Герой нашего времени

Двести лет незабвенному Евгению Онегину! И хотя трудно сравнить или хоть как-то сопоставить с ним что-либо в истории русской культуры, образ Евгения до сих пор как следует не раскрыт - удивительная, едва ли не детективная история.

Очевидно, что Евгений гей, главный русский литературный герой и первый на Земле "лишний человек". Пушкинский гений остро чувствовал всю важность этого образа, его вечную актуальность, его глубокую русскую, именно нашу русскую драму, пусть не столь яркую и цветастую как драма шекспировская, но зато уходящую в такие глубины, до каковых вовеки не досягала суетливо плещущаяся на поверхности старушка Европа.

Именно поэтому роман в стихах назван знаменитым предложением из трех слов: Герой нашего времени. Что означает здесь "наше" время - ужели всего лишь начало века девятнадцатого - едва ль! Наше время всегда наше, настоящее время, это любой его момент, хоть прямо сейчас, хоть когда угодно.

В этом смысле Онегин так же вечен как Гамлет, но более глубок, задумчив, масштабен. Герой, опередивший время, не только пушкинское, но и нынешнее. Герой, в котором любой без труда узнает себя.

И дело тут вовсе не в том, что Евгений гомосексуал, это как раз не главное. Да, он равнодушен к женщинам, отвергает Татьяну с ея глупостями и трагически любит прекрасного Ленского, любит столь безумно, что убивает друга на дуэли из ревности даже не к пошлой Ольге, а к самой мысли о том, что Владимир оказался способен избрать столь жалкую участь. В этом плане выстрел в Ленского в каком-то смысле есть выстрел милосердия, что, кстати, достаточно ясно просматривается в контексте повествования.

Но все эти психологические нюансы, непринужденно, как бы походя вплетенные в трагедию Онегина, нюансы, из которых  французский писатель возвел бы пирамиды и монбланы Эйфелевых башен, Пушкину малоинтересны, ибо речь у Поэта идет здесь не о психологии и даже не о человеке, но - о метафизике, о космическом. Космическом в человеке и в мире.

И тот факт, что даже русская мысль, не говоря уж о мысли европейской, оказавшейся совершенно не способной к сколь-нибудь адекватному, не говоря уж о действительно серьезном, восприятию Онегина, до сих пор не досягнула до истинной сути Героя, говорит, как мне кажется, о тех вещах, которые, по-видимому, являются весомыми причинами великой российской исторической драмы двух последних столетий...

Причем драмы не одной лишь российской, широта русского характера сказалась и здесь! Как пишет классик, мы любим все: парижских улиц ад и венецьянские прохлады, нам до всего есть дело, мы мыслим и заботимся обо всех, а не только о себе самих, и это больше всего в нас изумляет окружающих. В этом плане глубоко символична трагическая любовь Онегина к Ленскому с его "душою геттингенской", являющаяся, с одной стороны, отражением любви России к Идее Германии, а с другой - справедливой гибели последней именно от русского оружия!

Параллели более чем очевидны. Когда сумрачный германский гений ударился в пошлую любовь к глуповатой скандинавке Ольге, то есть в нацизм, его настигло справедливое возмездие, от которого он, черт возьми, не оправится уже никогда. И это - тоже в романе, и еще очень многое, столь многое!

Однако пора вернуться к основной, осевой идее: герой нашего времени ярко символизирует и нынешнее, конкретно наше время, здесь и сейчас.

Евгению не то чтобы все равно - вот карнавал, вот детский праздник, но он знает, вернее сказать, чувствует, что все эти вещи не имеют ни малейшего значения в Космическом плане, в проекции на созвездия. Вот эпидемия, вот тесты, вот так называемые вакцины или гробы в крематориях, вот статистика СМИ, вот локдауны и торжественые как манна небесная этих самых локдаунов отмены...

И так далее и так далее и так далее.

А я - в этом лишний человек, если вообще еще человек. Одним словом, герой нашего времени!


Рецензии
Не думала про Онегина, он меня никогда не волновал и не интересовал. Может, потому что я девочка. Помню только что заставляли учить монолог Татьяны наизусть. Задолбали вообще анализом классических произведений, я тогда ещё не была готова к таким серьёзным вещам. Школа мне на долгие годы отбила желание читать классику.
А вообще мне Базаров близок, его люблю, и князя Мышкина у Достоевского.
Напиши про них.

К последнему абзацу. Похоже, мы все здесь лишние, в этой жизни.

Хеккуба Крафт   30.04.2021 10:44     Заявить о нарушении
Да я это написал как сатиру/юмор. У меня много таких вещиц - открой хоть ДВА АЙХЕНВАЛЬДА и дальше по ссылкам. Там видно какие герои меня занимают.

Но МОЙ герой из классики это Долохов, однозначно.

Насчёт школы )) я хорошо учился, мне аж медаль всучили, хотя там конечно натяжка была ))

Но литература мне очень нравилась всегда, вообще всё. Хотя понимаю - не всем всё интересно. Ну а сейчас как учат... в Германии в ГИМНАЗИЯХ по истории проходят НА ВЫБОР учителя ИЛИ Древнюю Грецию ИЛИ Рим.

Падение уровня предельное везде. Кроме того сейчас на Западе почти вся система образования служит оболваниванию молодёжи в "правильном" лево-либеральном духе. После чего происходящее в США уже нисколько не удивительно...

Так что тема непростая...

Нас учили более-менее неплохо, за исключением иностранных языков, с ними было слабовато. Сейчас ровно наоборот.

О предложенных тобой героях попробую написать, спасибо за идеи, Наташа!

Ну и насчёт лишних людей - кто побывал в локдаунах, тот, УВЕРЕН, что почувствовал, что значит быть лишним и не столько лично, в духе 19-го века, сколько ВСЕМ ВМЕСТЕ!

ЭТО РЕАЛЬНО КРУТО, как сейчас говорят!

При том что я понимаю - локдауны в общем нужны... Но...

Капитан Медуза   30.04.2021 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.