Хроники Апачерии. Век 19

С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871



    Хроники Апачерии. Век  XIX (2)

 



1826

* В этом году вождь липан-апачей Куэльгас де Кастро подписывает еще один договор в Ларедо (Техас) с правительством Мексики, став подполковником и получая зарплату от Мексиканской Республики. (Его группа получит подарки и еду в Ларедо в 1827 году).


* В августе группа апачей во главе с чихенне Фуэрте (Mangas Coloradas - Мангас Колорадас), Плума и бедонкое Мано Моча, встречается с группой североамериканских охотников во главе с Сильвестром Патти и его сыном Джеймсом Огайо Патти, в районе Санта Рита дель Кобре (Санта-Рита, округ Грант, Нью-Мексико). Считается, что это была первая встреча чирикауа с англосаксами.
1 августа двое американцев обнаружили возле шахт следы шести апачей. Вскоре после этого люди Патти схватили двоих из них, выпустив одного с условием, что если апачи они не придут на мирные переговоры, то они убьют заложников.

 

5 августа прибыли чирикауа. Их было около 80, под командованием четырех вождей, среди них Фуэрте (Мангас Колорадас), Плума и Мано Моча, которые не стали скрывать своего презрения к мексиканцам Санта-Рита-дель-Кобре, рассказывая о старых предательствах. Они признали, что совершили набег на шахты, но теперь, когда там работали американцы, они хотели положить конец боевым действиям.  Затем обе группы отправились в Санта-Рита-дель-Кобре, где Патти забил трех коров, чтобы накормить апачей. Позже вождь апачей выделил Патти  участок земли в 25 квадратных км.  рядом с рекой, примерно в 4,8 км от шахт. Патти сказал, что если эта земля теперь его, то ему придется нанять мексиканцев, чтобы они обрабатывали ее. Вождь заверил Патти, что апачи не будут беспокоить рабочих, что они  хотели жить в мире с американцами, потому что они не пытались убить их, кроме как на войне. Был ли вождь Фуэрте (Мангас Колорадас?) - Патти не отразил этого, но похоже, что так и было. Патти только упомянул имя одного из четырех вождей - Мано Моча, хотя и не считал его лидером группы.

 

Фуэрте (Mangas Coloradas - Мангас Колорадас), родившийся между 1790 и 1795 годами в группе бедонкое или чихенне, выделялся в первую очередь своим телосложением, так как весил около 114 кг и имел рост 192см., что уже само по себе было очень необычным среди апачей, средний рост которых не превышал 170 см. Возможно, что это был вождь по имени Фуэрте, который числился одним из вождей группы чихенне между 1815 и 1840 годами (далее о нем перестали упоминать), а  в 1842 году уже имя Мангас Колорадас появилось в мексиканских документах, которые идентифицировали его не иначе, как одного из самых важных вождей чирикауа.

(Книга про Мангаса, в переводе Андрея Каткова, здесь: 
https://vk.com/doc-159711477_515719724)

 
Происхождение испанского имени (Mangas Coloradas –«Красные Рукава») теряется в легендах того времени, некоторые из которых описывают, как вождь был залит кровью своих жертв по плечи – явное преувеличение, в которое трудно поверить. Наиболее вероятная версия восходит к инциденту между апачами и группой из 14 охотников во главе с Сильвестром Патти и его сыном Джеймсом. Вскоре после прибытия в Таос Патти узнал, что в реке Гила водится большое количество бобров. Сильвестр завербовал людей, и в декабре они отправились пешком вниз по реке Рио-Гранде, а затем на запад к медным рудникам Санта-Рита. В этом месте они наняли двух мексиканцев, чтобы те проводили их к истокам Гилы. Некоторое время они плутали в диком лабиринте гор, пока не наткнулись на реку - возможно на Сан-Педро (Аризона). Там им удалось добыть много бобровых шкур, пока апачи не решили устроить на них засаду.

Согласно рассказу Джеймса Патти, апачи отогнали ихних лошадей, хотя они и смогли спрятать шкуры перед тем, как вернуться в Санта-Рита после тяжелого перехода, в котором им пришлось испытать сильный голод. Патти вспоминал, что во время возвращения им пришлось преодолеть цепочку «замороженных гор», которые прятались в долине на востоке. Должно быть, это были горы Галиуро (Galiuro Mountains, округа Грэм и Пинал, штат Аризона). Поскольку они испытывали и  нехватку воды, то они вероятно отправились дальше на юг, к ручью Араваипа.

 
Далее, якобы апачи Мангаса Колорадаса напали на американцев, убили половину из них, и забрали все шкуры. Известно, что Патти прибыл в Санта-Рита всего с пятью мужчинами, и что мимбреньо-апачи какое-то время расхаживали, нарядно одетые в бобровые шкурки. Также, один огромный воин был одет в красную рубашку Сильвестра Патти. Предполагается что это был Фуэрте, и следовательно, возможное изменение его имени с Фуэрте на  на Красные Рукава (Mangas Coloradas). Индейцы часто меняли имена из-за различных знаменательных событий,  происходивших в их жизни, и этот случай  может быть одним из подобных,  хотя в этом случае,  для того чтобы стать известным под новым именем, потребовалось слишком много лет.

Помимо своих выдающихся способностей как вождя и воина, Мангас Колорадас был известен и своими навыками переговорщика. Одну из его жен звали Tu-es-seh, и по дошедшим слухам - она была красивой пленницей-мексиканкой. Примерно в 1840 году, одна из ихних  дочерей, по имени Dos-teh-seh, вышла замуж за Кочиса; другая - за вождя навахо; и третья – за вождя группы апачей Белой Горы (White Mountain). Но Уилл Левингтон Комфорт в своей книге «Апач» утверждает, что первая дочь вышла замуж за Кочиса, вторая - за Kutu-hala, вождя апачей Белой Горы, а третья  - за Cosito, воина апачей-койотеро с Белой Горы.

               
      

Если Мангас Колорадас планировал эти браки с намерением объединить индейцев против американцев, которые уже начали эмигрировать на юго-запад, то это доказывает его политические способности. Однако единственный союз, который действительно сработал – это был брак с Кочисом. В последующие годы Мангас Колорадас и Кочис тесно сотрудничали, в бесчисленных набегах и сражениях против мексиканцев и американцев.



1827

В этом году авантюрист Джон Джеймс Джонсон (уроженец Кентукки, несколько лет проживший в Миссури, и посвятивший себя изготовлению и торговле шляпами) прибывает в Опосура (Сонора), где вместе с партнером по имени Антонио Агирре, он приобрел ферму. Из Соноры он часто путешествовал в Санта-Фе, где вел дела с Макнайтом и другими американцами. Он также торговал с несколькими вождями апачей, включая недни Хуана Хосе Компа.
В то же время, в Нью-Мексико прибывает ирландец Джеймс Киркер. Как будет видно позже, Джонсон и Киркер прославились организацией резни апачей (охотники за скальпами).
1828

* В период с этого года 552 апача чирикауа получали пайки еженедельно или каждые две недели в пресидио Ханос (Чиуауа), а в следующем году их количество увеличилось. Ранчерии: вождя Асквиниельте со ста семью людьми, включая мужчин, женщин и детей; вождя чоконен Писаго Кабесон с 98 людьми;  вождя Фероза с 87 людьми; недни Хуан Диего Компа с 121 чел.; и ранчо Фуэрте (Мангас Колорадас) с 168 чел. Поддерживая мир после соглашения 1824 года, мексиканские власти вынуждены были снова сократить рацион апачей, по экономическим причинам, вынуждая тем самым многих из них перебраться в горы, чтобы посвятить себя традиционным способам выживания - охоте и собирательству. Некоторые из чирикауа  группы Писаго Кабесона даже выращивали кукурузу в горах Аламо-Уэко (Alamo Hueco Mountains, Нью-Мексико), что указывает на то, что они занимались земледелием, хотя и не так широко, как их родственники - западные апачи.

* В этом году три апача из Ханос и Сан-Буэнавентура (муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа) - Калабазас, Йаяме и Андрес (Calabazas, Yayame, и Andr;s) украли нескольких лошадей в Бависпе (Сонора), которых они отвели к реке Темехуак, к западу от Касас-Грандес (Чиуауа). Узнав об этом, Хуан Хосе Компа, пытаясь сохранить свое лидерство, как его брат Хуан Диего сделал это с испанцами, расследовал преступление, и сообщил командиру Ханос  имена конокрадов, и расположение табуна лошадей.

Когда стало известно, что они являются членами мирных поселений, их предупредили, что они не должны совершать больше подобных действий, и что их собираются только задержать.

* В этом году группа охотников во главе с Эвингом Янгом (Ewing Young), известным пограничником, который отправился на охоту из Таос (округ Таос, Нью-Мексико) к реке Колорадо, и подвергся нападению западных апачей где-то рядом с переправой через реку Солт (Аризона) В засаде апачи убили 18 из 24 охотников Янга, заставив выживших вернуться в Таос.

 

Спустя несколько месяцев Янг сформировал другую группу охотников с целью отомстить апачам, которые препятствовали его предыдущему предприятию, и возобновить охоту. Они покинули Таос в апреле, а позже в районе Белой Горы они встретили группу апачей, убив 15 из них, имногих ранив. Янг и его группа намеревались расставить капканы, но апачи продолжали преследовать их, воровали их инвентатрь, и иногда убивали лошадь или мула,  но на самих людей не нападали.

(Эвинг Янг родился в 1799 году, в Теннесси, в семье фермера. В двадцатилетнем возрасте он пытается основать собственную ферму, но дело прогорает и он решает искать счастья в пушной торговле. Здесь ему сопутствовал успех, хотя его партии часто становились жертвами нападений индейцев. В 1837 году Янг начинает бизнес по торговле скотом. Он пригоняет первую партию из 630 лонгхорнов в долину Уилламетт. Здесь же Янг основывает свое ранчо, на котором выращивает скот и лошадей; сеет пшеницу, строит лесопилку и мельницу. Его дом становится магазином и ссудной кассой для соседей. Имя Янга встречается почти во всех историях орегонских переселенцев. Он составил компанию Холлу Джексону Келли, помогал Натаниелю Виету и лейтенанту Слакуму, ему приписывается открытие тропы Санта-Фе – маршрута от Орегонской тропы до Калифорнии. Постоянная угроза нападений волков на стада, принадлежащие переселенцам, вынудила Янга организовать ежегодные «волчьи встречи», на которых переселенцы обсуждали стратегию и тактику борьбы с этой опасностью. Постепенно тема волков отошла на второй план, и на встречах заговорили о необходимости определения статуса Орегона. Янг умер в 1841 году сказочно богатым человеком. Историки считают, что сложности с разделом его имущества ускорили создание Орегонского территориального правительства).

 
 

Экспедиции Янга.


 
 

Ewing Young (1799/1810 - 1841)

* В конце года вожди апачей Фероз и Писаго Кабесон (чоконен) пожаловались губернатору штата Чиуауа, что мексиканские граждане вторгаются в их земли, превращая их в частную собственность. Они попросили его издать указ о том, чтобы Сьеррас-де-Энмедио (муниципалитет Асенсьон, Чиуауа), Анимас (горы Анимас, округ Идальго, Нью-Мексико) и Хача (Big Hatchet Mountains, округ  Идальго, Нью-Мексико) не передавались гражданам Мексики Эти горные цепи содержали многие необходимые для жизни апачей ресурсы, включая и мескаль.
 
Вскоре после этого вожди Писаго Кабесон, Чирими, Карабинеро и Бокон (Pisago Cabez;n, Chirimi, Carabinero, y Boc;n) потребовали, чтобы мексиканцу Серафину Кальдерону было отказано в праве остаться на земле, которую он присвоил в Сьерра-дель-Аламо-Уэко (горы Аламо-Уэко, округ Идальго, Нью-Мексико). Апачи очистили и обработали эти земли, снимая с них хорошие урожаи мескаля. Командующий генерал Симон Элиас согласился и подчеркнул, что апачи нуждалась в защите, и что учитывая текущую ситуацию, ничто не должно нарушать нынешний мир, и 10 января 1829 года уступил четырем вождям апачей во владение эту собственность. На этом инцидент не закончился, и чуть позже четверо вождей попросили разрешения продать ту же землю Кальдерону в обмен на 30 кобыл. Генерал-командующий категорически запретил это, объяснив что владение этой землей является правом только для того, чтобы пользоваться ее естественными продуктами, но не более того. С другой стороны он полагал что апачи, как наиболее вероятно, не будут использовать этих 30 кобыл ни для чего хорошего.

 

1829

* В этом году мексиканцы изгнали из страны оставшихся испанцев, поэтому они стали нести всю ответственность за снабжение апачей продовольственными пайками, при пресидио и миссиях.

* В этом году апачи из Ла-Пунта-де-Лампасос (Лампасос-де-Наранхо, штат Нуэво-Леон) берут в плен семилетнего Мартина Ортиса (и дают ему имя Зеснакане), воспоминания о котором называются не иначе, как красивой сказкой/легендой. В 1849 году он якобы вернулся в родной дом, женился и обзавелся хозяйством, но самое главное – откопал награбленные сокровища апачей, и очень сильно разбогател.

* В этом году апач Куидэ арестован по подозрению в ограблении. Хотя мексиканский закон запрещал крайние меры наказания, командир Ханос подвесил его за ноги на два часа. Считая, что это действо было для него унизительным, Куидэ предпринял попытку самоубийства. Генерал-командующий Чиуауа сделал командиру строгий выговор за его поведение, сказав ему что с Куидэ нужно было обращаться правильно, хотя для командира  не только один  Куидэ, но и все его ранчо было под подозрением в совершении грабежей.
В течение этого года 575 чирикауа получили пайки в пресидио Ханос, в то время как другие остались в окрестностях Санта-Рита-дель-Кобре (Санта-Рита, округ Грант, Нью-Мексико) и Фронтерас (Сонора).




1830

* 11 января пять вождей апачей - чоконен Писаго Кабесон, недни Хуан Диего Компа, Фероз, Чирими и Костилья дель Уэсо встретились с командиром Ханос (Чиуауа), чтобы предъявить различные жалобы:

1 - Что им дают запасы скудные и плохого качества, и без мяса.  Раньше они получали кукурузу, мясо, сигареты, одеяла и деньги, но теперь они получали только кукурузу  (379 граммов на человека старше трех лет, и 189 граммов для детей)… Апачи утверждали, что остались верными и миролюбивыми, не воровали, но нынешних пособий недостаточно, чтобы прокормить себя и свои семьи. Они хотели, чтобы мясо поставлялось снова.

 

2 - Пусть в дни доставки припасов, когда апачи встают в очередь чтобы получить свои пайки, мексиканские солдаты уходят в помещение для охраны, потому что их присутствие похоже на отсутствие доверия к апачам.

3 - Что им нужен переводчик, чтобы облегчить общение (переводчики апачей ушли в отставку в октябре прошлого года, потому что им не платили зарплату).

4 - Пусть дадут им сельскохозяйственные орудия.  (Два вождя - Чирими и Хуан Диего, попросили три мотыги и топор, чтобы иметь возможность обрабатывать землю. В течение длительного периода мирного контакта с испанцами, многие из апачей начали переход к оседлой жизни, зависящей не только от пайков, но и от выращивания кукурузы и бобов. Однако эта ситуация должна была кардинально измениться в последующие годы, когда они были вынуждены возобновить свою традиционную кочевую жизнь с экономикой, основанной на охоте, сборе и добыче, полученной в ходе набегов на мексиканские поселения).

Эти жалобы не могли быть полностью рассмотрены. С пайками ничего нельзя было поделать, потому что припасов было мало для всех северных мирных поселений, и войска тоже отмечали их отсутствие. Манера солдат действовать в дни нормирования была привычной, и не могла быть изменена. Был введен в эксплуатацию новый переводчик для апачей. Генерал-майор штата Чиуауа согласился предоставить апачам сельскохозяйственные инструменты, чтобы они могли помочь хоть как-то поддерживать их. Дело в том, что коррупция чиновников, отвечавших за поставки, была постоянной в двух самых важных президио - Ханос (Чиуауа) и Фронтерас (Сонора).


* Зимой несколько групп апачей совершили набег на Сонору, отогнав большие стада крупного рогатого скота на свои ранчо в горах.

* В конце года апачи, проживающие в Сан-Буэнавентура (муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа), уезжают из-за нехватки еды и эпидемии оспы.



1831

* В этом году мексиканское правительство приостанавливает действие системы выдачи пайков. Апачи постепенно покинули мирные поселения, и вернулись к своему прежнему образу жизни. Население апачей в пресидио Ханос упало с более чем 200 человек в 1820 году,  до 100 человек в 1831 году.

* 2 мая апачи покидают Ханос (Чиуауа) из-за эпидемии оспы. Болезнь поразила наиболее уязвимых членов мексиканской общины Ханос, апачей и детей. 40 человек погибли, в том числе дочь капитана Хуана Хосе Зозайа.

9 мая и 20 июня должностные лица Ханос предоставили братьям недни Хуану Хосе и Хуану Диего Компа по 4,5 кг. кукурузы каждому, потому что 2 мая они уехали со своими ранчо в Сьерра-де-Энмедио (муниципалитет Асенсьон, Чиуауа) из-за оспа. В то время и другие ранчо уже покинули пресидио, в том числе ранчо вождя чоконен Писаго Кабесона, и вождя бедонкое Тебока. В течение этого месяца Чиуауа и Сонора отказались от пресидиои карточной системы, поэтому апачи покинули эти поселения, и возобновили свои набеги, почти постоянно оставаясь на тропе войны. Окончание выдачи продовольственных пайков было самой важной причиной, по которой апачи вернулись в горы Соноры, Чиуауа, Аризоны и Нью-Мексико. Враждебные отношения сохранятся и в будущем, лишь с короткими периодами мира.

* 16 октября Хосе Хоакин Кальво, военачальник штата Чиуауа, объявил апачам тотальную войну.

 
Хосе Хоакин Кальво

* Группы апачей чоконен Писаго Кабесона, бедонкое Тебока, и недни Хуана  Диего Компа, покидают свои поселения недалеко от пресидио Ханос и Фронтерас. В Ханос объявлена эпидемия оспы, которая способствует решению апачей уехать. В том году вся мексиканская граница была опустошена апачами, которые получили много добычи, и многие жители погибли от рук нападавших.



1832

* В этом году командующий Лампасос (муниципалитет Артеага, Коауила) сообщает, что вождь Куэльгас де Кастро и его липан-апачи жили в Лагуна-де-ла-Лече, недалеко от Кандела (Коауила). Сорок безоружных мужчин пошли просить у него лошадей, но Куэльгас де Кастро уехал с пустыми руками. Куэльгас де Кастро говорил на английском и испанском языках, и вел переговоры с испанскими и мексиканскими политическими и военными лидерами.

 

* В этом году воровство мулов и лошадей апачами вынудило остановить транспортировку металлов из рудников Кусихуириашика (муниципалитет Кусихуириачи, Чиуауа). В то время животные все еще использовались в качестве единственной движущей силы в горнодобывающей промышленности. Также Парраль (Идальго дель Парраль, Чиуауа) был ареной двух разрушительных набегов апачей и команчей, похитивших скот и уничтоживших скудное сельское хозяйство.

* В январе вождь недни Хуан Хосе Компа направил письмо Мариано Варела, владельцу Hacienda de Ramos (давнему другу семьи Компа, тестю капитана Хуана Хосе Зозайа и Хосе Игнасио Ронкильо, и вероятно, крестный отец Хуана Хосе), говоря что апачи хотят жить в мире и спокойствии. Женщины-апачки, которые отнесли это письмо в Ханос  сказали, что апачи объединились и готовы сражаться, но  если мексиканцы дадут им перемирие, то Хуан Хосе заверил, что каждое ранчо вернется к установлению мира. Хуан Хосе Компа - важный лидер миротворчества в Галеана (Чиуауа), которому мексиканцы доверяли в течение многих лет, теперь был с противниками, что означало только то, что ситуация была действительно серьезной.

Вскоре после этого, в январе, от 300 до 400 апачей совершили набег на периметр между Карретас, Консепсьон, Эль-Каррисаль и Сан-Буэнавентура или Галеана (все в Чиуауа). Правительство штата принимает чрезвычайные меры, чтобы противостоять угрозе апачей, организовывая и вооружая жителей поселений.

В феврале группа апачей угнала лошадей с ранчо Ла-Вирхен-де-лос-Долорес в Ханос, убила ковбоя и направилась на север в Лагуна-де-Гусман (муниципалитет Асенсьон, Чиуауа), и на восток, до Корраль-де-Пьедра.

26 марта апачи захватили табун лошадей из пресидио Фронтерас в Соноре, и совершили набег на различные части штата. Неделю спустя они перехватили почту между Бависпе (Сонора) и Ханос, получив информацию о мексиканских планах по их уничтожению, благодаря тому что некоторые из них были грамотными, например Фалиос Паласио - брат Мангаса Колорадаса, который выучил испанский в Эль-Пасо- дель-Норте. С увеличением количества рейдов, губернаторы и военачальники штатов Сонора и Чиуауа решили организовать карательные экспедиции против апачей.

В апреле отряд апачей угнал лошадей из пресидио Ханос, совершил набег на поместья Сан-Мигель, Сан-Диего и Карретас, и отправился дальше на юг, в Рубио (ныне Колониа-Обрегон, муниципалитет Куаутемок, Чиуауа). Хосе Игнасио Ронкильо подготовил ответную кампанию.

28 апреля апачи Педро Хосе, Пегат, Янте Руис, эль Манко и их сын убили также апачей Сегу и его сына Агапито, потому что они отказались поднять свое ранчо и присоединиться к ним в рейде. Сами же апачи с ранчо Сега схватили преступников, и передали их Хосе Пенья, капитану роты из Каррисаль (муниципалитет Ахумада, Чиуауа).

1 мая Азулито, мирный вождь апачей, сообщил Хуану Рамиресу, командиру президио Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа), расположенного в зоне вторжения команчей, что многие нападения, совершенные в этом районе ранее в этом году, были совершены со стороны апачей-мескалеро, которые выдавали себя за команчей.


Отряд Хосе Игнасио Ронкильо направился к югу от реки Гила (Нью-Мексико), где в течение трех дней (с 21 по 23 мая) они несколько раз встречались с  чирикауа во главе с  вождями группы чоконен Писаго Кабесоном и Фуэрте (или Мангас Колорадас), и Мано Моча (бедонкое; некоторые источники указывают на последнего как  на Махко- Mahko, деда Джеронимо), убили 22 воина, ранив еще около 50 и взяв в плен двух, и вернули 140 лошадей. У мексиканцев трое были убиты, и 12 ранены. В отчете Ронкильо говорится: «Командующий оперативным подразделением г-н Хосе Игнасио Ронкильо 3 июня сообщает, среди прочего, генерал-командиру этого штата следующее:

          

«21 мая пять разведчиков напали на шестерых апачей, которые бросившись на них убили одного, а другого оставили в поле раненым, которого я подобрал 22-го; в тот день на меня напали 40 из них, семеро погибли на моих глазах, и мы собрали восемь скакунов  12 колчанов; а 23-го напали на нас более 300 человек - пешком и на лошадях. Атака началась с 12.00 дня, и продолжалась до 17.00 вечера; мы убили 14 индейцев, я отобрал у них четыре винтовки, 22 колчана и 18 оседланных лошадей. Погибли три солдата: Матиас Вильялобос из роты Ханос, Рефугио Лара из Принсипе, и Хосе Антонио Кампос из Ла-Карризаль.

Раненые с нашей стороны были… Смысл этой операции находился ниже перевала цапель реки Гила, на довольно пересеченной местности, так что из 138 человек, с которыми я вышел в поход, 24 были верхом 20 охраняли воду, и 30 с седлами, припасами, и 64 действовали против врагов, и время от времени получали помощь, чтобы отдыхали наиболее утомленные и раненые, в связи с тем что наши лошади в течение шести дней не пилы воды и не ели, поскольку 45-50 лье (217-241 км) перехода от берегов Санто-Доминго до реки Гила 85 человек прошли пешком на своих усталых лошадях и достигли реки с двумя солдатами в седле, умирающие от жажды.

Результатом всего этого стало то, что с 60 или 70 человек было атаковано более 300 апачей, достигнуты преимущества, которые я использовал, были отбиты из вырытых ими окопов, выселены из них и брошены в позорное бегство, и их нельзя было преследовать из-за отсутствия кавалерии… 

23 мая, когда солнце садилось, враги подняли белый флаг, и я отвечал им взаимностью… только капитан Писаго (Писаго Кабесон, чоконен) и его сын Тичак подошли на 10 шагов, чтобы поговорить со мной, и хотя они принесли свое оружие, они не хотели, чтобы я вышел со своим; но без него я обнял их, и заговорил о мире, и мы остались при том, что на другой день в 12.00 они решат отступить на четверть лье (1, 2 км) от нас. На следующее утро 23-го…  с копьем под белым флагом, некоторые пришли в наше поле (кроме Хуана Хосе), и в 11.00 дня, уже включенные капитаны Могольонов (горы Могольон, Грант и Катрон графства, Нью-Мексико), Фуэрте (Мангас), Плума (чиенне), Мано Моча (бедонкое), Ойа, Кабальо Лигеро и Бока Матада, отступили. Последний попросил у меня бумагу, для празднования мира в Эль-Кобре. Я дал ему, и в свою трубу  наблюдал, как они отступают более чем на лигу до своей земли, но затем они повернули чтобы присоединиться к остальным, и когда четверо подошли к моей лошади, которая спустилась к воде, они бросили мне чалую лошадь (медового цвета), оскорбление которого я не мог перенести, и в 12.00 этого дня я возобновил военные действия, узнав многих индейцев из Могольона, которые вернулись на войну. С этого времени и до заката сражение длилось… казалась мне первой, которая штурмовала ее, бросив их в позорное бегство…

Я не могу не порекомендовать ... Когда апачи Могольона пытались заключить мир в Эль-Кобре, я направил свой марш к этой точке чтобы посмотреть, достигнут ли они ее в те дни, и не имея возможности выжить в этом месте, я оставил шестерых больных и 24 выдающихся человека ... Я оставил Кобре укреплением для ее защиты ...  И, к удовлетворению жителей штата, их внимание уделено таким правдоподобным новостям. Чиуауа, 7 июня 1832».

Апачи сражались в основном с луками, стрелами и копьями, потерпев поражение от огнестрельного оружия  мексиканцев.

 

Тем временем около 67 воинов с ранчо чихенне Хаскедега и Кристобаля, которых возможно также звали Армихо и сын вождя чихенне Сигаррито двинулись на юг, и напали на Эль-Карризаль (муниципалитет Ахумада, Чиуауа). Их догнал мексиканский контингент, которому удалось вернуть около 150 лошадей, и два вождя просили перемирия.

В том же месяце апач по имени Мигель Ламедас пришел к пресидио Ханос пьяным, оскорбляя граждан и называя их трусами. Он сказал, что апачи были намного храбрее и сплоченнее мексиканцев, и что они скоро их победят. Власти поместили Ламедаса в камеру, но вскоре он сбежал.

В мае апачи убили несколько безоружных соседей на фермах Пикачо и Бабикора, что  в районе Ла Консепсьон (долина реки Папигочи, Чиуауа).

24 мая капитан Хосе Пенья, командующий Карризаль (муниципалитет Ахумада, Чиуауа) сообщил о просьбе о мире, сделанной вождями группы чихенне Эскедегадом (Хаскедега) и Кристобалем, оставивших свои семьи в окрестностях шахты Эль Кобре, чтобы позже выкрасть лошадей с различных ранчо в этом районе.


* 1 июля большая группа апачей прибыла в Санта-Рита (Санта-Рита-дель-Кобре, округ Грант, Нью-Мексико). Среди них было несколько представителей бывших мирных поселений: восемь из Ханос - среди них недни Хуан Диего Компа; Франсиско из Сан-Буэнавентура (муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа); несколько из пресидио в Соноре; и один из Намикипа (Чиуауа). Хотя не было представителей из Эль-Карризаль (муниципалитет Ахумада, Чиуауа), они собрались вместе с остальными на реке Сан-Франциско (приток Гилы, штат Аризона) в ожидании результатов мирной конференции. Через несколько дней прибыли послы Майа, Кантадор, Плума (чихенне), Антонино, Хуан Альбино и Ойа  из Ханос, и после переговоров с мексиканцами четверо из них отправились к враждебным апачам, в район реки Гила.

Апачи приходили и уходили  несколько недель. Этими эмиссарами были Селга, Матиас (чоконен), Хоакин, Висенте, Костильа, Антонино, Фероз, Хуан Альбино, Мигель Ламедас (тот, который сбежал из камеры в Ханос) и Кантадор, направлявшиеся в Ханос, чтобы организовать мир. Наконец, 21 августа 1832 года 29 вождей апачей заключили мирный договор с капитаном Хосе Игнасио Ронкильо.

По условиям, апачи согласились прекратить нападения на мексиканские фермы и гасиенды, вернуть весь скот, украденный во время недавних набегов, и воздержаться от въезда на территорию Чиуауа без разрешения. Каковы были обязательства Мексики по отношению к апачам? Они не понятны. Они не говорили о том, чтобы снова выдавать им пайки, и похоже чиновники думали, что апачи должны будут работать как мексиканцы, чтобы содержать себя.

Мексиканские власти выделили для апачей три особые зоны для ранчо: в Ла-Бокилья-де-Ханос и Корраль-де-Кинтеро, горы Эль-Хача (округ Идальго, Нью-Мексико), El Sarampi;n  (?), Горы Пелонсилло, (округ Идальго, Нью-Мексико), от Лас-Буррас (Нью-Мексико) до Ла-Касита (?, дель-Гила), и промежуточных гор до Санта-Люсиа (?). Недни Хуан Хосе Компа основал свое ранчо в районе Ханос.
Ранчерии района Могольон получили вторую зону в районе Эль-Кобре (?), Ла Негрита (?), Мимбрес (горы Мимбрес, округа Сьерра и Грант, Нью-Мексико), и Могольон (графства Грант и Катрон, Нью-Мексико). Вождь Фуэрте (Мангас Колорададас) основал свое ранчо у Санта-Рита-дель-Кобре (Санта-Рита, округ  Грант, Нью-Мексико).

 

Апачи, которые жили вдоль среднего бассейна Гила в Соноре, составляли третий регион, возглавляемый Аквиеном - апачем, не имевшим большого значения под этим именем в юрисдикции Ханос, но который возможно совпадал с именем Матиас (чоконен) в Соноре.  Кроме того, мир был достигнут с апачами-мескалеро с востока Сан-Элизарио (округ Эль-Пасо, штат Техас),  до Пресидио-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа).

Теперь в боевых действиях наступило перемирие. Хотя апачи и могли разбить лагеря в окрестностях Ханос и Санта-Рита-дель-Кобре, они не жили там регулярно. Мексиканцы поддерживали мирные отношения со многими апачами лишь благодаря случайным подаркам, или  подаяниям.

* 6 июля губернатор Соноры сообщил губернатору штата Чиуауа о победе, достигнутой 4 июня соседями в Кахон-де-Арибайпа, где они убили 71 апача и захватили 13 детей, в то время как прапорщик Мариано Родригес Рей забрал крупный рогатый скот и лошадей у апачей в Сьерра-дель-Корраль-де-Пьедрас (муниципалитет Галеана, Чиуауа).

      

* 20 июля апачи-чихенне вождя Сигаррито прибыли в Ханос (Чиуауа), где им подарили быка.

* 21 августа в Санта-Рита-дель-Кобре (Санта-Рита, округ Грант, штат Нью-Мексико) был подписан мирный договор между 29 вождями и заместителями вождей апачей и командующим Санта-Рита Хосе Игнасио Ронкильо (соглашение было запрошено апачами военному командиру Чиуауа Хосе Хоакину Кальво) на основании договора 1810 года, предоставив Фуэрте (Мангас Колорадас) и его чихенне зону для перехода от пресидио Сан-Эльчеарио до Сьерра-дель-Сакраменто (Чиуауа)… По-видимому, совладелец рудников Санта-Рита Роберт Макнайт вмешался в переговоры, и достигнутый успех был отчасти обусловлен его дружбой с некоторыми из апачей. Следуя предыдущей политике испанской короны, Кальво назначил каждой группе область, соответствующую ее территории, а также назначил вождя для каждой группы, берущего на себя ответственность за своих людей.  Также предполагалось что они превратятся в фермеров, что было бы просто немыслимым в их культуре. Договор был соглашением толькомежду штатом Чиуауа и чирикауа, и не включал Сонору - одну из предпочтительных целей для набегов апачей.  Не было пункта о доставке продовольственных пайков чирикауа…  Одной из основных причин такого изменения местоположения было прибытие в Нуэво-Мексико множества американцев, некоторые из которых, впрочем, занимались нелегальной торговлей с апачами. Чирикауа торговали трофеями от рейдов, совершенных в Сонору, с Джеймсом Киркером и Макнайтом в Санта-Рита-дель-Кобре. Киркер был ловцом зверей и торговцем, работавшим в Санта-Рита, а также сопровождал караваны «медного пути» на горнодобывающих предприятиях Кусье и Роберта Макнайта.

Долгое время недни Хуан Хосе Компа, в перерывах между рейдами, был самым важным собеседником мексиканцев. Он принадлежал к древней семье апачей, которая поддерживала традиции лидерства апачей на протяжении трех поколений. Он был сыном Эль Компа - другого вождя апачей, который в 1790-х годах заключил мир с испанцами. Он учился в школе пресидио, поэтому свободно говорил по-испански, получив в 1806 году награду от Командующего Внутренними провинциями Немесио Сальседо, как особо выдающийся ученик. Его брат Хуан Диего Компа также был лидером апачей.

Во время испанского правления власти контролировали поток оружия апачам. Были предприняты попытки снабдить индейцев ружьями низкого качества, которые относительно легко повреждались. Чтобы их починить, им приходилось обращаться к оружейнику в пресидио в том районе, где они согласились поселиться. Ситуация изменилась, когда правительство Мексики из-за нестабильной политической ситуации, которая преобладала вместе с нехваткой ресурсов, не смогло продолжить старые поставки апачам, и они начали приобретать оружие хорошего качества у североамериканских торговцев.

* 5 октября апач недни Хуан Хосе Компа со своей семьей прибывает в Ханос (Чиуауа). Мексиканские власти пытались контролировать апачей через Хуана Хосе Компа и Мариано Варела (владелец Hacienda de Ramos, муниципалитет Касас-Грандес, штат Чиуауа, и друг семьи апачей из Компа), у которых были очень близкие отношения с Хуаном Хосе Компа Он явно доверял Варела. Хотя мексиканцы не считали его христианином, некоторые из его утверждений говорят о христианстве, и он вероятно крестился в 1790 году. Эти факты предполагают, что Варела, возможно, был крестным отцом Хуана Хосе Компа.

 

Письма Хуана Хосе Компа предлагают взгляд апачей на отношения между ними и мексиканцами в 1830-х годах, раскрывая маргинальное положение апачей. 25 апреля 1833 года он написал из своего лагеря в Сьерра-де-Каркай (муниципалитет Ханос, Чиуауа), что мексиканцы убивали апачей, иногда в мирных условиях и даже в присутствии командующего Ронкильо. Мексиканцы убили апачей в Hacienda de Agua Nueva и по пути в Сьюдад-Чиуауа (оба в муниципалитете Чиуауа), хотя в соседней Сьерра-де-Энсинильяс (муниципалитет Камарго, Чиуауа) они бежали от атакующих войск. Апачи направились к западу от Сьерра-Мадре, сообщая об этих событиях Писаго Кабесону (чоконен) и ранчериям региона Могольон (горы Моголлон, графства Грант и Катрон, Нью-Мексико), и Санта-Рита-дель-Кобре (Санта-Рита, графство Грант, Нью Мексика). Хуан Хосе Компа написал Вареле, сообщив ему что он собирается сказать апачам, чтобы они не верили этим историям и подобной лжи, что хотя и правда что апачи умерли, но они должно быть сделали что-то такое, что сильно оскорбило мексиканцев. Он закончил свое письмо тем, что попросил два листа бумаги (чтобы он мог написать больше писем), и ящик с порохом (чтобы защитить себя), сказав что «апачи не потерпят встречи со мной, когда они узнают что я сообщил…  одни поймут, а другие нет».

В другом письме Вареле несколько дней спустя Хуан Хосе Компа указал, что большая часть ранчо уже покинула этот район. Однако он планировал отправиться в Hacienda de Ramos или Ханос, опасаясь что если он останется в стороне, то мексиканцы могут подумать, что он действует недобросовестно. Он закончил словами: «Отец, как ты знаешь, я доверяю Богу и тебе. Да не причини мне никакого вреда, если я не совершил никаких ошибок». И добавил: «Пожалуйста, пришли мне табак».

Варела, отвечая в тот же день, призвал Хуана Хосе Компа привезти его жену и детей к Ханос. Там они будут в безопасности, и с ними ничего не случится. Даже «плохие апачи» не могли причинить ему вреда в пресидио. Он продолжил: «Помните, ваш отец жил в Ханос до самой смерти, и его не заботило, нравится он апачам или нет… Вы должны сделать то же самое. Я ценю вас и прошу вас отправиться к Ханос, и вы увидите, как командующий отнесется к вам с вниманием». Четыре дня спустя прапорщик  Карбахал написал Вареле из Ханос, что Хуан Хосе Компа не прибыл. В неподписанной в тот же день записке говорилось, что эти письма были просто тактикой проволочек, и что Хуан Хосе Компа извинился, заявив что находится во власти «плохих индейцев». Другой человек, вероятно тоже Карбахал, добавил, что был бы признателен, если бы Варела смог убедить Хуана Хосе Компа принять недавние мирные договоры. Однако он только что узнал, что стадо украденных лошадей было доставлено в Сьерра-де-Энмедио (муниципалитет Асенсьон, Чиуауа), и не было никаких сомнений в том, что животные были переведены в лагерь чоконен вождя Писаго Кабесон. Карбахал надеялся, что Хуан Хосе Компа убедит его приехать в Ханос.

Неудивительно, что Хуан Хосе Компа не хотел жить среди мексиканцев. Несколькими месяцами ранее он потребовал вернуть мальчика-апача. Понсе де Леон, командующий Сан-Буэнавентура (муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа) ответил что люди, живущие там, испытывают ужасную ненависть к апачам из-за того зла, которое они совершали, и что ни Хуан Хосе Компа, ни другие не должны там появляться.

 

Однако мексиканские власти были готовы сделать исключение для Хуана Хосе Компа, учитывая «маловероятную возможность того, что он решит переехать жить в Ханос». В письме, отправленном Хуану Хосе Компа через командира Ханос, генерал-командующий призвал Писаго Кабесона или любого другого вождя отправиться в город Чиуауа или в Эль-Кармен (муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа), или Энсинильяс (муниципалитет Чиуауа, Чиуауа) чтобы начать мирные переговоры, оказывая им всю необходимую помощь в поездке, включая военное сопровождение.

Хуан Хосе снова написал Вареле. Теперь он был со «всеми апачами», увещевая их сохранять мир и спокойствие. Его мнение однако заключалось в том, что «Бога больше нет, или это его божественный закон в этом мире делает тысячу несправедливостей по отношению к апачам». Вождь Костилла и его жена только что прибыли из Бависпе (Сонора), когда мексиканцы без провокации и в рамках перемирия взяли в плен остальных жителей ранчерии, когда апачи были все вместе, даже без восстания, нападений или убийств. Хуан Хосе Компа продолжал предупреждать, чтобы  рассказанным историям не верили, потому что христиане не могут нарушить закон Бога. «Я сказал вам все, что можно было вам сказать». Он и другие вожди - Писаго Кабесон (чоконен), Хуан Диего, Эль Карабинеро, Костилья и остальные апачи «Просят, ради Бога, чтобы мексиканцы помнили божественный закон и приложили усилия, чтобы наша земля не была в войне», не потому что они боятся апачей, а потому что этого требует божественный закон.


* 18 октября чоконен Матиас, вождь апачей в Соноре, прибывает в Ханос со всем своим ранчо. (Несколько других апачей, обозначенных как «верные», получили деньги на пропитание, и троим из них была оказана медицинская помощь в связи с болезнями. Эта спорадическая помощь апачам прекратилась после 1832 года).

* В этом году жители Кукурпе (Сонора) и Накамери (муниципалитет Эрмосильо, Сонора) во главе с капитаном Хосе Косме де Урреа атаковали вождя чихенне или мимбреньо Байшан, более известного как Кучильо Негро (Черный Нож), который совершил набег в окрестностях поселения Урес (Сонора).



1833

* В феврале апачи чирикауа находятся в Сьерра-де-Чирикауа (горы Чирикауа, округ Кочис, штат Аризона) откуда они входят в Сонору, в то время как  группа чоконен Писаго Кабесона нападает на Ханос. Чирикауа, вынужденные искать пропитание в горах, вскоре возобновили свои набеги на мексиканцев. В течение года набеги распространились на ранчо и деревни Соноры, включая такие поселения как Arizpe. Более 200 человек были убиты, и материальные потери были огромными.  Апачи забрали крупную добычу в виде скота и имущества жителей, оставив после себя дымящиеся остатки их жилищ. Правительства штатов Сонора и Чиуауа отреагировали на это, собрав средства от своих граждан на основе налогов и взносов,  для вооружения и организации экспедиций против апачей. Также, в разное время предлагалась награда за скальп каждого убитого Апача: мужчины, женщины или ребенка…

*Про охотников за скальпами, в переводе Андрея Каткова, здесь:  https://vk.com/doc-159711477_537521345

*Книга Кормака Маккарти «Кровавый меридиан», про охотников за скальпами, здесь: https://www.litmir.me/br/?b=143175&p=1


 
Джеймс Киркер – охотник за скальпами.

 



 


Рецензии