19 августа

19 августа 17 ...

Вчера незнакомец сказал мне: “Вы можете легко понять, капитан Уолтон, что я пережил великие и несравненные несчастья. Когда-то я решил, что память об этом зле умрет вместе со мной, но ты заставил меня изменить свое решение. Ты ищешь знания и мудрости, как когда-то искал я, и я горячо надеюсь, что удовлетворение твоих желаний не будет змеей, которая ужалит тебя, как моя . Я не знаю, будет ли вам полезен рассказ о моих несчастьях; однако, когда я размышляю о том, что вы преследуете то же самое конечно, подвергая себя тем же опасностям, которые сделали меня тем, что я есть, я полагаю, что вы можете вывести из моего рассказа подходящую мораль, которая может направить вас, если вы преуспеете в своем начинании, и утешить вас в случае неудачи. Приготовьтесь услышать о событиях, которые обычно считаются чудесными. Если бы мы были среди более укрощенных сцен природы, я мог бы опасаться встретить ваше неверие, возможно, ваши насмешки; но в этих диких и таинственных краях многое покажется возможным, что вызовет смех тех, кто не знаком с вечно меняющимися силами. я не могу сомневаться и в том, что мой рассказ содержит в своем ряду внутренние свидетельства истинности событий, из которых он составлен.”
Вы легко можете себе представить, что я был очень польщен предложенным сообщением, но я не мог вынести, чтобы он возобновил свое горе рассказом о своих несчастьях. Я испытывал величайшее желание услышать обещанный рассказ, отчасти из любопытства, отчасти из сильного желания облегчить его судьбу, если бы это было в моей власти. Я выразил эти чувства в своем ответе.
“Благодарю вас, - ответил он, - за сочувствие, но оно бесполезно; моя судьба почти решена. Я жду только одного события, а потом упокоюсь с миром. Я понимаю ваше чувство, - продолжал он, заметив, что я хотел прервать его, - но вы ошибаетесь, мой друг, если позволите мне так назвать вас; ничто не может изменить моей судьбы; послушайте мою историю, и вы поймете, как бесповоротно она определена.”
Затем он сказал мне, что начнет свой рассказ на следующий день, когда я буду свободен. Это обещание вызвало у меня самую горячую благодарность. Я решил каждый вечер, когда меня не занимают мои обязанности, записывать, насколько это возможно, его собственными словами, то, что он рассказывал в течение дня. Если я буду занят, то, по крайней мере, буду делать записи. Эта рукопись, несомненно, доставит вам величайшее удовольствие; но мне, знающему его и слышащему ее из его собственных уст,—с каким интересом и сочувствием прочту я ее когда-нибудь! Даже сейчас, когда я начинаю свою в моих ушах раздается его звучный голос; его блестящие глаза смотрят на меня со всей своей меланхоличной нежностью; я вижу, как его тонкая рука поднимается в оживлении, в то время как черты его лица озаряются душой внутри. Странна и мучительна должна быть его история, страшна буря, которая охватила галантное судно на своем пути и разбила его—вот так!


Рецензии