Михайловский замок. Не просто точка на карте

Из окна квартиры друга Александра Пушкина Николая Тургенева открывался чудесный вид на Михайловский замок. Правда, замок  в последние годы не использовался и стал зарастать деревьями. Но  после того, как друзья-гусары услышали воспоминания Петра Каверина об убийстве царя Павла Первого, вид замка стал казаться им зловещим, а у Пушкина созрела мысль  написать оду «Вольность», как у Радищева, с теми же идеями,  и замок превратился в яркий образ – «забвенью брошенный дворец».
 Михайловский замок был построен напротив Летнего сада на том месте, где две так называемые чёрные речки Фонтанка с  Мойкой разбегаются, где в прошлом стоял нарядный Летний дворец царицы Елизаветы Петровны. После её смерти новая императрица Екатерина Вторая не захотела жить во дворце, где прошла её юность, где родились её дети. Она предпочла иметь резиденцию в Царском селе.

Во время наводнения 1777 года дворец серьёзно пострадал, сад был повреждён, а фонтанная система совершенно разрушилась. Императрица подарила разрушающийся дворец сперва Григорию Орлову, потом  Григорию Потёмкину, но тех не очень-то привлекли обветшалые стены. Дворец продолжал разрушаться, и пришедший к власти Павел Первый решил заняться постройкой собственного дворца.

Бытует легенда, что Павел заявлял, что желает умереть там, где родился. Я считаю, что это конспирологическая выдумка, как и легенда о том, что питерская блаженная Ксения предрекла Павлу скорую смерть, что проживёт он столько лет, сколько букв в надписи над северным фасадом, Воскресенскими воротами. Изречение из библии гласит: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ  ДОЛГОТУ ДНЕЙ».  Павел, Император и Самодержец Всероссийский, родился 20 сентября (1 октября) 1754 года, а убили его 12 (24) марта 1801 года, коронация состоялась 6 (17) ноября 1796 года. Убили его в 47 лет, столько букв в надписи. Я считаю, что легенда эта имеет позднее происхождение. Похоже, убийцы и их сторонники искали факты для оправдания убийства.

Очень похожий пример. Сегодня власти Чехии, эти Табаки британского Шерхана, подбирают факты и фактики, чтобы оправдать уже высказанное обвинение в адрес России и её спецслужб во взрыве каких-то военных складов. Организаторы обвинения забыли, что в чешской прессе тема взрывов была освещена детально, следов Петрова и Боширова не нашли, но предположили, что со складов торговали оружием, не исключено,  для террористов ИГИЛА.

А вот легенда, связанная с названием Михайловского замка, вполне допустима. Молодому солдату, стоявшему в карауле Летнего дворца,  приснилось или привиделось, что архангел Михаил повелел ему  поставить храм Святого Михаила, покровителя царской династии. Эту сон солдат пересказал сперва офицерам, потом царю. Храм был построен, по его названию замок стал Михайловским.

Павел решил строить свою резиденцию по типу замка, он сделал первые эскизы будущего замка. Я не буду рассказывать, как шло строительство замка, хотя ради него были заморожены другие стройки, со всей страны везли стройматериалы и камень.

У меня сложилось впечатление, что заговор против Павла зрел долго, но заговорщики решили дождаться момента, когда Павел переедет жить в этот замок и как бы успокоится, что здесь его не достанут, и он потеряет бдительность.

Пушкин в оде «Вольность» рассказывает, как он в своём сознании пытается восстановить то, как совершалось убийство, говоря современным языком, реконструировать события ночи на 12 марта 1801 года.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
1817 г.

В этот момент, то есть в 1817 году, Пушкин предстаёт как  убеждённый противник самодержавия. Вот ведь парадокс: Николай Карамзин, собравший вокруг себя множество творческой молодёжи, сам считался сторонником монархии, а все его ученики оказались противниками царя и царизма.  Впереди у поэта очень напряжённые годы творчества, сложных отношений с властью, с цензурой, с сослуживцами, с соперниками. Случалось, что те, кого он считал друзьями, становились непримиримыми врагами. К примеру, во время южной ссылки поэт сходится с масонами, готовится вступить в масонскую ложу, но понимает, что ему с ними не по пути. Ссорится, его пытаются унизить и называют обезьяной. Он обиды не простил, и в «Сцене из Фауста» Александр Пушкин отражает однозначно, как нужно реагировать на влияние Запада и что делать с идеологическими диверсантами. Помните?

«Фауст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст
Все утопить».

Хочу уточнить. Ещё до выступления декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года Пушкин понимал всю бессмысленность их борьбы под лозунгами, взятыми в революционной Европе, хотя среди бунтарей  было много его друзей.


А к концу жизни он приходит к убеждению, что лучшее государственное устройство заключается в том, сколько свобод имеет сам человек. Александр Пушкин создаёт оригинальное стихотворение, но  выставляет его в качестве перевода «Из Пиндемонти». Это своеобразная защита от цензуры.

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
- Вот счастье! вот права…
1836 г.

И вовсе не случайно первые авторы Концепции общественной безопасности (КОБ) почерпнули из творчества Пушкина множество ярких моментов. Пришла к поэту мудрость, которой нашему обществу стоит поучиться и не тратить много времени на бессмысленные телешоу, где подбираются вроде бы люди с разными убеждениями, но действуют одинаково разрушительно для общества: они многократно повторяют всю гадость, всю ложь, которые звучат где-либо. Западные идеологи знают это качество российского телевидения, российской идеологической интеллигенции и подсовывают новую ложь, которую «пережёвывают» политические шоумены и выдают на-гора в тройном объёме.

Мне кажется, что нечто подобное было и в  Михайловском замке, где проходили собрания «Вольного Общества Словесности, Наук и Художеств». У него было и второе название «Общество Словесности, Наук и Искусств», а собиралось оно  в Михайловском замке еженедельно в Четверг после полудня и занималось исключительно Российскою  Словесностию. Об этом сообщал путеводитель по Петербургу. Пушкин был на двух собраниях этого общества в Михайловском замке:  8 августа и 19 сентября 1818 года. Похоже, впечатлений хватило, чтобы больше туда не ходить.

Царская семья при Александре Первом не проявляла особого внимания к замку, он приходил в запустение, а после декабрьского восстания новый царь занялся его переустройством. Всё ценное вывезли, мрамор со стен содрали и использовали для строительства Эрмитажа.

Во времена Николая Первого замок был перестроен, каналы засыпали. Его стали называть инженерным замком, в нём разместилось главное инженерное училище, названное Николаевским.

Многие источники сообщают, что при Павле Первом Михайловский замок функционировал в качестве императорской резиденции всего 40 дней.

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приёмом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 (13) февраля 1801 года в 9 часов 45 минут началось  церемониальное шествие императорского дома от Зимнего дворца по направлению к замку. Павел и его семья переехали в новый дворец. Это был  день святого архангела Михаила, покровителя царской семьи. На всем пути следования были расставлены гвардейские полки. Палили  пушки, гремела музыка полковых оркестров. Павел Первый  вместе с членами своей семьи и свитой торжественно двигался к новому  замку, где  государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Переселение в Михайловский замок случилось раньше, чем успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота», «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам». На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Особо надо сказать о призраке Михайловского замка. Давно бытуют легенды, что призраки убитых не покидают столетиями те места, где случились злодеяния. Художественная литература подогревает это мнение. Вспомните хотя бы призрак короля из трагедии Вильяма Шекспира  «Гамлет». Легенды Михайловского замка гласят, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру. Прошли десятилетия, а призрак императора видели в замке, об этом говорили старшие кадеты Николаевского Инженерного училища, чтобы запугать младших. И пошло - поехало. Писатель Николай Лесков в рассказе «Привидение в Инженерном замке» задумал обратить внимание на факты  дедовщины, царившей в училище, а  добился совершенно другого, он убедил современных ему читателей, что  в замке привидения существуют.

В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Они  опросили некоторых  сотрудников Патентной библиотеки, располагавшейся в это время в Михайловском замке, сделали съёмки помещений на плёночный фотоаппарат, измерили  магнитное поле в некоторых помещениях. Даже известных лозоходцев привлекли, но ничего аномального не обнаружили.

.
Крепкие стены замков  могут защитить от внешних врагов, а от своих высокопоставленных вельмож, действующих к тому же в интересах других стран, самые высокие стены не спасут. Это многократно доказано фактами истории. И в ХХI веке такое случается тоже довольно часто.

XIX век начался с цареубийства российского императора. Кто выиграл от этого убийства?  Только не Россия. А вот Англия получила для себя массу преимуществ.

Был предотвращён военный поход России и Франции в Индию, колонию Англии.

Яркий пример – остров Мальта. В 1798 году Мальту захватила французская армия по пути в Египет. Наполеон упразднил власть ордена на острове. А в декабре того же   года российский император Павел Первый  был избран великим магистром Мальтийского ордена. Остров Мальта был взят под защиту России. В календаре Академии наук планировали обозначить  остров Мальта губернией Российской империи. Павел  хотел сделать звание гроссмейстера наследственным, Мальту присоединить к России и создать там военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи. 
5 сентября 1800 года англичане заняли столицу Мальты Валлетту  и подняли там британский флаг. Павел не успел решить вопрос Мальты, а Александр Первый  отказался от притязаний на остров. По условиям Парижского мира 1814 года, Мальта отошла к Великобритании. Англичане превратили её в свою колонию и военно-морскую базу.


Англия не только разбила крепнущий союз России и Франции, но и столкнула две крупнейшие мировые империи  в кровавой войне.


В победу над  Наполеоном наибольший вклад внесла Россия, она вошла в Париж,  а наибольший выигрыш оказался у англичан, они решили судьбу Наполеона. Все страны-участники получили приращение к своим территориям за счёт чужих земель, и только Россия после долгих колебаний получила часть польской территории, которая обернулась для неё невиданными прежде проблемами.


А кто вдохновитель заговора против императора Павла Первого? Называют Петра Палена и Никиту Панина, а из группы непосредственных исполнителей дворцового переворота («пьяных гвардейцев») -  Леонтия Беннингсена и Николая Зубова. Причиной заговора обычно называют недовольство непредсказуемой политикой, которую вел Павел Первый. Их, якобы,  раздражала опала и оскорбления, которым многие из них уже подверглись, а другие могли подвергнуться в будущем. Фактически заговорщики хотели сменить императора на более «покладистого».

«Свежо предание, да верится с трудом,» - говорил в таких случаях герой Александра Грибоедова. Они – и Пален, и Панин – конечно, могли решиться на столь кардинальный случай, но  только потому, что знали, куда бежать в случае чего.

За 200 с лишним последних лет мало что изменилось, и в Англию бегут от преследования многие российские олигархи. Бегут потому, что многие на вершине власти в России во все времена находятся под контролем британских властей и спецслужб.  Вовсе не случайно герой «Горя от ума» Чацкий спрашивает у друга детства Софьи про Фамусова: « Ну что ваш батюшка?   всё Английского клоба старинный верный член до гроба?» А ведь Фамусов не просто управляющий в казённом месте, он предводитель дворянства. Значит, управление ведёт не без учёта интересов Английского клуба и тех, кто за этим клубам стоят.

Хочу, ну, просто случайно,  напомнить одну из глав романа Льва Толстого «Война и мир». Русская армия потерпели поражение в Аустерлицком сражении, в том самом, где на поле битвы был ранен Андрей Болконский. Помните его  со знаменем в руках? И вот вскоре после поражения крупные чиновники империи, военные и гражданские, чествуют Петра Багратиона. На этот обед было приглашено всё общество. На этом обеде Петру Безухову явно намекнут, что Долохов «очень» интересуется его женой Элен. Потом будут дуэли, в том числе между Долоховым и Безуховым. Но не это главное. А главное в том, что вот этот пир организован по итогам поражения? Не победа празднуется, а поражение. Это же за пределами здравого смысла?

Пир в честь одного из организаторов проигранного сражения организован и профинансирован Английским клубом.

После убийства  Павла Первого англичане получают приоритет в деятельности императорского двора. Английский клуб оказался более действенным и работоспособным после всех тех собраний, которые проводились «Вольным Обществом Словесности, Наук и Художеств» в Михайловском замке.


Рецензии