1939 июнь вышел цветной фильм Сорочинская ярмарка

17 июня 1939 г. кино: родился Кшиштов Занусси – знаменитый польский режиссер

17 июня 1939 г. в Варшаве родился Кшиштоф Занусси – знаменитый польский кинорежиссёр. Кшиштов Занусси входит в тройку самых известных польских режиссеров 20-го века вместе с Анджеем Вайда и волновым героем  Романом Полански (см 18 августа 1933 г.). В конце 20-го века Занусси занимался и съемками успешных фильмов и политикой как активист «Солидарности». Он был специально отобран Ватиканом в 1984 г. для съемок  фильма о волновом герое папе Павле II (см. 18 мая 1920 г.) – фильм «Из далекой страны». В 21 веке волновой герой Кшиштов Занусси ушел в политику –  с 2006 г. он посол Польши в России. Основная фильмография волнового героя Кшиштова Занусси:
• 1971 г. -  «За стеной» -  главный приз МКФ Сан Ремо;
• 1977 г. - «Защитные цвета» - главный приз  МКФ в Тегеране-77, Гран-при фестиваля в Гданьске -77;
• 1980 г. - «Константа» - приз за режиссуру на МКФ в Канне;
• 1982 г. - «Императив» -  приз на МКФ в Венеции;
• 1984 г. - «Год спокойного солнца» - главная премия на МКФ в Венеции;
• 1988 г. - «Состоятельность» - Гран-при МКФ Страсбурге-90
• 2000 г. - «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Гран-при 22-го Московского кинофестиваля.

17 июня 1939 г. Франция: последняя публичная казнь,–  казнен Ойген Вайдманн

17 июня 1939 г. 31-летний Ойген Вайдманн – этнический немец, уроженец Франкфурт-на-Майне, был публично гильотинирован на площади в Версале. Вайдманн возглавлял банду, которая с целью ограбления убила 6 человек. Смертную казнь получил он один. Гильотинирование немца Вайдманна вызвало скандал, и он оказался последним человеком, казненным во Франции публично.

18 – 19 июня 1939 г. Москва: через 17 лет эмиграции в СССР вернулась поэтесса Марина Цветаева

Виктория Швейцер «Марина Цветаева»:

18 июня 1939 года «Мария Ульянова» пришвартовалась в Ленинграде. Прибывший с Цветаевой немалый – 13 мест – багаж должен был пройти таможенный досмотр. Он подробно описан в записной книжке: «Таможня была бесконечная. Вытряс<ли> до дна весь багаж, перетрагив<ая> каждую мелочь, уложенную как пробка штопором... Мурины рисунки имели большой успех. Отбирали не спросясь, без церемоний и пояснений. (Хорошо, что так не нравятся – рукописи!) Про рук<описи> не спросили – ничего...» Цветаева пишет уже в поезде Ленинград – Москва. В Ленинграде для приехавших организовали экскурсию по городу, Мур поехал вместе с испанцами; Цветаева осталась в вагоне с вещами.
19 июня – после семнадцати лет эмиграции – Цветаева вновь оказалась в родной Москве. Можно ли было считать «той страной» место, куда она вернулась? Если раскроешь газету «Известия» за воскресенье 18 июня 1939 года – вряд ли Цветаева сделала это в день приезда – убедишься: да, страна существовала, кипела событиями. Заголовки первой полосы сообщали: «Дадим стране высококачественный кокс!», «Вручение орденов и медалей Союза ССР», «Тираж Займа третьей пятилетки», «За разбазаривание средств по государственному социальному страхованию – к судебной ответственности». Передовица была посвящена Максиму Горькому: «Гигант мысли и волшебник слова». Вся третья полоса под шапкой «Великий пролетарский писатель» – заполнена им же в связи с трехлетием его смерти и состояла из банальностей, соответствовавших заголовкам. Привычный советский читатель пропускает такое мимо глаз и ушей. Однако Цветаева могла бы не без интереса прочесть заметку А. Сперанского «Третья годовщина», разоблачавшую убийц Горького и кончавшуюся патетически: «Убийцы Пушкина – насколько же по-своему они были честнее!» Вслед за этим на четвертой полосе с равным энтузиазмом сообщалось о детском спортивном празднике на стадионе «Динамо», о переписи населения на Крайнем Севере, о постановке оперы «Иван Сусанин» по заново сочиненному Сергеем Городецким либретто, о том, как расцвел при советской власти Московский зоопарк, которому только что исполнилось 75 лет... В филиале Большого театра шла в этот вечер опера «Мать» по роману Горького, у некогда дружественных вахтанговцев – пьеса Алексея Толстого «Путь к победе». Со страниц газеты жизнь била ключом, но это была незнакомая жизнь, непохожая даже на ту, из которой она уехала семнадцать лет назад. Все было другим: представления о человеческих ценностях и отношениях между людьми, новый, уже установившийся быт, новая лексика и фразеология.

19 июня 1939 г. кино: на экранах 1-й украинский цветной фильм «Сорочинская ярмарка»

19 июня 1939 г. в день возвращения в Москву поэтессы Марины Цветаевой на экраны СССР вышел 1-й украинский цветной фильм «Сорочинская ярмарка», Киевская киностудия, режиссер Николай Экк.  Фильм снят по знаменитой новелле волнового героя Николая Гоголя (см. 19 марта 1809 г.с.с.) и считается кинокритиками удачной экранизацией. Мнемонические «цветные» ассоциации 19 июня 1939 г. очевидны.

19 июня 1939 г. Москва: родился Юрий Галансков – поэт – диссидент, заключенный лагеря № 17 в Мордовии

19 июня 1939 г. в Москве родился Юрий Галансков – поэт. С 1961 г. занимался самиздатом, арестован (см. 19 января 1967 г.), получил 7 лет лагерей, срок отбывал в Мордовском лагере № 17. Умер в ноябре 1972 г. в больнице от заражения крови.


Рецензии