Клад с секретом

 
Глава 1.

    Кто не мечтал найти клад? Такой традиционный, в  глиняном кувшине или в сундуке. Я тоже в детстве мечтал ! Копаю, например, и бряк - бок кувшина расколотого, а там монеты старинные, золотые! Или другой сценарий: выкапываю картошку — лопата во что-то твёрдое упёрлась!.. Сундучок оказывается! Открываю, а там!.. В общем, как говорится, золото-бриллианты.
    Мечтать не вредно, скажете вы. Отвечу, что сам так думал, пока не попал в ситуацию «мечты сбылись».
 
    Всё началось с того, что  минувшим летом проснулся  я как-то субботним утром в хорошем таком и радостном настроении. Сон какой-то снился мне… Но какой именно — не помню! Пытался вспомнить, уже подбирался мысленно к тому, что я видел секунду  назад — и забыл наотрез. Во бывает! А это же такой ключ! Запомнил бы — вам рассказал. Пригодилось бы в жизни -  сто процентов!

    Пока вспоминал сон  в голову каким-то образом влезла мелодия «ла-ла-ла… водолазы ищут клады, только кладов мне не надо...». Откуда она взялась, чёрт её знает?! Никогда она мне не нравилась, а тут навязалась, зараза! И я её напеваю, что удивительно! Думаю, ладно, настроение же от этого не портится…
    И вдруг, ни с того ни с сего,  мысль : а не поехать ли на рыбалку?  Соображаю:а почему бы и «нет»? Давно не рыбачил, лет  пять, наверно.

    Выхожу на кухню, а там жена уже кофе приготовила. Говорю ей, что, мол, задумка появилась на рыбалку поехать. А она удивилась и отвечает: «Как так ? С бухты-барахты, что-ли?…» А потом ласково так: «И правильно! Сколько можно работать? Ты же пенсионер… Ни суббот, ни воскресений! Верно, езжай! Я тебе покушать сделаю, чаю  в термос… и всё такое... »
 
    Куда ехать-то? Вот вопрос! На пруды, на речку? А почему бы не сплавится вниз по Дону от Малышево мимо Гремячье, Костёнки, Борщёво до моста на Нововоронеж? Мысль понравилась.

    Во-первых, в Малышево живёт моя замечательная тётя Маша, которая печёт самые тонкие и вкусные в мире блинчики.
    Во-вторых, у неё в огороде можно накопать красных навозных червей — наживка всегда важная.
    В-третьих, там можно оставить машину — река от дома в сотне метров.

    Голому собраться — только подпоясаться. Удочки, спиннинг на всякий случай, резиновая лодка, подсак, складная лопатка, садок… Загрузил снасти в машину и поехал.
 
    Тётя Маша, блеснув слезинками в уголках глаз, встретила своей доброй, истинно русской,  улыбкой. Посидели. Поговорили. Вспомнили  мою маму, которую нянчила её  мама Оля... Самое трудное было уйти :  уговаривает так, что и медведь с дерева слезет.  Еле умолил не топить мне баню.
    На фига какая-то рыбалка; надо было приезжать без всяких удочек!

    Пока шёл к реке всё размышлял о том, что нам часто не хватает времени на общение с близкими: призрачные  увлечения  мешают.

    Вот и понтонный мост. Пол века  прошло, как я впервые его увидел, а ничего тут не изменилось! Уже, наверно, никто не помнит, кто его строил: то ли пленные фашисты, то ли французы, отбывающие наказание за наполеоновскую авантюру.
    Накачивая лодку подумал, что у нас действует крупнейший в России завод «Воронежстальмост», построивший в стране и мире конструкции для сотен мостов, в том числе, в Астрахани, Москве, Петербурге, Сочи, Иркутске, Красноярске, Казани, Киеве, Новгороде, Ульяновске, на БАМе... Знаменитый  Керченский мост в Крыму тоже наполовину из наших модулей!
    По воронежским мостам переезжают реки жители Египта, Сирии, Афганистана, Финляндии, Турции, Израиля, Вьетнама, Гвинеи…

    Думки прервал крик. Я вздрогнул.

    « Ёоо...», - эхом наполнил округу мощный немалой яркости и силы  голос.
    Деликатность отдыхала. Мужчина, в штанах больше похожих на трусы,  с вырванным глушителем в руках демонстрировал его водителям  вставших на понтоне машин. Досталось всем: чистым и нечистым силам,реальным  и волшебным существам, а также,  как — то уж повелось, всем правителям российским,    начиная с Ивана Грозного.

    «Пора бы позволить и  воронежцам переезжать Дон  не по временным сооружениям, а по мостам», - грустно уповал я, отгребая от понтона. «Многие люди, наверно, так думают.»
    Не обустраивая свой дом, чего мы хотим сбалансировать, направляя космические корабли бороздить просторы Вселенной?
 
    «Ну что, Дон-батюшка», - настраивался я оптимистически, - «кормилец родимый, разреши порыбачить...»

    И опять эта мелодия про водолазов в голове завертелась. Песня  как песня: ничего плохого  в ней нет, слова «на недельку до второго я уеду в Комарово» для меня  явный намёк на  второе августа — день ВДВ;  Ильин День - для всех - в воде холодень.

    Пока час-другой сплавлялся по реке наловил с десяток разных рыб. Не густо, но для ухи уже достаточно.
    Решил причалить - ноги поразмять. Тут как раз: узкая полоска ровного берега и высоко вверх - бугры  пошли. Можно не только ноги размять… Подгребаю.  Вдруг - до суши метр остался - лодка упёрлась в какую-то невидимую преграду. Вроде, дерево. Похоже...

    Сдал чуть назад, причалил в стороне, вытащил лодку, походил туда-сюда не много… А так как  с детства люблю что-нибудь раскапывать-выкапывать, то никак не мог оставить вопрос «а что это было?» открытым.

    Чистотой байкальской  Дон не отличается. Зайдя по колено в воду, нащупал, что лодка упиралась в непонятный, врытый в дно, предмет, мало чем на дерево или железяку похожий. Гладкий с трещинами, твёрдый,  по обхвату - двух ладоней не хватает…

    Как же я раньше не догадался?! Я же в районе села Костёнки! Бивень мамонта, конечно! Бивни от воды имеют трещины - читал про такое. Вот это находка!
    А рядом, на что я особого внимания не обратил, возможно, был не  камень, не крупный голыш, а  череп мамонта!

    Воображение зачастую является источником действий. Только  не всегда приводит к  желаемым результатам. Оно подобно ветру - то разгонит облака, то нагонит их снова.
    Пришлось раздеться. Позагорать чуть-чушечки, как говорит моя внучка, тоже не вредно.
    Взяв складную лопатку в лодке, я осторожно раскопал дно до момента, при котором главный объект моего внимания стал раскачиваться. Удерживая его, прижимая к телу одной рукой и подкапывая другой,  вытянул на поверхность. Какое было моё разочарование: «бивень» оказался толстой веткой дерева с парой ровно отпиленных сучков у основания. Намучился я немало, но получилось — зря.

    Вытащив ветку на берег, присел отдохнуть на тёплый от солнечных лучей борт лодки. Приятно. Благостно как-то. Красота вокруг. Дон неспешен. На воду глядеть, по правде говоря, успокоительно. Тут и мысли разные голову посещают: а что там за череп мамонта или  камень гладкий под ногами путался? Раз уж дерево вытащил, то почему  камни не пособирать… Камни я люблю. В воде камень… Одна древность омывает другую...

    Обкапывая камень со всех сторон, удивился его необычной форме: вроде камень, а какие-то загибы на нём, как на котле или чугунке. Но со всех сторон нет никаких отверстий. У, каменюка какая! Странная. По весу не особо  тяжёлая.
    Вытащил ее на берег — не камень это! Котёл — не котёл, кувшин — не кувшин, чугунок — не чугунок… Жбан, чан, сосуд, горшок старинный… Горшок ближе по форме, только верх горшка закрыт, запаян наглухо — швов не видно.
    Сам горшок , вероятнее всего, из глины и крышка тоже. Визуально было видно, что сосуд  изначально изготовлялся и сушился закрытым.

    При мысли, что внутри есть содержимое, учащался пульс, сердце стучало, лицо краснело,  а адреналин зашкаливал — это безошибочные симптомы ценности находки.
Более того, надев очки, я обнаружил на сосуде насечки, знаки и другие рукотворные элементы, которые складывались в моей голове в возбуждающее слово «клад».


Глава 2.

    Что такое клад? Это деньги или ценные предметы, неизвестно кем спрятанные . Вот и всё, что мне, не кладоискателю, было известно на эту тему. Денег пока я не видел, но ценный предмет, казалось, был налицо. Диковина!
    Что делать, думаю… Прежде всего — верный путь — не нарушить законы!
Попытки кому-то радостно звонить или что-то  «гуглить» в интернете ни к чему не привели — связь отсутствовала.

    Пора было сматывать удочки.
    Чуть было не налёг на весла, спохватившись, что веду себя как мальчишка: надо же запомнить место и сфотографировать окрестности, записать на диктофон детали! Нет связи, но все другие инструменты в айфоне имеются. А вдруг  здесь и водолазы пригодятся!  Тогда всё ясно к чему песня в голове вертелась!

    Сделав фотографии  и записав подробности, я уложил находку в лодочный чехол,  сел в лодку и двинулся вниз по течению  Дона. Лёгкий  попутный ветерок помогал преодолевать расстояние и охлаждал испарины пота.
    Через некоторое время вдали показались дома населённого пункта. Как выяснилось,  село Борщёво; Костёнки  - осталось выше по течению.
    Заранее не надеясь на общественный транспорт, остановил попутную машину, на которой доехал до Малышево.

   Едва открыв калитку к дому тёти Маши, почуял аппетитный запах блинчиков.

    - А я тебя позднее ждала, - сказала она, глянув на висевшие на стене часы.
    - Решил пораньше возвратиться на блинчики. На уху немного наловил; и кошке твоей выудил несколько  плотвичек.

    За разговорами о том о сём незаметно пролетело время, и я заторопился уезжать, пообещав тёте Маше в следующий раз навестить её без всяких отвлекающих рыбалок.

    Приехав домой, оставил машину со снастями во дворе, взял чехол с кладом,  рыбу. Захожу  в квартиру, чтобы удивить жену находкой, и, второпях неудачно  переступая порожек, теряю равновесие. Пытаясь его удержать, инстинктивно нелепо хватаюсь за что-то, ноша падает на пол - характерный звук и….

    Люди, прошу вас, бойтесь порожков! Избегайте их, избавляйтесь, вообще не делайте — это ваш главный враг в доме. Сколько травм от них, сколько драм, разбитых бутылок, кувшинов, поломанных судеб!

    - Что случилось?! - выскочила на шум-гам-тарарам жена.
    - Клад разбил.
    - Какой клад?

    Я вкратце рассказал всю историю и мы начали осторожно вынимать содержимое из чехла. Один черепок, другой, какие-то кругляшки….

    - В кругляшках, наверно,  запрятаны золотые монеты! - пытается перебить мои горестные вздохи  жена. - Крышка ведь, ты говорил, была запаяна.
    - Тут этих кругляшек полным-полно. Не знаю уже, что и думать…

    Кругляшки были похожи на толстенькие домашние печенья, сделанные из того же материала, что и сосуд.

    - А  это!?.. Что такое?

    Я вытащил из чехла  два толстых  бруска круглого сечения из неизвестного материала; овальные с обеих сторон - они напоминали баклажаны или семенные огурцы. Удивительные артефакты были испещрены непонятными насечками и знаками.

    - Это из бивня мамонта! Я недавно передачу по телевизору смотрела, как  на севере из бивня  вытачивают скульптурные фигурки.
    - Тогда тащи перчатки, - повеселел я. - Учёные в перчатках работают.

    Кроме полиэтиленовых перчаток , найденных в коробке с краской для волос, в квартире ничего не  оказалось.

    - Подожди, давай позвоним Сергею в Питер, - поделился я с женой мелькнувшей мыслью. - Он пояснит нам про клады и законы, может, подскажет про эти кости.
   
    Сергей, мой одноклассник, историк по образованию, работал в одном из научных институтов. Обрадовавшись  звонку от друга, он спокойно выслушал мой сбивчивый рассказ, и объяснил, что  находкой может быть любая вещь, а кладом - лишь деньги или ценные предметы; исключение составляют вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, которые поступают в собственность государства.
 
    - Новость неожиданная, - заметил он. - В кругляшках могут быть не только замурованные монеты, но что-то другое, относящееся к ценностям, например,  алмазы, сапфиры и другие редкости, которые металлодетектором не обнаружишь. Поэтому, мало ли что ,  не думайте пока их раскалывать! Вознаграждение выплачивается, абсолютно уверен.

    - А проклятие фараонов?! - шепнула подсказку  жена.
    - А проклятие фараонов? - повторил я в трубку.- Дух-то мы вдохнули.
    - Да, - засмеялся Сергей. - А я-то как уже им  заразился!Помолиться Богу не забыли? Молитесь — жить будете! Насчёт, как вы говорите, бивней: пока ничего не делайте, не прикасайтесь, руками не лапайте ; я  проконсультируюсь конфиденциально в течении нескольких дней и перезвоню вам . А пока присвойте находке гриф секретности и ни-ни-ни!.. Фотки артефактов вышлите мне на почту... Сосуд нерасколотый  был сфотографирован?

    - А как же! - я , горделиво выпятил грудь, ожидая медали. - Сразу его ещё на берегу  сфоткал.
    - Ну молодчага. Наша школа!
    - Служу Советскому Союзу! - выпалил я.
    - Высылай, - смеясь, подвёл черту Сергей.

    Пока я суетился с фотографированием и переправкой снимков, Сергей перезвонил,  и  посоветовал после всех работ тщательно упаковать чехол с находками пищевой плёнкой и скотчем для возможного  взятия проб воздуха, которые будут важны при изучении предметов специалистами.

    Несмотря на поздний час, отчаянно захотелось выпить по чашечке кофе. Нет, честно говоря, захотелось-то выпить ещё чего-нибудь покрепче, но, как на беду, под рукой ничего не оказалось. Пришлось отложить желания до воскресного дня.


Глава 3.

    Утро началось с детального просмотра  фото надписей на бивнях и освоения  азбучных положений, имеющих к ним отношение. Конечно, преимущества интернета перед библиотекой бесспорные. Применение испытанной студенческой практики - подготовиться к экзамену за  ночь — даёт ошеломительные результаты. За несколько суток мне удалось приблизиться к уровню  знаний нескольких «крупных учёных» РАН, к счастью не упоминавшихся В. В. Путиным на одном из президентских советов в Кремле.  Практически «с нуля» был пополнен запас знаний по таким дисциплины как археология, геология, антропология, история, этнология, география,  лингвистика,   текстология,   химия, криминалистика, палеонтология,  ботаника, биология... 

   Впору было начинать расшифровку загадочных насечек и надписей, как позвонил Сергей. В разговоре, необычайно богато обставленном условностями, намёками и образами, сказав, что это продиктовано «особенностями русской рыбалки » и незримыми конкурентами, он попросился к нам в гости.

    - А как же коронавирус? - спросил я.
    - Заразиться вирусом безопаснее, чем заразиться идеей, - ответил он. - А ради  помощи в приготовлении ухи готов прорваться через разные заслоны и заразиться чем угодно.
     - Со своими удочками приедешь? У меня вообще таких штук типа эхолотов, датчиков проплывающих косяков и других электронных игрушек нет.
     - Конечно, приеду со своей экипировкой. Даже рыбацкие сапоги привезу.
 Шучу. Не буду больше морочить мозги. Сброшу тебе СМС с датой и номером поезда, - подвёл черту Сергей.

    - Хорошо. Я тебя встречу, чтоб почётно удочки нести.

    Через три дня Сергей  приехал в Воронеж.

    - Сто лет тебя не видел, - сказал он, радостно обнимая меня на перроне своими крепкими руками.

    - Шестнадцать, - уточнил я. - Помнишь встречу в Москве?
    - Конечно! Ты тогда был с дочкой...

    Загрузив тяжёлый багаж в машину, мы поехали домой. Сергей, то и дело глядя по сторонам, восторгался видами города, новостройками, ровными дорогами и чистыми тротуарами.

    - Хорошо тут у вас! Зелени много. Не был ведь с советских времён. Город  будто омолодился. Если время выдастся , то обязательно посмотрим все достопамятные места…
    Представляешь, я на неделю взял отпуск по семейным обстоятельствам. На работе пришлось немного соврать. Знаешь, не люблю я это, — но что поделаешь. То, что сюда еду к родственникам, истинно ведь говорил; навещу их, когда меня отпустишь.

    - Да. Я иногда созваниваюсь с ними… Что-то ты ещё ни разу не затронул тему находки. Удивляюсь твоей выдержке! - обнажив лопнувшее терпение, безобидно заметил я.

    -  Ты меня знаешь, дружище, - стараюсь держать себя в руках… Я же историк… не рядовой, а просто чокнутый на этом деле, фанатик. После вашего звонка в голове одна мысль — клад. Дай хоть сейчас мне немного расслабиться…
    А если честно — вся моя жизнь перевернулась… Я посмотрел  на себя жалкого и ничтожного со стороны… Писал книги, диссертации,  публикации в научных журналах, статейки и рецензии,.. анализировал чужие труды и открытия: так приспосабливался в девяностые,   вместо того, чтобы уйти, сменить род деятельности и не обслуживать дорвавшихся до власти гайдаров и чубайсов. Все этапы разграбления страны, разрушения фабрик и заводов, развращения сознания молодёжи стоят перед глазами немым упрёком за молчание, за жалость к себе, за боязнь...

    Сергей замолчал, смотря куда-то в сторону.
    Подъехав к дому, плотно окруженному стоящими автомашинами, я привычно припарковался и заглушил мотор.

    - Выгружаемся, - как можно ободряюще предложил я, стараясь сменить грустные мотивы. Мы сами себе устраиваем кавардак в голове, сказал так, кажется, Коэльу.

    Через несколько минут  мы  донесли   сумки Сергея до квартиры. Ждать, что дверь откроется долго не пришлось.

    - Здравствуйте! Ну где?
Инспекторский тон  друга не смутил мою жену, открывшую дверь.
    - Всё здесь . Не волнуйся, Серёжа, - чётко ответила она, сопровождая гостя на кухню.-Вот приготовлено. Стол накрыт.
    - А нельзя ли было начать свидание не с шокирующих фактов? -Сергей сел за стол, пытаясь мимикой выразить приятное душевное состояние.

    - У нас другого стола нет. Пока не расправитесь с этими «фактами», то артефакты не на что будет ставить,- продолжила жена.
    - Понятно. Я Герасим — на всё согласен.
    - Вот сколько раз слышала  это выражение, а не пойму: откуда оно?
    - Как-то повелось связывать это с Герасимом из тургеневского «Муму». Но мне кажется, что оно уходит в глубокую древность…

    Достойное начало всякой трапезы — это хороший рассказ.

    Сергей, подарив нам питерские сувениры,  поведал  о святом Герасиме Иорданском, который в какой-то период своей жизни согласился с лжеучениями еретиков, чем впал в грех. Потом, благодаря Богу, он познал свои заблуждения, горько каялся и вновь обратился к правой вере. Святой Герасим прославился ещё тем, что приручил льва, вылечив  его раненую ногу. Исцелённый лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что все люди удивлялись уму и преданности зверя.

    - Обращаясь к святому, верующие просят укрепить их морально и физически, помочь найти свое предназначение в жизни, научить благоразумию и смирению, исцелить всякую болезнь, том числе и хворь, напавшую на домашних животных. - Сергей посмотрел на кошку, бдительно сидевшую на коленях хозяйки.       - На иконах  святого Герасима Иорданского часто изображают вместе со львом.

    За  длинным рассказом мы успели перекусить и можно было приступать к работе с артефактами.

    Убрав со стола посуду, мы вытащили из-под кровати завёрнутый чехол с находкой, и застелили стол целлофаном.

    - Капитально вы всё упаковали! Прежде чем вскрывать находку, хочу сказать про надписи, знаки и насечки, которые имеются - назовём условно - на сосуде и бивнях. Короче говоря, аналогов нигде не имеется. Это нечто непонятное и неизведанное, что можно сразу отнести к разряду нерасшифрованной письменности. Однако некоторые знаки и символы похожи на известные историкам. Не знаю, как эти штуковины назовут позже учёные,   но то, что их выловил рыболов-любитель несомненно упомянут.
    Первое, что нужно сделать, - продолжил Сергей — это на всякий случай собрать пробы воздуха из чехла. Находки не трогать руками, чтобы не занести современную ДНК. Спецы потом будут определять возможные ДНК древних людей, чтобы понять, кто  к чему прикасался.

    - Мы прикасались в перчатках, - сказал я.

    - Отлично.  Электроаспиратор  Мигунова для отбора проб воздуха здесь бы не подошёл, поэтому я привез с собой хитрый  инструмент.

    Сергей вынул из сумки пластиковый чемоданчик и, открыв его, поставил  на стол небольшой прибор с датчиками, трубками, проводами и экраном.
   
    - На это уйдёт  минут тридцать-сорок, - сказал он. - А затем можно будет вытаскивать на свет содержимое.

    - Ладно, колдуй тут сам. Не будем тебя отвлекать. Как закончишь — позови, - ответил я.
    Мы с женой ушли из кухни в комнату.

    Через некоторое время Сергей радостно сообщил о завершении «самой муторной стадии в нашем не совсем безнадёжном деле», и с жалостным видом попросил чашечку кофе.
    Сложив прибор в чемоданчик, он с облегчением вытер пот со лба. 

    - Дома тренировался, а здесь в реальном эксперименте что-то разволновался, - словно оправдываясь, произнес он, взяв в руки чашку. - Стареть стал... А изучение фоток находки показало, что на бивнях язык текста  написан   неизвестным письмом. То есть неизвестны ни система письма, ни сам язык. Здесь  придётся и расшифровывать (декодировать) и искать языковую интерпретацию одновременно. Труднее задачи нет.
    Есть кое-какие, очень смутные, похожести на  отдельные древнеперсидские буквы, акадскую клинопись, которую относят к  ассирийцам и вавилонянам. Прямо,  как пиктограмы, дунайские протописьма, греческая табличка из Диспилио : ничего непонятно.  Впору вводить термин «донские протописьма». А два вырезанных круглых изображения, один из которых с секторами; и извилистая линия с точками?! Куча загадок и ни одной разгадки!  Не знаю, какой возраст покажет радиоуглеродный анализ. Похоже, как пить дать, назревает сенсация в научном мире.
    Сосуд тоже необычный, колоколовидный что-ли, смахивающий своей формой на пиренейские. А это вам не два лаптя по карте! Насечки, знаки, скорее, напоминают символы-оттиски или  наскальные  петроглифы   Гямигая в Азербайджане и  пещеры Эдаккал в Индии.   Пещера древнейшая Дарбанд  в Иране и, что удивительно, Зарайская стоянка в Московской области тоже по ряду показателей тоже сюда «просятся». Просто полный ступор какой-то!
    Я уже ни сам себе, ни вам не верю... Дайте мне просто пищевую плёнку. Застелю стол, чтобы всё из чехла  вытащить. И нашатырь, шучу, чтобы не упасть в обморок.


    Когда стол был накрыт плёнкой, Сергей  с  осторожностью сапёра стал вытаскивать из чехла лежащие там предметы.
    Воцарившуюся тишину изредка нарушал его шёпот, в котором явственно звучало лишь «вот это да!». Когда всё содержимое было извлечено, он, не отрывая взгляд от стола, тихо сказал: «Обалдеть! Вот бы это увидел Игорь Михайлович Дьяконов.»

    - Товарищи! Слово представляется председателю собрания, то есть мне, - продолжил я в шутливом тоне. - А кто этот уважаемый человек?

    - Игорь Михайлович умер конце 90-х к сожалению... Мирового уровня лингвист, историк-востоковед,  специалист  по древним письменностям, занимался вопросами дешифровки древних письменностей .
    Я вот разглядываю эти штуковины из бивней и нахожу на них то, что не ухватил, видимо, объектив. Сейчас достану лупу большого увеличения; разгляжу ещё больше немаловажных деталей.

    Исследования и разговоры продолжались до глубокого вечера. Если с расколотым сосудом и бивнями было всё более-менее ясно, то много вопросов возникало с предназначением глиняных  кругляшек. Расколов две из них, увидели, что внутри  никаких ценных вложений не было. Жаль, конечно… Мы склонились к предположению, что они могли предназначаться для утяжеления сосуда. Может быть, они являлись каким-то другим знаком…

    Сергей спать  ложиться не хотел, сказав, что поработает с артефактами «чуть-чуть до утра»,  попросив  разбудить его после полудня…

    Утром, пока он не проснулся, мы с женой решили  сделать  гостю оригинальный подарок: всегда приятно ошарашить друга какой-либо милой выдумкой, пока он не очухался. Едва Сергей сел за стол, который был накрыт лёгкими блюдами с поздним завтраком, я приготовился , как говорится, идти на абордаж.

    - Серёжа! Вчера мы как бы не успели отметить твой приезд,  а затягивать этот процесс вредно ; сегодня для просветления мыслей по пять капель - необходимо...
    - Что может сказать безоружный гость в плену разъярённого племени?
   
    - Правильно! Подчинение должно быть беспрекословным. Но сначала расскажу вам кавказский тост…
    Високо-високо в горах жил умнейший мудрец. К нему приходили просить совет самые выдающиеся  властители и правители… Вот однажды  большая беда пришла к людям: начали умирать домашние животные и скот.  Никто не мог понять причину этого несчастья. Старейшины и правители поднялись к мудрецу в горы. Выслушал их мудрец и сказал: «Это вам, уважаемые, к ветеринару надо!» Так давайте же выпьем за то, чтобы каждый занимался своим делом, а  при возникшей проблеме  обращался к  специалистам; за специалистов-историков!

    - Ну вы даёте! Никогда не слышал такого тоста!

    - Это ещё не всё, Серёжа - добавил я, когда мы приступили к завтраку. - Мы решили передать клад вашему научному заведению, точнее, тебе, как его достойному представителю и нашему другу. Заведение государственное, ты тоже человек служивый, поэтому… Поставь вот себя на наше место. Как бы мыкался ты с этим кладом — мороки не оберёшься! На фига нам вся эта канитель…
 
    - Я вообще-то хотел вас проконсультировать перед отъездом, как поступить с находкой далее, соблюсти все юридические тонкости, чтобы не попасть впросак. Ведь на практике народ зачастую оказывается в непростых и курьёзных ситуациях… Такое предложение для меня, честно говоря, нежданно-негадано! Позвоню от вас по городскому  руководству института?

- Да, конечно...




Глава 4.

    Прошло полгода, как Сергей уехал от нас с находкой.

    Он продолжал общаться со мной в соцсетях, радовал своими полными шуток разговорами по телефону. Не проходило и недели, чтобы он  не сообщал о ходе работ по расшифровке надписей на бивнях, исследованиях  артефактов профильными  специалистами .
    На Новый Год он выслал такое оригинальное поздравление: «Назло  окружающему нас миру вшивого капитализма, обутого в истоптанные башмаки российской бюрократии, высылаю денежный привет от Деда Мороза, упакованный в мешок простым научным людом. Здоровья вам и долголетия. От имени коллектива сотрудников, ваш Сергей.»

    Я всегда знал, что мир не без добрых людей.

    На днях друг  прислал письмо, в котором сообщил, что  выделенный из бивней коллаген - белок, составляющий их основу - при радиоуглеродном анализе показал возраст образцов в 34 тысячи лет с погрешностью в пределах от семидесяти до трёхсот лет. Радиоизотопные исследования  глиняных образцов  подтвердили примерно такой же возраст сосуда и находившихся в нём глиняных кругляшей- наполнителей.
 
    Расшифровкой надписей на бивнях мамонтов занимались лучшие дешифровщики. В результате  применения методов криптоанализа  и разработки алгоритма на базе орхоно-енисейской письменности, протосинайского полурисуночного алфавита,  протобиблских (гублских) и праславянских надписей удалось декодировать тексты.
На привычном русском языке они читаются подобным образом.

    На первом бивне: «Прозрачный  полог сохранит жилища наши для потомков. Такое было мне виденье.»

    На втором: «Холод в лето землю покрыл  и  сгибло всё. Светило Творца, подобное Луне, нам путь   по Дону указывает.» 
      
    Сергей и его коллегии сделали вывод, что  два  круглых изображения на втором бивне —   это солнце  и  некое явление в небе или летательный аппарат, указывающие путь людям в южном направлении, что подтверждается текстом и очень похожее на изображения в виде дисков у других  цивилизаций. Светило Творца, подобное Луне —   изображается в виде круга с  секторами.
 
    Извилистая линия с точками на другом бивне предположительно оказалась очень точной картой реки Дон. Анализ спутниковых снимков и компьютерное моделирование  позволили определить старицу , старое русло реки того времени . Наложение снимков на исследуемое изображение показало полное совпадение точек на бивне и стоянок человека в сёлах Костёнки, Борщёво, Гагарино .
   
   По реконструкции событий прошлого, связанных с колебаниями уровней морей, установлены координаты  других палеостоянок вверх и вниз по течению до древних берегов Азовского-Черноморского бассейна , который в позднем плейстоцене соединялся с Каспием в одно целое. Выдвинута гипотеза о существовании древней стоянки, находящейся  неподалёку от подковообразного изгиба Дона в районе Семилук.

    Но самое удивительное, как написал Сергей,  «…один из наших молодых учёных, которому было поручено  рентгенографическое исследование поверхности образцов, обнаружил, что прямоугольный символ одновременно является идеально подогнанной крышечкой, закрывающей полость внутри бивня. При вскрытии этой крышки оказалось, что внутри небольшой полости находится некий предмет, размером с горошину. Выяснилось, что это кусочек янтаря с инклюзом, муравьём, попавшим в древнюю смолу и застывшим там. Возраст янтаря — десятки миллионов лет. На балтийский он не похож. Может быть, сейчас уточняем, это по происхождению бирманский янтарь или камбейский из Индии. Вот такой тайник, секрет в бивне!..»

   
    - Ты представляешь, - позвонил на следующий день Сергей, - видел сон, что весь правый берег Дона от Костёнок до Борщёво накрыт стеклянными конструкциями, а под ними проводятся масштабные археологические раскопки!  Тепло там, светло и зимой и летом. Может такое же видение было нашему мудрому предку!?

    - А я склонялся к тому, что это место было покрыто ледяным панцирем в результате похолодания  и  кратковременного изменения магнитного поля Земли. Однако, датировка ваших сотрудников не поддерживает мою версию. Конечно, видение твоё более приземлённо. А  что этому мешает? Вот бы была в Воронеже такая грандиозная археологическая стройка!

    - Это сейчас так  нужно возрождающемуся самосознанию нашей нации. Мы бы раскрыли целый пласт непознанного в своей истории, отдав дань уважения своим предкам, которые стояли у истоков  великой и уникальной русской цивилизации. Понимаешь, какие бы клады с секретами вскрылись…


Рецензии