Послесловие часть 2

     В 2001 году мой сын обучался в старшем классе школы № 210, что на Невском,№
 
   14,на фасаде которой сохранён трафарет времён войны: "Граждане, при
   
   артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!"
   
   При школе имеется небольшой музей блокады.
 
   Ученикам класса была предложена тема для сочинения: "Моя семья. Война.
   
   Блокада".
 
   Он старательно описал факт  участия в Финской и Отечественной войнах своего
   
   деда(моего отца) Бакова Константина Георгиевича.
 
   Кадрового офицера, подполковника авиации, кавалера ордена Ленина, других

   многочисленных орденов и медалей, закончившего Отечественную войну после

   штурма Кёнигсберга в начале апреля 1945 года.
   
  Написал об огромном вкладе в развитие событий в блокадном Ленинграде другого
 
  члена семьи,о генерал - лейтенанте Лагунове Феофане Николаевиче, заместителе

  командующего Ленинградским  фронтом маршала Советского Союза Л.А.Говорова по

  тылу, который со своим штабом осуществил идею создания дороги по льду

  Ладожского озера.
 
  Памятная доска ему и его сослуживцам размещена на углу дома №1 по Караванной
 
  улице.
   
  Приведу полный текст данной надписи, так как далеко не каждый коренной житель
 
   Санкт-Петербурга знает о её местоположении и содержании.
   
  "В этом доме во время Отечественной войны размещался штаб тыла
   
   Ленинградского фронта под руководством  генералов
 
  идею
 
   создания   дороги по льду Ладожского озера.
   
   По этой "Дороге Жизни" из блокадного города было вывезено более 500 тысяч
 
   жителей города и завезено около 2 миллионов тонн продовольственных и ценных
   
   грузов".
   
   В целях пополнения экспозиции в музей школы была передана фотография

    Лагунова Ф.Н.
   
   Второй её экземпляр хранится дома как реликвия, с подписью самого Феофана

   Николаевича, подаренная им моему мужу в 1956 году.
   
   В школьном сочинении была упомянута и прабабушка Анна Георгиевна,в блокадную
 
   пору доставлявшая в город необходимый груз гужевым транспортом, похоронившая
   
   в 1942 году своих младших сыновей.
   
   Эта письменная работа вызвала большой интерес.
 
   Примерно в это же время, проживая в коммунальной квартире на Мойке, хлопоча

   по хозяйству на коммунальной кухне ,в раскрытую дверь комнаты услышала голос

   диктора телевидения, который сообщал о том, что только что было передано
 
   интервью с Ниной  Николаевной Савичевой.

   Меня пробило. Так значит Нина Савичева до  сих пор жива?!
 
   Я непременно должна её найти!
 
  Сколько неизвестного важного она расскажет о своей и моей семье! Но как найти

  её? Через редакцию телевидения? Когда это будет?... А время не ждёт.
 
  Назавтра, после репетиции, я отправляюсь к знакомому дому на 2-Линии,наивно
 
  надеясь на то, что в старой квартире найду кого-либо из родственников этой

  семьи.
 
  На долгие звонки у массивной металлической двери никто не отозвался.
 
  Выпав из парадной на тротуар, была расстроена,имела,видимо ,такой опрокинутый

  вид, что проходившая мимо женщина, участливо спросила:"Кого вы ищете?" Я

  ответила.
 
  Она не удивилась, а посоветовала обратиться в школу, в которой училась Таня
 
  Савичева:"Может,там чем-нибудь помогут?"
 
  В какой школе училась Таня ,я не знала. Она охотно указала. Школа №35 была

  совсем рядом,на Съездовской.
 
  Был конец рабочего дня.Учеников в школе не было.
 
  В пустом длинном коридоре далеко маячила женская фигура.Кто-то из педагогов.
 
  Услышав,кого я разыскиваю, дама сообщила, что Нина Николаевна регулярно
 
  посещала их школу каждую годовщину блокады: и только два последних года уже не

  приезжала, а отправляла поздравительные телеграммы.
 
  Она показала класс, где устроен музей Тани,-многие экспонаты были давно мне

  знакомы.
 
  Прощаясь, вручила мне номер телефона Нины Николаевны Савичевой.
 
  Я ликовала! Как удачно получилось!
 
  В тот же вечер я звонила по нему. Звонила неделю, вторую ,третью - до самой

  командировки - телефон молчал.
 
  По возвращении нашла пожелтевшую бумажку с цифрами -решила позвонить последний

  раз перед тем, как выброшу её. 
 
  И вдруг... на том конце провода услышала далёкий слабый женский голос!
 
  От неожиданности я окаменела. Как общаться с пожилым человеком, для которого
 
  ты совершенно чужой?
 
  Что успеть сказать, чтобы он не бросил трубку?
 
  Понимая,что медлить нельзя,я громко закричала в трубку:"Нина Николаевна,вы

  меня не знаете, но я о вас знаю с детства!
 
  До начала войны вы жили на 2-й Линии. На одной площадке с вами жила и моя
 
  бабушка Анна Георгиевна Кочкина с четырьмя детьми. Со старшей её дочерью

  Антониной(моей мамой)вы и ваш брат Миша  были очень дружны. Жив ли Миша?"
 
  Она ответила, что Миша умер несколько лет назад.
 
 "Как бы мне хотелось встретиться с вами и послушать рассказ о том времени..."
 
  Когда я наконец замолчала, повисла долгая пауза, а затем её ответ:"Это было

  так давно, что из того времени я ничего и никого не помню".
 
  Это был ответ пожилого человека, уставшего от внимания к себе и не желавшего

  идти на контакт с незнакомкой.
 
  В ходе моей лихорадочной беседы выяснилось, что Нина Николаевна давно живёт за
 
  городом, а мой звонок застал её в городской квартире, куда она приехала

  оплатить коммунальные услуги(потому- то и молчал телефон).
 
  Бесконечно жаль несостоявшейся встречи! Я рассказала бы ей о том, как моя
 
  мать, следуя за отцом, проживая в военных гарнизонах за девять тысяч

  километров от любимого города с тремя детьми в казённых домишках, с казённой

  мебелью и удобствами во дворе, частенько вспоминала свою беззаботную юность,

  проведённую на Васильевском.
 
  Как она заходила за Ниной и Мишей в их уютную квартиру с добротной мебелью

  красного дерева и великолепным роялем в гостиной.
 
  Их весёлые игры в лапту и городки. Летние купания в Озерках. Осенние походы с
 
  Евдокией Григорьевной(бабушкой Савичевых) в лес по грибы и ягоды.
 
  Их набеги на работу к Марии Игнатьевне(матери семейства) к началу Невского,

  где в трикотажном ателье, прозванном в народе:"Смерть мужьям", она работала

  вышивальщицей, просить мелочи на мороженное.
 
  Какие великолепные волосы были у Марии Игнатьевны - цвета спелой пшеницы;

  такого же цвета были косы у Нины.
 
  Как моя мать   после войны, узнав из прессы о том, что Миша Савичев жив,

  столько раз порывалась написать письмо своему далёкому другу юности,
 
  но, обременённая заботой о детях и муже, так и не собралась это сделать...
 
  Нина Николаевна Савичева умерла в феврале 2013 года в возрасте 94 лет.


Рецензии
В который раз перечитываю эту часть и каждый раз удивляюсь, как в таком небольшом произведении ты, Вера, смогла описать столько событий, в том числе и исторических, коснуться немалого числа конкретных человеческих судеб!
Интересно было читать ещё и потому, что, как ты помнишь, я дружил с твоим братом (моим одноклассником) Женей, хорошо знал также и твоих родителей. И было всё это более полувека назад...
С уважением,

Олег Ярошенко   30.07.2022 10:03     Заявить о нарушении