Неожиданная неприятность

Начну с того, что давно и не мной придумано, что в симфонических оркестрах не должно быть женщин. Это правило соблюдали многие великие дирижеры. Но и с ними тоже случались "половые" проколы иногда. Так даже знаменитый Караян как-то сам нарушил свой запрет на однополые оркестры. Что же говорить и о других, которые берут пример с великих?

 Вот Маэстро Спиваков изначально ничего не имел против  женщин в  своем большом оркестре. Да настолько не имел, что там женский пол в струнной группе просто уже перевалил за половину. И большую при том. Да и изначально. Там, скажем, в первых скрипках, мужчин можно было по пальцам перечитать прямо с самого начала.

Да и во вторых. Их сразу же насчитывалось не больше четырех человек. Остальные, как вы и сами понимаете, просто изначально не смогли на свет мужчинами родиться.

Да и в альтах. Квота изначальная на четырех женщин, теперь тоже зашкалила намного больше половины. И  ужас! Сама главный концертмейстер тоже теперь осталась без мужчины рядом! К ней самой подсадили женщину. Да еще и довольно молодую!

Только на первом пульте разных  скрипок довольно долго держалось небольшое равновесие. В первых просто много лет подряд вместе сидели двое мужчин. Теперь там новый первый концертмейстер уже тоже соседствует с дамой.

Да и во вторых. Много времени прошло. И если там с самого начала концертмейстером просто сидела женщина. Зато на подхвате к ней мужчина был приставлен. Он несколько лет трудился.  Был даже бит нещадно на одном из вокзалов мужем скрипачки, в которой усомнился муж. Этого побили.  Скрипачка вышла замуж. Совсем за другого, которого не били. Но и с ним  тоже уже развестись пришлось. А битый второй концертмейстер просто исчез однажды после серьезной сердечной операции. Тогда на освободившееся место посадили другого скрипача. А в помощь первому концертмейстеру вторых пришел замечательный молодой скрипач. Теперь, правда, он тоже занялся совсем другими делами в музыкальном мире.

Так я о чем? Сейчас начну по делу.

 В той гастроли, где оркестр бодро покорил Швейцарию, которая доверчиво совсем и не сопротивлялась даже, и тоже бодро Альпы перевалил, не сражаясь с жителями, оказался в более известной всем Германии, и ее тоже стал покорять в очередной приезд.

 Все концерты бойко проходили. С известной всем обычной  тогда программой. Она позволяла в свободные часы о ней совсем не думать. И  вольно время проводить, когда не было работы.

Вот однажды. И там случилось воскресенье. Да не обычное, с концертом вечером обычным. Так еще и некий  дневной концерт нам внезапно объявили. Нам-то что особо? Инструменты на плечо. Автобусы довезут до нужного кому-то зала. Мы поднялись "в ружье". А на пультах! В оркестре главные концертмейстеры групп устроили себе с утра выходной. И вместо себя отправили играть своих заместителей. Разложили нам внезапно некую симфонию композитора И.Гайдна. Номер писать не буду не потому вовсе, что я его забыть успела. Просто эти детали сугубо музыкальные часто сильно отпугивают читателей-немузыкантов. Они  начинают сразу стесняться своей необразованности в деталях, и пугаются, еще не дочитав.

Так я могу сразу уточнить. Что однозначно, чувство юмора у Гайдна было развито очень хорошо. Он явно не относился к Консуэло, как к сестре, что и описано в романе  "Консуэло". А пихать в каждую свою симфонию разные подвохи. Он умел намного лучше других серьезных композиторов.

Вот начался концерт. За пультом как раз стоит второй дирижер, для которого это однозначно звездный час. Когда еще можно подирижировать оркестром, если твоя обязанность по службе только с ним новые произведения учить, чтобы главному дирижеру полегче было приходить на репетиции оркестра.

 Вот бойко отыграл оркестр первую часть из той его симфонии. На очереди вторая часть. И дальше до конца.

Тут-то и случилось. Шалун-Гайдн придумал.  Первым скрипкам немного просто молча посидеть и отдохнуть. Перед скерцо и финалом. И тема крайне музыкальная  должна звучать в изложении вторых скрипок коллектива. Да и не всех совсем. А только  концертмейстер там должен солировать. Второй из них что-то ему тихонечко вторит тихим пиццикато. Остальные группы тоже тихонечко щебечут различные  интервалы.

А концертмейстер с инструментом. Совсем не первая дама, а ее помощник оказался. При этом рядом с ним сидит молодой талантливый скрипач. Он  точно может все исполнить даже  ночью. И накануне вечером он однозначно ничуть не напивался. Чего явно нельзя сказать о вынужденном солисте. Тот, с дрожью в членах, как-то отыграл. Без особого успеха.

Вечером внезапно снова прозвучала та же симфония на сцене. Но на местах уже  сидели основные концертмейстеры. А за дирижерским пультом гордо стоял  Маэстро Спиваков.

 Второй концертмейстер вторых скрипок по возвращении в столицу как-то незаметно переместился со второго стула первого пульта сразу на четвертый. А  в остальном, прекрасная Маркиза, и первый концерт  в то воскресенье прошел очень даже хорошо.

И немцы тоже покорились без капризов.


Рецензии