, усопших поминают. Ванька, судя по всему, верующим стал и даже пономарил в храме, расположенном в соседней деревне. В том самом, в котором раньше клуб размещался.
Словом, написал мне Ванька, что на несколько дней уезжает в город на свадьбу к сыну и предлагал приехать. «Отдохнешь – писал – места старые вспомнишь, воздухом чистым подышишь». Я вроде сначала заколебался: как-то вот так срываться из привычной суетливой городской среды. Но потом махнул рукой, с антресолей достал старый, с советских еще времен, полинялый рюкзак – почему-то именно с ним, раритетным, страсть как захотелось поехать – купил через интернет билет на поезд, специально в плацкарт, на верхнюю боковушку и – и через сутки вот оно – утро деревенское.
Шел и лишний раз радовался, что на машине не поехал. В поезде, да еще в плацкарте, с молодости не катался. А тут как в прошлое попал. Граненый стакан в подстаканнике, стук колес в ночи, перемешанный с чьим-то храпом и сопением. Лежа на полке, вспоминал: сколько я уж в деревне не был? На первом курсе последний раз приезжал, аккурат после армии. Да и то ненадолго. Бабушке – Царствие ей Небесное – огород помочь вскопать. Ваньку тогда не застал.
В общем, малость подзапыхавшись – возраст, что поделать – через час был на месте. Разулыбавшийся Ванька меня у калитки встречал; во дворе у него все по-прежнему было ухожено, скошено, чистенько. Единственное, после сделанной пару лет назад операции на сердце Ванька больше скотину не держал, за исключением козы, кур с петухом, дворового пса и большого рыжего пушистого кота.
В жизни Ванька оказался еще более полным и постаревшим, но по-прежнему, как нынче принято говорить – позитивным. Он как раз через час должен был уезжать на своей видавшей виды «Ниве», на которой порывался меня на станции встретить, но я отказался – пройтись по полю хотелось. Показал он мне сад, домик в нем, катух, где проводили ночь куры с красивым породистым петухом и козой; небольшой огород, которые я должен был несколько дней поливать. И уехал. Так мы толком и не поговорили.
Ну да ладно. Ночевать я решил в садовом домике, на настиле с сеном. Но это потом, а пока оправился на речку. Она аккурат подле дома текла, в низине, ветлами да ивами плакучими скрытая. В нашем детстве, помню, опускали в нее моторы, воду качать для полива огорода. Раньше-то спуск был весь выкошен, козы паслись, а нынче бурьян по пояс, одна-единственная тропинка к речке и вела.
Потом полдня пробродил я по деревне. Идиллия смешивалась с чувством грусти – множество домов стояло заброшенными и окруженные бурьяном, выглядели они одиноко, а старые, пыльные, тут и там потрескавшиеся окна словно смотрели с немым укором. Вместе с полуразрушившимися печными трубами. Уже умерших хозяев я помнил еще живыми. Их дети давно переехали в город и в деревню не наведывались. Не было слышно привычного с детства гула проносившихся «Восходов» и «Минсков». А вот местное сельпо и не изменилось почти.
В общем, погулял я, на кладбище заглянул и, как принято говорить в деревне: «своих проведал». А потом вечером, отужинав, долго в наступивших вечерних сумерках просидел в саду, на пороге домика, пялился на звезды и только глубоко за полночь спать завалился, вдыхая запах сена.
Утром решил в лес сходить. Не за грибами, нет – этого дела я не любитель совсем – просто погулять. Отыскал у Ваньки в чулане старые сапоги болотные. Примерил – в самый раз. Дождевик нашел. А свитер теплый у меня свой был, как и средство от комаров, увидев которое Ванька небось засмеялся б: в деревне такими штучками не пользуются.
В общем, собрался я и пошел. Лес от деревни в минутах сорока ходьбы. В детстве любил на велике в него мотаться. Ну, по краю, конечно, вглубь-то никогда не забредал. И вот решил недочет этот исправить. Уже потом, как говорится – постфактум, периодически бил себя по лбу: мол, а компас-то что не догадался взять, он ведь наверняка у Ваньки в чулане валялся. Детский еще. Мобильник также не взял. Я вообще его старался не таскать с собой, дабы он мне идиллию своими звонками не нарушал.
Дошел не спеша до леса. Сначала тут и там сухие деревья попадались – старые, поди, что ли; еще кусты разные встречались с волчьими ягодами, но с каждым шагом вглубь лес все дремучей становился. И такое ощущение – в низину уходил. Вокруг – все больше ели да поскрипывавшие сосны. Из-за их раскидистых ветвей, почти не пропускавших солнечные лучи, я словно в сумраке очутился. Надо бы обратно повернуть, а вместо этого я как заговоренный вперед прусь, о толстые и наполовину торчащие из земли – словно живые – корни спотыкаюсь.
Тропы нет, высокая, по колено, трава, словно на севере тут и там мхом перемешана, запах сырости и прелой листвы. Тут уж я в себя пришел, даже усмехнулся и еще подумал: «Надо Ваньке потом рассказать. Интересно, он знает, какие дебри в здешнем лесу водятся? И почему-то пробурчал: “Чертовом”». Мне аж как-то нехорошо от поминания нечистого сделалось. Понял – не к месту ляпнул. Вспомнились рассказанные Ванькиным дедом разные истории про приведения – страсть мы как в детстве с Ванькой их боялись. Хотя я человек, в общем, рационально мыслящий и нерелигиозный. А тут вот, на тебе, как говаривала бабушка: испужался.
Повернулся я, да и пошел обратно, точнее, это я так по наивности своей подумал, что – обратно. Бродил-бродил, даже не скажу сколько, но точно – долго. И? И гляжу, когда уже совсем из сил выбился, знакомое место-то. Ну да – та самая чаща дремучая, из которой я выбраться пытался. Задрал голову кверху и вижу: сквозь ветви, редкие звезды проглядывают. Надо мной – почудилось – посмеиваются. Выходит, день-деньской прошастал и вот.
Чувствую, на меня пока еще легкая паника накатывает. Ночевать-то тут не охота совсем. Вспомнился домик в саду, уютная постель на сене и ужин из молодой картошки. Жареной. И тут мне в голову идея пришла: раз уж я не выбрался, бредя, как мне казалось, обратно, пойду-ка я вперед. Да и любопытство верх над усталостью и голодом взяло. Ну и попер. Как странник с посохом – палку какую-то себе нашел, чтобы не грохнуться где.
Бреду, а уже и темень, сначала – глаз коли, а потом кое-как попривык и даже силуэты деревьев вблизи различать начал. Хорошо на ногах сапоги болотные, а то в своих кроссовках промок бы – частенько под ногами хлюпанье раздаваться стало. Иду, бубню сам на себя: мол, фонарик не догадался взять, хотя в чулане отыскал его, карманный. Даже в руках повертел, да и не взял, засветло ж рассчитывал вернуться. Наивный.
Но кроме дремучести вокруг – ничего. Никакой тропинки и в помине нет. Попал я, словом. По собственной глупости. И ночь на дворе. Точнее – в чаще. Состояние мое можно было выразить одним словом: блин. Стою – злюсь на себя. И тут. И тут гляжу, где-то вдалеке огонек виднеется. Костер? Вроде он. И кто его в такой глухомани развести мог? Первая мысль – валить оттуда подальше, я ж даже нож Ванькин охотничий с собой не взял. А надо было б, на всякий случай. Может этот случай и настал уже. Подумал: вдруг у костра урки какие сбежавшие греются, или маньяки.
В общем, начал я пятиться. Только к удивлению своему не назад, а вперед. Туда меня толкало одолевшее страх любопытство. Соображал я тогда плохо, мысли путались, ноги стали ватными, я из-за этого пару раз почти что грохнулся и даже один раз о дерево лбом шарахнулся. Причем пер не крадучись, именно напролом. Как дурак. Или заговоренный. Скорее даже и то и другое.
Выбрался. Передо мной небольшая поляна. Посреди – бревно. На нем старичок, с седыми, зачесанными назад волосами и длинной, такой же седой, бородой аж до колен. На нем – видавший виды пиджак с заплатами, только запахнутый не по-мужски: слева направо, а наоборот.
Сидит он перед костром, ночное небо искрами освещающим, меня словно не замечает. Я в таком состоянии был, что рассуждать здраво не мог. Единственно, на секунду промелькнуло в голове: лесник. Но тут же, вторым, так сказать, мельком: не, не лесник.
Гляжу я, а напротив него, по ту сторону костра, другое бревно, словно для меня кем-то притащенное. Подошел я, сел. Только не спрашивайте: зачем? Сел вот и все. Думать не получалось. Только обрывки блуждающих по голове мыслей, вроде этой: сейчас грохнет меня, и закопает, и буду я потом без вести пропавшим.
Как сел напротив, так и чуть с бревна этого не свалился. И сперва подумал: совсем, что ли, очумел от страха, галлюцинации словил. Прям за старичком, немного поодаль, росло дерево. Единственное на поляне. В потьмах я не различил – какое, но разглядел на нем бабу, с распущенными волосами и вплетенными в них ветками. Волосы эти чуть ли не до подбородка спадали и оттого глаз ее я не видел. Тело вроде голое, но скрытое за ветвями. Единственное – догадался: старуха передо мной, такая же как и тот, кто напротив.
– Жинка это моя – глядя на огонь, негромким, каким-то ненашенским голосом, произнес старичок. Мать ее прокляла когда-то. Давным-давно. Душа ее по лесу с тех пор и скитается. Вот я и прибрал. В жены себе.
Я молча слушал, разве что ощущая невероятность происходящего, иногда мне казалось, что сплю и вот-вот проснусь. Украдкой даже щипал себя за ладонь. Не просыпался.
При словах старичка жинка его издала какой-то звук. Непередаваемый. Мертвый. У меня аж похолодело все внутри.
– Смирная она, не пужайся – словно почувствовав мое состояние, произнес старичок
– Хозяин я здешний. Уж сам не помню – сколько. Когда-то такой же как и вы, люди, был. Да согрешил душегубством. Креста на мне не было. Да и сейчас нет. И меня мать прокляла. В лес ушел. Средь людей мне места не было. Да и знал: искали меня, чтобы, значит, на дыбу, а потом колесовать.
При этих словах я вспомнил картинки из когда-то читанной книги – то ли учебника, то ли другой какой, – на которой изображалось колесование этом самое. Старичок, как я догадался – леший, продолжал, подбросив хворост в огонь.
– Привык я вдали от людей. Чурался их. Грибами и ягодами жил поначалу. И силки на зверей расставлял. Землянку вырыл и печку кой-как сложил из камней. Думал и помру здесь. Да вот не получается. Хотя те, кто искал меня, померли давно уж. Потерял я счет времени. Понял, что нелюдем стал и хозяином здешним. Голоса птиц и диких зверей различаю. Слушаются они меня. Как и души обретающихся здесь иной раз горемык – утопленников, висельников, или таких вот как мы с жинкой. Да и погубить могу некрещеных, случайно сюды забредших.
Я вспомнил, что бабушка мне рассказывала о том, как в детстве меня крестили. И машинально начал шарить ладонью по груди, ища крест, и сам себе удивился: чего творю-то – я ж не носил крестик никогда. И вот здесь, перед лешим и женой его, понял: напрасно.
Мне еще почудилось, что при этих моих метаниях леший усмехнулся в бороду. Но, может, почудилось. Леший замолчал и долго смотрел на огонь. Я не шевелился, косился на лесного хозяина и ждал. Сам не знаю чего.
– Устал я – наконец, произнес старичок. А путь мне один – в преисподнюю. Смутно, но жизнь человеческую помню, но с каждым годом – а сколько мне годов-то и не скажу уже – все хуже и хуже. Нечистый во мне все больше власти получает. Вытеснят во мне человеческое – то, что еще осталось. Я, вон, и по-людски и разговариваю уже с трудом.
Леший снова замолчал. Потом произнес:
– Ты там, у себя, средь людей, поставь свечку за меня. За Антипа. Так меня когда-то звали. За упокой души. Может и упокоит меня, Господь-то, а? Как думаешь? – с какой-то нечеловеческой тоской, смешанной с надеждой, произнес леший. И наконец, посмотрел на меня.
Вот после этого взгляда я, если и не в Бога уверовал тотчас, но в потусторонний мир уверовал точно. Не могу передать этот взгляд. Нелюдской какой-то, как и голос.
В ответ на просьбу лешего я только машинально пожал плечами. Да и что я, городской житель, мог ответить? А тут еще жена его что-то промычала. Жуткое. Леший слегка приподнял руку. Замолчала. Сразу.
– И за жинку мою там свечку поставь. Некрещеная она. Эх. Была когда-то Маланьей.
– Поставишь? – спросил леший.
– Поставлю – ответил я, кивнув.
Леший ничего не ответил. Какое-то время мы молча сидели перед костром, потом я заметил как начинает рассеиваться сумрак ночи. Поднял взгляд на небо: одна за другой, над самыми верхушками слегка колышущих от ветра деревьев, гаснут звезды. Я посмотрел на лешего и никого перед собой не увидел. Только догорающий костер. Посмотрел на дерево, на котором сидела его жена – никого. Над моей головой с уханьем пролетела сова, где-то вдали застучал дятел и начинался заполнявший лес гомон просыпающихся птиц.
Я поднялся. Страх исчез, а спать не хотелось. «Ну что ж – подумал – еще одна попытка выбраться». Я пошел в том же направлении, которым вышел на поляну и увидел за деревьями просвет. Знакомые места. Самое начало леса. Не удивился.
Через час я уже был дома и, наскоро полив огород, завалился спать. Проснулся вечером. Все, произошедшее в лесу, показалось сном. Страшным. В оставшиеся два дня в лес я больше ни ногой, даже посматривал в его сторону с некоторой оторопью. Но в один из дней пехом дошел до соседней деревни – туда-обратно двадцать километров – и купил в тамошней церкви крестик. Серебряный.
Я все думал: рассказывать мне о случившемся Ваньке или нет. Решил рассказать. И сделал это в первый же вечер после его возвращения. Сидели мы терраске, чай пили. Товарищ мой выслушал историю с лешим внимательно и долго молчал.
– Слышал я об Антипе – наконец произнес, отхлебывая, по старинке, чай из блюдца – от деда своего еще. Он нам в детстве что-то такое рассказывал. Ты просто забыл. В старину вроде как и люди в лесу пропадали. Краеведа нашего, деревенского, Палмитрофаныча помнишь?
– Смутно.
– Помер он лет пять тому назад. И вот он рассказывал мне про душегуба Антипа. С незапамятных времен о нем предание в деревне. Палмитрофаныч заинтересовался этим и даже в Москву ездил, в этот, как его – Ванька хлопнул себя ладонью по лбу – архив Древних актов. И что-то там раскопал про Антипа. Сыскное дело, что ли. Был такой в наших краях. В семнадцатом веке. За смертоубийство его ловили. Да он в лес сбежал.
– И что мне теперь делать-то, свечку за него ставить или нет?
– Поставь, конечно.
– А мне того, из потустороннего мира за это не прилетит?
– Ну, Бог – творец всякого мира, в том числе и потустороннего. Ты лучше на Него больше уповай – наставительно заметил товарищ мой.
В общем, засиделись мы тогда с Ванькой за полночь, детство вспоминали. А о лешем больше не говорили.
Вернувшись в город, я зашел в церковь и поставил за Антипа и Маланью свечку, за упокой их душ. Может, станут они снова людьми и упокоятся с миром.
А я с тех пор в церковь не то чтобы постоянно ходил, захаживал – скорее. Но крестик с себя уже не снимал. С Ванькой же мы теперь не часто, но переписываемся в фэйсбуке, фотки друг друга лайкаем. На следующее лето я снова в деревню собираюсь. Но уже с детьми. Они никогда в деревне еще не были. Надо исправить сей недочет.
18 – 26 апреля 2021 года. Чкаловский.
Свидетельство о публикации №221042600511