2. 2. Учёба в Академии
Осенью в Петербурге начинает темнеть уже рано, высокие полукруглые окна академии с почерневшими рамами пропускают тусклый свет. Ученики занимают места у мольбертов, рядом на табуретках — палитры, краски, кисти. В студиях становится тихо, преподаватель подходит то к одному мольберту, то к другому, вполголоса дает советы. Айвазовский старается ничего не пропускать в излагаемом материале преподавателем, тщательно готовится к каждому уроку, вот и сейчас рабочее место у него полностью соответствует уроку.
Изучение рисунка в Академии художеств включало в себя три ступени, среди которых были:
- подготовительная работа, состоящая из копирования оригиналов-эстампов, процесс которой производился перед выполнением работы с натуры;
- овладение правилами выполнения рисунка посредством рисования с гипсов и натуры;
- выполнение творческих композиций, выступающих в роли завершения процесса изучения рисунка.
Преподаватели посредством копирования с оригиналов помогают ученикам приобрести чувство искусства, познать его язык и понять его специфику. Так же, они считают, что класс копирования оригиналов позволит научиться процессу перевоплощения плоского изображения в художественное подобие реальности. Урок продолжается и из-за ширмы выходят натурщики и встают на подиумы, ученики берут кисти и начинают работу. Иван Айвазовский вспоминает слова преподавателя, что с натуры художник выбирает определённый ракурс (точку, с которой смотрит на объект) и придерживается этого положения:
- Так нужно обратить внимание на величину одного объекта, а также можно и нужно сравнить высоту предмета относительно его ширины или высоты рядом стоящего предмета, - Иван вытягивает руку с карандашом перпендикулярно полу.
– И отмечаем визуально кончиком ногтя большого пальца необходимое расстояние до предмета, измерив длину объекта, переносим карандаш на другой предмет и сравниваем на сколько (или во сколько) раз первый предмет больше или меньше второго.
- На этом основаны правила о пропорциях, - звучат в ушах слова преподавателя.
Вот так потихоньку начинается работа, первые штрихи нанесены на мольберт.
- Да в общем – то всё понятно, - и Айвазовский достаточно быстро и точно справляется с уроком.
Рисование с натуры, по сути дела, немногим отличается от техники рисования с картин и рисунков. Здесь также необходимо начинать со схем, также необходимо брать правильное соотношение частей и также после правильного построения схемы переходить к изображению деталей. В то время существовала строгая иерархия жанров в живописи, высшим из них почитали исторический. Ученики писали полотна на сюжеты античной и отечественной истории, античной мифологии и Священного Писания и изображали на них примеры добродетельных и героических поступков, высоких чувств. В русской Академической школе в дублировании эстампов котировались фламандская и голландская школы, среди которых виднелись гравюры с оригиналов Рембрандта, Воувермана, Берхема, Рубенса, Ван Дейка, Останде, Тенирса, Иорданса и других художников.
Преподаватели Академии буквально с первых шагов учёбы Айвазовского ставят его в число подающих большие надежды учеников. Айвазовский знакомится с петербургским коллекционером А.Р. Томиловым, бывает на незабываемых вечерах у К.П. Брюллова и М.И. Глинки. Так, бывая у Томилова в его картинной галерее, знакомится с блистательными работами мастера пейзажной живописи С.Ф. Щедрина. Айвазовский начинает работать над копией знаменитой работы Сильвестра Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя». Окончательный вариант её появится в 1843 году «Вид Амалфи близ Неаполя. Копия с картины С.Ф. Щедрина конца 1820-х», ныне находящаяся в Тверской областной картинной галерее. Он гостит у Томилова в поместье – селе Успенском, на берегу Волхова, близ Старой Ладоги. Знакомится с совершенно новой природой, часто бывает в лесу, изучает быт крестьян. На вечерах немало интересного черпает по художественным и литературным вопросам, в ведущихся спорах и беседах у самых передовых людей того времени, где окончательно сформировал свой природный эстетический вкус.
Пропадает днями на выставке в Античном зале академии, где в 1834 году выставляется великое творение Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он становится узнаваем в обществе, с ним стремятся познакомиться многие известные литераторы, художники, чиновники того времени. В начале 1835 года распоряжением Академии Айвазовский был назначен в качестве помощника к известному французскому маринисту Филипу Таннеру, который прибыл в Петербург по приглашению императорского двора. Вместо огромной радости, которая вначале возникла у Айвазовского, наступила пора горького разочарования. Таннер, набрав множество заказов, без устали отправлял молодого ученика на зарисовки по городу, используя его талант, чтобы не терять на это время. Картины Таннера приобретают столичные аристократы и несколько картин заказывает сам император Николай I.
Айвазовский обращается к Таннеру:
- Месье, у меня совершенно не остаётся времени на самостоятельную работу, дайте возможность мне писать свои картины!
Но вредный француз, у которого появилось множество заказов, отказывает ему и всё больше загружает его черновой работой. Айвазовский всё же пишет полотно: «Этюд воздуха над морем» и 26 сентября 1836 года получает серебряную медаль 2-го достоинства от комитета выставки. Тогда же в сентябре 1836-го в Академии художеств была открыта персональная выставка Таннера.
Айвазовский, по-видимому, с разрешения Таннера, выставил на ней пять своих картин. Выставку посещает А.С. Пушкин с женой и Айвазовского представляют поэту, который высказывает одобрение и желает молодому художнику новых успехов.
Известия об успехах картин доходят до Николая I. «Художественная газета», выходившая в Петербурге, пишет: «Две картины Айвазовского, изображающие пароход, идущий в Кронштадт, и голландский корабль в открытом море, говорят без отличности, что талант художника поведёт его далеко. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых талант только догадывается». О Таннере газета небрежно пишет, что тот страдает чрезмерной манерностью. Таннер явно не ожидал такого успеха своего ученика и почувствовал себя обойденным. Бытует версия, будто бы он пожаловался императору, что его ученик без спросу выставил на его персональной выставке свои работы.
Надо сказать, что Николай I являлся очень жёстким правителем. Вот как описывают его нрав современники: «Его крутой нрав, вспыльчивость, несдержанность внушали непритворный страх и самым приближенным лицам, невольно побуждая их проявлять во многом показное рвение - лишь бы избежать раздражения повелителя. А он с годами все кропотливее ворошил груды бумаг с "государственными делами", все жестче требовал от своих министров лишь исполнения приказаний». Таким образом, император, любивший везде порядок, без промедления дал распоряжение снять картину, вызвавшую резонанс, и уволить «бывшего ученика живописца Таннера». Министр двора, не вдаваясь в подробности, решительно ответил в этот же день: «По Высочайшему повелению... прошу... приказать снять с выставки Академии художеств все картины, писаные бывшим больным учеником живописца Таннера...».
Так враз Айвазовский стал «бывшим». Но почему же больным? Любопытен хранящийся в архиве рапорт штаб-лекаря Академии художеств. Оказалось, что Айвазовский «заболел простудной лихорадкой и вступил в лазарет 28-го июля сего года... скоро выздоровел... просил дозволить ему остаться еще на некоторое время в лазарете». Айвазовский попадет в немилость государя, что грозило закатом его карьеры. Никакие доводы не действовали на государя от обращавшихся к нему с просьбами, великого баснописца И.А. Крылова, поэта В.А. Жуковского, учителя художника профессора живописи М.Н. Воробьёва, о помиловании Ивана Айвазовского, и только вмешательство профессора баталического класса Академии художеств А.И. Зауервейда, преподававшего великим княжнам рисование, возымело успех. В марте 1837 года А.И. Зауервейд рассказывает Николаю I, что картину на выставку Айвазовский написал по поручению Оленина А.Н., президента Академии художеств. Лишь спустя пять месяцев удалось уговорить императора сменить гнев на милость. Только, когда Николаю Павловичу показали картину «Этюд воздуха над морем», он простил Айвазовского. 14 марта 1837 года министр двора сообщил президенту академии: «Государь Император Высочайше повелел соизволить художника Айвазовского перевести распоряжением из класса живописи в класс баталистики под начало всё того же Зауервейда».
Картина была передана в музей академии. Поскольку на обороте не было указано название, хранитель музея, заполняя формуляр, обозначил наименование исходя из содержания: «Тихое море на берегу судно с матросом». В других архивных источниках приводится другое близкое название, только вместо слова «судно» употреблено «лодка». Ныне картина находится в Третьяковской галерее в Москве под двойным названием «Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)». А Таннер увлёкшись интригами, высочайшим повелением был попрошен уехать из страны.
С тех пор на протяжении всей жизни Ивана Константиновича Айвазовского сопровождало покровительство российских императоров - Николая I, Александра II, Александра III и их семей. Оно помогло талантливому мастеру в полной мере реализовать свои способности, дало возможность совершить далекие плавания и увидеть морские пейзажи с палуб кораблей, обогащать свои впечатления во время посещения разных стран. Многие картины Айвазовского, приобретенные членами царской семьи, украшают ныне собрания главных музеев России. Айвазовский продолжает учёбу, сведения, почерпнутые в баталическом классе, весьма пригодились ему при дальнейшем написании полотен с изображениями морских сражений.
Пришла осень 1837 года. Айвазовский участвует на очередном академическом конкурсе, представляя три морских пейзажа и картину «Штиль», получает Большую золотую медаль. Совет академии выносит решение: вместо продолжения обучения в классах отправить академиста Айвазовского на два года в Крым для совершенствования своего мастерства. На чём практически и завершилось обучение Айвазовского в Академии художеств. Весной, 1833 года он отправляется из Петербурга в родную Феодосию.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/04/29/276 Полностью можно прочесть книгу в Литрес. В поиске набрать Александр Смольников)
Свидетельство о публикации №221042701046
Да-а-а, крут был император Николай Первый! Капризен.
Вон сколько людей просило за художника, а он всё медлил!
Зато потом покровительствовал...
Обратила я внимание и ещё на одно знакомое имя и порадовалась:
"Айвазовский, по-видимому, с разрешения Таннера, выставил пять своих картин. Выставку посещает А.С. Пушкин с женой и Айвазовского представляют поэту, который высказывает одобрение и желает молодому художнику новых успехов".
С искренним уважением,
Элла Лякишева 09.06.2021 10:22 Заявить о нарушении
Александр Смольников 09.06.2021 12:24 Заявить о нарушении