Великая Отечественная война литобзор 2
Антон Дранников (Луганск, Украина)
Педагог-организатор: Ембакова Тамара Юрьевна. Коммунальное учреждение «Луганский учебно-воспитательный комплекс школа-лицей №24»
Антону 15 лет.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».
ПИСЬМО С ФРОНТА
На жёлтой бумаге почтовой
Расплылись чернила слегка:
Как странно написано слово…
Быть может, дрожала рука,
Когда его так выводила –
Без страха, без фальши – как есть…
Немного расплылись чернила,
Но всё-таки можно прочесть.
И в этих коротеньких строках,
Таких безыскусно простых,
Читается то, как жестоко
Война разлучила родных…
Какая-то вечная сила
Ключом бьёт из всех этих слов –
Она оживляет чернила,
Наверное, это любовь.
Письмо лишь из нескольких строчек,
Таких безыскусно простых!
Читается жизнь между точек –
Письмо, что похоже на стих…
По итогам конкурса 2014 года вышел отдельный сборник "МОСТ в БУДУЩЕЕ":
МОСТ в БУДУЩЕЕ: [Сборник. Приложение к журналу «МОСТ»]. – СПб.: Век искусства, 2014. – 36 с. ISSN 1991-7023.
Сборник сформирован по итогам конкурса детской литературы «МОСТ в БУДУЩЕЕ–2014». В него вошли тексты лауреатов и другие материалы конкурса.
И хочу здесь разместить одно письмо с войны (http://proza.ru/2010/08/01/701):
Письмо от Николая Терентьева по дороге на фронт из поезда
(пунктуация и орфография сохранены)
1/V <1942>
Милые дорогие мои!
Мамочка, Олечка и Ксанушка.
Я здоров. Шестые сутки едем от Москвы к Ленинграду. Послал Вам письмо из Ярославля. Оттуда проехали на Вологду. Сегодня 1го Мая проехали г.Череповец далее будет Тихвин. Где остановимся неизвестно. Ужасно надоело ехать! Теснота грязь холод и питание 3-4 сухаря 25 грамм сахара и грамм 60 колбасы в сутки и все. Кипятку достать очень трудно. Больше обходимся холодной водой. Вот уже я месяц как не раздевался и не разувался. Но все бы это ничего если бы знать что у вас <нрзб> благополучно. Ах как болит сердце за Вас мои дорогие. Не скоро теперь получу от Вас известия. До сих пор все это кажется сном. Как только остановимся окончательно сообщу адрес и сейчас же мне напишите письма два сразу. Хотел бы написать Грише Танечке но невозможно. Обстановка безобразная. Плохо вероятно и Вам мои милые. Хоть бы удалось вам обменять на продукты что нибудь. По дешевке все таки не отдавайте хорошие вещи. Олечка гляди если будут давать дрова, обязательно бери свои пока не пилите пусть целые полежат. Когда мамочка остается одна закрывайте двери. Вообще будьте осторожны. Ах как мне Вас жаль. Ну может Бог даст еще сойдемся все вместе опять. Только не скучайте. Милая мамочка берегите здоровье свое и всех. Если есть возможность покушать не <нрзб>. Как бы рад был посмотреть милую Ксанушку! Как твое ученье? Постарайся перейти в следующий класс. И во время каникул помогай бабушке и мамочке. Без них тебе очень плохо будет моя дорогая. Может ещё к осени вернусь и с тобой погуляем на Оке. Олечка не забудь насчет исправления трубы в кухне и двери. Досок для ставень пока не портьте может пригодятся. Хорошо бы всетаки если бы Шура с Дашей приехали к Вам. Бедному Борису трудно. Достанется с его воспитанием, в армии. Береги Олечка Ксану <нрзб> летом когда будете на Оке. Держи себя спокойно на службе не нервничай из за всякой дряни. Ну пока будьте здоровы крепко крепко всех целую привет всем Коля. Махорка у меня давно вышла бумага тоже. <на полях вертикально:> А с махоркой кто <нрзб> достать может. Олечка пенсию Ксени больше не получай.
*Олечка – сестра Ольга Ильинична Терентьева (бабушка Александра Титова).
*Ксанушка – племянница Ксения Андреевна Титова (мама Александра Титова).
Это письмо брата бабушки моего мужа Александра Титова). Погиб его дед той же весной 1942 года.
Николай Ильич Терентьев (1898 – 19.05.1942), брат бабушки Ольги Ильиничны, был призван Рязанским РВК. 219-й стрелковый полк, 11-я стрелковая дивизия (позже – Ленинградско-Валгинская). Погиб в 1942 году, о чём сделана запись в «Книге памяти» Рязанской области (том 1). Он похоронен в урочище Липовик (это между Волховом и Синявино, восемь километров от Киришей). 11-й стрелковой дивизии посвящена экспозиция в Музее боевой славы школы №458 г.Санкт-Петербурга (http://school458-spb.narod.ru/). Был связистом. А у нас недалеко от места гибели Николая дача.
Тётя Татьяна Ильинична Терентьева (1913 – 1.09.1997), сестра бабушки Ольги Ильиничны, была призвана в Серпухове после смерти её маленькой дочки. Она прошла всю войну, была политруком.
Сын Дарьи Ильиничны Терентьевой и Александра Радзюка – Борис (1923 – 24.02.1943) был призван после окончания десяти классов в Минске. Младший лейтенант, последнее место службы 259-я стрелковая дивизия 939-й стрелковый полк. Погиб под Тверью (?). Похоронен в селе Н. Николаевка (?).
Бабушка Ольга Ильинична Терентьева (1903 – 9.09.1988) в войну находилась в Рязани. Работала телеграфисткой.
Мама Ксения Андреевна Титова (6.04.1930 – 20.12.2012) рассказывала, как они, дети, гасили снаряды на крышах рязанских домов. В Рязани немцев не было, но налёты и бомбёжки они совершали регулярно, в особенности их интересовала железная дорога. Была реальная угроза – и жителей, в том числе и маленькую Ксению с тётей Татьяной Ильиничной Терентьевой отправили в эвакуацию в Гусь-Железный Владимирской области. Местные жители приняли их хорошо. Тогда же и родилась у Татьяны Ильиничны дочка, но умерла, была слабенькой. В эвакуации они пробыли недолго, вскоре вернулись в Рязань. После войны город получил материальную помощь от союзников – англичан или американцев – в виде одежды, обуви, продуктов питания. Ксения Андреевна вспоминала, что ещё долго все они, девчонки военного времени, ходили в одинаковых пальто.
Свидетельство о публикации №221042700910