Жулики профессионалы

               
 В Керчь приехал театр эстрады имени А. Райкина со спектаклем,  « Сквозь смех и слёзы», посвященным  Фаине Раневской. Игра актёров была замечательная, но рассказ не о том. Я вдруг узнала, что мною любимая актриса несколько лет играла в Керчи.
В интернете я нашла её биографические записи о том периоде.
Начинающая актриса подписала договор на 35 рублей в месяц «со своим гардеробом» на роли «героини-кокет» (то есть обольстительницы с умением петь и танцевать) в антрепризу Лавровской в Керчи.
 Спектакль провалился, актёрам не заплатили ни копейки, и ей просто не на что было вернуться в Москву. Чтобы как-то выжить, Фаина Георгиевна распродала тот самый «гардероб», который она привезла с собой, и начала переезжать из города в город, играя в театрах-однодневках. В конце сентября 1917 года Фаина Раневская добралась до Феодосии, бывшей в то время культурным центром юга России. Здесь она даже получила роль на местной сцене, но антрепренёр Новожилов сбежал, прихватив с собой все театральные сборы…
Спустя несколько лет, когда в одном из спектаклей Фаина Георгиевна играла спекулянтку, её спросили, где она научилась так хорошо торговать. «У меня был опыт. Начиная с Керчи, Феодосии, в Симферополе», – ответила Раневская.
Для меня прочитанное стало шоком. Прошло сто лет, но в Крыму  ничего не изменилось в отношениях людей.  Живя в Крыму, я никак не могу привыкнуть к нечестности местного населения. Меня обманывают строители,  деньги не платит главный врач, пенсионный фонд оказался  приступной организаций,  люди клянутся в честности, но тут же воруют деньги.
В Запорожье меня окружали кристально честные люди, я не научилась отличать истину ото лжи.
Хороших людей много, но жулики имеют более честные глаза, обольстительную речь, убедительные аргументы, и я им верю снова, и снова.
Когда меня очередной раз обманывали в Керчи на деньги, я считала себя глупой, доверчивой дурой. Фаина Раневская остроумнейшая женщина своего времени, но в Крыму жулики профессионалы.


Рецензии