Вкратце прошлая история мухи спхпа им. штиглица 1

Вкратце прошлая история нашей Мухи / СПХПА им.Штиглица
Чуть-чуть  фэнтези


Приветствую вас, дорогие мои друзья !  Я любимое детище образованного , умного , опередившего своё время во многих проектах барона A. Л Штиглица  и нахожусь  по адресу: Соляной переулок 13 на месте бывшего Соляного городка, занимавшего ранее на этом месте огромную территорию . Мне всего-то 145 лет и это ещё юность  в сравнении с другими многими древними зданиями в мировой архитектуре, помнившими и времена античные и Средневековье . Знаю, что многие из вас хотели бы опять повидаться со мной, особенно  бывшие студенты , так как в моих стенах находится многим из вас родной вуз — СПГХПА им. Штиглица / ЛВХПУ им. Мухиной/. Расскажу я вам то, что помню из своей жизни. и также то , что  в течение этих лет моей жизни слушал  по истории искусств на лекциях . которые для студентов читают интересные и эрудированные  педагоги . Ну вы знаете, разумеется, мои дорогие друзья , что даже у стен есть уши да и глаза. А уж столько много я слышал и видел за свою жизнь, что хочется вам рассказать именно самое интересное и занимательное  о прошлом времени ! Настоящее вы и сами знаете !  История самого училища началась еще в середине 19 века. Началась она с художественно-промышленной выставки 1851 года в Лондоне в знаменитом Хрустальном дворце. Это было невероятное и важное событие , это был переворот во всем мире вплоть до Америки. Выставка ознаменовала собой переворот в развитии капиталистического производства. В прежней истории человечества  все вещи делались  вручную. И с развитием техники  появились  фабрики и заводы и вещи можно делать в большом количестве  при помощи машин, станков и всякого оборудования. Стало  ясно , что необходима  новая профессия художника для создания разработок в разных областях.  Кто-то должен рисовать раппорты для ткани, кто-то расписывать посуду , придумывать красивую одежду  и так далее. ... Тогда, в то время , Российская империя  переходила на рыночные рельсы и художники для обновлённой промышленности были очень нужны.
Россия была тогда  целиной, непаханым полем для бизнеса и  талантов, в том числе и коммерческих. Многие иностранцы  устремились туда  и в том числе Людвиг Штиглиц, который покинул свой немецкий городишко и отправился пытать счастья в Россию. Семейство  Штиглиц были немцы, что никого не удивляло , так как в то время 20% жителей Санкт - Петербурга были немцами . И, к счастью не только для своей семьи , но и к радости России, Людвиг Штиглиц всячески здесь преуспел, он  сделал столько славных дел для России, что император осыпал его наградами, чинами  и Штиглиц стал   бароном за заслуги в финансовых операциях для царя, нажив состояние аж в 300 миллионов (был одним из самых богатых людей России). Вот там , в этой всеми уважаемой семье,  и родился сын Людвига Александр в 1814 году .

..Вот сейчас о нем и расскажу , о важном герое моего рассказа,  молодом  бароне Александре Штиглице. Когда он , получивший отличное образование в Дерптском университете, получил наследство от своего умершего, знаменитого  и богатого папы ,/ умершего в 1843 году/,   то он был молод, ему было 29 лет и у него было много планов по преобразованию Российской империи в мощное , сильное государство. Александр , получив такие несметные сокровища в наследство, стал   воплощать с успехом  свои многие проекты в жизнь. Интересно, что молодого Штиглица не привлекали финансы. Он горел искусством и литературой, увлеченно изучал  иностранные языки. Поэтому после смерти отца  он решил закрыть знаменитый банкирский дом. Но  император Николай I  попросил его взять на себя управление делами отца. Александр Людвигович не смог ему отказать, и император не прогадал. Штиглиц оказался человеком предприимчивым, ответственным . Барон Александр Штиглиц стал крупнейшим  российским финансистом , банкиром  и промышленником , управляющим  Государственным банком России (1860—1866), меценатом , благотворителем. Сразу  он перенаправил значительную часть своих средств на благотворительность, жертвуя деньги образовательным учреждениям и детским приютам. Он был преданным патриотом родной ему Российской империи -  «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё состояние». Штиглиц не только сохранил богатство отца и репутацию его торгового дома, но и приумножил их многократно, став одним из богатейших людей в стране, «русским Ротшильдом», как его называли за глаза или же «Живым Кошельком»
К нескольким промышленным предприятиям, доставшимся от отца, он добавил текстильные фабрики, золотые прииски, металлургические заводы. Например, в 1847 году он создал суконную и льнопрядильную фабрики в Нарве. За свои собственные деньги он продолжал развивать российские железные дороги. Штиглиц на свои деньги построил Петергофский вокзал, позже переименованный в Балтийский. Также бизнесмен построил в северной столице церковь. Но все же потом я был его любимчиком среди  возведённых им зданий.  Он жертвовал деньги на содержание военных, студентов, сирот, основал фонд помощи бывшим сослуживцам по Госбанку — «капитал имени барона А.Л. Штиглица». В 1880-х годах из процентов от вложенных денег выдавалось пособие вдовам его бывших коллег. Также много других замечательных дел Александр совершил для расцвета России .

Через шесть лет Штиглиц покинул пост управляющего Госбанка в чине тайного советника. До конца жизни он получал свыше 3 млн рублей годового дохода и считался одним из самых влиятельных и богатых людей России. Штиглиц был признан не только в России, в 1879 году французский президент Мак-Магон наградил его орденом Почётного легиона за заслуги по организации Всемирной выставки в Париже. Закончив со службой, Александр получил, наконец, возможность заниматься тем, о чём всегда мечтал — развивать науку и культуру. Он мечтал построить здание для Училища рисовальных искусств и для обучения молодежи из любых сословий . И он обратил внимание на опустевший Соляной городок, занимавший большую территорию,
Это были раньше вместительные склады соли и вина в Петербурге . Городок процветал ровно до того времени, когда в результате реформ отменили государственную монополию на продажу соли. Склады были закрыты, в квартале царило запустение, но длилось это недолго: в 1870 году в Соляном городке была открыта  Всероссийская мануфактурная выставка. Для этого складские здания пришлось кардинально перестроить: в глухих стенах, выходящих на Фонтанку, пробили красивые квадратные окна, здание украсили барочной композицией и скульптурной группой, символизирующей Мир, Науку, Промышленность и Торговлю.  Вот так там появился очаг культуры и мой создатель Александр  Штиглиц очень рад был возможности строить здесь рисовальную школу в таком очаровательном месте близко от Летнего сада и Фонтанки и недалёко от центра Северной столицы .

В 1876 году Штиглиц отдал 1 млн рублей на строительство Центрального училища технического рисования. Оно готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественных промышленных школ,
  для промышленности . 09.01.1876 по рескрипту императора Александра II на деньги  банкира  и промышленника  Александра Людвиговича  Штиглица было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР).  Автором проекта стал архитектор Максимилиан Егорович  Месмахер, который сам создал эскиз будущего музея Центрального училища технического рисования
Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года . Великий князь  Владимир Александрович прибыл на открытие . Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору  Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет. Я очень любил и уважал  Александра Штиглица и Максимилиана Месхамера и отношусь к их именам с величайшим почтением . Любовь наша была взаимной.

Почти все отделочные работы по внутреннему убранству были выполнены силами учеников и преподавателей училища. На треугольном фронтоне – горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. В центре изображен человек с бородой и в рабочем фартуке. Это и есть архитектор Месмахер. На треугольном фронтоне – горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства.
Наверху фронтона фигура Славы, которая хочет  увенчать головы  достойных художников и ремесленников  лавровым  венком.
Перед моим  фасадом  стоят красивые фонари с мальчуганами-путти . Они все трудолюбивые, прилежные  художники  - каждый что-то творит, красит или рисует , у всех свое дело. Это  символ  идеи училища - собрать под одной крышей умельцев разных профессий - город талантливых мастеров.

Когда училище открылось, то  лучшие преподаватели пришли туда обучать молодежь изобразительному искусству. Первый ректор был Месмахер , который также,  как Александр, полюбил школу рисовальную всей душой и сердцем . Штиглиц и Месмахер оба были глубоко порядочными, честными, образованными и любили культуру и искусство и новое своё Училище.
В отличии от Академии художеств, в училище стали принимать всех желающих независимо от сословий и пола и оно  представляло собой удивительное произведение искусства и разместилось в Соляном переулке. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета они получали  бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания на уровне начальной школы и достойное выполнение  экзаменационного задания по рисунку. Более того, будучи человеком практичным и смотрящим на несколько ходов вперед,  Штиглиц положил на счет училища еще миллион рублей, на процент от которых платились стипендии и зарплаты, оплачивались стажировки особо талантливых  студентов за границей.
В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
А позже Александр стал меня баловать- он покупал произведения искусства и мы с ним вместе радовались стремительно растущей коллекции в музее и любовались произведениями искусства вместе с гостями и студентами и учителями.  На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров  приобретались  коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно сложилось  уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.Когда великолепная коллекция художественных произведений увеличилась настолько, что потребовалось отдельное здание для ее хранения, то   5 млн рублей Штиглиц пожертвовал на создание при училище Музея прикладного искусства и библиотеки.

Автором такого замечательного здания стал талантливейший зодчий Максимилиан Месмахер.  Сын петербургского каретного мастера, Максимилиан в 1868 году блестяще окончил Академию художеств. Он проходил практику  в Италии, Бельгии, Германии, Франции, Испании, Турции…Создал  сотни мастерских рисунков и акварелей. Около 240 рисунков хранится в Эрмитаже. Месмахер   делал проектные чертежи как произведения искусства, это прекрасное сочетании графики   с акварелью.  Месмахер был скромным , не выносил зазнайства, барства и высокомерия . За это его любили и уважали все — от знати до до простых рабочих, выполнявшим его проекты . А если было нужно, то он лично показывал , как сделать ту или иную деталь.  Также со всеми он был одинаковый в общении : простой,  внимательный, относился ко всем с уважением . В этом проекте архитектор Месмахер выступил как зодчий, как педагог, как управленец и как художник. На  открытии Училища  в 1896 году всем присутствующим, во главе с царствующей фамилией, стало ясно, что ничего подобного, ни по мыслям, ни по богатству художественного оформления, Россия ещё не знала. Самыми удивительными здесь стали уникальные залы, исполненные в разных стилях, которым точно соответствовали мебель и предметы декоративно-прикладного убранства . Месмахер вошел в историю архитектуры рядом крупных произведений,  но прежде всего своей, по выражению К.С.Петрова-Водкина, «лебединой песней» — зданием Музея Училища Штиглица. Это была действительно  «лебединая песня» зодчего Максимилиана Месмахера  . Преподаватели в каретах , запряжённых лошадьми,  приезжали на работу, а в Училище на полах лежали  ковры и была оранжерея между моими двумя стеклянными куполами, чтобы ученики могли рисовать живые цветы и растения с натуры. Двухъярусная галерея служит опорой для стеклянного перекрытия купола. Внутренний купол когда-то был сделан из красочных витражных квадратов. По рисунку Месмахера они были выполнены в Мюнхене в 1892 году. Удивительно, но, тратя огромные суммы на благотворительные цели, (жертвуемые им суммы намного превосходили отчисления, сделанные царской семьей), и , хотя его  называли Живым кошельком,  Александр Людвигович  Штиглиц жил очень скромно: по несколько лет ходил в одном и том же старом пальто и цилиндре. Даже после смерти учебное заведение получало процент от капитала Александра.  Врождённая честность Штиглица снискала ему всеобщее уважение в торговых кругах не только России, но и Европы.
Во время практики ученики училища работали на Императорском фарфоровом заводе, ювелирной фабрике Фаберже, мастерских императорских театров и в других заведениях.
А  принимали на учебу студентов из разных сословий и юноши  и девицы  обучались не раздельно, а в одной группе. К тому же по тем временам это было невиданно и неслыханно. Детишек своих у Александра Штиглица  не было / кроме меня, его любимого детища/ , так как единственный их сын умер маленьким. Александр Людвигович был женат на Каролине Карловне . Бездетная чета Штиглицев в 1844 году удочерила  внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, которая  была подброшена к ним в дом в кусты сирени  и получила имя Надежда Михайловна Июнева  . Фамилия  такую ей дали супруги Штиглиц , так как нашли девочку в июне 1843 года в кустах сирени.

Приемная дочь Надежда Михайловна  четы Штиглиц в 1861 году с миллионным приданым в 17 лет вышла замуж за лет, она вышла замуж за 28-летнего дворянина, в то время служащего Сената, Александра Половцова когда ей  исполнилось 17. А так как со дня ее рождения Надежде Михайловне покровительствовали члены императорской фамилии, ее муж стал быстро расти по службе. В 1865 году он производится в статские советники, в 1867 назначается обер-прокурором Первого департамента Сената, а в 1876 становится сенатором.
Известный Сергей Юльевич Витте характеризовал Половцова как человека "несомненно умного, толкового и даже с государственным умом". В то же время все его современники, в том числе и Витте, говоря о его человеческих качествах, отмечали надменность, напыщенность и непомерное честолюбие  И впоследствии этот зять сыграл неблаговидную роль. - после его смерти зять Александра не исполнил его завещание по содержанию Училища  ,  денежки уплыли в другие предприятия . А ведь даже  после смерти Александра Штиглица учебное заведение получало процент от капитала Александра, который так трогательно заботился обо мне, завещал немалую сумму на мое содержание и на обучение студентов.
Всем сердцем и душой Александр Людвигович Штиглиц принял беды и заботы России, как свои. Не жалея сил и средств верно служил Отечеству, ничего не требуя взамен. Он умер от воспаления легких в 1884 году и я сильно горевал вместе с художниками и всем русским народом
Александр Людвигович Штиглиц один из тех, чьё имя вернулось потомкам. А сколько ещё в России замечательных людей , настоящих патриотов России ,  имена которых мало кому известны? .

Все преподаватели и студенты получали весьма солидные зарплаты и стипендии , сюда были привезены лучшие  образцы произведений прикладного искусства, по которым учились студенты. Блестящая страница истории училища связана с деятельностью его первого директора, архитектора Максимилиана Месмахера. Надо сказать, что до революции учебное заведение финансировалось по высшему разряду. На его содержание выделялось большая  сумма, чтобы поддерживать здание в идеальном порядке (в классах даже было электричество), приглашать лучших преподавателей, создавать редкие по тем временам условия для студентов и оплачивать им поездки за границу, поддерживать учеников из бедных семей. В нескольких российских городах были открыты филиалы Училища.
С любовью и заботой Максимилиан  относился к своим студентам: к заболевшим лично приезжал домой с бутылкой кагора, лекарства от всех болезней.Он  был обаятельным, живым, интересным и симпатичным, с густой шевелюрой и чёрными глазами , но вот жены то у него и в 45 лет не было. Так как Месмахер одинаково внимательно относился ко все студентам, то почти каждая ученица   решила,  что именно в неё он влюблён. Брат его Георгий  работал у него секретарем и обратил внимание Максимилиана на одну хорошенькую черноглазую студентку Вареньку Андре  . Она приехала из Мелитополя на учебу и ее мама была русской, а папа французом. Девушка Варенька ему понравилась , но они всего лишь встречались  и не более того, пока Варя не сделала ему сама предложение . Он то сам этому сильно обрадовался , но маменька ему не давала благословения на венчание так как Максимилиан был лютеранин, а Варвара православная,  и вот так прошло ещё  пять лет встреч влюблённых , так как Максимилиан чтил маменьку свою. Православная церковь тоже не хотела по этой же причине их венчать. После этого Варя смело и  решительно увезла на поезде  Максимилиана в Германию, не дав ему выпрыгнуть из вагона,  и там они в церкви лютеранской обвенчались в 1886 году  . Ему тогда исполнилось 50 лет. А я был рад их взаимному счастью.
Двадцать лет на посту директора для Месмахера закончились его отставкой в 1896 году из-за конфликта по поводу финансов. В 1896 году неожиданно испортились отношения Максимилиана Егоровича с его многолетним покровителем статс-секретарем императора Александром Половцовым — женатый на приемной дочери Штиглица и постоянно занимавшийся разнообразной коммерческой деятельностью, он в какой-то момент потребовал средства из неприкосновенного фонда, оставленного училищу бароном. Половцов обратился к царю, и Николай II подписал соответствующее распоряжение — Месмахер  выдал деньги и тут же подал в отставку с поста директора Училища Штиглица, что стало для самого него катастрофой . Месмахер не смог смириться с дерзким  нарушением условий завещания барона Штиглица со стороны почетного попечителя Училища и председателя его совета – А.А.Половцова и подал прошение об отставке и был уволен . Студенты провожали любимого директора , вручив ему почетный адрес с теплыми словами. К тому времени он давно уже был академиком архитектуры, обожаемым студентами профессором, первым директором Центрального училища технического рисования барона Штиглица. 

Месмахер уехал в Германию из России  . Вместе с женой Месмахер  построил себе особняк под Дрезденом, но в 1906 году умер во сне, когда младшей дочepи Элеоноре было всего семь лет, настолько все последующие годы  после увольнения он  тяжело  переживал из-за всей этой истории.
После отставки Месмахера началась чёрная  полоса для училища. Через десять лет училище закроют.
Но все же его  потом вдова  Месмахера с двумя детьми  вернулась в Россию где , к сожалению, позже погиб сын Месмахеров в юном возрасте.
Спокойная творческая деятельность Училища и его музея была прервана в 1915 году: мировая война внесла суровые перемены   в жизнь России и ее столицы, полностью подчинив ее законам военного времени. В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств на 900 работниц, а также складских помещений. Решено было эвакуировать коллекцию и библиотеку  в Вятку, но 257 ящиков с ценными предметами и 55 ящиков с редкими книгами и гравюрами простояли до 1920 года.

Впоследствии пришла внезапная беда- в 1917 в России случилась революция и большая волна потрясений  , как цунами, накрыла Россию и наше художественное училище . Тогда , как в чехарде,  сменялись направления и образование  . Коллекция перекочевала в Эрмитаж и в грязной пене гигантской волны перемен многие ценные  предметы коллекции прилипали к рукам воров и нечестных людей. В годы последующие все же  училище обучало студентов. Но Время кровавых революций требовало другого оружия, нежели кисти и краски… Здание передавали из рук в руки, в нем обосновывались склады и мастерские по изготовлению противогазов. Студент Академии художеств Иосиф Вакс, узнав о том, как уникальный  музей гибнет на глазах, вместе с друзьями нанял грузчиков и перевез часть экспонатов в Академию.  Училище как таковое закрыли, разделив  на мелкие художественно-промышленные мастерские, а музей передали в ведение Эрмитажа. Русские революции негативно отразились на достижениях Училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался затяжной  период реформ. Меняется название ЦУТР. А Иосиф Вакс позже  еще вернется в училище…

В 1918 году это были  Государственные свободные художественные  учебные мастерские, то есть был свободный прием всех желающих получить художественное  образование, а через пару лет  реорганизовали  в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году  мастерские были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В то время богатые и знатные люди бежали от революции и , когда эмигрировали в Европу , то дарили или продавали свои ценные коллекции в Музей Училища .
Вплоть до 1919 года руководство Училища приобретало для музея как отдельные экспонаты, так и целые достаточно дорогие коллекции. Именно в этот музей были переданы на хранение крупнейшие частные коллекции города, что, несомненно, спасло их от гибели и разграбления.
В результате, в музее Училища к началу 1920-х годов было собрано до сорока тысяч уникальных произведений прикладного искусства, которым необходимо было создать подобающие условия хранения. Здание же музея за годы послевоенной разрухи находилось в катастрофическом состоянии и требовало срочного капитального ремонта. В марте 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ. Осенью 1923 года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу   было спасением для музея.

Вторая волна бед и разрухи , уже гигантская , накрыла меня и училище в годы войны 1941-1945 гг и блокады Ленинграда и тяжело вспоминать те года. Раненых повидал  тогда немало в своих стенах и также горя и страданий. Эти бомбы и мне причинили серьёзные раны . Мой Итальянский дворик пострадал сильно в войну: в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба.  Хорошо, что у меня рядом  такая красивая и нарядная соседка - Пантелеймоновская церковь, у которой  была трудная и сложная судьба. В те времена  у неё внутри был текстильный цех для печати  платков и убранство внутреннее церкви сильно пострадало . Я неистово  молился вместе с церковью о спасении страны и о будущем Училища . Новые испытания выпали на долю музея в годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны от взрывной волны осыпался мой  стеклянный купол Большого выставочного зала, а зал был сильно разорван авиабомбой и двумя снарядами.  Сотрудники Эрмитажа, голодные и слабые в   блокадную  зиму 1942 года, весной начали перевозить и переносить на руках тысячи предметов прикладного искусства в главное здание Эрмитажа на Дворцовой набережной, чтобы спасти их от гибели. Иосиф Александрович  Вакс   в эти страшные годы, во время блокады Ленинграда вернулся в качестве директора художественного вуза. Тогда, в окруженном городе, он , как ангел -спаситель, разыскивал замерзающих и умирающих от голода мастеров и художников, работающих когда-то еще в училище Штиглица и  возвращал их к жизни  и к работе.

Но уже в 1945 году в моих стенах, в Училище ,  появились энергичные  новые преподаватели и постепенно они лечили мои рваные раны , также восстанавливали все разрушенное и  началось возрождение учебного процесса . Срочно  стране понадобились реставраторы, много реставраторов и поэтому училище открыли заново. В феврале 1945 года на базе Училища архитектурной отделки зданий Ленгорисполкома постановлением Совнаркома СССР было воссоздано художественное училище, основанное ещё в дореволюционной России, которое чуть позже назвали Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной . У Веры Игнатьевна Мухиной была сложная и интересная биография. Ее лично , также как и  с ее скульптуру «Рабочий и Колхозница»,   можно признать символом того времени.
Огромными усилиями первого ректора Училища И.А. Вакса  и его соратников  оно было воссоздано, можно сказать, родилось заново . Иосиф Александрович Вакс считался  отцом отечественного, в особенности ленинградского, дизайна, а его книга «Художник в промышленности» была как раз крайне необходима . Купол Училища был так разрушен, что первые послевоенные выпуски училища студенты чуть ли не жили тут же, занимаясь без отопления. Иосиф Александрович был неутомим , этакий живчик. Флюиды его энергии были заразительны. А как он отлично танцевал на праздниках, такой маленький и сухонький и летал в танце как маленький, изящный мотылёк .  Я только улыбался , всеми своими стенами, глядя на веселье  студентов в праздничные дни .
Действительно, после окончания войны разрушенной до основания стране,  остро требовались реставраторы. И училище Штиглица буквально возродилось,  как птица Феникс ,  из пепла, пусть и под другим именем – Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1953 году получившее имя скульптора В.И. Мухиной (многие по-прежнему именуют вуз не иначе как «Мухой») .

Модeст Анатoльевич Шепилeвский  1906-1992 гг— известный архитектор-художник, член Союза Архитекторов СССР, профессор. В 1949 году его пригласили работать на кафедру.  Был
Ректором Ленинградского Высшего Художественно-промышленного Училища имени В.И.Мухиной (ЛВХПУ) в тяжелые годы послевоенных преобразований с 1950-1955 годы , руководил кафедрой Композиция более тридцати лет. Профессору М. А. Шепилевскому удалось собрать высокопрофессиональный коллектив преподавателей, которые были сами архитекторами, художниками  и  внесли в культуру страны и города Ленинграда- Санкт-Петербурга большой вклад.  За это время он также подготовил больше 300 профессионалов: архитекторов, художников-проектировщиков и дизайнеров.

Внёс большой, бесценный  вклад в формирование учебного процесса Я. Н. Лукин . Он был ректором ЛВХПУ им Мухиной  25 лет с 1955 г.-1980 г.   При нем началась инновация учебного процесса в Училище , также царила демократическая атмосфера  для студентов и по тем временам это было удивительно. Какой он был глубоко образованный, проницательный , скромный и внимательный! Ректор такого известного в стране ,и за рубежом  вуза приезжал на работу на общественном транспорте , стоял в общей очереди со студентами в буфете и не выносил чванства , пошлости, тупости . Он даже никаких званий себе не добивался. Это
  при нем началась реставрация изумительных интерьеров здания, уникальных росписей в ЛВХПУ им Мухиной.
Родился  Я.Н. Лукин в 1909 в Санкт- Петербурге , а  умер в 1995 году в Ленинграде. В  1932  - 1934г.г. он  учился  во Всероссийской Академии Художеств.
Яков Николаевич  был одновременно ректором Мухи и профессором архитектурного факультета  Академии художеств. Был некоторое время председателем  Союза Архитекторов г. Ленинграда
Написал учебное пособие "Архитектурная практика и архитектурная школа".
В молодые годы занимался боксом и был чемпионом Ленинграда среди любителей в тяжелом весе. Во время Великой Отечественной войны защищал Ленинград в звании капитана авиационно-технической службы. Награды: Медаль: «За оборону Ленинграда», Медаль: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Его главные работы: Финляндский вокзал В 1960 г. был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал в Ленинграде (Н. Баранов, П. Ашастин, Я. Лукин, И. Рыбин) , мемориал на Серафимовском кладбище (1965 г.). Участвовал Лукин в проектировании и строительстве ленинградского Дома Советов (1936–1941). Был архитектором  многих построенных в Ленинграде зданий и памятников.
По непонятным причинам имя Я.Н. Лукина , легендарного архитектора, ректора,  известного в нашей стране и за рубежом даже не упоминается в Википедии и очень мало материалов можно о нем найти. Даже в полном списке всех бывших преподавателей Училища нет его фамилии !!!


Реставрационные работы, проводившиеся в музее в 1979–1989 годах. возродили к жизни целый ряд парадных залов музея : Вестибюль, Аванзал, Русский зал, Рафаэлевские лоджии (Папскую галерею). Значительный вклад в восстановление исторического облика музея внесла администрация города, выделив немалые средства на реконструкцию купола Большого выставочного зала. И  новые студенты , будущие художники,  учатся и сквозь мой стеклянный купол опять льётся  божественный свет, свет творчества . Хочется верить, что это начинание будет продолжено и будет разработан план развития музея и академии как единого учебно-музейного комплекса.
Уникальное помещение, выполненное в виде итальянского  дворика , выглядело просторнее, когда на первом этаже были открыты галереи, но сейчас там хранилища. Под куполом медальоны с выдающимися русскими скульпторами, художниками, мозаистами - это  реставрация после войны. Сам фриз был разрушен взрывной волной. Вот тогда и появилась Вера Мухина, имя которой очень долго носило училище, а потом академия и, хотя, в 2007 году ей вернули имя Штиглица, но для нас всех это «Муха» или «Мухинское училище».
  
И вот в 1991 году третья волна цунами из этого ужасного шторма перестройки накрыла внезапно большую страну СССР, втянув в водоворот и меня с ЛВХПУ им. Мухиной. Большая сильная страна погибла в одночасье и круги от этой катастрофы расходятся до сих пор.
Уже не стало студентов из разных краев, республик  прежней  большой страны.  Правда иностранцы все же приезжают учиться.
Но случились приятные новости: ЛВХПУ им.Мухиной стало  СПГХПА им. Штиглица в 2007 году , что более справедливо , и скульптуру моего творца   Александра Людвиговича привезли в Академию , находившуюся  долгие годы в Великом Новгороде с 1925 года . При Месмахере на верхней площадке мраморной лестницы Большого выставочного зала музея была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А. Л. Штиглица работы М. М. Антокольского. В советское время памятник был убран, В 2011 году возвращен на свое место из длительной ссылки. Он сидит теперь  в галерее задумчиво , смотрит на Молодежный зал и , кажется, иногда ласково улыбается, глядя на стайки молодежи студенческой  и на их работы. Ежегодные притоки новой студенческой молодежи , когда она снуёт по аудиториям, коридорам Академии, рисует, пишет, сочиняет  это для меня  свежее обновление , приток жизненной энергии, ровный, размеренный пульс творчества в моих стенах.

Сегодня в фондах музея более 35 тысяч предметов прикладного искусства от античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа, демонстрируя около 2000 экспонатов.
..Необходимо признать, что далеко не все из былого великолепия интерьеров музея удалось сохранить до наших дней. За годы безжалостной эксплуатации художественное убранство некогда роскошных залов второго этажа музея: Венецианского и Фламандского залов, залов Фарнезе и Тюдоров, практически полностью утрачено. Причина кроется и в нехватке учебных аудиторий, и недостаточном финансировании вуза. Значительный вклад в восстановление исторического облика музея внесла администрация города, выделив немалые средства на реконструкцию купола Большого выставочного зала. В проекте восстановление красочных витражей второго , внутреннего стеклянного купола и также реставрация залов Академии продолжается . Но все же я озабочен  переменами  в учебном процессе:
Несколько лет назад я слышал как заведующий кафедрой скульптуры  А.Г. Дёма, беззаветно отдавший сорок лет на обучение воспитание скульпторов, ворчал недовольно, составляя отчёт о работе : «навязали нам болонскую систему. Это же в основном только на бумаге мы будем учить студентов,.. Зачем? Вот , например, Цискаридзе предложил вернуться к советской образовательной системе в школах.
Почему бы и в вузах не придерживаться прежней , лучшей системы образования ?»

Постскриптум:

Потомки  семьи Штиглиц - Маргарита Сергеевна Штиглиц, доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени барона Александра фон Штиглица председатель попечительского совета фонда "Наследие барона Штиглица" ведущий эксперт в области истории промышленной архитектуры Санкт-Петербурга, автор научных работ, внесшая огромный вклад возвращение из небытия имени мецената, банкира и промышленника барона Штиглица. Ольга Штиглиц, внучатая племянница барона Штиглица .В Ивангороде потомки барона фон Штиглица планируют восстановить усадьбу знаменитого предка – очистить парк, проложить аллеи, возвести дом, поставив его на сохранившийся фундамент. Елена Штиглиц, известный ландшафтный архитектор и двоюродная пра-пра-правнучка барона. В 2013 году Елена Штиглиц вместе с родственниками (родители Елены, сестра Мария Штиглиц, а также тетя Елены Маргарита Штиглиц) учредили Фонд «Наследие барона Штиглица».

Правнук Месхамера известный, именитый  архитектор Михаил Кондиайн и  дочь его Екатерина, которая   окончила архитектурный факультет Академии художеств и тоже архитектор
Бабушка Михаила  дочь Месмахера Элеонора Максимилиановна Кондиайн, .
В 1978 году он окончил ЛИСИ.
По линии матери Михаил Кондиайн — потомок династии морских офицеров и адмиралов Рыбаковых — Чайковских.  Композитор Петр Ильич Чайковский предок их семьи.

Внучка Веры Мухиной Марфа Замкова училась в ЛВХПУ им Мухиной . Она много работала в театре как художник-постановщик, занималась живописью. В середине 1990-х годов она переключилась на искусствознание, стала автором монографий и статей о западноевропейских художниках XVI–XIX веков. Марфа Всеволодовна Замкова училась в Высшем художественно-промышленном училище в Ленинграде, которому, как известно, было присвоено имя Мухиной. Потом дополнила образование в Суриковском училище.  С мужем , профессором, ведущим научным сотрудником Института ядерной физики Игорем Станиславовичем Веселовским, они сегодня живут в Москве. У них взрослый сын   Алексей Веселовский , который окончил Суриковский институт . Oн правнук Веры Мухиной .


Рецензии
Как неожиданно написано.

Ольга-Гось Литвинова   26.06.2023 09:58     Заявить о нарушении