Поколения не теряются

Почти 10 лет назад довелось мне побывать на мероприятии организованном Воронежским региональным отделением Союза писателей России  в местной специализированной библиотеке искусств имени Пушкина. Это были первые научные чтения, посвященные творчеству известного литератора XIX века графини Евдокии Ростопчиной. Тогда отмечалось 200 лет со дня ее рождения. Благодаря длительным периодам ее проживания в Анне Воронежской области, местные краеведы с полным правом графиню называют своей землячкой. Писатели, ученые воронежских вузов, библиотекари и учителя из Анны, ученый-политолог из Орла Алексей Кондратенко с разных сторон взглянули на жизнь и творческое наследие Ростопчиной. Вел мероприятие тогдашний председатель регионального отделения союза писателей России Виталий Жихарев, активно изучающий жизнь и творчество Ростопчиной, особенно всё, что связано с периодом её жизни в Анне. Жахарев рассказал о своих последних находках при поиске документов о жизни поэтессы, ее предков и потомков. Радостной новостью для всех почитателей творчества Ростопчиной стало известие о присвоении ее имени Аннинской центральной районной библиотеке. Известный воронежский бард, преподаватель факультета журналистики госуниверситета Лариса Дьякова свое выступление посвятила анализу интереса к творчеству Ростопчиной. По ее данным, все поисковые системы Интернета на запрос «Евдокия Ростопчина» дают количество ответов одного порядка - около 60 тысяч. То есть интерес достаточно высокий. Но Дьякова поделилась и результатами небольшого социологического опроса, который показал, что 77 человек из 100 ничего о Ростопчиной не слышали, 13 - слышали что-то, а 10 - знают, о ком идет речь. Участники чтений эти цифры назвали оптимистичными. Не раз в ходе выступлений поднимался вопрос о воспитании молодежи, о некачественном образовании, которое является, по мнению выступавших, следствием реформ. Поскольку среди ученых и писателей совсем молодых людей не было, всем им уж очень хотелось поговорить о том, что нынешняя молодежь ничего не читает, что она теряет духовную связь со старшим поколением. Но в промежутках между выступлениями старших товарищей девочки - ученицы школы искусств № 1 с таким чувством читали стихи Евдокии Ростопчиной, что мне лично опасения моих ровесников показались напрасными.
В связи с этим мне вспомнилось стихотворение «Дума» Михаила Лермонтова, общавшегося с Ростопчиной. Вот начальные его строки: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее  - иль пусто, иль темно». Когда-то мне их как аргумент в споре о поколениях привел представитель старшего по отношению ко мне.
Одна из последних строф «Думы» звучит так:
«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда».
Я задумался. А ведь Ростопчина была всего на два года старше Лермонтова. Стало быть, принадлежит к его поколению. На концерте, которым закончились Ротопчинские чтения, заслуженная артистка России Любовь Концова исполнила романсы, написанные на стихи Ростопчиной ее ровесником композитором Александром Дюбюком. Вот что говорит о нем «Википедия»: «Дюбюку принадлежит значительное количество фортепианных пьес и этюдов. Особенно многочисленны его фортепианные переложения: в частности, 40 песен Франца Шуберта, произведения Александра Алябьева, Никколо Паганини, отрывки из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила» и др. Особое внимание Дюбюк уделял русским народным песням и цыганским романсам, аранжируя их для фортепиано и для голоса с фортепиано.
Старше Лермонтова и моложе Ростопчиной и Дюбюка на год был философ Николай Станкевич, из кружка которого вышли лучшие представители русской мысли того времени, поколение, которое подготовило своей деятельностью реформы 1860-х годов.
А ровесник Ростопчиной – Герцен сколько плодовитых мыслей дал последующим поколениям. На три года старше Ростопчиной был уроженец воронежского края поэт Алексей Кольцов, прославивший и свою малую родину и своё поколение. А сам Лермонтов разве забыт? Разве прошел без следа? Разве не гений? В 24 года, когда он написал «Думу», поэт не мог предугадать вклад свой и своего поколения в духовную жизнь России. Отметив уже 200-летние юбилеи того поколения, на которое так печально смотрел Лермонтов, наверное, не надо с такой же печалью предсказывать будущую пустоту и темноту сегодняшним 20-25 летним. Мне верится, что они тоже оставят свой достойный след в истории нашей страны, и, может, уже сейчас юные гении вовсю трудятся.


Рецензии