74. Вода, вода, кругом - вода..

Предыдущая глава:Глава 73. Возвращение в детство
http://proza.ru/2021/04/26/92


            Две извилистых реки пересекают Троицк: Уй — река подлиннее, поглубже и Увелька —  речка поменьше, которая на территории Троицка впадает в Уй, и вместе они образуют несколько крупных водохранилищ, на которых и стоит Троицкая ГРЭС. Одно из воспоминаний детства, связанное с рекой Уй, навсегда впечаталось мне в память.

            Мы с бабушкой откуда-то возвращались пешком. Мне лет пять, и я очень устала от этих дальних переходов. Баба Варя, лёгкая на ногу, привычная к таким марш-броскам, бодро топала своими крепенькими ножками впереди, уже значительно опережая меня. Иногда она оглядывалась и останавливалась, поджидая. Потом опять уходила вперёд.

            Уже вечерело, но закатное  солнце ещё не скрылось за горизонтом, своим ровным, спокойным красновато-розовым светом освещало всё вокруг. Я боялась потерять бабушку  из виду, поэтому старалась сократить расстояние, разделяющее нас, но сил у меня уже не хватало, я задыхалась от этих подъемов и спусков по холмам, уже еле переставляла непослушные усталые ноги. В груди пекло, губы пересохли, порой я спотыкалась, но молча двигалась вперёд — мне было стыдно признаться, что силы мои на исходе.

            Наверно, именно тогда я на опыте ощутила понятие "превозмогая себя". Какая-нибудь капризная девочка, возможно, уже закатила бы бабушке истерику, требуя отдыха, но я, скорее, упала бы замертво, чем начала хныкать или что-то там просить.

             На одном из холмов открылась чудесная картина: крутой склон холма спускается прямо к реке Уй, спокойно несущей свои глубокие воды, тоже окрашенные закатным розоватым светом.  У самого берега стояли люди, там что-то случилось, и мы с бабушкой поспешили туда.

              Оказалось, что только что в реке утонула девочка, и ее пока даже не нашли... Острая жалость к погибшей девочке пронзила меня. Эта река, угрюмая, тёмно-сине-серая, только что отняла у девочки радость жизни, радость возвращения домой в семейный круг в славный, тихий, розовый вечер. Эта река только что поселила в сердца близких бедной девочки страшное горе, боль потери — внезапной и безвозвратной.

            Во мне вдруг возникло сильное отвращение к реке, она  показалась мне такой насупившейся и страшной, что меня заполнил какой-то панический, первобытный страх, и я, забыв про усталость, резво засеменила наверх, на вершину  холма, подальше от этой хищной воды, от этого теперь такого неприветливого места. Много позже у меня проклюнулся сам по себе экспромт:

      Утонула на закате девочка.
      Холодея в безотчётном страхе,
      Я бежала от воды угрюмой
      По траве коричнево-зелёной,
      По холму, припавшему устами
      Пересохшими к реке, в которой
      Утонула на закате девочка.

(Много позже у меня проклюнулся сам по себе этот экспромт)

             Мы с Верой, к сожалению,  не умели плавать, ну, так, по-собачьи — один-два метра, поэтому воду не боялись только в ванне. Ко всем остальным водным массивам относились настороженно. И здесь, в Троицке, помня своё детское потрясение, я даже и не помышляла идти купаться на Уй или Увельку.

             Все окрестные слободские ребятишки бегали купаться на карьер на окраине города, недалеко от Слободки, поэтому и мы весело отправлялись с ними. И баба Варя всегда ходила с нами. Она сидела на берегу и присматривала за всей ребятнёй сразу, а мы весело плюхались в воде, брызгались, верещали на разные голоса, ведь это было так здорово — ополоснуться после жаркого дня в приятно-прохладной водичке карьера.

          Жара уже спАла, от солнышка исходило ласковое ровное тепло, а закатные лучи красиво золотили всё вокруг, но в это золото уже начинал понемногу вливаться и нежно-розовый вечерний свет. Мы держались ближе к берегу, потому что края карьера резко обрывались и уходили на глубину.

           В какой-то момент я шагнула чуть в сторону и тут же ушла с головой под воду. Ногам моим не было опоры, я таращилась в разные стороны, но повсюду меня окружала только зеленовато-мутная вода. Я растерялась, не зная в какую сторону двигаться, боялась по ошибке двинуться на глубину, тогда точно —  конец. Опору, мне надо было опору, от которой я могла бы оттолкнуться, но её не было! Я почувствовала, как эта глубина властно тянет меня к себе.

           Вдруг пальцами ног я коснулась дна карьера, в то же мгновение из последних сил  оттолкнулась от него и всплыла, с каким-то невероятным трудом перебарывая тянущую мощь глубокой воды.  Жадно хватанув воздух, я  тут же определила, в какую сторону мне надо барахтаться дальше.

           Выбралась на мелкое место, и меня охватил ужас от осознания только что произошедшего. Вера была неподалёку. Я тихонько  сказала ей, что чуть не утонула. Молчком вышла на берег и села в задумчивости. Радость от купания пропала, и больше я уже в этот страшный карьер не заходила. Ни маме, ни бабушке мы ничего не сказали: зачем попусту будоражить взрослых, если всё, к счастью, обошлось благополучно.

Продолжение:Глава 75. Слободка
http://proza.ru/2021/07/31/17
      


Рецензии