Имеющий глаза да увидит..

Нет творчества без разрушенья...
(Игорь Северянин.)

    Людям приятно смотреть на красивое. Однако антиподы прекрасного, проделав долгий, в столетия, путь и проскочив в какой-то момент в Окно Овертона, оказались с красотой по одну сторону и даже заняли своё место на подиуме. Они, подвинув тысячелетиями возводимый на пьедестал эталон красоты, сегодня не просто вошли в моду - всем уже кажется нормой, что искусство - это далеко не про прекрасное.
    Произошла, своего рода, революция, в результате которой искусство посредством нисходящей деградации искажения истинного смысла, перерождённое в псевдо, возымело все права на существование, чтобы принадлежать не только ценителю, но и простому народу. Так, подменив собой настоящее, подобие заняло своё место и даже получило имя. И вот сегодня тому, кто был ничем, можно всё.
    Но так было не всегда. Чтобы прийти к этому дню очень многим художникам пришлось работать в сопротивлении. Я познакомилась воочию с работами одного из них: Эдварда Мунка. Он, во времена больших цен на произведения классического искусства, говорил: «Когда в моду войдёт наскальная живопись, искусство снова будет принадлежать народу». Думал ли художник, откровенно признавшийся около сотни лет назад, что подобное может нарисовать только псих, что его работы завоют всемирную славу и станут самыми дорогими в мире нового человека! Станут, по сути дела, бесценными.
    В попытках человечества оценить новую норму бытия настоящее искусство постепенно исчезает из жизни. Как, устремляясь к саморазрушению, исчезает красота, достигнув своего пика.
    Искусствоведы и историки нашли этому оправдание. И виновника нашли - это прогресс, а именно, изобретение фотографии. Считается, что нарушить изобразительные классические каноны, изменить правила позволено было потому, что творческим личностям не то что не под силу стало соревноваться с точностью фотокамеры, им, чтобы творчески существовать, нужно было превзойти возможности камеры - и художники перестали скрывать эмоции.
    Скорее всего, Леонардо Да Винчи предвидел подобный исход, поэтому и скрыл своё изобретение от публики.
    19 век ввёл-таки разрешение художнику на эмоцию, раз уж прямое попадание кистью в изображаемый образ перестало иметь ценность. Тогда художнику и пришлось играть с цветом и бликами, переходить за границы дозволенного и пуститься во все тяжкие в погоне за формой, что закончилось разрушением законов логики, дошедшим до абсурда. И воцарилась анархия симулякров.
    Символисты дурно рисовали, фовисты издевались над зрителем, кубисты продавали скандал. А когда пришёл кинематограф и фантазеры, которые хотели признания и денег, взяли в руки камеры, живопись умерла.
    В 20 век художник пришёл эмоционально нестабильным и, научившись торговать этим, получил право задаться вопросами: а что, собственно, искусство есть? И должно ли оно быть совершенным?
    Интересно, какой вопрос задаст художник 21 века!
27.04.2021


Рецензии