Маскарад прошел без бала Бал-маскарад, опера Верди
"Бал-маскарад", опера Верди, Самарский театр оперы и балета, 24 апреля 2021 года
После вчерашнего "Бала-маскарада" я горько пошутила: "Любимого в жизни становится всё меньше, можно умирать спокойно - скоро ничего не будет жалко!" Вроде и постановка Филиппа Разенкова оказалась без особых режиссерских наворотов и извращений, а ощущение, что в тебя плюнули, не проходит.. Все герои оперы - отрицательные, перестать романтизировать трагедию, анализировать и воспринимать трагедию нездорово, многие люди приходят смотреть в театре на порок, перевести трагедию в понятную бытовую плоскость - эти и другие откровения режиссера Филиппа Разенкова, высказанные в опубликованном в премьерном буклете интервью, удручают. Давно всесторонне обсосанные и в литературе, и на сцене реализованные метафоры ("тяжкий жребий", "тяжкое время", "трудный выбор", " в форме огромных камней, которые с места на место переносят герои, передают друг другу - "передают ответственность", кружатся по кругу - "порочный круг"?) вызывают тошноту, а лукавые мудрствования по части психоанализа (даже Голливуд уже понял сомнительность его вульгарного понимания!), сведение естественных человеческих чувств, в том числе любви, и противоречивости натуры нормального человека к его эгоистическим проявлениям, шкурным интересам и порочным помыслам печалят. Оперу лишили благородства, и стала она дешевой шлюхой, которую имеют все, как хотят. Но 24 апреля еще пели приглашенные певцы, и это было замечательно! И кое-что в режиссерском замысле подверглось редакции. В итоге в этот день мы имели мягкий вариант жесткого прочтения режиссером Филиппом Разенковым очаровательной оперы Верди "Бал-маскарад". Как выяснилось на следующий день, в самом начале оперы у Ричарда, который не очень понятно кто, какой-то правитель- губернатор неизвестно где, был секс с его секретаршей Оскаром, превратившейся из мужчины в женщину. Поскольку 24 апреля этого эпизода не было, то акценты в спектакле расставились совсем по-иному. Ричард не стал бабником, который совокупляется при первом удобном случае. Амелия не стала классической неверной женой, которая от скуки наставляет мужу рога с кем попало. Адюдьтер, столь любимый западными писателями еще в XIX веке, тут не прошел. Остатки человеческого достоинства главные герои сохранили, вопреки режиссерскому замыслу.
Лучшего Ренато и представить себе было невозможно! Владислав Сулимский, ради которого я и приехала в Самару, был вокально феноменален! Важная для исполнения вердиевских опер кантилена, безупречная фразировка и предельная выразительность - вот то, что компенсировало любые дикости режиссуры. Его Ренато был жестким и даже жестоким, но вокально предельно ясным и совершенным. Только ради того, чтобы услышать такого Ренато, имело смысл приезжать за тридевять земель в Самару.
Для меня вокальное наполнение образа, драма в музыке - главное в опере!
Вполне достойно спела партию Амелии Татьяна Ларина. Особенно тронула ее ария, где она просит Ренато дать ей перед смертью проститься с сыном.
Ричард Ивана Гынгазова тоже был вокально интересен. Этот ансамбль приглашенных певцов сделал спектакль достойным и стоящим внимания.
Тут не играло особой роли разгуливающее по сцене в виде карлика пресловутое альтер-его Ричарда (интересно, многие ли знают, что это такое?). Не имело особого значения, что Оскар стал женщиной. Как, впрочем, и многие другие странные и непонятные сценические ходы режиссера. Все его решения были хорошо известными режиссерскими штампами, из которых, словно из конструктора Лего, был собран спектакль! Ничего оригинального или нового. И зачем пытаться "дополнить" или "осмыслить по-новому" гениального Верди? Для этого надо родиться гением! А таковые появляются нечасто, и в нынешнем веке они еще нигде не объявлялись.
Мне вспоминается замечательный классический спектакль "Бал-маскарад" в Бурятском театре оперы и балета два года назад с Владиславом Сулимским в роли Ренато (Анкарстрёма), Михаилом Пироговым в роли Ричарда и дирижером Геогрием Албеговым. Вот это был праздник меломана! Красивый классический спектакль, без всяких фокусов, Верди в чистом виде, без соавторских потуг режиссера! За это я и люблю Бурятский театр оперы и балета! Хочется видеть и слышать великих творцов бессмертных оперных произведений, а не итоги деятельности их "ныне здравствующих соавторов", как говорилось в "Необыкновенном концерте" Сергея Образцова ("Музыка покойного Бетховена, у рояля - ныне здравствующий соавтор"). Господи, когда же надоест корежить классику? Неужели не понятно, что рано или поздно за это придется дорого раслачиваться?
Свидетельство о публикации №221042701497