Великопостный звон. Стихи Русского Зарубежья

(Фото: Н. Завьялов "Зимний колокол")

БЛАГОСЛОВЕННЫ ДНИ СТРАДАНЬЯ…
Поэты русской эмиграции в ожидании Пасхи


Кн. Фёдор Касаткин-Ростовский

ВЕЛИКОПОСТНЫЙ ЗВОН


Кому не памятен, за Масляной широкой,
С гоньбою троек, с музыкой балов,
Печальный перезвон в Москве, теперь далекой,
Великопостный звон колоколов.
В туманном воздухе расплывчато и гулко
Гудя и разносясь, ползет за звуком звук,
Из шумной улицы и дали переулка
     Зовет от снов и мук.
Под сводами церквей курится дым кадильный,
Горят свечей несчетные ряды,
И мысль людей с молитвою умильной
Уносится от горя и вражды...
Там русский люд, смирив свои желанья,
Познав душой, что жизнь - лишь суета,
Несет Творцу в молитве покаянье,
Готовясь к дням страдания Христа,
Стараясь позабыть «земные попеченья»,
Смирить свой дух молитвою родной
И в светлый день Святого Воскресенья
Приять Христа очищенной душой...

                *

Москва шумит!.. Гудят автомобили,
Гортанный говор... Смех со всех сторон,
Несутся рысаки в тумане снежной пыли,
В старинных улицах, хранящих сны и были,
Едва звучит церковный перезвон...
Его зовущие, волнующие звуки,
Призыв молитв смиренья и любви,
Звучат как стон нетрогающей муки,
Для тех, кто счастье создал на крови,
Для тех, кто сам с девизом «люди - братья»,
Тельца из золота возвел себе в кумир,
Потомкам тех, кто муке злой распятья
Отдал Христа, страдавшего за мир!
                -
Шумит Москва!.. От гула свистопляски
Как зов земли, как заглушенный стон,
К душе, измученной без веры и без ласки,
Колоколов несется перезвон...
Как вызов злу, усталые, худые,
В лохмотьях жалких, с верою в сердцах,
Все Богу верные, как прежде, в дни былые,
На звон сбираются в ограбленных церквах...
Их не страшат ни казни, ни гоненья,
Чужда им новая, нерусская Москва,
В их горестных глазах в дни горя и лишенья
     Душа народная жива!..
Ее влечет, как прежде, звон унылый,
В ней та же вера, кротость и любовь,
Как некогда Христос... Из каменной могилы
     Она воскреснет вновь!
Пускай, глумясь, бессильной злобой полны,
Клевреты зла хулят ее святых,
Народный гнев как мощной бури волны,
В день предназначенный бесследно смоет их.
Еще не пробил час! Безбрежна - как стихия,
В дни покаянные смирением полна,
В слезах, пред Богом кается Россия,
Тоской ошибок прошлых смущена...
Не жалко ей ограбленного злата,
Лишь Бог один, как прежде, ей оплот,
Но знайте, слуги зла, безверья и разврата,
Что скоро тихий звон заменит гул набата
И за глумление над тем, что сердцу свято,
Народ у вас потребует расчёт!

(1923)

(«Новое Время» (Белград). 1923. № 549 (24 февраля). С. 2).



А. Фомичев

ВЕЧЕРНЯ

Раздаётся звон церковный,
Тихий, ровный звон, -
Мир жестокий и греховный
Пробуждает он.
Улетают тени злые, -
Нет приюта им;
В небесах поёт святые
Песни херувим.
И душа, забыв тревогу,
Верою сильна,
Так легко несётся к Богу,
Радости полна.

(«Новое Время» (Белград). 1923. № 563 (13 марта). С. 2).



Н. Карабчевский

МОЯ МОЛИТВА

Боже Великий, Предвечный, Всесильный!
Мощь Твою смертному дай разуметь!
Милостью Щедрый, любовью Обильный!
Вере моей повели не слабеть!
*
В жизненном бремени будь мне Помогой,
Слух преклони Ты к моленьям моим!
Трудно идти незнакомой дорогой,
Путь укажи к высотам неземным!
*
Не по заслугам ищу я спасенья, -
Милости, милости жажду Творца!
Благость отмщенья и благость прощенья, -
Все в Твоей власти!... Ты - мощь без конца!

Рим. 1922 г.

(«Новое Время» (Белград). 1922. № 483 (3 декабря). С. 2).



Пётр Евграфов

ДАЛМАТИНСКИЕ СТРОФЫ.
В часовне Savino

Амвон и книга Бытия.
Молчанье строгое в часовне.
Ты здесь... Ты смотришь на меня,
Твой кроткий взгляд давно знаком мне!..
К узорам выцветшей парчи
Склоняюсь пламенной главою.
Я - свет сгорающей свечи,
Зажженной набожной рукою.
Пусть памятен былого след  -
Но сердце шепчет замирая:
- «Прости, что много, много лет
Я жил, Тебя не вспоминая!»...
Пусть строг таинственный покой
И мрачны старые колонны...
Все так же взгляд Твой неземной
Глядит с серебряной иконы.
Глядит он кротко и зовет,
Зовет под сень предвечной неги, -
Где каждый миг, как каждый год,
Взрастают новые побеги!..

Savino
(В монастыре Savino в Боке (бухте) Которской)
 
(«Новое Время» (Белград). 1923. № 566 (16 марта). С. 2).



Кн. Федор Касаткин-Ростовский

ВОЗРОЖДЕНИЕ

И Он сказал: «Ты был во тьме порока,
Ты проклинал, ты злобой был объят,
Но понял я душою, издалека,
Страдающий твой взгляд.
И Я пришел, и силою Моею
Принес тебе покой...».
Но я сказал: «Учитель, я не смею
Идти твоей тропой.
Моей души минувшими делами
Принижен я к земле.
Ты свет приносишь мне лучами,
А я... - я отдан мгле!».
Но Он сказал: «Не бойся, все забыто,
Замрет тоска в груди
И сердце истине открыто,
Не бойся... и иди...».
И я пошел чрез мглу, пошел чрез пламень
На зов небес,
И мучавший земли тяжелый камень,
Как дым, исчез.

(«Новое Время» (Белград). 1923. № 599 (26 апреля). С. 2).



В. Суханова

ТИШИНА

Благословенны дни страданья,
Благословенны счастья дни.
Вдыхай лесов благоуханья,
К земле ласкающей прильни.

И долго слушай: точно воды
Шумят деревья в вышине.
Внимай живую речь природы,
Внимай, и песни пой весне.

Люби покой и звезд мерцанье,
И негу тихих вечеров.
Прими и слезы, и страданья,
И бледность жизни без цветов.

Печаль и радость, - все уходит,
Но неизменна тишина,
Она к бессмертию уводит,
И вдохновения полна.

(«Новое Время» (Белград). 1923. № 533 (4 февраля). С. 2).


Публикация М.А. Бирюковой


Рецензии