Енот Листик, барсук Храпун и кролик Рыжик

                ***


Енот Листик и барсук Храпун играли в прятки. Наконец-то весна и вправду наступила: стало тепло, все пришло в движение, и местами даже появилась зелень. С каждым днем зеленело все больше, и енот сам захотел зазеленеть, но барсук его отговорил. А пока была очередь енота искать барсука, который уже успел где-то спрятаться. Листик закончил считать, царапнул липу, и пошел искать. Сначала он решил обойти ближайшие деревья. Вот большой дуб, а вот парочка берез, а это высокий клен, а здесь несколько крохотных елочек; дальше идут какие-то кусты, красивая вытянутая сосна, и, кажется, вяз; а теперь липа.. «Стоп, липа уже была! Да это та же самая!» - сказал енот самому себе. Барсука, однако, нигде не было. Тогда Листик подумал, что лучше пойти в сторону холма, который как раз сейчас освещало солнце. Холм весь был в ядовито-зеленом мху. Недалеко от холма росла одинокая осина. Почки на ней набухли, но листьев еще нигде не было. Одна из почек упала на землю. Енот понюхал ее: как пахнет! Как будто весь мир сейчас родится таким красивым, что можно ослепнуть от красок; с такими звуками, что ни одно ухо не вместит!
Между тем, за осиной послышался шорох и легкое потрескивание веток. «Вот где барсук» - догадался енот. Он быстро вскочил и посмотрел за дерево: нет, это был не барсук! На еле пробившейся траве сидел заяц! Он был рыжий-прерыжий, словно лиса. «Привет, - сказал енот, - что-то я не видел тебя в нашем лесу, а я тут всех знаю..
- Да нет, я давно здесь живу.
- А я, по-твоему, не живу? Или не здесь живу?
- Тебе виднее.
- Где же ты живешь, что я тебя не видел?
- За большим болотом.
- Ааа, туда трудно добираться. Того и гляди, утонешь, но я все-таки там бывал – собирал грибы и малину, а однажды – ходил за клюквой. А тебя вот что-то не замечал.
- Ну, я малозаметный житель леса.. Живу в норке, что под старым тополем, и редко выхожу из нее.. Если только вечером или ночью – погулять. И вообще, я веду уединенный образ жизни.
- Как тебя все же зовут, зайчик?
- А я не заяц, я кролик.
- Кролик? Что еще за новости? Ты полностью похож на зайца!
- Нас часто путают. Хотя.. Разве ты знаешь меня полностью? Кролики – это что-то вроде зайцев, только домашних.
- Так ты жил среди людей?! Хм, мы тут с барсуком недавно пуделя встретили. Он тоже жил с людьми, а потом сбежал. А когда мы с ним поговорили, так и вовсе исчез из лесу, но это долго рассказывать.. А с тобой что? Неужели прогнали? Или сам убежал? И, кстати, как твое имя все-таки?
- Мое имя – Рыжик. Меня так никто не называл, я сам решил, что меня так зовут. Конечно, меня никто не прогонял. Люди никогда не выгоняют кроликов, мы им для чего-то очень нужны.. Но я и не убегал. Помню себя очень маленьким, бегающим около заброшенной избы. Там я, видно, и родился.. Там и жил.. Так что я не домашний кролик, а, скорее, дикий.
- А другие кролики как же, а родители твои?
- А там никого больше не было.
- Так ты, выходит, сирота?
- Сирота. И ничего из этого не выходит. Травы и всяких сочных растений вокруг избы хватало. Так что поначалу жилось мне неплохо. А потом все как-то стало высыхать, и пришлось искать другое жилище. Так я и очутился в вашем лесу. Вырыл норочку, и живу себе..
- А что ты почти не гуляешь, и выходишь только вечером или ночью?
- Потому что боюсь.
- Кого боишься? Может волков, лис или змей?
- Нет. Они про меня и не знают. Себя боюсь.
- Как же можно бояться себя?
Можно. С того времени, как.. Когда я только еще попал в ваш лес, я однажды чуть не утонул в болоте. То есть, я уже утонул, но сквозь мутную воду увидел какую-то светящуюся кроличью лапу, и она меня вытащила. Я увидел кролика, - точь-в-точь как я – но он был золотистый, и от него шли тонкие лучи. Он ничего не говорил, а я и говорить ничего не мог.. А потом в меня начала бить молния, хотя на небе и облаков-то почти что не было.. Только мне показалось, что она била не сверху, а откуда-то со стороны болота, и изгибалась, будто радуга. Меня било так сильно, что я подпрыгивал и снова падал на землю, и так – несколько раз. Но мне не было больно, и меня не обжигало.. Золотистый кролик куда-то делся, а я упал и лежал.. Когда смог двигаться и хоть что-то понимать, дополз до норы, и заснул. И вскоре стал замечать, что могу видеть будущее. И это очень меня испугало. И пугает до сих пор.
- И что ты можешь видеть? – недоверчиво поинтересовался енот.
- - Я знаю, что завтра скворец сломает крыло, лиса украдет пятнистые яички перепелки, волк попадет в капкан, но вырвется из него, и будет хромать всю оставшуюся жизнь, а лось потеряет рога, хотя еще не сезон, потому что он болен, и болен неизлечимо; длинная гадюка укусит себя за хвост; и еще я знаю, когда будет восходить солнце и заходить луна, и даже день падения метеорита в наших местах; он упадет в реку через семь месяцев и один день, и будет торчать из воды как скала.
- Ух, ты! Не могу поверить! Правда, скворец, про которого ты упоминал, говорил мне, что восход солнца и закат луны можно знать заранее, но остальное.. Кстати, а вот и барсук! Ты нам с ним можешь что-нибудь предсказать?
- Завтра ты, енот, поймаешь солнце левым глазом; а ты, барсук, найдешь два сморчка, но это будут не сморчки, а какие-то ядовитые грибы; ты отравишься ими, но это скоро пройдет – как раз к полнолунию.
- Скажи, а свое будущее ты тоже видишь?
- Это и есть самое страшное. Вот сегодня я узнал, что через четыре минуты споткнусь о корень этой осины, и вот – споткнулся же!
- Да, хотел спросить тебя: нынче же ясный день, а ты говорил, что выходишь из норки только в сумерки или когда совсем стемнело..
- Сегодня особый случай. Я увидел, что барсук спрятался вон за тем холмом, и может утонуть в болоте. Оно тут мелкое, но в нем есть одна глубокая яма, о которой мало кто знает.. Вот и вышел – предупредить. Здесь мы и встретились. А теперь мне пора домой.
- Постой! А давай-ка встретимся послезавтра в это же время на этом же месте?
- Зачем?
- Узнаем, сбылись ли твои пророчества.
- Как хотите.
На этом они и распрощались. Весь следующий день енот и барсук собирали сведения о том, что происходит в лесу. В этом им помогали сороки, стрижи, воробьи, и даже некоторые белки. И что же? Выяснилось, что скворец не ломал крыло, лось не терял рога, лиса не крала яички у перепелки, волк не попадал в капкан, гадюка не кусала себя за хвост; барсук не принес никаких грибов, а енот не ловил солнце левым глазом, хотя какой-то, особенно яркий луч попал таки в его глаз, - но он не мог вспомнить, - в какой. Назавтра енот и барсук ждали кролика в условленном месте у осины. Но он не пришел. Так я и знал, - сказал барсук, - видно он устыдился своего обмана и убежал куда-нибудь. Но зачем ему было обманывать нас, если он знал или мог догадаться, что мы легко это проверим? – возразил енот, Может, думал, что поверим на слово? – предположил Храпун. «Давай лучше наведаемся к нему в норку – вдруг он все-таки там?» - отвечал Листик. Они долго пробирались мимо большого болота, боясь попасть в трясину, и один раз немного заблудились, пока не оказались примерно в том месте, о котором говорил кролик: у старого тополя. Да, кажется, здесь была норка. Но никакой таблички с надписью «здесь живет кролик» не было. Они подошли к норке и позвали: эй, кролик! Тишина. Потом уже закричали: кролик, ты здесь?! Кто-то заворочался в глубине. Слабый голос произнес: да.. но я не могу выйти сейчас на свет.. «Почему?» - хором спросили оба. «Я душа одинокая» - был ответ. «Тогда можно мы к тебе спустимся?» - предложили друзья. «Спускайтесь».. Медленно и с усилием, они протиснулись в норку кролика. Рыжик лежал на постели и был бледен. «Что с тобой, ты  болеешь?» - спросил енот.
- Да, приболел..
- Лекарства-то есть у тебя?
- Они тут не нужны..
- Мы можем тебе помочь?
- Нет.
- Может, нам уйти?
- Нет, вы же пришли поговорить о предсказаниях.
- Да.. прости..
- Так говорите!
- Знаешь, ничего из того, что ты предсказал, не сбылось!
- Я знаю. Но я знаю и другое: все сбылось.
- Как же! Не сбылось! Все неправильно!
- Вот тут ты прав: все неправильно. И все сбылось. Только вы этого не заметили..
- Как это не заметили?! Как можно было не заметить, что ничего не сбылось?! Мы заметили!
- Вы просто смотрели не так.. И не туда..
- Как это не туда? А куда надо было смотреть?!
- Эх.. хорошо.. давайте поговорим и об этом.. ты, енот скажешь: скворец не ломал крыло! Да.. А подробности помнишь?
- Стриж сказал, что он выпал из гнезда, но вовремя успел взмахнуть крыльями, и поэтому лишь чуть-чуть задел землю, и не разбился..
- Вот видишь: он должен был выпасть, и сломать крыло, но он решил себя поберечь, и в результате.. порой нужно разбиться, чтобы понять.. Ладно, продолжай..
- Лось не терял рога. Но вроде бы он и правда болеет. И рога у него болят. Но вчера он решил никуда не ходить и целый день лежал..
- Да, а вот если бы он пошел, то потерял рога, и встретил бы.. Но ему просто лень.. Теперь про лису и яички перепелки: как все там было?
- Лиса действительно промышляла в лесу, а перепелка оставила яички – кто-то ее отвлек. Но лису спугнул волк, и она побежала обратно.
- Да, конечно.. А вот если бы она украла яички, то все равно не смогла бы их съесть..
- Это еще почему?
- У нее сильно заболел бы живот. И так было бы лучше для всех. А перепелка потом нашла бы яички.. Так.. а что там про волка?
- В капкан он не попал. Кажется, это все..
- Хотите, я точно скажу, где капкан?
- Да нет. Кто-то из воробьев говорил нам.. Но ведь волк не попал в капкан.
- И что же случилось?
- А, сорока, говорила, что он увидел зайца, и погнался за ним.
- Вот именно. Было бы намного правильнее, если бы он не погнался за зайцем. Но что поделаешь.. Инстинкты.. А мог бы остаться хромым..
- И, что, так лучше?!
- Порой.. хотя бывает по-разному.. Кто еще остался? Гадюка?
- Не кусала она себя за хвост. Но хвост у нее болел, мы проверили.
- А откуси она себе кончик этого больного хвоста, ее змеиная жизнь протекала бы иначе.. Однако она решила потерпеть.. Остались только вы. С вами тоже ничего не случилось?
- Мне луч попал в глаз, но никакое солнце левым глазом я не ловил.
- Ты бы мог задержаться нам мгновение, и посмотреть только на этот луч, и тогда на зрачке твоего левого глаза отразилась бы сущность солнца. Но вместо настоящего мира, ты выбрал этот мимоходящий мир, где все мелькает, и ничего не задерживается надолго.. А что у тебя барсук, не нашел грибы?
- Ну, вообще-то.. я видел их.. на том холме, за которым прятался позавчера.. но ты же сказал, что они ядовитые.. вот я и не стал их брать!
- Прекрасно! Вот это да! Испугался за себя.. А возьми ты их и съешь, тебе открылось бы.. Ну, теперь вам понятно?
- Ничего не понятно, - сказали енот.
- Все события сбылись в настоящем мире, но каждый из участников событий избрал другой мир, и поэтому в этом другом мире – события не сбылись.
- А ты в каком мире?
- В обоих – как и вы. Просто вы думали, что раз события предсказаны, то они обязательно произойдут – что бы вы ни делали. Но вы сделали так, что они не произошли. А ты, барсук, превзошел всех: увидел грибы, но не стал их брать, потому что испугался отравления. Я понимаю, конечно.. Но неужели ты думал, что эти грибы заставят тебя их собрать и съесть? Или, может, ты думал, что будешь сидеть в своей норке, и грибы придут к тебе сами?
- Нет, но..
- Впрочем.. Прошу меня простить.. Мы, наверно, еще увидимся.. Только завтра было бы лучше, чтобы ты, енот, сидел в своем дупле, а ты, барсук – в норке.
- Целый день?! – воскликнули оба.
- Да.
- Что-то случится?
- Ничего не случится. Ведь в этом лесу никогда ничего не случается. И это так предсказуемо..


Рецензии
А возьми ты их и съешь, тебе открылось бы...
А может рука в руке - это всё-таки возможно? Ну или просто рядом. Ведь землянику не обязательно с рук есть)
Так необычно получилось! И спасение Рыжика, и сам мир, происходящее в нем - все живо и нелинейно! Понравилось!

Алевтина Ремаркина   09.05.2023 05:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.