История Тамани часть 14

Особо запомнилась одна, на которой был изображён древний полусогнутый путник, на его плече палка, с привязанной к ней котомкой, а рядом следует собачка (возможно описанная находка ещё древнее). После чеканки Олега в Тмутаракани, русской по своему происхождению, но составлявшей часть денежного обращения Византии, монетное производство на Руси остановилось почти на долгих 300 лет. Наступил так называемый безмонетный период - время хождения серебряных слитков и натурального обмена. Во второй половине XI в. Тмутараканское княжество продолжало оставаться пристанищем для князей самого авантюрного нрава. Чего стоит князь Олег Гориславич (в этом прозвище, как справедливо заметил русский историк Лев Прозоров, нет ни намёка на обиду или горе – долю. Напротив, это человек мимолётной «горючей» славы»). Множество раз терпевший неудачу, побывавшей в византийской ссылке, он каждый раз умел выходить сухим из воды. История князя Олега – «Аллигико» - передают записанные Ш.Б. Ногмовым любопытные адыгейские предания. В них, схваченный и увезённый за море Олег, оказывается пленником в «Саркале»-Саркеле. Видимо так отразилась в адыгейских преданиях память о пленении князя хазарами, союзником Олега в предании становится татарский хан – вероятно, здесь указание на союз Олега с половцами. Напомним, это предание имеет реальные исторические корни. Так князя Олега Святославича действительно по приказу князя Всеволода схватили хазары, и он оказался в ссылке на о. Родос, где и находился до тех пор, пока византийский император Алексей Комнин не отпустил его.

Он же выдал в жёны Олегу знатную гречанку. А.Н. Сахаров сделал предположение, что это было сделано с целью получить доступ к нефти. Как известно, тмутараканская нефть тогда была компонентом «напалма средневековья» - греческого огня, в котором так нуждалась Византия. Видимо с Олегом был заключён договор, по которому в обмен на византийскую помощь он обязался выдавать нефть империи. После своего возвращения, как сообщает летопись, «козар посече» т. е. истребил почти всех хазар. И действительно после этого эпизода упоминания о них исчезают из источников. С наибольшей вероятностью можно утверждать, что в состав Тмутаракани входил и г. Корчев. Дальнейшие действия Олега были направлены на захват престола в Чернигове. Для потомков он стал родоначальником династии коварных Ольговичей - союзников половцев, заклятых врагов земли русской. В Повести временных лет Тмутаракань последний раз упоминается под 1094 г., где говорится: «В тот же год пришёл Олег с половцами из Тмутаракани и подошёл к Чернигову... Тои бо Олег мечем крамолу ковше, и стрелы по земле сеяше». Далее о Тмутаракани и в Слове по полку Игореве упоминается: «Див забился, на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище!» После смерти великого князя киевского Всеволода, его сын Владимир Мономах не сумел утвердиться в Киеве. Туда «по очереди» был приглашён его двоюродный брат – Святополк Изяславич, князь Туровский. Однако Владимир удерживал Переяславль и Чернигов.

С 1094 г. за обладание Черниговом и стал воевать с кузеном Владимиром Олег Тмутараканский. Опустошительные действия половцев, союзников Олега, заставили Владимира Мономаха отказаться от Чернигова. Дружба Олега с половцами осуждалась на Руси. Автор «Слова о полку Игореве» придумал для Олега нелестное прозвище – «Гориславич». Между тем, для своих ближайших родственников Олег сделал многое. Им больше не грозила судьба князей-изгоев. Чернигово-Северская земля вернулась к Святославичам, стала их «отчиной». Позже лишь потомки Святослава Ярославича сидели здесь на уделах. Тмутаракань, со своими владениями после захвата Олегом Чернигова, фактически потеряла независимость. С усилением вторжений на Русь половцев в конце XI в. она оказалась отрезанной от основных русских земель и, по-видимому, прекратила существование. Контролируемая ей прежде территория попала под власть соседей - византийцев, а потом половцев. Как полагают, историки уже в начале XII в. княжество перестаёт быть русским. Мы, однако, будем придерживаться мнения историка Татищева, который полагал, что Тмутаракань ещё 1113 г. была в составе Руси и только потом, в течение первой половины XII в., стала Землёй незнаемой. Хотя, вероятно, русское население, изолированное от Руси, продолжало жить в княжестве и в последующие времена. О Тмутаракани, которая вернулась в сферу влияния Византии и продолжала жить, сообщал арабский географ аль-Идриси в 1154 г. Матарха (Тмутаракань), густонаселён и цветущ. Это «вечный город, существующий с незапамятных времен...

Там есть виноградники и обработанные поля; его владыки очень мужественны, сильны, благоразумны и решительны. Их почитают за смелость и господство над соседями. Это большой город с множеством жителей, с процветающими областями; там имеются рынки и устраиваются ярмарки. На них съезжаются люди из ближайших округов, соседних и самых отдаленных стран». Он же упоминает г. Руссию, в 20 милях от Матархи. Вероятно, это поселение около г. Темрюка. Косвенное подтверждение тому печать Феофании М., на которой она именует себя архонтиссой Руссии, т. е. правительницей соседнего города. По свидетельству Идриси, между Матархой и Руссией (половецкой и византийской партиями) шла постоянная война, закончившаяся в пользу сограждан Феофании. Такова в общих чертах история Тмутараканского княжества в XI в. Тогда же в Приазовских степях появилось чрезвычайно хищное, воинственное кочевое азиатское тюркское племя половцев. Оно известно ещё, как свирепые куманы, или кипчаки, и Тмутараканское княжество попадает под их зависимость, в связи с чем, связь с ним надолго прерывается. Половцы, частью уничтожили, частью потеснили остатки печенегов и торков и прочно заняли Черноморское побережье вплоть до р. Днестр. Свой первый опустошительный набег на Россию они произвели зимой 1061 г. Напав на Переяславскую землю, сильно разграбили её и, захватив богатый полон, удалились на Дон. С этим набегом началась жестокая борьба с новыми степными хищниками - половцами, продолжавшаяся почти без перерывов в течение двух веков - вплоть до нашествия монголов.

Половцы брали с Тмутаракани дань, не особо вмешиваясь в её управление и жизнь, только называть её стали Таматархой. Управители Тмутаракани потянулись к христианской Византии. Она посылала сюда своих епископов. В начале ХI в. устанавливается кафедра митрополита с титулом митрополита Метрокопского и Зихийского. В начале ХII в. сюда проникли и католики. Г.Г. Литаврин - специалист по средневековой истории южных славян, Византии и русско-византийских связей, академик РАН считал время утраты Русью суверенитета над Тмутараканью период 1094-1105-1111 гг. Кубанское Причерноморье в середине XII в. подпадает под влияние хитрой и сильной Византии. На Сев. Кавказе половцы вытеснили печенежские и огузские орды, вплотную приблизившись к землям касогов и зихов (предки адыгов), которым удалось выдержать их натиск. Более того, между ними установились взаимовыгодные торговые отношения. Таматарха и Керчь считались богатыми городами, куда заходили торговые корабли со всех портов Киммерийского Боспора. Доминиканский миссионер Юлиан, посетивший город в 1237 г., рассказывал о том, что Матрика в это время была христианской. Её многочисленные жители вели оживлённую торговлю шерстью, кожей, мёдом, воском и рыбой. Исповедуя православную религию, имели греческих священников и пользовались греческими книгами. В 1169 г., согласно договора, Византии с Генуей, древний г. Тмутаракань был возрождён генуэзскими купцами и получил название Матрега.

Могущественную торговую северо-итальянскую Республику Генуя, как и предыдущих византийских колонистов, Кубань привлекала богатыми урожаями хлеба и рыбой. В начале XIII в. запрещение генуэзцам не только селиться, но и заходить в Таматарху монгольскими ханами было отменено, и они стали на берегах Чёрного и Азовского морей строить колонии, фактории, пристани. Это Копа (Славянск на Кубани), Мапа (Анапа), Колос-Лиман (Новороссийск) и др. Торговля шла в форме товарообмена, на котором генуэзцы сказочно наживались, вывозя хлеб, меха, икру, рабов. Ввозили в основном ткани, соль, украшения. Крепость Матрега, принадлежала знатному генуэзскому роду Гизольфо. Её стены были украшены гербами генуэзских консулов. Последний владетель Матреги Захарий Гуйгурсис был изгнан турками и просил помощи у Ивана III. Остатки гербов на зданиях сохранялись ещё долго и в 1711 г. их видел путешественник Ламотре. Развитие социально-экономических отношений в Прикубанье приостановилось в связи с нашествием Батыя (1237-1242). Первой жертвой монгольских орд стали половцы, которых насильно включили в личные улусы ханов. Новые завоеватели - монголы обосновались и на Тамани. В 1260 г. в приазовских степях образовалась отдельная орда во главе с ханом Ногаем, которая овладела Крымом и Таманью. Именем этого хана, татаро-монгольские племена Сев. Кавказа стали называться ногайцами. Ногай установил дружеские отношения с Византией. Его супругой стала дочь императора Михаила Палеолога. Правда, в то время Ромейская империя переживала не лучшие времена.

Продолжение следует в части  15                http://proza.ru/2018/02/05/24


Рецензии