Великие люди от Авраама до Хокинга 32

Девятнадцатый век (продолжение)


Французский писатель Ромен Роллан – кормчий европейского гуманизма.

Роллан находится в авангарде разумного человечества.

Книги Роллана призывают людей к обновлению жизни.

Проза Роллана одаривает читателей здоровым, радостным восприятием мира!

Роллан-писатель испытывает священный трепет перед жизнью!

Роллан вносит дух бетховенского симфонизма в литературу XX века.

Чувство вечной юности свойственно Ромену Роллану и Бернарду Шоу – писателям социалистической ориентации.

Ромен Роллан и Томас Манн создают литературные образы композиторов. Музыкальные «произведения» Жана Кристофа – это гимн жизни, Адриана Ливеркюна – апокалипсис. Эти персонажи действуют на разных полюсах искусства точно так же, как реально существующие композиторы Сергей Прокофьев и Арнольд Шёнберг.

Бывает так, что музыка для писателей становится откровением: например, творчество Вагнера – для Габриэле д’Аннунцио, Дебюсси – для Марселя Пруста, Бетховена – для Ромена Роллана, Шёнберга – для Томаса Манна.

Ромен Роллан – писатель красоты, Томас Манн – истины, Герман Гессе – мудрости. Эти выдающиеся гуманисты XX века закладывают фундамент современного мировосприятия.

Живопись Леона Бакста изысканна, красива, хотя и манерна, как польская красотка.

Религиозный философ Лев Шестов бросает вызов разуму в век научно-технического прогресса.

Отвергая диалектику философов, Шестов защищает библейскую диалектику, смысл которой заложен в афоризме: надо жить, чтобы умереть, надо умереть, чтобы жить.

В дистрофическом теле итальянского интеллектуала Бенедетто Кроче жил титан духа. Попав под завалы после землетрясения, и будучи парализованным, Кроче демонстрировал гегелевскую силу мысли. Несгибаемая воля и мощный дух продлили его существование до 86-летнего возраста.

Поэт-символист и философ Вячеслав Иванов погружался в мифологические глубины истории.

Поэт Вячеслав Иванов и живописец Василий Кандинский – родственные натуры: они обладали вселенским мироощущением.

Благостная музыка итальянского композитора Ферруччо Бузони успокаивает и утешает. Его двойником в России выступает Николай Черепнин.

Эксцентричный французский композитор Эрик Сати испытывает враждебность к традиционным формам музыки.

Музыка Сати до нелепости проста, наивна, по-детски непринужденна.

Парадоксально мыслящий Сати предваряет эпоху примитивной музыки XX века. Более того: можно сказать, что Сати – отец минимализма.

Композитор Владимир Ребиков – поэт в музыке.

Лирическая музыка Ребикова возвышенна.

Музыка Ребикова растворяется в дымке крымских пейзажей.

Ребиков – композитор-новатор, белая ворона в русской классической музыке.

Ребиков – рафинированный модернист с чувствительной душой.

Лирический вальс из оперы «Ёлка» Ребикова лишний раз подтверждает то, что грохот современного урбанистического города бессилен заглушить тихую, сентиментальную музыку.

В опере «Ёлка» Ребикова звучит задумчивый, перламутрово-матовый вальс, столь же популярный, как вальс ми минор Александра Грибоедова.

Ребиков пишет музыку сердца – такую же трогательную и нежную, как Семён Надсон – стихи.

Утонченный Владимир Ребиков изобретает гармонии, которыми мог бы воспользоваться Александр Скрябин в мистерии.

Новаторы Владимир Ребиков и Эрик Сати – экстравагантные композиторы, не имеющие успеха у современников. Их дерзкие эксперименты в молодости не укладывались в консерваторские курсы обучения композиции. Ребикова не приняли в Московскую консерваторию, Сати дважды приступал учиться в Парижской консерватории, пока не бросил ее окончательно.

Оперы итальянского композитора Франческо Чилеа в свое время пользовались успехом у публики благодаря неаполитанской экспрессии чувств. Показательно, что его арии охотно пел знаменитый неаполитанец Энрико Карузо!

Британский писатель Герберт Уэллс обладает острым интеллектом и богатой фантазией.

Мировоззрение Уэллса определяют такие понятия, как наука, эволюция, коммунизм, этика, в основе которой лежит проповедь Христа.

В «райском» саду Уэллса растет древо эволюции с плодами фантастики. А кто же в нем змей-искуситель, соблазняющий людей будущим идеальным обществом? Сам писатель!

В литературе Уэллс выступает, как писатель-фантаст, биолог-эволюционист, социолог-мечтатель, футурист-пророк. Перед нами многогранная, высокоинтеллектуальная художественная личность.

Уэллс – писатель-провидец, начертавший сценарий Второй мировой войны за 10 лет до ее начала.

Уэллс предвидит возникновение тотального технологического человечества.

Уэллс возвещает о заре всемирной революции. Не будет ли она столь же неотвратимой, как наступление завтрашнего дня?

Уэллс говорит о «всемирном своде знаний», т.е. пансофии – всеобщей мудрости. Без этого невозможен прогресс человечества!

В общественно-социальных повестях Герберт Уэллс опирается на коммунистические идеи «Утопии» соотечественника Томаса Мора.

Горы не покоряют быстрым бегом. А ведь страна будущего счастливого общества поднимается выше Монблана! Это отлично знает Герберт Уэллс. Он предсказывает торжество коммунизма на земле через несколько тысячелетий, в чем солидарен с Карлом Марксом.

Герберт Уэллс говорит о «тружениках нового рассвета», подобно тому, как художник Николай Рерих – о новой всечеловеческой религии.

У преподобного Силуана Афонского душа тихая, мирная, без каких-либо претензий к обществу и людям. Она подчиняется только одному – Божьей воле.

Искреннее и сердечное добротолюбие преподобного Силуана Афонского чем-то напоминает натуру Иисуса Христа. Милостивое сердце русского монаха охватывает весь мир.
 
Преподобный Силуан говорит: «Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога».

Преподобный Силуан в молитвенном обращении к Богу выражает сокровенные чувства: «Скучает душа моя по Тебе, и слёзно ищу Тебя». Эти слова могут принадлежать человеку с глубоко чувствующим сердцем. Удивительно, что рядовому монаху, в прошлом малообразованному русскому солдату, удается выразить дух христианской веры убедительнее, чем многим высшим иерархам церкви.

«Душа – лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом», - разъясняет Силуан. Такое расширенное понимание храма Божьего дает право верующим молиться везде и в любое время. Главное для преподобного, чтобы молитва была угодна Богу.

Живописец Василий Кандинский – основоположник абстрактного искусства. Художник восхищает зрителей космическими пейзажами.

Абстрактные полотна Кандинского – это красочная музыка вселенной.

Кандинский – творец «цветной музыки» в живописи.

Первыми, кто заполняет вселенские пространства разноцветными молниями и призывными сигналами труб, выступают Василий Кандинский и Александр Скрябин. Несомненен их приоритет в создании симфонии вселенной.

Кандинский, Скрябин, Ларионов, Прокофьев рисуют «Красный квадрат», Шагал, Стравинский, Малевич, Шостакович – «Черный». В «Красном квадрате» – светлые гении, в «Черном» – темные. У тех и других разные взгляды на мир, разные подходы к жизни и к искусству. Первые – демиурги света, вторые – повелители тьмы.

Писатель Викентий Вересаев – свидетель преобразующейся России. Он вносит свой штрих в революционную панораму, запечатленную в книгах Горького, Белого, Толстого, Шолохова.

По мнению Вересаева, человек сам виноват, что «гибнет во мраке и муках». В действительности же его душа, его разум светятся ярче самых больших звезд.

Вересаев прост и прямодушен в век «железной пяты», поработившей Европу.

Соорудив первый аэроплан, братья Райт превратили сказку о ковре-самолете в быль. Они научили смельчаков летать в небесах!

Поэт Константин Бальмонт – солнечный принц в русской литературе.

Бальмонт семимильными солнечными шагами обходит землю!

Бальмонт ослепляет солнечной пылью каждого, кто встречается с его блестящим талантом.

Бальмонт сияет над землей красочной радугой.

Бальмонт видит рай на земле в золотых снах.

Бальмонт – царственный юноша, озаренный красотой мира.

Бальмонт – страстная, свободолюбивая, независимая поэтическая натура.

Бальмонт – поэт вольного, бунтарского духа.

Бальмонт – дерзкий Икар в поэзии.

Поэт Константин Бальмонт, художник Александр Ларионов, композитор Сергей Прокофьев – дети солнца!

Композитор Энрике Гранадос – истинный испанец, чья музыка торжествует в самозабвенном танце и блаженствует в сладостной неге.

Гранадос – нежный певец Испании. Ему ли не знать сокровенные тайны любящего женского сердца?

В опере «Гойески» Энрике Гранадоса через 100 лет воскресает красота живописи Франсиско Гойи.

Оперы Гранадоса заряжают энтузиазмом, трогают светлой лирикой. Его музыка красива и благородна, как испанский мужчина-рыцарь по отношению к даме сердца. Во время кораблекрушения Гранадос бросается в морскую пучину, чтобы спасти жену. Но, к несчастью, они оба тонут!

На мощном древе английской литературы растет ветвь писателя Джона Голсуорси со зрелыми плодами красоты, любви и счастья.

Голсуорси ткет из золотой пряжи слов реалистическое полотно жизни.

Хотите попасть в блестящий литературный салон, – читайте «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, английского Льва Толстого.

Голсуорси пишет эпопею о старой благонравной Англии, гибнущей под напором современного города.

Любовь в книгах Голсуорси – это «улыбка солнечного света», поцелуй майского ветерка.

«Им обоим снились синие бабочки», - читаем в романе «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Такими «синими бабочками» видятся писателю любовь и красота.

Голсуорси – лесной голубь любви, чье воркование оживляет литературную рощу Европы.

Голсуорси – писатель с цветущей весной в душе, с красотой и любовью в сердце.

Голсуорси – джентльмен под солнечным зонтиком любви.

Мягкая, бархатная проза Джона Голсуорси согревает душу лучами заходящего солнца реалистической литературы.

Немецкому биологу Гансу Дришу наука отдает приоритет в области эмбриологии. Исследователь выдвинул теорию целостности живого организма, которая напрямик пересекается с «теорией живого вещества» Владимира Вернадского. Выдающиеся ученые были сторонниками философского витализма.

Дважды лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри до конца жизни сохранила святую любовь к трагически погибшему мужу. Не достижениями в области физики и химии, а нравственным подвигом она внесла заметный вклад в мировую культуру.

Без помощи мужчин женщине трудно стать великим ученым. Мария Склодовская-Кюри (дважды удостоенная Нобелевских лавров) первую премию получила совместно с супругом физиком Пьером Кюри, вторую – единолично, хотя радиоактивный металл, если быть откровенным, выделен ею в опытах, проведенных вместе с Андре Дебьерном.

Виртуозный блеск и мелодическая красота принесли чардашу итальянского скрипача и композитора Витторио Монти всемирную славу. Венгерский колорит этой пьесы до сих пор чарует сердца людей.

Писатель Максим Горький – буревестник революции.

Максим Горький – отважный борец за новую литературу и нового человека.

Творчество Максима Горького неотделимо от общественной жизни России.

Возведя в литературе памятник человеку с большой буквы, Максим Горький в реальной жизни боязливо прячется за его величественной фигурой. На словах писатель – герой, на деле – ипохондрик.

Горький дубасит кнутом по луже жизни.

В большевистской революции Максим Горький – пешка, ставшая ферзем, тогда как в литературе он всегда был королем!

Острый интерес Максима Горького к психологии женщины сопровождается поиском женского идеала, высоко стоящего над жизнью.

В рассказе Максима Горького «Варенька Олесова» любовь целомудренной девушки мгновенно улетучивается при неосторожном прикосновении к ней мужчины.

Толстовский князь Дмитрий Нехлюдов и горьковский интеллигент Клим Самгин – люди одного порядка: они – безвольные самоеды!

Максим Горький создает театр мечты. Это в некоторой степени воплощается в его неоконченной пьесе «Яков Богомолов».

Французский драматург и поэт-неоромантик Эдмон Ростан воспевает людей благородства и преданной любви в век социальных потрясений.

Несколько экзальтированная и романтически настроенная поэтесса-красавица Роземонда становится женой Ростана. Ее пленительные черты можно найти в героинях драматурга. Он посвящает ей пьесу «Принцесса Грёза». Роземонда была и реальной, и символической музой писателя.

Преподобная исповедница, схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили происходила из грузинского княжеского рода. Она посвятила жизнь Богу, была игуменией монастырей в Грузии, Москве и Подмосковье, находилась в дружеских отношениях с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и царской семьей. Затем последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь. Великий русский художник Павел Корин написал ее портрет. В 2016 году Грузинская церковь канонизировала свою дочь. Духовная подвижница заслуживает глубокого уважения.

Российский император Николай II – слабовольный заложник престола.

Николай II разрывался между семьей и государством. В первом он преуспел, во втором – стал неудачником.

Николай II собрал вокруг себя трусов, льстецов, завистников, карьеристов, прохвостов, интриганов, и совершенно искренне считал, что это сборище прихлебателей есть цвет России. Такое заблуждение стоило ему жизни!

Не царь отрекся от престола, а народ отрекся от царя Николая II.

Немецкий экономист и социолог Альфред Вебер предсказывает наступление новой эпохи в истории человечества. Он убежден, что на передний план встанут общественные и культурные вопросы, а людей будут интересовать, прежде всего, духовные ценности.

Крестьянин Григорий Распутин – дьявол в обличии святого старца.

Бывший член секты хлыстов, «святой старец» Распутин внес в религиозные проповеди элемент сексуальности, совершенно чуждый православию, и преуспел в этом. Тысячи неграмотных крестьянок и просвещенных дам по всей России стали грешить, чтобы на следующий день покаяться.

Иной раз думаешь, что старцу Григорию Распутину самим Богом предначертана роль дьявола, подводящего к роковой черте царскую семью и Россию!

Жена и соратница Ленина Надежда Константиновна Крупская требовала от советских учителей добиваться гармонии между коллективом и личностью: «Мы очень много говорим о коллективе, но мы очень часто противопоставляли этот коллектив индивидуальному изучению ребенка, индивидуальному подходу к ребенку и подростку». Здравая мысль!

Композитор, музыковед, фольклорист, хоровой дирижер Комитас – голос и душа армянского народа.

Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди (Махатма в переводе с индийского языка означает «великая душа») выступал за ненасильственные действия в борьбе за независимость страны. Его доброжелательный идеализм со временем превратился в эффективное политическое средство преобразования жизни. Люди называли его «отцом нации» за дела, совершенные им во имя народа.

Живописец Филипп Малявин активно разрабатывал крестьянскую тему, набрасывая на картины вихри красок. В итоге, у него возник социально насыщенный экспрессионизм.


Рецензии