Спасение утопающего, или молитва Богородице

                ***

В дискуссиях между православными и протестантами о почитании святых, с протестантской стороны можно услышать особенное недовольство православной молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». При этом предсказуемо возражают, что спасает один Христос и т.д. Православные соглашаются с этим, но приводят библейские аргументы в защиту почитания святых, возможности молитв им. Протестанты в ответ приводят другие цитаты из Писания и т.п. до бесконечности. Но почему бы не привести аргумент совершенно не библейский, а бытовой, - однако же, убедительный? Вот, допустим, человек тонет. И он кричит: спасите! Помогите! Возможно, он никого не видит, а просто кричит от отчаяния, а, возможно, он кого-то увидел на берегу реки, и кричит именно ему. И, предположим, этого человека все-таки кто-то спас. Как вы считаете, кричать в таком случае «спасите» - это не по-христиански и противоречит Библии? Вряд ли у кого-то язык повернется назвать такое поведение утопающего язычеством и т.д. Конечно, можно возразить, что верующий человек должен обращать с молитвой о спасении к Богу, чтобы Он не дал ему утонуть. Это само собой – но одно не исключает другого. Молитва Богу о спасении обязательна, но ведь Бог чаще всего спасает человека через других людей – так это в Библии, и так это вообще в обыденной жизни. Т.е. вполне совместимо - молиться Богу о спасении из этих злосчастных речных вод, и в то же время взывать людям (или конкретному человеку), чтобы они спасли тебя. Почему же человека на берегу можно просить «спасите меня», а Богородицу на небесах нельзя попросить «спаси меня»? И первое даже самый последовательный баптист или пятидесятник не назовет язычеством, а второе, напротив, заклеймит? Поблагодарите ли вы человека, который спас вас, когда вы тонули? Да. Скажете ли вы ему: спасибо, вы спасли меня? Да. И, может быть, кто-то даже назовет такого человека своим «спасителем». Есть ли в этом что-то предосудительное с библейской точки зрения? Нет. Ну разве только, если вы, называя «спасителем» того, кто спас вас от утопления, имеете в виду, что он даровал вам вечную жизнь на кресте, т.е. отождествляете его с Христом. Но на это способен только совершенно безумный человек. И православные явно к ним не относятся. При этом все христиане, - и православные, и протестанты, – прекрасно понимают, что все равно человека из реки спас Бог как конечная и универсальная причина всех вещей и событий, но ближайшей (вторичной) причиной спасения стал человек, который вытащил вас из воды, и все случилось по промыслу Божьему. Благодарить тут можно и нужно – и Бога, и того человека. И тут православные могли бы сказать, что мы все тонем во грехах своих, и по промыслу Своему Бог определил спасать нас через святых Своих – если речь идет о вечной жизни. Даже радикальный протестант согласится, что в Библии масса примеров спасения людей через пророков и апостолов. Почему это является законом на земле и перестает быть законом на небесах? Остается разве что возражения, что вот человека, которого мы просим спасти нас из воды, мы видим (что необязательно), а святых – не видим. Так мы и Бога не видим! И в этом случае протестанты обычно говорят, что человек на берегу нас слышит или может услышать, а святые на небесах, дескать, – не слышат. Тут явно противоречие: выходит, обычные люди на земле обладают бОльшими возможностями, чем святые на небесах! На это у православных давно готов ответ: по благодати Божьей (а не своими физическими возможностями) святые на небесах могут слышать все наши молитвы, - и как на земле они спасали людей, тонущих во грехе, - так и на небесах не потеряли этой благодати. Другое дело, что протестанты, очевидно, не считают, что они тонут во грехах, - ибо верят в собственную святость и спасение по вере. Но это – отдельная история, которая слишком часто обсуждается..


Рецензии
Хорошие вопросы и рассуждение интересное. Иногда кажется, что душа должна так естественно отзываться на какие-то смыслы. Но, увы... Это не всегда бывает. Остается просить саму Богородицу об укреплении и, вот знаешь, сказать ли вразумлении?.. Даже не знаю. Не в разуме ли те, кто отрицают возможность молиться Ей? Иногда кажется, что в чрезмерном разуме. Эх. Пусть сердца будут светлее и открытей!..

Алевтина Ремаркина   30.08.2023 01:30     Заявить о нарушении
Пусть сердца будут

Боб Жмуркин   30.08.2023 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.