Россия XIX века в лицах. 1. Время перемен

XIX век стал столетием больших, необычайных событий во всей общественной жизни России. Это было время непримиримой борьбы между консерваторами и реформаторами в разных областях - в литературе, в общественной жизни и в политике.

В начале века возникло серьезное противостояние между литераторами - охранителями русского языка или "архаистами" и его преобразователями на западный манер или "новаторами". В середине века развернулась еще более серьезная борьба относительно будущего России - в то время, как одни, говорили, что Россия должна идти своим собственным путем, опираясь на традиции наших предков (славянофилы), другие утверждали, что российскую жизнь надо преобразовать на европейский манер (западники).  А позднее эта борьба перешла на новый, еще более серьезный, агрессивный уровень- в то время как одни стремились сохранить русскую государственность, защищая самодержавие, православие и народность (консерваторы-патриоты), другие выступали за ниспровержение существующего строя и построение на его руинах принципиально нового общества (революционеры-космополиты).

А творили все эти события люди, которые жили в ту сложную и противоречивую эпоху. Изучая историю XIX века, я виртуально познакомилась со многими выдающимися соотечественниками, личность, жизнь и деяния которых меня буквально потрясли, поразили мое воображение. Так родилась эта книга "Россия XIX века в лицах". В каждой из глав этой книги постаралась я рассказать об этих "лицах" и общественно-политических движениях XIX века, с некоторым перехлестом на века предыдущий и последующий.

В жизни каждого из этих выдающихся людей отпечатывался тот неповторимый век, который поворачивался разными своими гранями и отражался на их судьбах. И результатом этого стало более детальное, глубокое и богатое изображение общей исторической картины. И я надеюсь, что в душе моих читателей сложится огромное мозаичное полотно, отражающее ту, насыщенную волнующими событиями эпоху. И тех людей, умных, высокообразованных, ищущих и творческих, которые оставили значительный след в философской, исторической и литературной жизни России.

XIX век еще называли "золотым" веком, так как это было время необычайного расцвета науки, литературы и искусства в России. В этом столетии пишут свои бессмертные стихи А.Пушкин и М.Лермонтов, Н.Гоголь потрясает воображение описанием человеческих характеров и публикует знаменитые произведения - "Мертвые души", "Ревизор", "Петербургские повести". В 40-х годах выходит на сцену И.Тургенев со своими мастерскими "Записками охотника", а затем выпускает один за другим шедевры- "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети". Гончаров издает три великих романа на букву "о"- "Обрыв", "Обыкновенная история" и "Обломов". В конце 40-х годов узнает Россия имя Ф.Достоевского, автора повести "Бедные люди", а в начале 50-х имя Л. Толстого, опубликовавшего "Севастопольские рассказы". И это только начало литературного пути этих великих писателей, этих двух гигантов русской литературы. В этом же столетии Россия зачитывается стихами Ф. Тютчева и А. Фета. А там уже на подходе другие выдающиеся писательские имена- Н. Лескова, А.Чехова, А.Куприна, И.Бунина. То же происходит и в музыке - великие композиторы выходят на сцену- П.Чайковский, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, А.Бородин, Ц.Кюи и др. Дмитрий Менделеев открывает периодический закон, который лег в основу всей современной химии.

А начинался этот век с победы России в Отечественной войне 1812 года, когда Франция была разгромлена, и русские войска вошли в Париж. Однако боевой настрой в победителях не утих, они вернулись домой и стали жаждать внутренних побед и преобразований. Отсюда заговор и восстание декабристов в 1825 году. Императору Николаю I удалось подавить восстание и на последующие 30 лет несколько усмирить накал политической борьбы в России.

В 30-50-х годах XIX века русская интеллигенция все больше стала задумываться о путях развития России. Немало выдающихся русских общественных деятелей и литераторов в это время с восхищением смотрели на Запад, видя в нем образец переустройства русской жизни- это Т. Грановский, В. Боткин, В. Белинский, И. Тургенев и др. По другую сторону баррикады встали славянофилы- А.Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, С. Аксаков, и его сыновья и др., которые выступали за возрождение и укрепление русских традиций и независимую от Запада политику. Это был важнейший вопрос - выбор пути, определение вектора будущего российского развития.   

После смерти Николая I в 1855 году к власти пришел его сын Александр II, при котором в России начались либеральные послабления. В результате этого в 1855 по 1868 г.г. Россия буквально наводнилась нелегальными революционными изданиями А.Герцена - журналом "Полярная звезда" и газетой "Колокол". Сам Герцен уже давно эмигрировал, жил в Лондоне и вел оттуда подрывную антиправительственную деятельность при финансовой поддержке британского правительства. Даже официальная пресса в России с начала 60-х годов разделилась на два лагеря- на «левый» и «правый». В эти годы на сцену выходят революционеры-разночинцы Чернышевский и Добролюбов, которые продолжают линию Герцена и выступают за разрушение существующего порядка и полное его обновление. Они публикуют свои критические и подрывные статьи в ведущем петербургском журнале "Современник". Чернышевский стал первым убежденным марксистом в России.

В противодействие этим левым изданиям в России начинают издаваться правые консервативные газеты, в первую очередь "Московские ведомости"" под редакцией М. Каткова и газета "День" под редакцией И. Аксакова. "Золотое перо" Каткова оказалось поистине гениальным, в это сложное время он мужественно боролся за единство и величие России. Девизом этих охранителей государства российского стал лозунг - самодержавие, православие, народность.

До 1861 года в России еще действует крепостное право, хотя оно распространяется только на крестьян помещичьих, государственные уже, по-тихому, отпущены на волю. Сами российские самодержцы убеждены, что крепостное право — это зло и в 1861 году, несмотря на противодействие со стороны помещиков, Александр II издает "Указ об отмене крепостного права". Однако революционеры- разночинцы громогласно объявляют, что принятый Манифест- это просто "дрянь", и призывают общество к продолжению революционной борьбы. Все средства были хороши, лишь бы разрушение основ государства не прекращалось. Много образованных людей теряют веру в Бога и соблюдают православные традиции лишь по привычке, формально. В 1833 году скончался преподобный Серафим Саровский, и простой русский народ, который все еще хранит глубокую веру в Бога, уверен в святости и чудодейственности этого подвижника, и паломничество к месту его захоронения не прекращается. В Оптиной пустыни продолжают развиваться традиции старчества.

Под воздействием идей Герцена и Чернышевского революционеры стали собираться в многочисленные тайные кружки. Основными террористическими организациями стали "Земля и воля" и позднее "Народная  воля", члены которых организовывали кровавые покушения на видных политических и общественных  деятелей России. Они горели безумной идеей добиться политических преобразований ценой громких убийств! В это годы они буквально терроризировали Россию, даже на царя неоднократно организовывались покушения и в конце концов его разорвало бомбой, брошенной народовольцами в марте 1881 года. А ведь это был Александр II, царь-освободитель, сделавший то, о чем так долго мечтали все передовые люди России - отменивший крепостное право. В России началось форменное безумие!

После издания книги Чернышевского "Что делать" появилась мода на "рахметовщину", и молодое поколение стало отступать от веры родителей, они порывали с семьями и посвящали свою жизнь революционной борьбе. На всех тех, кто не примыкал к левому крылу и не помогал его деятельности, ставилось позорное клеймо консерватора, крепостника или ретрограда. А уж тех, кто отваживался активно отстаивать противоположные взгляды, кто посмел встать на сторону государства и самодержавия, начинали люто ненавидеть, и с ними бороться, уже не либеральничая, а устраивая против них террористические акты. За такими смельчаками революционеры  просто охотились и отстреливали их "как куропаток".

Поуспокоилась политическая обстановка лишь с приходом сильного и мудрого царя-миротворца Александра III в 1881 году. Его контрреформы опирались на поддержку писателей-патриотов: Достоевского, Тютчева, Лескова, Писемского и др., а также консервативных изданий, под редакцией Каткова и Аксакова. Катков был известен своей критикой «моды» на либерализм, который жертвует «священными интересами Отечества», ослабляя в стране «порядок и законность». Носителем предательского  либерализма, по мнению Каткова, являлась «растленная» интеллигенция, «имеющая свое сосредоточие в Петербурге». Катков вступил в открытую полемику с Герценом на страницах своей газеты, в результате чего "Колокол" растерял большинство своих читателей в России и прекратил свое существование. 

Таким образом, в течение всего XIX века в России происходила непрерывная борьба между носителями новых идей - революционерами-разрушителями с одной стороны и консерваторами-охранителями с другой. Этих первых называли по-разному - либералами, демократами, западниками, нигилистами, террористами, космополитами или революционерами, но суть их идей и стремлений оставалась неизменной - "мы старый мир разрушим и построим новый, идеальный, мир наших грез и мечтаний". Вторых тоже называли разными именами - патриотами, славянофилами, почвенниками, консерваторами или охранителями, и их идеи состояли в позитивных преобразованиях, постепенном развитии и улучшении, они категорически выступали против насилия, крови и гражданской войны.

Это была эпоха борьбы не на жизнь, а на смерть, двух противоположных мировоззрений в отношении будущего России, в то время как одни видели его в поступательном движении и развитии, другие стремились в разрушению всего существующего и создании принципиально нового общества. Как мы знаем, победили эти вторые, и в результате имена первых, а они были не менее, если не более, замечательными личностями, были намеренно стерты из нашей памяти. Мне хотелось исправить эту явную несправедливость и рассказать об этих забытых людях, которые стремились сохранить ту прекрасную и неповторимую Россию, "которую мы потеряли".

Вот, о чем эта книга. Мы должны помнить тех, кто подталкивал нашу страну к "светлому будущему" в переломном XIX веке, как и и тех, кто всеми силами пытался предотвратить грядущую катастрофу. В XX веке, большую часть которого прожила наша страна под эгидой строительства социализма, а потом коммунизма (который, впрочем, так никогда и не наступил), издание такой книги было совершенно невозможным. Ведь тогда все нигилисты-революционеры считались героями и во всех официальных изданиях прославлялись, в то время как консерваторы-охранители России были заклеймены, как злостные реакционеры, и упоминать их имена возможно было лишь в негативном контексте.

Однако были они поистине смелыми и отважными людьми, так как противостоять революционной стихии, особенно сильно захлестнувшей Россию во второй половине 19-го века, было очень нелегко. Они подвергались резкой литературной критике, травле и приковывались этими прогрессистами к позорному столбу. И устоять в эти бурлящие годы, сохранить веру в православие, царя и Отечество, да еще и выразить свои взгляды публично, было свидетельством силы духа и большого мужества. Но ничто и никто не должно быть забыто, и поэтому настоящая книга посвящена в основном этим консерваторам или охранителям государства Российского, а также тем выдающимся мыслителям, кто не примкнул ни к одному из лагерей и выработал в это сложное время свою собственную философскую систему.

В истории России, как впрочем, и в истории всего человечества, 19-й век стал веком особым, переломным, предвестником грядущих разрушительных свершений. В этом столетии в Европе созревали и вынашивались новые марксистские идеи, которые разносились затем по всему свету и искали платформы или государства для своего претворения в жизнь. Этим слабым звеном, где смогли не только прочно угнездиться разрушительные идеи, но и удалось разжечь пламя революции, стала многострадальная Россия. Если 19-й век можно сравнить с периодом беременности, то в 1917 году свершилось то, что все предыдущее столетие вызревало в недрах России - произошли роды. Появилось новое создание на радость одним и к вящему ужасу других. Если одни считали октябрьский переворот долгожданным новорожденным, то другие- исчадием ада. С победой левых, революционных сил на многие годы погрузилась Россия в мрак насилия, гражданской войны, голода и разрухи. Лучшие российские умы и таланты, если не были уничтожены, то вынуждены были покинуть Родину. И даже Европа, которая всеми силами приближала революцию в России, в ужасе отшатнулась, и следовать российскому примеру категорически отказалась. Мировую революцию марксистам-революционерам организовать не удалось.

Продолжение следует http://proza.ru/2021/05/13/924

Список литературы:
1.Андреев А. «Золотой век» русской литературы в его отношении к «веку серебряному» // Основы теории литературно-художественного творчества. — М.: Litres, 2015. — С. 22-31. — 370 с.
2.Баевский В.С. Тридцать лекций о золотом веке русской литературы. 1800 - 1855. — Смоленск: Изд-во Смол. ун-та, 2009. — 632 с.
3.Серов В. Золотой век русской литературы // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003. — С. 115-116.
4. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вступ. статья
С. М. Петрова. Сост. и подгот. текста С. М. Петрова и В. Г. Фридлянд. М.: Худож. лит., 1969.


Рецензии
"Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767—1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag), дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz)"

Совсем не за политические убеждения был лишён наследства Герцен, но когда выяснилось, что рождён он был вне брака, стало быть, не имел права на наследство.
Потому в 1849 году Николай Первый арестовал всё имущество Герцена и его матери. И только вмешательство Ротшильда заставило царя вернуть Герцену то, что ему принадлежало не по праву. Причиной был кредит, который в то время нужен был от Ротшильда. Потому такая уступка была сделана. Его творчество пронизано претензией на такую несправедливость, что рождён был в России и мать не была замужем.

Кузнецова Любовь Алексеевна   21.05.2021 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо Любовь Алексеевна за уточнение. Я читала его биографии, где написано, что после смерти отца Герцен получил большое наследство и тут же выехал за границу. Но, возможно, что позже он был лишен права наследства как незаконнорожденный. Обязательно уточню и исправлю!
Всего наилучшего! С уважением!

Полина Ребенина   24.05.2021 14:41   Заявить о нарушении