Добромила Иванова. 189 Жемчужина

…- Дорогая Радосвета, вчера вы сказали, что сознание и душа – это одно и тоже, - это была Радхарани, - можете еще рассказать об этом?
Молодая женщина улыбнулась, и по добродетели оценив пытливость ума девочки, ответила:
- Как учит квантовая психология, мозг обрабатывает информацию, которая поступает от сознания. Сознание же снабжает мозг информацией, полученной в чистом виде от души, а душа, в свою очередь, сама информация в чистом виде. Сознание и душа - понятия тесно связанные друг с другом, но имеют существенные различия.
Душа - это хранилище информации о вашем существовании как живого существа. Душа - это постоянная, всегда существующее живое существо которая стала частью  реальности.
Душа - это постоянная бесконечного выражения в духовной реальности. Но вы не можете быть бесконечным в материальной реальности.
Так что душа - это не жизненная сила, которая питает человеческое сознание.
Душа - это та часть вас, которая содержит всю память о вашем существовании как Человека. Для большинства из нас это обширное хранилище слишком большое, чтобы структура сознания могла с ним справиться. Таким образом, душа хранит эту информацию для каждого отдельного существа. Душа - это та часть нас, которая переходит из одной жизни в другую, и развивается на основе того, что мы познаем во всех своих жизнях и периодах между ними. Душа формируется на основе накопленных за все жизни знаний, навыков, способностей, личностных и морально-этических качеств, и сделанных выводов.
Каждое живое существо имеет определённый уровень развития, который можно представить в виде возраста. Развитие и характеристики приблизительно такие же, как у людей. Душа не имеет пола, поэтому для получения максимального опыта воплощается в мужском и в женском теле. Однако имеет женское начало.
 Сознание для человека выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных, эмоциональных, умственных образов, интуитивных прозрений, других переживаний, непосредственно предстающих перед субъектом или проникающих в него.
Сознание — высшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека, способность идеального отображения объективной реальности. Понимание сущности Сознания определяется решением основного вопроса философии. Сознание неотделимо от психики человека и его общественного бытия. Психика - форма активного отображения личностью объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Сознание как продукт деятельности головного мозга есть отражение человеком в идеальной форме не только внешнего мира, но и самого себя в своей психической деятельности — отражение процессов отражения (акт рефлексии).  Самоотображение осуществляется в различной степени и имеет разные уровни: от чувства Я и оценки своих действий, мыслей и чувств до этического самоконтроля, осмысления собственных мировоззренческих установок. Высшие уровни самоотображения представляют самосознание, т. е. осознание себя как личности, осознание своего отношения к миру, прежде всего к наличной социальной действительности и своего места в ней. Таким образом, сознание как целостная субъективная реальность есть диалектическое единство ее гностических (т. е. представляющих совокупность знаний), ценностных и деятельно-волевых параметров; структура сознания имеет в своей основе диалектическое единство противоположно направленных отображений — внешнего и внутреннего мира личности.
Как нельзя уничтожить душу, уничтожив материальное тело, так нельзя уничтожить и духовное сознание. Сознание материального тела – это духовное сознание, проявляется через посредство материального тела. Это низший тип сознания, оно извращено и подвержено разрушению. Но сверхсознание сверх ума на духовном плане – то же самое, что духовная душа, поэтому не подвержено уничтожению.
Наш материальный ум и тело развиваются из живого существа, то есть души, но под слиянием невежества, страсти и благости мы забываем о своей истинной природе. На пути знания о реальности души рассуждают чисто теоретически. Но преданное служение действительно вовлекает духовную душу в деятельность. Над уровнем восприятия материи находится еще более тонкий уровень чувств. Возвышение над чувствами приводит на уровень более тонкого ума, затем – дыхательной деятельности и постепенно – разума. Выйдя за пределы разума с помощью практики медитации, удерживающей чувства, регулирующей дыхание и использующей разум для достижения трансцендентного уровня, можно осознать свою душу. Этот транс прекращает всякую материальную деятельность тела.
Наличие сознания является признаком присутствия трансцендентной души; стоит сознанию покинуть материальное тело, как тело перестает действовать. Таким образом, сознание проявляет себя в деятельности. Теория, которую отстаивают философы-эмпирики, утверждающие, что сознание может оставаться пассивным, свидетельствует о скудости их знаний. Попытки остановить деятельность чистого сознания приводят к осквернению души. Если остановить деятельность чистого сознания, обладающая сознанием жизненная сила обязательно найдет сене другое занятие, поскольку сознание не может существовать бездействуя. Деятельность сознания не прекращается ни на мгновение. Сознание продолжает действовать даже тогда, когда тело бездействует, — его деятельность проявляется в форме сновидений. Бессознательное состояние противоестественно для души; вызванное вмешательством извне, оно длится в течение ограниченного периода времени, а когда действие наркотика заканчивается или, когда человек просыпается, сознание с новой силой принимается за работу.
 Прославление Господа не является итогом самостоятельных изысканий, это плод смиренного слушания истинного духовного учителя. Более того, никто не способен повторить все, о чем рассказывает духовный учитель, можно лишь стараться добросовестно изложить как можно больше из того, о чем нам довелось услышать. Смысл не в том, чтобы описать величие Господа полностью. Главное — занять свое тело, ум и речь трансцендентным прославлением Господа, иначе их деятельность останется оскверненной. Бытие обусловленной души можно очистить только тогда, когда наш ум и речь заняты служением Господу.
Верховный Господь пронизывает Собой все, и вместе с тем Он проявляет Себя в материальных телах различных видов и форм, которые возникают в результате соединения материальной природы, времени, желаний и предписанных обязанностей. Так развиваются разные типы сознания, подобно тому, как огонь в зависимости от формы и величины поленьев горит по-разному, хотя природа огня во всех случаях остается неизменной.
Верховная Личность Бога в аспекте Параматмы всегда находится рядом с индивидуальной душой. Сознание индивидуальной души зависит от типа материального тела, полученного ею от пракрити, материальной природы. Материальные элемснты приводятся в движение энергией времени, в результате чего возникают три материальные гуны, и в зависимости от того, под влиянием каких гун живое существо находится, оно получает тело того или иного типа. Душа, оказавшаяся в теле животного, находится под таким сильным влиянием гуны невежества, что практически лишена возможности постичь Параматму (которая также находится в сердце животных), но душа, получившая тело человека, обладает достаточно развитым сознанием , чтобы в результате своей деятельности выйти из-под влияния гун невежества и страсти и достичь уровня гуны благости. Поэтому священные писания рекомендуют человеку общаться с духовно возвышенными личностями. чтобы достичь совершенства, то есть осознать свою истинную, изначальную природу, человек обязан обратиться к духовному учителю. Человек должен обратиться к духовному учителю, потому что благодаря общению с ним сознание человека будет все больше и больше сосредоточиваться на Верховной Личности Бога и, достигнув высшей точки своего развития, превратится в сознание Кришны. Тело, полученное живым существом от пракрити, материальной природы, определяет уровень сознания живого существа; степень развития сознания определяет характер его деятельности, а чистота этой деятельности определяет его способность постичь Верховную Личность Бога, пребывающую в сердце каждого. Приведенный в этом стихе пример очень точен. Огонь всегда одинаков, но в зависимости от величины и формы поленьев пламя может быть прямым, изогнутым, маленьким, большим и т.д.
Глубина осознания Бога зависит от уровня развития сознания живого существа. Поэтому тем, кто получил человеческое тело, рекомендуется совершать различные аскезы, карма-йогой, гъяна-йогой, дхъяна-йогой и бхакти-йогой. Йога подобна лестнице, ведущей к совершенству. Люди, стоящие на разных ступенях этой лестницы, занимаются соответственно карма-йогой, гъяна-йогой, дхъяна-йогой или бхакти-йогой. Бхакти-йога, безусловно, является высшей: ступенью в процессе постижения Верховной Личности Бога. Иными словами, на определенном этапе развития сознания человек начинает осознавать свою духовную природу и, полностью очистившись от материальной скверны, достигает брахмананды, которая является поистине беспредельной. Человек постигает Господа, Верховную Личность, в той мере, в какой он предался Ему. Однако полностью предаться Господу может только тот, кто обладает совершенным знанием.
Деятельность разума проявляется в трех состояниях: бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне. Того, кто воспринимает эти состояния, называют изначальным господином, повелителем, Верховной Личностью Бога.
Без разума невозможно сознавать ни работу органов тела, ни сны, ни состояние, в котором вся телесная и психическая деятельность прекращена. Источником и свидетелем этих состояний является Верховная Личность Бога, Высшая Душа; именно Она дает индивидуальной душе понять, когда та бодрствует, когда спит, а когда полностью погружена в транс.  Господь пребываю в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение». Живые существа оказываются во власти одного из трех состояний — бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна — под влиянием своего разума. Этим разумом наделяет их Верховный Господь, который иногда сопровождает индивидуальную душу как ее лучший друг. В некоторых случаях душу напивают саттва-буддхи: это значит, что ее разум непосредственно принимает страдания и удовольствия, помимо деятельности органов тела. Источником мыслей, которые приходят к человеку во сне, является Верховная Личность Бога (Господь, Сверхдуша, — это верховный повелитель, который управляет подчиненными повелителями — обыкновенными живыми существами. И постигать Верховную Личность Бога нужно с помощью разума.
Сознание — это первичное духовное начало, принципиально отличающееся от всех материальных, начал, как грубых, так и тонких (ума, разума и ложного эго). Тонкие элементы представляют собой всего лишь оболочку, покрывающую чистое сознание. Поскольку тело Господа состоит из чистого сознания, то его никак нельзя назвать материальным телом — временным футляром из плоти и костей, который мы носим в этом мире.
Сознание души есть энергия. Энергия Света и Любви. Души есть Свет. И этот Свет или Энергия осознанна. Это и есть наше сознание как душ. Мы, как души, как Свет, проявлены в телах не полностью, а лишь частично, ибо наши с вами тела сгорят просто. Мы как души есть Свет. И большей своей частью мы как души присутствуем с вами на тонком плане, а не на физическом. На физическом плане или в телах мы как души проявлены лишь частично. Когда души спят, то они не проявлены как на тонком плане, так и в миру. Их нет как душ. Они спят, живут лишь их личности и эго. Сознание души дремлет. Когда души начинают пробуждаться, просыпаться, то сначала разворачивают своё сознание на тонком плане, затем уже на физическом или в миру.
Что значит "разворачивают своё сознание на тонком плане"? Это значит начинают осознавать или вспоминать себя именно как души, как Энергию и Свет, которая заключена или проявлена в теле. А не как тело, разум, личность или ещё что. Чем больше душа осознаёт себя именно душой, тем больше она проявляется в теле. Сознание души не есть сознание личности или эго. Сознание души много шире и глубже человеческого ума или разума. Ум не может постичь того, что доступно сознанию души. Разум не может постичь Бога, не может постичь, что есть Творец. Душа может. Может приблизиться к пониманию Творца. Все души познают Творца. Познают, что есть Его Свет и Любовь. Чем более и более души познают Творца, тем старше, мудрее, осознаннее они становятся как души. Все души "учат" лишь один урок: что есть Творец, и что есть Любовь Творца. Постигают это в разной форме, в разной форме познают Творца. Других "уроков" или "дисциплин" у душ нет.
Когда души не желают "учиться": ленятся, спят сознанием в тисках ложной личности и эго, не пробуждаются сознанием как души и не живут в телах, то они и не работают, не получают жизненный опыт. А значит, они и не постигают, что есть Творец и что есть Любовь Творца к ним как душам. Жизни их проходят впустую. И они остаются на "второй год". Все их невыученные "уроки" — уроки, которые они должны были постичь, осознать, как души — переходят с ними в их следующее воплощение. Многие души спят многие жизни подряд. Ни к чему хорошему такая лень, конечно, не приводит. Во-первых, души зря теряют "время", во-вторых, не учатся и не растут как души. Тормозят в своём духовном развитии. Спят, не растут, не творят, не светят и не служат другим душам.
Сознание души не есть сознание разума, не есть сознание личности или эго. Личность и эго есть программы, учебные программы для души, но как всякое творение, создаваемой душой, они осознанны. Ментальное тело или разум также есть творение души. Мы говорили о том, что в каждом воплощении душа творит новую личность, новое ментальное и эмоциональное тело под эту личность и новое эфирное тело для души, через которое душа проявляется в теле. Душа есть свет, который в физическом теле проявлен: а) не полностью и б) через "посредника" — эфирное тело, иначе физическое тело просто сгорит. Когда вы как души берёте под контроль ваше эго и встраиваете личность в душу, то ваши ментальные и эмоциональные тела в миру вам больше не нужны. Ментальное тело вы отключаете навсегда. Эмоциональное или астральное тело — на время, ибо оно вам нужно как душе для работы на тонком плане. После этого вы начинаете жить тотально через душу, жить сознанием души.
Сознание души шире сознания личности или ментального тела. Сознание души бесконечно. Души по мере их взросления и роста расширяют сознание всё больше и больше, всё более и более приближая своё сознание к сознанию Творца как души. Но в мирах эго осознать душам себя именно как души, как часть Творца непросто. Сначала сознание душ дремлет в тисках личности и эго, затем душа долгое время борется с привычкой осознавать всё посредством ментального тела. Даже после отключения вашего ментального тела, вы как души нет-нет да включаете его снова. Затем, осознав себя как души и поборов привычку осознавать всё через ментальное тело, вы начинаете всё полнее и полнее разворачивать ваше сознание души. Что это значит? Вы всё более и более полно проявляетесь как души с тонкого плана на физический план. Проявляетесь в теле. Светите ярче. Осознаёте себя как души и реальность вокруг вас полнее.
Некоторые души начинают с того, что осознают себя сначала во сне. Это так называемые "осознанные сновидения", но не те, где души гуляют по иллюзорным мирам эго, а когда осознают, что они делают как души во сне на тонком плане. А потом осознают себя как души уже и в физической реальности (обычно таким путём идут души, имеющие сильную ложную личность и эго). Некоторые души, живущие через самость (личность без эманаций эго), напротив, сначала осознают себя как души в миру, "бодрствуя", а уже затем во сне. Некоторые души начинают осознавать себя параллельно и там, и там. Но это редкость. Когда вы полностью осознаете себя как в миру, так и на тонком плане, вы до конца развернёте ваше сознание души в мирах эго.
Что есть спутанность сознания души? Если представить себе мятый или скомканный лист бумаги, то получится похоже. Не развернувшееся до конца сознание души "примерно так и выглядит": сознание спутано или скомкано. Его нужно развернуть до конца или "расправить смятый лист бумаги". Сознание может разворачиваться или распутываться сначала на физическом плане, в физической реальности, а затем во сне или в духовной реальности, а может наоборот. Когда сознание разворачивается полностью в физической реальности, то души начинают видеть тонкий план в миру. Видеть и осознавать другие пробуждённые и осознанные души, ложные личности и эго, видеть духовные сущности, проявленные в миру и т.д. Когда сознание душ полностью разворачивается или распутывается на тонком плане, то души осознают себя во сне, помнят свои сновидения. Большинство из вас всё же их не помнит. Вы не помните и не осознаёте, что вы делаете во сне. Часто ваши сновидения представляются вам как сумбурный, нелогичный сон. Так и есть. Пока сознание души на тонком плане полностью не развёрнуто, то так оно и есть. Некоторые души, пытаясь осознать себя на тонком плане, включают по привычке ментальное тело. Тогда ваши сны становятся совсем запутанными. Ментальное тело не может осознать тонкий план. И ваши сны становятся похожи на бред. Вы сами же их так и воспринимаете: как некий сумбур без логики и структуры, если и когда вообще помните ваши сны. Первое, что нужно сделать, так это не включать ментальное тело во сне. Достаточно вашего намерения. Второе более осознанно работать во сне, в тонко-материальной реальности, всё более и более разворачивая ваше сознание там. Также достаточно вашего чёткого намерения. Через некоторое время ваши усилия увенчаются успехом. Некоторые рекомендуют записывать сновидения сразу после пробуждения, чтобы запомнить их и осознать. Но это не обязательно. Вполне достаточно вашего внутреннего намерения. Но оно должно быть чётким и мощным.
Давайте ещё раз подробно поговорим о сознании души в миру. Вы уже знаете, что мы как души большей частью существуем на тонком плане, и лишь небольшой частью души проявлены в миру в телах. Если мы как души в миру осознанны, осознанны именно нашей проявленной в миру частью, то мы осознаём и нашу непроявленную в миру часть. Это касается всех душ. Теперь, от чего зависит степень нашей осознанности как души? Степень нашей проявленности как души с тонкого плана на физический, в мир? От уровня осознанности нас как душ. Чем больше мы осознаём себя именно как души, тем более мы проявляемся как души с тонкого плана в мир. Проявляемся и как свет, и как сознание. Просачиваем наше сознание всё больше и больше в мир. Объединяем ту часть нашего сознания, которая не проявлена в миру, с той, что проявлена. Убираем как бы "барьер" между провяленной и непроявленной частями нашей души.
Представьте себе воду, которая заключена в двух резервуарах: побольше и поменьше, между которыми существует узкий проход, закрытый перегородкой. Постепенно перегородка убирается, и вода в обоих резервуарах объединяется. И уже нет разницы между тем, что есть в миру, и что есть на тонком. Сознание души объединяется, что на тонком, что в миру. Сознание непроявленной части души доступно сознанию проявленной части в миру. И лишь как свет мы проявлены в мир частично, но как сознание мы присутствуем и там, и тут. Сначала мы просачиваемся в мир как души, как свет, всё больше и больше. Всё больше и больше светим. Когда мы проявляемся в мир как души, как свет, максимально возможно для нас в теле, то начинаем затем просачивать в мир и наше сознание с тонкого плана на физический. Объединять "резервуары".
Сколько именно займёт времени этот процесс, будет зависеть от нас как от душ. От нашей работоспособности, от наличия-отсутствия ментала, личности и эго. Объединить сознание души с тонкого плана на физический не так-то просто. Надо верить и доверять себе. Идти по сердцу. Проявление сознания души с тонкого плана на физический — непростой процесс. Все вы как души когда-то просыпались и начинали осознавать себя именно как души, видеть тонкий план. Это было непросто. В нашем обществе не принято говорить об этом. Всё, что видят и осознают души: себя как Свет, как часть Единства, как Любовь, как Энергию, осознают свои предыдущие жизни — всего этого нет и быть не может.
Теперь как это всё проявляется в миру? Проявленные части души осознают себя постепенно. Мужским душам сильно мешает ментальное тело и вредные привычки. Они затуманивают сознание и мешают полнее осознать себя как душу. При наличии активного ментала — то же самое. Сознание души с тонкого плана медленнее просачивается в мир. Поэтому контролируем ум и вредные привычки. Убираем личность и эго. Вспоминаем и осознаём себя именно как духовные души.
- Дорогая матушка, расскажи, пожалуйста, подробно о видах йоги? – Это была Светозара.
- Карма-йога – это процесс, связывающий деятельность живого существа (грубое тело) с Господом.  Обычно процесс карма-йоги предлагает свод правильных действий и принципы нравственности. Гьяна-йога – этот процесс, связывает с Господа разум живого существа. Помогает правильно оценить материальный мир и сформировать желание уйти из него.  Дхьяна-йога – процесс, связывающий с Господом ум живого существа. Хатха-йога является предварительной частью этого процесса. Помогает начать углубление в себя и реально обнаружить свою душу и Сверхдушу в своем сердце. Бхакти-йога – процесс, связывающий со Всевышним душу живого существа. Помогает восстановить вечные отношения с Господом.
- Что такое ум и разум? – Это была Светлана.
- Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу. Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума: — уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой душ. Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным.
И чтобы лучше понять разницу между умом и разумом, мы чуть подробнее разберем функции нашего ума, за что он отвечает.
Первая функция — это память. Все, что мы получаем с помощью наших чувств, нашего восприятия, откладывается в уме. Ум запоминает полученную информацию и при необходимости черпает ее из кладовых памяти.
Вторая функция нашего ума — просчет, расчет, выведение алгоритмов, цепкость восприятия и усвояемость полученной информации в связке с памятью. У каждого эта функция по своей силе разная. Если объем своей памяти можем увеличить в разы, то вторую функцию нашего ума только в некоторой степени. 
Ум воспринимает окружающее через пять своих проводников, через пять чувств.  Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Третья функция нашего ума, это восприятие и обработка полученной информации через чувства. Получая поступившую информацию, быстро обрабатывая ее, ум инициирует желание получить удовольствие от того или иного объекта, или отвергает, если что-то ему не нравится.
Да, четвертая функция, особенность нашего ума — это воспроизведение желания. Посредством чувств, ум выбирает себе потенциальный источник удовольствия, и говорит — мне надо, я хочу! 
Хочу здесь, хочу сейчас, хочу много, надо еще и так далее. Ум постоянно что-то запрашивает. Именно уму частенько наплевать на этикет поведения в обществе, на моральные и нравственные принципы. Здесь и сейчас получить желаемое.
Разум, в хорошем смысле этого слова, пользуется всей информацией и данными ума. Разум имеет прямой доступ ко всему, что получил и обработал ум, но теперь обрабатывает полученные данные на более высоком уровне. 
А именно, разум, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, но уже комплексно для человека в целом, с учетом перспективы. 
На сколько у человека сильнее разум, на столько человек адекватен для себя и окружения.
Человек идет на поводу своего ума. А ум, всегда идет на поводу своих чувств, что близко к катастрофе. Как мы понимаем, руководствуясь чувствами, которые не совершенны в своем восприятии, терпим фиаско.
Правда, есть исключение, есть нечто иное, чем разум.
Но что бы логично идти дальше, давайте уточним любопытную и важную деталь. Ум и разум мы разобрали. Есть еще такое понятие, как эрудиция.
Эрудиция — это свойство ума.
Начитанность и образованность в связке с хорошей памятью. Человек может быть очень эрудированным, но не разумным. Много знать, но поступать не верно. Это мы видим не редко.
А может быть и наоборот. Человек может быть умным, в плане точных расчетов, быть замечательным в знании своего предмета по работе, но не эрудированным. Толком ничего, кроме специфики своей работы, где им восхищаются, как специалистом, — не знает. 
Интеллект, это уже гармоничная связка эрудированного ума и разума.
Наш ум может быть очень силен. Крепкая память, великолепные способности к восприятию информации, эрудиция и так далее. Наш разум может быть еще круче, он четко справляется с сильным умом, более того, они дружат друг с другом. Совершенство! Про таких говорят — человек с сильным интеллектом.
Вместе с тем, мы наверняка замечали, что не все интеллектуальные люди, приятные, или попросту — хорошие люди. Человек с легкостью решает сложные математические задачи, раскладывает по полочкам запутанные клубки причино-следственных связей, гений бизнеса и тому подобное. Однако, такой человек может быть скрягой, не чувствовать, когда обижает людей, или просто с дрянным характером.
Что это? Он же чертовски умен! Его интеллект завораживает! Все его планы аргументированы и безупречны. Как можно такому умному человеку дурно поступать? Значит есть что-то еще кроме ума и разума?
У интеллекта есть две ступени, две стороны. Первую сторону только, что изучили. Вторая — это эмоциональный интеллект. Здесь имеется ввиду следующее:
Человек наделен развитыми эмоциями. Грубо говоря, кроме светлой головы имеет еще и сердце. Человек открыто умеет выражать свои эмоции. 
Человек наделенный эмоциональным интеллектом, умеет в зависимости от обстоятельств проявлять свои эмоции или их уровень, амплитуду. То есть реагировать адекватно происходящему.
Такого человека отличает от того, кто идет на поводу своих чувств, сильный разум. Такой человек знает, как и где уместно применять свои эмоции. Человек наделенный развитым эмоциональным интеллектом конструктивен, позитивен, умет слушать и сочувствовать. При этом не дает слабины аргументировано, и корректно отстаивает свои позиции.   
Понимать, что такое эмоциональный интеллект — весьма важно, но этим знанием обладают не многие. Правда, сейчас, все чаще проявляется тенденция при наборе на работу брать людей именно с развитым эмоциональным интеллектом.
Все потому, что знания и опыт относятся к наработанным компетенциям. Можно человека достаточно быстро всему научить. Главное, чтобы он имел определенный уровень развития своего ума. А вот эмоциональный интеллект больше относится к заложенной природе человека. Это качество развивается, но куда сложнее и больше по времени.
Конечно, может быть и по-иному. Человек наделенный эмоциональным интеллектом, может не иметь тот «классический» интеллект, что описан в предыдущей главе. 
Если мы говорим о полноценном интеллекте, то следует брать к учету две стороны интеллекта.
Тогда все становится на свои места.
Если Вы видите перед собой образованного, умного человека, но не с адекватным стилем общения — у него развита одна часть интеллекта.
Если же видите “хорошего парня”, но не имеющего эрудиции и высокого ума, то это вторая часть интеллекта. Подчеркну — эмоциональный интеллект снабжен сильным разумом и развитыми морально-нравственными качествами. Это ценно.
Мудрость отличается от интеллекта, тем, что мудрый умеет всегда поступать в соответствие с местом, временем и обстоятельствами.
Каждый раз, при новых вводных, разум часто действует близко к шаблону.
Мудрость, каждый раз с учетом места, времени и обстоятельств. 
И мудрый человек, конечно должен иметь развитый эмоциональный интеллект, потому что решения принимаются не только на основании сухих данных, но и сердца. Ведь наилучший алгоритм действий нам может рассчитать и компьютер. Но компьютер никогда не учтет то, что дает развитие нашей души и сердца.
Ум — это очень точный инструмент, тонкая субстанция и требует особого внимания.
В шастрах описано, что ум находится в области сердца. Он управляет нашей тонкой физиологией и нервной системой. Ум распространяет свою энергию по всему телу — в каждый кончик пальца, волосы, в каждую клеточку организма… Ум может распространяться ещё и на одежду, на предметы, на  или дом, на целую страну, на целый мир и так далее. Чем сильнее у человека ум, тем сильнее его способность проникать в пространстве.
Ум движется вместе с нашим сознанием. Т.е. ум — это своего рода тонкая биологическая машина, с помощью которого душа может действовать.
Движение ума определяет движение тела.
Ум всегда действует хаотично, у него нет направленного действия. Ум действует в разные стороны. И человек, который не может контролировать свой ум приходит к потере времени, к расстройству психики и т.д.
Итак, когда человек очень сильно хочет пить и он заходит в жаркую погоду в магазин, где стоит минеральная вода, его ум будет видеть и искать только воду. Но, как только человек напился, ум успокоился, человек начинает замечать, что кроме воды есть еще другие соки, какие-то другие товары появляются.
Если чувства находятся хаотическом состоянии, то ум тоже находится в хаосе. Если ум в хаосе, то чувства в хаосе.
Разум гораздо сложнее ума. В разуме лежит наша концепция существования, наша идея жить на этой земле.
И ведах говорится, что он может пребывать в двух различных состояниях.
Первое состояние — материальный мирской разум (буддхи). Мирской разум ставит для себя задачу провести живое существо через все соблазны и препятствия к его предназначению (конечной цели) или смыслу жизни. В материальном мире смыслом всегда были и остаются: семья, чувственные удовольствия, здоровье, материальное благополучие, уважение других, власть и слава.
Второе состояние — надмирской разум (дивья буддхи) ставит перед собой задачу привести нас к подлинной реальности (мир сверхсознания) к миру простирающемуся за гранью чувственного опыта. Одна из его уникальных особенностей это способность анализировать себя не опираясь на ум и чувства, задаваясь целями вне времени и пространства. Это способность размышлять и убеждаться, в том, что открывающееся перед ним по средствам откровений или духовных переживаний действительно существует. Он ищет Истину по ту сторону иллюзии отделяя вечное от временного.
Разум стоит над чувствами и умом, анализируя окружающую среду и мир нашего опыта. Он определяет, что полезно, а что вредно для живого существа в контексте идеи достижения этих целей. Ум, получая информацию от органов чувств, тянется к приятному объекту, но разум может остановить его, если этот объект представляет какую-то опасность для живого существа или не соответствует разумным целям.
- Скажите, пожалуйста, что такое мудрость? – Это была Божена.
- Почему окружающий мир таков, каков есть? По каким законам он функционирует? Как я могу влиять на реальность? Действительно ли мои мысли творят мой мир?
Ответы на эти вопросы формирует фундамент вашей Мудрости. Быть мудрым человеком – это значит знать законы, управляющие миром, и понимать, как они работают.
Дорогие девочки, мы живем в то время, когда можно построить мост между мистической, эзотерической, духовной картиной мира и его научным, материалистическим видением. Это означает, что вы можете превратить веру в знание. И создать фундамент собственной мудрости. Мудрость – это совокупность накопленного опыта, знаний, качеств и понимания, с помощью которых человек способен поступать и жить правильно. Под мудростью понимается не просто случайные накопленные знания, опыт, качества или понимание разных вещей, а именно жизненные знания, которые позволяют отличать истину от лжи, правильное от неправильного, верный путь от дурного. Такие знания дают возможность наперед предугадывать возможность развития событий, просто из-за осознания законов жизни и природы людей.
Мудрость — это также качество, присущее человеку, обладающему пониманием себя и окружающего мира. Мудрость проявляется в способности принимать верные решения и жить в соответствии с одухотворенной логикой, тем самым достигая счастливого состояния бытия. Избегать различных страданий с помощью мудрости, человек способен определяя то, что принесет ему радость, и то, что принесёт ему страдания в долгосрочной перспективе, а не прямо здесь и сейчас. Уподобляясь таким образом садовнику, который долгое время заботясь о саде, в конечном итоге наслаждается плодами своего труда.
Итак, мудрость – это: знания, понимание, опыт и качества.
Проявление этих факторов в совокупности определяют мудрого человека, который не только говорит мудрые вещи, но и поступает мудро. Такому человеку действовать мудро – свойственно, то есть ему не приходиться ни напрягаться, ни притворяться, ни обманывать кого-бы то ни было. Он просто такой на самом деле.
Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецов, ум которого уравновешен.
Процесс постижения мудрости заключается в обучении, применении знаний, анализе, размышлений, общении, дисциплине. Только хороший ученик способен стать учителем. Только тот, кто стремился постичь мудрость, становится мудрецом. Человек, который игнорировал процесс постижения, может только на время притвориться мудрым человеком, но от этого он не получит ничего хорошего, кроме насмешек. На востоке говорят о таких людях, как об ослах, голос которых всех раздражает, но от этого они не перестают его издавать.
Приобрести мудрость способен только человек готовый учиться и стремящийся к этому. Постижение знаний лежит в основе мудрости, потому что только с помощью обладания знания, человек способен правильно интерпретировать полученный опыт и преобразовать его в привычки и качества, что сформирует характер мудрого человека. Отказ от знаний приведет к неспособности человека определять причины и следствия, правильные поступки, от неправильных. Не научит отказ от изучения также и необходимым для приобретения мудрости качеств и добродетелей.
Самый просто путь обретения мудрости – это обучение уже преуспевшего на этом пути мудреца. Это самый быстрый, надежный и эффективный метод, который позволит пройти путь достаточно быстро. Главная сложность заключается в том, чтобы найти такого человека и сделать так, чтобы он согласился на обучение. Однако, посвятив себя такому пути, человек очень быстро обретает знания, опыт и благоразумие, которые скоро сами вручают ему мудрость.
Все эти качества необходимы не только для правильного поведения и понимания, но и для возможности восприятия мира таким образом, который позволит человеку по-настоящему занять положение мудреца. Без этих качеств, человеку никогда не удастся постичь мудрость.
Помимо приобретения знаний, человек должен приобретать разнообразные добродетели, качества и совершать действия, такие как: смирение, терпение, внимательность, чистота,
постоянство, самодисциплина, владение чувствами, простота, бесстрашие, мягкость, способность прощать, правдивость, отсутствие привязанности, невозмутимость, отказ от тщеславия, высокомерия, алчности, насилия и излишних материальных благ.
Культивирование таких качеств лежит в области работы над собой, развитие своего внутреннего «Я» и отказе от вредных привычек и качеств. Работа над собой – достаточно трудный процесс, во время которого человеку придется отказаться от значительной части того, что он считает собой. Это относиться как к определенной манере поведения, взглядам и привычкам, так и восприятии себя. Для постижения мудрости, следует смиренно, подобно ученику быть готовым впитывать знания и следовать им, не отклоняясь от них. Такой путь называют дисциплиной, и он даёт возможность менять себя.
Для приобретения мудрости человеку понадобиться достаточно много времени и усилий. Очень часто мудрость обретается ближе к старости, так, как только к этому времени она приходит. Однако, если приложить достаточно усилий к развитию мудрости, то она придет в процессе пути, незаметно будет становиться все более проявленной. Так, в конце концов, человек и сам не замечая своей мудрости, станет мудрецом. Ежедневные изменения очень трудно заметить, подобно тому, как сам ребёнок не замечает свой рост. Прогресс есть всегда, если идти по правильному пути, главное – не останавливаться.
Человеку, стремящемуся познать мудрость, не стоит отказываться от пребывания в обществе. Напротив, стоит превратить процесс пребывания в обществе в процесс тренировки своего внутреннего пути, оттачивания положительных качеств и отказ от негативных привычек. Контролю себя стоит уделить особенное внимание, ведь только проявляя желательные качества волевым усилием и пониманием человек способен приобрести необходимые кондиции для продвижения. Общаясь с другими людьми и наблюдая за тем, что способно вывести из равновесия, можно намного глубже понять себя и узнать в себе новые грани работы над собой и понимания человеческой природы.
Разнообразные качества проявляются в процессе общения с другими людьми сами собой, против воли людей. Так, гневный будет очень ранимый и легко испытывать раздражение и ярость, тогда как терпеливый будет способен контролировать как себя, так и собеседника, мягко и терпеливо направляя беседу в определенное русло. Качества определяют природу людей и позволяют действовать с ними определенным образом. Порочные качества принято считать слабыми, так как они контролируют человека, позорят его и забирают плоды его труда. Добродетели же считают высшими качествами, которые позволяют контролировать самого себя, приумножать знания и плоды труда, избегая страдания и развивая счастья в самом себе.
Общаться с другими людьми стоит не ради наслаждений, а ради познания себя и понимания природы, как своей, так и собеседника. Ведь сказано было: «познавший каплю, способен познать океан». Изучение какой-то грани личности собеседника даст способность больше узнать о себе, тогда как отказ от общения с людьми приведет к не восприятию собственных качеств и тоннельному зрению. Туннельное зрение — болезненное состояние зрения, при котором человек теряет способность к периферическому обзору. Воспринимается лишь изображение, попадающее на центральную область сетчатки глаза. В результате у больного возникают трудности с ориентированием в пространстве.
- Что следует считать мудрость, а что глупостью? – Это была Светлолика.
- Образ действий, при котором человек остается наиболее счастлив, умиротворен; приносит пользу другим; отказывается от принесения вреда, ради собственных желаний и амбиций; служит примером и поддержкой другим – следует считать мудрым.
Образ мыслей, при котором человек не считает себя ни возвышенным, ни низшим, а чётко понимает своё положение; ни мыслью, ни намерением не причиняя вред другим; отказывается от удовлетворения ненасытных желаний; всегда сохраняет невозмутимость и полную удовлетворенность; в мыслях постоянно сохраняет приверженность к истине – следует считать мудрым.
Жизнь, при которой человек заботиться о благе других, не нанося вред себе самому и другим; отказывается от излишних материальных благ; является примером добродетели и отсутствия злобы; всей своей сущность стремится к реализации высших законов – следует читать мудрой.
Знания, которые разделяют материю и дух, признавая бренность первого и вечность второго; сподвигают на духовный путь и путь самоосознания; логическим методом приводят к пониманию равенства живых существ; способствуют культивированию добродетелей и отказу от зла; освобождают человека от страданий и желаний – следует считать мудрыми.
Опыт, который приближает правильно понят и осознан; приближает к совершенству; освобождает от желаний и негативных состояний; внушает сострадание к другим; призывает к терпению и правильному восприятию; позволяет контролировать чувства; указывает на необходимость жить в согласии с мудростью и самим собой – следует считать мудрым.
Качества, которые позволяют человеку контролировать себя; совершать благо; сохранять спокойствие; избегать дурного влияния, оставаясь чистым внутри; следовать принципам; идти путём дисциплины; контролировать желания; вести правильный образ жизни; приблизиться к Абсолютной истине и способствуют освобождения от влияния материального мира – следует считать мудрыми.
Мудрость значительно отличается от глупости, как в своих проявлениях, так и своих плодах. Отсутствие мудрости вынуждает людей ввязываться в авантюры, для получения возможности удовлетворить свои бесконечные желания. Но это всегда оставляет человека ни с чем. Плодом мудрости – является внутреннее, беспричинное счастье, которое мудрец черпает внутри себя. Единственным плодом глупости, является страдание, которое глупец получает извне из-за различных событий и обстоятельств в его жизни.
- Нужна ли становится мудрым каждому? – Это была Богослава.
- Мудрость приводит к определенному образу жизни, в процессе которой, человек отказывается от удовлетворения своих чувственных желаний. Пока человек не погасит в себе пламя желаний – у него не получиться стать мудрецов.
Мудрецы утверждают, что пламя желаний можно погасив либо полностью прекратив подливать туда масло, либо залить маслом огонь так, чтобы огонь потух. Масло – это наслаждения, а огонь – это наши желания. Пока горит этот огонь внутри сердца, жить в сообразии с мудростью будет практически невозможно, так как не будет ни контроля над собой, ни умиротворенности.
Избавить от желаний – означает прекратить получать наслаждения, и созерцать объект желаний. Находясь дома, вы можете не очень сильно кушать, так как дома находиться, в основном, простая пища, которая полезна и необходима организму, но совершенно не удовлетворяет чувства. Однако, выйдя на прогулку в людное место, на глаза попадаются большие постеры с сочной, яркой и вредной пищей. Так возникает желание, которое олицетворяет огонь в сердце. Будучи не потушенным, он устраивает пожар, но будучи удовлетворенным лишь на время успокаивается, после чего вновь требует подкрепления. Избавиться от желаний – означает прекратить думать, стремиться и созерцать объект желаний. Это требует дисциплины и самоконтроля. Но любое желание, связанное с чувствами, способно потухнуть через время.
Залить маслом огонь – означает погрузиться в исполнения своих желаний, осознав, что удовлетворение чувств не способно принести счастье. Попробовав привлекательный с виду торт, но почувствовав отвратительный вкус – сразу же теряется желание есть его вновь. По этой причине, человеку, неспособному избавиться от своих желаний ни с помощью знания, ни с помощью дисциплины и волевых усилий, следует понять на практике невозможность удовлетворения чувств и получения от них счастья. Желания приносят человеку только страдание, вынуждая его либо быть неудовлетворенным, либо невероятно тяжело трудиться, ради достижения эфемерной цели, которая будет вновь и вновь отдаляться от человека, подобно морковке перед носом осла, безустанно тащащем повозку вперёд.
Таким образом, человек, который не способен или не желает остановить свои желания и принести их в жертву духовному пути, не может обрести мудрость, так как она противоречит пути, который наиболее приоритетен для него. Вместо этого, ему следует действовать исходя из своей природы, ответственно относиться к своим обязанностям и исполнять долг. Когда чувства, по прошествии времени успокоятся, перед честным, усердным человеком мудрость раскроется сама собой, давая возможность ему начать постигать мудрость.
Мудрость нужна не каждому, потому что, на самом деле, не каждый желает её постичь. Без жертв обретение её невозможно. А так как в жертву необходимо принести желания, привязанности, взгляды, идеи и мировоззрение, то таков путь лишь раздвоит и застопорит человека. В таком случае, ему следует просто честно исполнять свои обязанности и своим действием приносить благо другим, постепенно отказываясь как от вредных привычек, так и от дурного поведения.
Итак, мудрость – это качество, которое происходит из опыта, знаний, других качеств и понимания. Мудрость открывает перед человеком возможность счастливо жить, находя удовлетворение и счастье в самом себе. Постижение мудрости – это процесс постижения знаний, культивирования положительных, благих качеств и избавление от низких, порочных, а также обретение и правильное понимание опыта, обретенного в ходе жизни. Однако, не каждому в действительности нужна мудрость, так как она требует больших жертв. Готовность принести такие жертвы указывает на готовность к становлению на путь постижения мудрости.
 


Рецензии