Новые версии гибели АПЛ Курск

В августе 2000 года всех жителей России потрясла гибель в холодных водах Баренцева моря 118 подводников на атомной подводной лодке «Курск». С тех пот прошло больше 20 лет, но нет-нет, да появляются в Интернете все новые публикации об этой трагедии.

Не так давно появилась версия, что Курск был потоплен секретной торпедой «Шквал», которая может двигаться под водой со скоростью 200 км/час.  Отсюда цепь начинает медленно выстраиваться. Из АПЛ "Курск" был произведен пуск "Шквала".
 
Зарегистрировано два сейсмических толчка малого взрывного потенциала, при этом одна из подлодок США ушла на ремонт. В купе с пробоиной конусовидной формы снаряда, а также полностью оплавленной прошивкой внутренней части (не внешней) можно прийти к определенному выводу. Выпущенная торпеда "Шквал" могла пойти по своему курсу со скоростью 100 м/с, для требуемой поражаемой цели ей требовалось пролететь 6 км, следовательно ракете требовалось 60 секунд на поражение. Однако - поражения не произошло. Обращая внимание к неистеченному сроку и пробоине в корпусе, мы можем рассмотреть саму торпеду "Шквал".

Ее форма относительно других торпед ясно дает понять, что иным образом легендарная АПЛ не могла быть подбита. Факт выпуска торпеды "Швал", ее неуправляемость относительно заданной изначально траектории, а также ушедшая на ремонт американская подлодка говорят о том, что, будучи выпущенной,  торпеда могла столкнуться с американской подлодкой раньше заданного срока детонатора, нанеся ей такие повреждения, какие бы заставили ее уйти на ремонт. Исходя из того, как ракета данного типа шумит под водой, командир АПЛ "Курск", очевидно, знал о приближении и отдал приказ о немедленном погружении. Хвостовые рули были опущены, а мостик в ограждении рубки даже не был закрыт. Обо всем этом свидетельствуют фотографии после поднятия и доставки подлодки в доки.

Заключение
Выходит, никакого преднамеренного затопления не было и не могло быть. Правительство, вероятно, не желая большого распространения информации о ошибке на тот момент лучшего и новейшего оружия,  не стали разглашать настоящую причину гибели подлодки. Также, судя по состоянию подлодки, правительство еще могло спасти часть экипажа тонущей АПЛ "Курск", однако не сделало этого. Почему правительство оставило на страшную, поистине ужасающую гибель 118-ти человек экипажа? Как могло МО РФ допустить такую ошибку обращения с оружием и что вероятно происходило за железным занавесом?

А вот у бывшего командира другой атомной подводной лодки К-147, капитан 1 ранга, представитель общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков высказал другое мнение в интервью одному изданию.

- Александр Яковлевич, почему официальная версия гибели «Курска», озвученная генеральным прокурором РФ, не кажется вам убедительной?
- Дело в том, что тогдашний генпрокурор России, излагая официальную версию гибели «Курска», не ответил на целый ряд вопросов, которые сразу же возникли у специалистов и, в частности, у командиров атомных подводных лодок.
- Например?
- Официальная версия утверждает, что «Курск» во время взрыва находился под водой. Этого не могло быть, потому что при длине подлодки в 153 метра, она не может погружаться там, где глубина моря не превышает 115 метров – а именно такова была глубина в месте затопления «Курска», которое, кстати, является полигоном надводных кораблей, а не подводных лодок. Такая глубина для огромной лодки - как лужа для щуки. Чтобы погрузиться, подводная лодка должна иметь под килем - минимум три ее длинны, то есть в данном случае - не менее полукилометра. И это знает любой командир АПЛ. При глубинах в 100 метров никто не разрешил бы погружения.

Во-вторых, официальная версия гласит, что лодка врезалась в дно, и произошел второй взрыв. Это тоже не похоже на правду - от удара подлодки об дно никогда в истории подводного флота торпеды не взрывались.
Еще одно доказательство того, что субмарина во время взрыва находилась в надводном положении - ее фотографии, полученные, когда она уже лежала на дне. Лодка была с поднятыми выдвижными устройствами.
- Что это означает?
- Все выдвижные устройства лодки поднимаются только при надводном положении.
- Хорошо, пусть при взрыве «Курск» был в надводном положении. Что это меняет в данном случае?
- Во-первых, одна маленькая ложь порождает большое недоверие. Во-вторых, взрыв под водой фигурирует, как основная версия. Но взрыва под водой не было. Если бы он произошел под водой, была бы совершенно иная картина повреждений: корпус бы разворотило изнутри, на самом деле вся обшивка была загнута внутрь. Но повторяю, торпеда сама по себе взорваться не может. Кроме того, торпеды не детонируют, потому что на каждой стоит четыре уровня защиты. Если бы торпеда рванула сама по себе, это, извините, как укус комара в задницу слона - ерунда для такой подводной лодки. От одной торпеды не могли взорваться и все остальные. Даже при пожаре торпеды все вместе взорваться не могут. Я своим  глазами видел на фотографиях, как лодка лежит на боку, а торпеды валяются на дне возле нее. И еще. Если бы, как говорит следствие, разом взорвался весь торпедный отсек, вода бы тут же хлынула в корпус, и пожара бы не возникло. Но найденные трупы подводников - сильно обгоревшие.

Существует еще масса противоречий...  Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт.
- А как бывает?
- Так бывает при очень мощном внешнем воздействии. Иными словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, «Курск» погубили именно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты.
- Ракеты?
- Да, ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как видим, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди - живы. И это отдельная история. Сначала сообщили, что слышали стуки изнутри подлодки - это правда, моряки оставались в отсеках. Моцак тогда сообщил: мы установили связь с ними, перестукиваемся. А потом отказался от своих слов. И это самое постыдное. А ведь они действительно перестукивались. Но прошли сутки, и все погибли. Я уверен, если бы этих ребят спасли, они бы рассказали, как их угрохали своими же ракетами.
- Их могли бы спасти?
- Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Господи! Да наши водолазы за пять минут этот колокол устанавливают, это проще пареной репы. Потом стали говорить, что в стране глубоководных аппаратов не было... Ничего подобного, все есть, и были там наши подводники и все сфотографировали с глубоководных аппаратов. Один из них вдруг стал после этого Героем России.
- Как долго подводники ждали помощи?
- Я думаю, двое суток жили. Больше вряд ли протянули. И водолазы могли попытаться их спасти, если бы получили приказ. Но, увы, не получили. Иначе остались бы свидетели того, что произошло на самом деле, и тайное стало бы явным. Остаются и еще вопросы. Например, зачем нужно было почти год на том месте, где затонул «Курск», держать надводный корабль, который глубинными бомбами не подпускал никого к лодке? Зачем нужно было тратить огромные суммы, чтобы отрезать первый отсек? Вообще первый отсек - самый главный свидетель. Он мог все рассказать, о том, что произошло, но его не только отсекли на глубине, его еще там взорвали, уничтожив в пыль все, что могло пролить свет на причины аварии. А ведь операция по отрезанию стоила столько же, сколько сама подводная лодка. Миллиарды были потрачены. Я знаю, что были подняты две записки, одну из которых написал капитан Колесников. Но их содержания мы так и не узнали.
- Говорили еще о столкновении с американской субмариной?
- Правду скрывали очень неуклюже. И подкидывали несуразные версии. Одна из них - столкновение с американской подводной лодкой. Да мы много раз сталкивались под водой - и при всплытии, и носами - ну и что? Вмятины получали, ничего особенного. Одна лодка во время плавания дважды столкнулась с американцами, потом хохотали все над ней. Никогда столкновение под водой не принесет таких фатальных разрушений, какие были у «Курска». Считаю, нужно было сразу признаться в том, что мы своими собственными руками утопили «Курск». Но главная функция штаба ВМФ – скрывать правду. Они прикрываются жупелом секретности во всех авариях, которые были на флоте – ни об одной из них не сказано правды.
- Вы считаете, что ракета, которая попала в «Курск», могла быть пущена в рамках учений?
- Думаю, да. Это береговая ракета, вероятно, класса «земля-земля». Ее могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка...

Вот такое мнение высказал опытный подводник А.Я.Лесков, много плававший на подводных лодках. 

А буквально на днях я прочитал еще одно мнение по поводу трагедии в Баренцевом море, которое высказал  Николай Титоренко,
начальник отдела в штабе ТОФ, ответственный за эксплуатацию и использование торпедного оружия кораблями и подводными лодками океанского флота (1977–1983), который написал об этом после просмотра фильма «Курск».

Расследование причин национальной трагедии до суда первой инстанции недотянулось из соображений секретности. По заключению генерального прокурора, в катаклизме сильно подозревается сложная в обращении «толстая» торпеда.

Спустя годы выросло новое поколение россиян. Часть из них уже стоит в боевых сменах на кораблях. По флотам. Палуба корабля есть продолжение территории государства. Так что согласно обновленной Конституции РФ они вправе узнать сегодня, насколько прояснилась ситуация вокруг этой драмы. Нет внятной трактовки случившейся трагедии.

Вердикт прокурора, разумеется, заставил моряков «осмотреться в отсеках». У подводников, когда курс корабля ведет к опасности, подается такая команда. Расследованием установлено, что профессионалы-оружейники действовали в рамках правил минно-торпедной службы. Отобрали образец по заводскому формуляру. Штучного порядка. Для флотского учения. Готовил торпеду к выстрелу допущенный приказом расчет. Это акт юридический. Человеческий фактор возник спонтанно, когда торпеду уронили на грунт с лотка транспортировочной тележки при доставке готового изделия на корабль. Это уже были удар по нервам, психике и служебная коллизия. Как ни странно, одна тонна взрывоопасной высококонцентрированной перекиси водорода во чреве «толстухи» дипломатично промолчала. Торпеду в цех на перепроверку схемы не вернули. Втиснули на корабль, чтобы не ломать график подготовки к выходу в море. Не исключено, исходили из веры инстинктивной, что оружие, как и корабельный спирт-ректификат, обязано быть только высшего качества. Торпеду в отсеке подключили к системе контроля разложения перекиси водорода. Перекись «дышит» в резервуаре окислителя, неотвратимо, как дремлющий вулкан. Поэтому подвергается постоянному контролю.
“Обстоятельный опрос водолазов выявил интересный факт: лежавшая на дне субмарина была одновальной. Наши атомоходы – двухвальные!”

Истинную причину взрыва у нас так и не назвали. Американцы из чувства сострадания к отечественной публике, не исключаю, что и от лукавства, вбросили на российские экраны блокбастер «Курск», в одном из эпизодов которого «толстая» торпеда чуть ли не как мешок картошки оказалась брошена в отсеке, как дитя без догляда. Да чушь это собачья!
Эпопея с загрузкой запасов на борт закончилась 9 августа, и 10-го числа «Курск» вышел из Видяево навстречу судьбе.

События внутри субмарины развивались так. 12 августа на 11 часов 30 минут объявлена готовность к атаке. Осмотрен по периметру полигон. В позиции ожидания к началу схождения с ордером боевых кораблей ракетоносец на пятиузловом ходу, с рощей антенн над рубкой, был подобен стреле, выпускаемой из лука. «Толстая» торпеда уже находилась не в отсеке, а в торпедном аппарате. Этим подтверждается, что все в замкнутом пространстве корабля развивается по плану на выполнение боевого упражнения. Торпедный аппарат – это настоящий ствол. И если вдруг продукт «030» (концентрированная перекись водорода) начнет бурно разлагаться в пар, давлением вырвет переднее донышко резервуара-окислителя. И затем будет вырвана передняя крышка торпедного аппарата. Раздастся хлопок ушедшего облака пара вперед по пути наименьшего сопротивления – в океан. Торпедный аппарат по задней крышке останется герметичным. Вместе с кораблем. Конструкторская мысль такой расклад событий в аварийной ситуации успешно предусмотрела.

Но в 11 часов 23 минуты взорвался сам ТА. С такой силой, что вырвало заднюю крышку и впечатало ее в переборку между первым и вторым отсеками. Вместо аппарата образовался проем шириной с гаражные ворота, куда и хлынул океан. Где торпеда, куда она подевалась? Она исчезнуть просто так не могла. Расследованием установлено: аппарат взорвался вместе с торпедой.

И прежде чем вникнуть в динамику событий, придется сказать вслух то, о чем и у нас, и американцы в блокбастере «Курск» дружно набрали в рот воды. Очевидно, морской.

Волна от взрыва выбила заднюю аппаратную крышку только потому, что в нос «Курска», в переднюю крышку его торпедного аппарата кто-то влепился всей массой. И дальше следует называть вещи своими именами.
Почему так произошло? Признаемся откровенно: было время, когда в период холодной войны в нашем ВМФ к шуму механизмов подводных лодок на ходу относились как к досадному недоразумению.

Многозвездный американский адмирал Хайман Риковер, наоборот, сделал штатовские субмарины бесшумными настолько, что многотонные гиганты звучали в сонарах советских акустиков шуршанием морских волн о пляжный песок. Для ведения разведки он обучил экипажи маневру подныривания под чужие лодки, что позволяло исчезнуть из поля слышимости чужой гидроакустики. Такой тактический прием опасен, поскольку проводится вслепую, на ощупь. Зато записывающая аппаратура регистрировала у «жертвы» все команды в чужих отсеках. Даже навскидку можно представить, каким досье на наши подводные ракетоносцы они располагали! Было официально зарегистрировано более десяти «наездов» наших и американских лодок друг на друга. Дошло до того, что Борис Ельцин вынужденно продублировал грозный указ императрицы Анны Иоанновны при вступлении на трон: «Морякам далеко в море не ходить!». Больше того, размахнулся и послал в Штаты авторитетную комиссию договариваться о мерах безопасности. Ее встретил начштаба ВМФ США адмирал Джереми Бурда и прямо с порога заявил гостям: «Никаких бумаг подписывать не будем. Отправляйтесь домой. Больше таких инцидентов, обещаю, не будет!».

Честное адмиральское слово встряхнуло воздух. Там есть силы, настроенные продолжать морскую политику прежним курсом. Случай с «Курском» тому пример. Из обмена сомнениями с коллегами уверен, что столкновение с одним из штатовских разведчиков – факт не предполагаемый, а вычисленный. Смятая ударом стального чужого носа торпеда выплеснула заряд перекиси, которая смешалась с керосином в следующем отсеке. Последовал взрыв, эквивалентный 100 килограммам тринитротолуола. А затем сдетонировал боекомплект торпед, эквивалентный пяти тоннам взрывчатки.

Математический расклад событий делу не помеха. У меня есть косвенное подтверждение того, что корабль-спасатель «Михаил Рудницкий» прибыл на место аварии около 5 часов утра 13 августа. На борту была группа подводного спецназа московского подчинения с командой водолазов: глубоководников и пара поисковых подводных аппаратов «Приз» и «Бестер». Первым ушел под воду «Приз», обнаружил лодку, но задел рулем стабилизатор хвостового оперения лежащей субмарины и занялся ремонтом. Спустившиеся водолазы обнаружили корпус вычисленной гидроакустикой лодки. Обошли его, внешних повреждений не наблюдалось. Отремонтированный «Приз» отправился вновь под воду. И... не нашел лодку на месте! Обстоятельный опрос водолазов выявил интересный факт: лежавшая на дне субмарина была одновальной. Наши атомоходы – двухвальные! Значит, чужая и незваная «гостья», вероятно, была взрывом «оглушена». Пришла в себя и уползла с места происшествия. А «Курск» затем нашли лежащим с крутым креном на левый борт в сотне метров от первой точки.

Всех интересует: была ли возможность у оставшихся в живых членов экипажа в трех конечных отсеках спастись? Меня тоже этот вопрос волнует. Сам молю Бога, потому что за 20 лет службы в подводном флоте приходилось бывать в критических ситуациях. Считаю незавидной планиду у мальчиков и мужей постарше. Да, они оставались в живых в трех последних и не сухих отсеках. Есть мнение, что продержались они в смертельной схватке за живучесть не более трех суток. Это много для аварийного корабля. Со вспоротым днищем, растущим неотвратимо уровнем воды снизу с масляным слоем на поверхности. Смогом ароматов в воздушной подушке. С постепенно нарастающим давлением. В кромешной тьме они запустили установку регенерации воздуха. От нее же возник пожар, погубивший всех.

Сами испытать шанс с выходом наверх не рискнули, так как слышали суету от аппаратов «Приз» и «Бестер», пытавшихся присоединиться к комингс-площадке люка 9-го отсека. Это была, считаю, их последняя надежда, скончавшаяся вместе с ними.

Командир 9-го отсека капитан-лейтенант Дмитрий Колесников на пороге в вечность передал нам лучшие пожелания. С мужественным советом не отчаиваться и твердо верить, что их опыт послужит очередным шагом в освоении подводного космоса.

Специалистов вполне убеждают пусть косвенные, но достаточно веские доказательства внешнего вмешательства. Аварийное столкновение вызвало детонацию торпедного боекомплекта оружия, подтвердившего свою надежность и безотказность в действии. Личный состав экипажа в экстремальной обстановке не дрогнул. Выполнил свой священный долг перед государством до конца.

Однако все отечественные СМИ дружно горевали по случаю аварийного подрыва «толстой» торпеды. На слово поверив открытому источнику, известному как блокбастер «Курск» вашингтонского розлива.
Виновато железо. Профессионалы скрипнули зубами, включив в поминальный список еще один фронтовой эпизод холодной войны. Зарубку на памяти нам всем под занавес траурного юбилея нанес стоявший над схваткой в учении Северного флота бывший комфлота адмирал Вячеслав Попов. Он сказал в прямом эфире на весь мир: «В пять часов утра 13 августа судно-спасатель «Михаил Рудницкий» обнаружило на грунте одновальную, однокорпусную чужую субмарину с расквашенным носом».

Комментарии излишни. Что можно сказать в итоге? Версий случившегося за эти годы наплодили немало. И чтобы в них не заблудиться, есть суровый смысл не растекаться мыслью по древу, а проанализировать, что же мы имеем в сухом остатке сегодня.
Итак:
• практическая торпеда образца 65-76 взорвалась в торпедном аппарате атомохода «Курск»;
• выстрел из торпедного аппарата должен иметь направленное действие по пути наименьшего сопротивления – через переднюю крышку торпедного аппарата;
• при взрыве торпеды передняя крышка аппарата оказалась заблокирована. В результате взрывная волна вырвала массивную заднюю крышку торпедного аппарата с такой силой, что та впечаталась в переборку во второй отсек;
• инструкции по обращению с оружием пишутся специалистами собственной кровью.
А игры с огнем, даже учебные, могут обернуться тем, что их некому будет анализировать.

Я не специалист, не могу не подтвердить, ни  опровергнуть высказанные предположения о поражении АПЛ «Курск» торпедо-ракетой «Шквал», выпущенной самим атомоходом,  или ракетой с берега, или столкновения с американской субмариной.  Настоящая причина гибели известна, засекречена, и боюсь, вряд ли когда-нибудь гриф секретности будет снят.


Рецензии
«И если вдруг продукт «030» (концентрированная перекись водорода) начнет бурно разлагаться в пар, давлением вырвет переднее донышко резервуара-окислителя. И затем будет вырвана передняя крышка торпедного аппарата. Раздастся хлопок ушедшего облака пара вперед по пути наименьшего сопротивления – в океан. Торпедный аппарат по задней крышке останется герметичным.»
Вот это совершенно правильное замечание.
«при взрыве торпеды передняя крышка аппарата оказалась заблокирована. В результате взрывная волна вырвала массивную заднюю крышку торпедного аппарата с такой силой, что та впечаталась в переборку во второй отсек»
А вот это уже вымыслы никогда не видевших ТА пр.949а.
Большая часть ТА находится ВНЕ прочного корпуса. Изучавшие сопромат не сомневаются, что цилиндр (труба) всегда разрывает ВДОЛЬ. Это аксиома. Даже при взрыве в ТА основная часть энергии разрушения будет рассеяна ВНЕ прочного корпуса, не причинив ему вреда. Самая большая пробоина при этом будет равна внутреннему диаметру ТА. Ликвидация такой пробоины на такой глубине погружения, а это перископная глубина, не составляет никакой трудности ни для экипажа, ни для возможностей водоотливных средств субмарины.
Никакой пожар после поступления воды, конечно не случиться. Ну, не горит вода. Сгорела уже. Водород в кислороде сгорел. Всё.
Вмятая крышка – отдельный вопрос. Слишком много она должна была по пути сломать. При такой колоссальной работе она не долетела бы даже в качестве обломков до переборки. Это такая же фальшивка как повреждение комингса аварийного люка и отсутствие пластических деформаций на лёгком корпусе.

Алексей Николаевич Крылов   06.05.2022 11:49     Заявить о нарушении