Добромила Иванова. 192 Жемчужина

На следующий день, когда Радосвета и девочки пропели Харе Кришна махамантру, молодая женщина обратилась к Светозаре:
- Дорогая Светозара, я благодарна тебе за вопрос о красоте, однако сегодня я хочу продолжить эту тему, которую мы рассматриваем третий день. Сегодня я хочу поведать вам, дорогие девочки, что такое эволюция красоты в природе и в;обществе. На безусловном первом месте в оценке красоты человеком стоял мир природы (и человек в нем) как источник всего полезного для человека. Красота – это первостепенный признак предметов и явлений, обладающих высшей эстетической ценностью. Красота – динамичное исторически меняющееся качество, вызывающее эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на гармонии и многообразии, на превышающем ожидание соответствии наблюдаемого предмета или явления созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. «Прекрасное – это категория эстетики, в которой находят отражение и оценку предметы и явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно – чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни – трудовой, социально-политической, духовной... Оно рождается и развивается, когда общественный человек наиболее полно и свободно реализует свои творческие дарования и способности, …наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил».
Красота – это древнейшая и исключительная по ценности эстетическая категория. Красота, как показали исследования, привлекала внимание к себе, начиная с самой глубокой древности. Это – одно из первых в жизни человека понятий, оформившихся в звуки, в слово, и, бесспорно, оно была связана с полезностью, с предпочтением при удовлетворении потребностей. Предполагается, что этимология образования глубочайше древнего слова «красота» одинакова у разных народов. Вероятно, что это слово происходит от сильно действующих на зрительные и слуховые ощущения свойств предметов и явлений – гореть, сверкать, пылать, блестеть, цветной, и т.д. При этом качественные оценки множества прекрасных предметов и явлений мира могут полностью отличаться, образуя многообразие полисемантических красот, которое, видимо, неподвластно единой формуле красоты . Словом «красота» издревле обозначали внешние свойства предметов и явлений, воспринимаемые основными органами чувств – зрением и слухом. Этимологические исследования показывают, что слова «красота», «прекрасное» генетически связаны с важными, может быть даже основными понятиями, отражающими отношение человека к действительности: с практическим отношением (здоровый, неиспорченный, хороший, добрый, подходящий, избранный и т.д.), либо с эмоциональной оценкой (приятный, радостный и прочее)
Безусловно, красота является важнейшей категорией эстетики. Это необычайно сложное интегральное полисемантическое понятие, касающееся множества предметов и явлений, очень далеких друг от друга – от красоты вещей до красоты человека,
от красоты флоры и фауны до красоты искусства, от красоты ландшафтов до красоты произведений науки и техники, и т.д. Но есть и общие признаки прекрасного – высшая эстетическая ценность, совершенство, гармония. Множество предметов и явлений объединено общим свойством красоты, и это множество по мере развития общества растет за счет появления все большего числа искусственных предметов и явлений. Естественные ландшафты с дикой флорой и фауной постепенно исчезают, вытесняются искусственными ландшафтами. Красота исчезающих ландшафтов, естественной флоры и фауны, становится все более ценной и привлекательной по мере их исчезновения.
Красота связана с самосохранением и саморазвитием: человек стремится своими действиями минимизировать отрицательные эмоции, и усилить, продлить положительные. Восприятие красоты объектов и явлений, безусловно, вызывает положительные эмоции, отсюда следует исключительно большая роль красоты, восприятия прекрасного как положительной эмоции (стремление к получению положительных эмоций – основная движущая сила развития). При этом проблема избыточной, далеко не всегда целесообразной, красоты требует глубокого изучения.
Среди категорий эстетики важнейшее место занимает красота, прекрасное: «красота – это жизнь»; «человек – идеал красоты», и другое. Красота – динамичное (исторически меняющееся в глазах человека) качество, которое вызывает эстетическое и нравственное наслаждение; оно основано на гармонии и многообразии, на превышающем ожидание соответствии наблюдаемого предмета или явления созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Красота связана с основными тенденциями живой природы – самосохранением и саморазвитием. Эти тенденции привели к возникновению отрицательных эмоций, которые человек стремится своими действиями минимизировать, и положительных, которые он старается усилить, продлить. Восприятие красоты объектов и явлений, безусловно, вызывает положительные эмоции, отсюда следует исключительно большая роль красоты, восприятия прекрасного как положительной эмоции (известно, что стремление к получению положительных эмоций – основная движущая сила развития). Красота, по  не поддается логическому обоснованию, она – функция неосознаваемого психического, сверхсознания. Возможно, это связано с восприятием красоты на эмоциональном уровне. Яркие эмоции генерирует более древний «эмоциональный» мозг высших млекопитающих.
Представления о красоте формировались в ходе многовековой эволюции и существовали в природе задолго до появления человека. Например, красота особи противоположного пола означала ее здоровье, силу и потому – привлекательность как партнера для рождения здорового потомства, для защиты от хищника. Красота объекта пищи означала будущее успешное удовлетворение пищевой потребности. В связи с этим интересно представить восприятие млекопитающим сильного и здорового хищника – возможно, в этом случае несомненная красота хищника воспринималась как негативное качество объекта повышенной опасности. Для хищника красота (здоровье, сила, упитанность) жертвы воспринимается, видимо, как позитивное качество объекта охоты – источника здоровой пищи. Травоядные оценивают красоту растительной пищи: белка – красоту ореха, антилопа – красоту травы луга, обезьяна – самый красивый плод, и т.д. В ходе выживания животным (и человеку в их числе) нужно было оценивать красоту природы, ее предметов и явлений. Первобытный человек, живущий в окружении естественной природы и зависящий от нее, воспринимал природу с точки зрения удовлетворения своих потребностей: красивые и крупные съедобные плоды на деревьях, упитанные (красивые) млекопитающие и другие объекты охоты, здоровые (помощники в охоте и в войнах) и красивые (для создания семьи и продолжения рода) соплеменники, и т.д.
Вполне вероятно, что первичные понятия красоты сформировались на эмоциональном уровне (в центрах более древнего мозга высших млекопитающих) в процессе удовлетворения биологических потребностей, в первую очередь пищевых и сексуальных (продолжения рода). Именно поэтому животные, а затем – и человек, стали воспринимать одни предметы и явления как прекрасные, другие – как безобразные, и пр. Вероятно также, что человек относит природные объекты (флору, фауну, природные явления) к прекрасным или безобразным как обладатель множественного мозга «всеживотного»; поэтому красота и привлекательность, созданные в процессе отбора только для определенных животных и адресованные только им, были использованы человеком в качестве красоты, принадлежащей также и ему. Это произошло в процессе эволюции удовлетворения потребностей, когда складывались предпочтения при восприятии внешнего мира сенсорными органами множественного мозга человека. Возможно, на этот процесс влияет самовознаграждение мозга.
В процессе удовлетворения потребностей у человека формировались вполне определенные предпочтения, например, пищевые, при выборе полового партнера, жилища, стаи, животных как добычи, и прочее; одновременно создавались сенсорные предпочтения в отношении врагов, защиты территории и стаи. Таким образом, красота обозначала конкретные позитивные, предпочтительные, свойства предметов и явлений, которые вначале практически использовались человеком при удовлетворении его потребностей с целью получения максимального удовольствия, а затем стали важной эстетической оценкой.
Исторически красота рассматривалась как качество, присущее в первую очередь природе и ее компонентам как источникам благ, и человеку – его лицу, телу, движению, мышлению, поведению (так как человек рассматривался в качестве меры всех вещей). Вероятно, поэтому красота является частью «триединства общечеловеческих ценностей» – красоты, добра и истины. Круг прекрасных предметов и явлений, как и роль красоты, сейчас постоянно расширяется, от обычных устоявшихся понятий красоты лица и тела человека и компонентов природы понятие прекрасного перешло на множество объектов искусственного мира, окружающих человека – от искусства до техники, от одежды до зданий, от мебели до жилища, от улицы до города, от науки до спорта, и пр. Поэтому сейчас можно рассматривать красоту в качестве отдельного, очень важного, признака всех предметов и явлений, вызывающих в человеке высшее эстетическое и нравственное наслаждение. Такое глубокое чувство может вызывать и красивое лицо, и прекрасные стихи, и гармоничная мелодия, и выдающееся архитектурное произведение, и прекрасный ландшафт, и оригинальная математическая теория, и глубокое, в высшей степени гуманное, движение души. Красивые предметы и явления позволяют более полно удовлетворить потребности человека, что, как известно, является движущей силой эволюции. Поэтому предметы должны обладать важнейшим качеством красоты.
Красота как качество предметов и явлений воздействует на человека в течение всей жизни, она становится все более важной в ходе эволюции, по мере отдаления современного человека от прямых контактов с природой. Поэтому среда жизни современного человека должна становиться все более красивой и гармоничной. Красоту можно разделить на объективную красоту объекта (явления) и красоту в индивидуальном восприятии наблюдателя, на красоту, достигнутую и воспринимаемую ее создателем (творцом – архитектором, поэтом, композитором, и т.д.) и потребителем, на красоту достаточную и избыточную, динамичную и статичную, на красоту позитивного и негативного (с точки зрения человека) предмета или явления, и, наконец, на естественную (природную) и искусственную красоту.
Возможно, что собственное тело человек избрал самым первым объектом искусственного украшения или улучшения (как самый близкий и доступный предмет). Стремление к искусственному улучшению и украшению единственного и неповторимого тела находит воплощение и в наше время (речь идет только о деформировании тела, без участия в этом процессе элементов одежды, которые в свою очередь существенно меняют восприятие тела – создают искусственно узкую талию, искусственно увеличенные плечи, искусственно расширенные бедра, увеличенную грудь, дополнительный рост, и пр.).
Человек украшал или улучшал свое тело биологически необоснованными способами (губные диски, удлинение шеи, подвешивание тяжелых предметов к ушам и носу – то есть везде, где это можно на лице, и пр.). Но почему человек с самого своего зарождения решился украшать себя? Неужели он сразу воспринимал свое лицо и тело как нечто несовершенное, недостаточно красивое? Или же, что более вероятно, он смотрел на удивительную красоту окружающих его животных и растений и стремился взять от этой внешней красоты все, что ему было доступно, и присоединить к своему бедно украшенному телу? Зависть к ярко окрашенным и блестящим птицам, бабочкам, другим животным, к красивым цветам? Зависть к другим, которые красивее, ярче, и к тому же щеголяют богатой и яркой одеждой?
Судя по тому, как человек пытался изменить форму своего лица, тела, и даже пениса, подсмотрев у некоторых животных их особенности строения, – дело именно в зависти. Глядя в природу, человек тут же хотел летать и петь, как птицы, плавать и нырять подобно рыбам и дельфинам, бегать как гепард или антилопа, видеть как орел, быть смелым подобно тигру или льву, обладать орудиями самозащиты и убийства, подобным клыкам хищника или яду змеи, и к тому же иметь такие же красивые, теплые или ярко окрашенные наряды, как птицы, бабочки, пушные звери и пр. Зависть к окружающему миру живой природы привела к непрерывному совершенствованию техники, к постоянному поиску способов и путей удовлетворения потребностей, что явилось стимулом прогресса.
Украшения лица и тела часто были совершенно нелепы, создавая ложное и уродливое представление о человеке. В природе, как правило, животные (за небольшими исключениями) не украшают свое тело какими-то дополнениями, не создают иллюзорное представление о своем теле и его естественных особенностях. В природном мире отсутствуют эрзацы органов и частей тела, что позволяет выжить и победить в соревновании, например, за самку, наиболее физически развитым, здоровым и имеющим реальный наиболее «бравый» вид самцам, или наиболее эффектной самке привлечь соответствующего самца. В природе внешний вид, как правило, не вводит в обман, нет эрзаца, заменителей. Это – одно из условий естественного отбора. Раньше так же обстояло дело и у человека – пока не были разработаны эрзацы. Люди изменяют внешний вид отдельных частей тела, устраивая искусственные заменители и вводя в заблуждение других лиц (в том числе и противоположного пола): например, парик – эрзац плохих волос, свидетельствующий о некотором физическом недостатке; «роскошная» грудь женщины – силиконовый заменитель в действительности недостаточно развитого органа; окраска седых волос – эрзац их естественного цвета; подтяжка кожи – эрзац здоровой молодой кожи, и пр. Увы, дело дошло уже до протезирования половых органов для придания им достойного вида, с целью обмана партнера. Но и это – не предел для человека. Уже изготовляют эрзацы натуральных женщин. Так ли безобидны обман, и даже искусственная замена при выборе партнера? Какова роль индустрии искусственной красоты в жизни отдельных людей и человечества?
Красота – древнейшая ценностная категория. Безусловно, древний человек начал осознавать красоту как полезность, общаясь с природой – ландшафтами, флорой, фауной. И лишь затем, осознав привлекательность, полезность, целесообразность красоты, человек стал использовать природные принципы красоты в своей деятельности, подражая природе в своих жилищах, орудиях, одежде, и пр. Но красота, прекрасное – не только древнейшие, но и запутанные, нечеткие категории. В течение сотен лет предпринимались многочисленные попытки сформулировать понятие красоты, но в итоге они оказывались ограниченными и терпели неудачу. Красота полезна, потому что она красота… Красота важнее хлеба, красота полезнее хлеба! Человек без красоты не только не может, не должен жить…
 С точки зрения удовлетворения потребностей в красоте у человека должна быть на первом плане красота, гармония, целесообразность, но с учетом понимания объективной необходимости наличия противоположных качеств. Поэтому, безусловно, человек должен и будет искать и находить и гармонию, и красоту, и целесообразность в окружающем мире. Именно эта гармоничная часть мира, эта эстетическая категория, наиболее ценна для человека в его взаимодействии с природой и обществом, она помогает устойчивости его бытия.
Красота, своеобразие ландшафта (особенно необычного, яркого, красивого пейзажа) обладает сложным закрытым невербальным кодом, на основе которого возникает мало осознаваемая и тонкая по содержанию коммуникация. При этом особенности природных ландшафтов (например, спокойная или бурная река, плавные или обрывистые берега, расположение деревьев, наличие и окраска цветов, облачность и вообще погода, и т.д.) подталкивают человека к формированию определенных представлений о себе и мире: «...смотрел на прелестный солнечный закат. В нагроможденных облаках просвет, а там, как красный раскаленный уголь, солнце. И все это над лесом. Рожь. Радостно. И думал: нет, этот мир – не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен,
радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее для живущих с нами и для тех, которые после нас будут жить в нем.
красота и целесообразность природы – важнейшие факторы, обеспечивающие развитие человечества (может быть, даже и поддерживающие жизнь на Бхурлоке). Поэтому красота и целесообразность природы должны полностью исключить мысль о возможности гибели природы и поставить человека перед задачей ее безусловного сохранения и восстановления.
Биологические истоки красоты подчеркиваются тем, что красота – это, прежде всего, положительная эмоция, своеобразное чувство удовольствия, в том числе и эстетического наслаждения. Это удовольствие специфично, оно отличается от других разновидностей удовольствий, доставляемых многими полезными и жизненно необходимыми объектами, лишенными признаков красоты. Более глубокие современные исследования красоты привели к достаточно неожиданным и новым результатам, показавшим, что красота может действительно «спасти мир», если «мир» (человек) не успеет уничтожить красоту природы. Считается, что в процессе эволюции живой природы преобладают принципы самосохранения и саморазвития, стремления к освоению новых пространственно-временных сред. Эти тенденции привели к появлению двух разновидностей эмоций – отрицательных (человек стремится минимизировать эти эмоции – ослабить их действие, предотвратить, прервать) и положительных (субъект максимизирует, усиливает, продлевает, повторяет эти эмоции). Положительные эмоции, возникающие при восприятии прекрасного или при его создании, таким образом, всячески максимизируются, и в итоге красота влияет на процесс эволюции живой природы. Исторически постоянно подтверждающиеся преимущества определенных действий человека или создания им определенных (красивых) вещей, заключающиеся в получаемой гармонии, отсутствии лишних деталей, ритмичности, закреплялись в сознании. После обобщения многократно полученного положительного опыта, эти данные использовались мозгом человека автоматически.
При всей кажущейся завершенности этого объяснения очевидно, что деление эмоций на положительные и отрицательные введено человеком и поэтому оно условно, относительно. Известна, например, печаль, которую человек с удовольствием принимает после радости, оттеняя последнюю; в истории известны птицы, поющие песни радости и печали. Иногда человеку требуются и негативные эмоции; но главное – то, что эмоции приходят не по программе, а ввиду жизненных обстоятельств, как объективная часть множественного мира.
Считается, что таким образом мозг закреплял полезные нормы; причем эти нормы – не нормы красоты, так как красота – это «отклонение от нормы», «язык сверхсознания», радостная неожиданность, возникающая тогда, когда полученное ощущение превышает неосознанно прогнозируемую норму. Однако вряд ли можно полагать, что красота – это всегда отклонение от нормы. Скорее красота – это совпадение с неосознанно ожидаемой нормой, неосознанно прогнозируемым представлением о красивом объекте или явлении. Так, например, юноше кажется красивой девушка, наиболее полно соответствующая сложившемуся у него в мозгу динамическому стереотипу, возможно, с участием качеств матери. Процесс любования цветущими деревьями, горами, морем, ночным звездным небом и другими красивыми пейзажами совершенно не предполагает, что человек не видел это раньше. Напротив, совпадение с действительностью сложившегося в мозгу человека представления об этих прекрасных пейзажах и создает ощущение красоты. «Радостная неожиданность» может быть следствием первой в жизни человека встречи с прекрасным, которое при следующем созерцании может стать еще
более прекрасным.
Трудно согласиться с утверждением, что «эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а, избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным». Это объяснение односторонне, реальная действительность не вписывается в эту идеальную схему: организм может с удовольствием овладевать и вредным для себя (курение, наркотики, пьянство, и пр.), а приятное может достигаться искусственным путем, не просто вредным, а даже смертельным для организма.
Исторический опыт свидетельствует, что на протяжении многих веков человечество выработало какие–то общие эстетические оценки красоты.  Представители различных культур приходят к одинаковым выводам о красоте демонстрируемого им объекта, что свидетельствует о сходстве управляющих и организующих механизмов сознания, о биологических истоках красоты. В то же время и представители племен, оставшихся на примитивном уровне развития, также могут воспринимать красоту природы без всякой выработки опыта.
Оценочные признаки красоты внешнего мира воспринимаются органами чувств (зрением – визуальная красота всего множества предметов и явлений мира, слухом – красота звуков, обонянием – прекрасные запахи, и т.д.). Затем сигналы от органов чувств поступают по нейронным сетям в мозг человека и анализируются в нем, поэтому особенности его строения и функционирования оказывают сильное влияние на формирование понятия красоты. Понятия красоты и безобразия сформировались в процессе удовлетворения потребностей, они трансформировались и закреплялись на всем длинном пути эволюции человека к «всеживотному». «Всеживотное» можно понимать, как высшее животное, в составе которого (в различных системах, в том числе в многослойном мозге) есть элементы строения, органы или части органов древнейших и древних животных – его предков.
Человеческий мозг, как известно, содержит древнейшие и древние отделы, которые ранее принадлежали животным – предкам человека. Поэтому в мозгу человека могут существовать отделы например, зрительные поля, сигналы в которые проходят через древние отделы. Можно предположить, что вследствие этого человек постепенно стал воспринимать красоту и безобразие, и промежуточные качества
множества компонентов ландшафтов, их флоры и фауны, как «всеживотное» general animal: древние животные оценивали объект и отдавали предпочтение тому или иному качеству с точки зрения удовлетворения их биологических потребностей (несколько условно, бабочка оценивала бабочку или цветок; самка – газель оценивала силу и привлекательность самца как полового партнера, богатство флоры и степень безопасности ландшафта; хищник оценивал привлекательность газели как объекта охоты, и пр.). Это многообразие оценок привлекательности, или, напротив, непривлекательности объектов, в ходе эволюции к «всеживотному» накапливалось в многослойном мозге человека. Красота природы – порождение эволюции, и она же влияет на эволюцию живой природы. Окружающая нас удивительная гармония и красота природы помогают человеку и всему человечеству в устойчивости бытия. Поэтому человек должен сохранить красоту планеты и естественных ландшафтов, многообразной флоры и фауны. Он должен поддерживать естественную эволюцию красоты человека, создавать гармоничную красоту города, жилища, предметов быта, одежды, орудий труда, создавать, развивать и поддерживать сложную красоту искусства, красоту физического движения, красоту мысли, и, наконец, высшую духовную красоту. Эта красота, безусловно, поддерживает жизнь планеты и человечества.
Первичные понятия красоты и безобразия сформировались у животных, а затем и у человека, в процессе удовлетворения биологических потребностей, в первую очередь пищевых и продолжения рода. Поэтому человек стал воспринимать одни предметы и явления как прекрасные, другие – как безобразные.
Красота субъективна, то, что вы считаете прекрасным, и есть красота. Или, как некоторые люди, в особенности ученые, предпочитают говорить, он обусловлено культурными отличиями восприятия разных людей. Люди соглашаются, что какие-то фильмы, музыка или картины прекрасны, поскольку их культура определяет общность эстетических предпочтений. Однако любовь к прекрасному, как в природе, так и в искусстве не знает культурных преград.
Как же объяснить эту универсальность? Самый верный путь — попытаться восстановить дарвинистскую историю эволюции наших эстетических и художественных вкусов. Нужно провести ретроспекцию наших современных предпочтений и вкусов и объяснить, каким образом они укоренились в нашем сознании. В процессе эволюции на нас оказывали влияние как доисторические природные условия эпохи плейстоцена, в которых окончательно сформировался человек разумный, так и социальные условия, в которых мы находились. В воссоздании эстетических взглядов нам могут также помочь сохранившиеся следы деятельности доисторического человека. Я имею в виду окаменелости, наскальную живопись и так далее.
Ощущение красоты, сопряженное с удовольствием и остротой переживаний, лежит в сфере эволюционного развития. Чувство прекрасного — лишь один из компонентов в целом наборе эволюционных приспособлений. Красота — это механизм приспособления, который мы развиваем, и усиливаем, создавая и наслаждаясь произведениями искусства. Как вам должно быть известно, два главных эволюционных механизма это естественный отбор, заключающийся в избирательном закреплении случайных изменений наряду с сохранением главных особенностей анатомии и психологии, например, наличия поджелудочной железы, глаз, ногтей. Естественный отбор объясняет многие наши глубинные страхи и неприятие некоторых вещей: отталкивающий запах гниющего мяса, боязнь змей или страх высоты, когда стоишь на краю пропасти.
Этот же механизм объясняет и удовольствия, например, тягу к сладкому и белковой пище.
Другой важнейший механизм эволюции — это половой отбор. Проявления его очень разнообразны. Великолепный павлиний хвост — один из самых ярких примеров. Он появился не в результате борьбы за выживание, фактически, он является помехой в этой борьбе. Хвост павлина обязан своим появлением предпочтениям в выборе полового партнера, который делали самки павлина. И это вполне естественно: история делается женщинами. Кстати, сам Дарвин был уверен, что самкам павлина хвост самца кажется красивым. Он говорил именно так. Таким образом, строго придерживаясь этой теории, мы можем сказать, что красота — это одно из эволюционных приспособлений, которое пробуждает и поддерживает интерес или увлечение, или даже одержимость, воодушевляя нас принимать решения, наиболее способствующие выживанию и продолжению рода. Другими словами, с помощью красоты природа действует опосредованно. Я хочу сказать, нельзя ожидать что красивый пейзаж заменит вам пищу. Нет, и вы не накормите этим ребенка или возлюбленного. И природа тут проявляет хитрость, делая этот пейзаж красивым, наделяя его особой притягательностью, так что простое любование им доставляет удовольствие.
Ваши далекие предки  видели красоту в мастерстве исполнителя еще до того, как появились слова, которые могли бы выразить эти чувства. Так что же, восприятие красоты зависит от конкретного человека? Нет, красота имеет глубокие корни в природе человека. Это богатство, дарованное нам разумом и насыщенной переживаниями жизнью наших самых далеких предков. Глубокие реакции на изображения, на выражении эмоций в искусстве, будут вызывать сильнейший отклик будут с нами и нашими потомками пока существует род человеческий. Харе Кришна!


Рецензии