Городские легенды. Литейный мост

Маша уже начала засыпать, когда в комнате зажегся яркий свет, ударивший по сомкнутым векам. И голос Алексея окончательно выбросил её из мира снов.
- Машка, вставай! На Литейном мосту снова творится какая- то чертовщина ...
...
- Откуда ты знаешь?  Ты что, без меня ездил на Литейный? - Мария, моментально оторвавшись от подушки, засыпала брата вопросами.
- Одевайся,- улыбнулся Алексей, - По дороге всё расскажу.
- Я очень много историй слышал о Литейном, - начал Алексей, когда они уже сидели в машине, - Ты знаешь, Маша, не в моих правилах верить на слово, и скептиком себя назвать тоже не могу. Порой слышишь столько историй, что кровь стынет. Но то, что мне рассказали сегодня ночью, просто поразило. Хотя бы потому, что услышал это от человека, которого знаю довольно давно. Леонид пришёл ко мне, когда я уже собирался домой и закрывал кабинет. Он попросил уделить ему полчаса времени. Я никогда не видел своего приятеля до такой степени взволнованного. История его такова, у Леонида есть друг детства, который всегда интересовался любыми паранормальными явлениями. В последние полгода он активно собирал сведения о проишествиях на Литейном мосту. При встречах с Лёней он рассказывал о пугающих историях и говорил о желании прогуляться ночью по Литейке. Леонид не принял всерьёз все, что говорил ему друг, но через пару недель узнал, что тот пропал без вести именно в ту ночь, когда уехал на Литейный. Не буду рассказывать тебе о муках самобичевания своего приятеля, суть в том, как он рассказал, что проснулся прошлой ночью от жуткого желания поехать на этот мост. Вряд ли он отдавал отчёт своим поступкам, скорее находился будто под гипнозом. Вообрази себе его ужас, когда после полуночи на мост опустился серый туман и Леонид увидел своего друга, который удалялся от него, но, оборачиваясь, махал рукой, будто звал за собой. Леонид отлично запомнил выражение его лица, оно было пустое и бессмысленное, но глаза полны ужаса. Тут же туман поглотил его друга, и Леонид  сразу прибежал ко мне. Маша, что ты думаешь об этой истории?
- Я тоже много слышала про Литейный, - подумав, ответила Мария, - У него своя атмосфера, не вполне благоприятная. Хоть это просто городские легенды, я верю твоему другу. А что ты скажешь о истории моста?
- Скажу. Мост построил в 1879 году инженер Аманд Егорович Струве. Он был очень знаменит. Помимо Литейного им был построен Дворцовой мост, а в Москве Бородинский, Москворецкий, Крымский, Краснохолмский. Название нашего моста происходит от Литейного двора, что на левом берегу реки. В 1879 году его переименовали мостом Императора Александра Второго, но после 1917 года вернули старое название. Если ты придёшь ко мне в музей и посмотришь старинные карты, то увидишь, что ещё до основания города в районе Литейного была переправа из России в Швецию. На одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, а на другом начиналась дорога на Выборг. После основания Санкт-Петербурга на этом месте был построен наплывной мост. Хочу сказать, что этот наплывной мост снискал себе мрачную мистическую славу. Старожилы предупреждали, что место тут нехорошее, и их слова оказались пророческими, когда во время закладки современного Литейного моста в 1875 году при строительстве погибли сотни человек. Очевидцы утверждают, что их затянуло странным водоворотом. Сохранилось достаточно много свидетельств.
- Откуда же взялись эти водовороты? - заинтересованно спросила Маша.
- А это, Машенька, я расскажу тебе чуть позже. Мы подъехали.
Над Литейным висел туман. До белых ночей был ещё как минимум месяц и фонари, как могли, пытались разогнать серую муть. Мария поежилась. Воздух был сырой и прохладный, казалось, влага покрыла все её тело, словно вторая кожа.
- Смотри, - Алексей протянул руку, указывая на что-то в тумане. Тут и Мария увидела. Серую, склонившуюся над перилами, фигуру. Алексей ахнул, бросился вперёд и схватил в охапку человека в тот самый момент, когда тот уже переваливался через знаменитую ограду Литейного.
- Лёнька! - крикнул он, тряся того за плечи, - Очнись!
Подойдя поближе, Маша увидела пустые глаза Лешиного приятеля. Постепенно к ним возвращалось осмысленное выражение, и, буквально, через минуту он уже пришёл в себя.
- Лёша, - пробормотал он, - Что случилось?
- Дуралей,  - беззлобно ответил Алексей, - Ты чуть было не оказался в Неве. О чем ты думал?
- Я снова его видел, видел Серёгу, понимаешь! Я был сегодня у него дома, читал записи про этот мост, Серёга был одержим идеей найти камень на дне. Он свято верил, что тот существует. Ты знаешь, о чем я?
Алексей кивнул:
- Магический камень Атакан.
Леонид быстро, все ещё трясясь от пережитого, закивал :
- Атакан, верно... Ты веришь в его существование?
- Мир существовал задолго до нашего появления и в нем тайн больше, чем мы когда-нибудь сможем узнать.
Алексей стремительно бросился к дороге наперерез проезжающему мимо такси. Машина резко затормозила. Таксист опустил стекло и недовольно проворчал:
- Приятель, я не могу останавливаться на мосту.
- Брат, очень прошу, отвези человека домой.
Таксист всмотрелся в встревоженное лицо Алексея :
- Ладно, довезу. 
Пока Леонид садился в машину, таксист сказал:
- Ехали бы вы тоже, ребята, отсюда. Не очень хорошее это место. Я стараюсь не задерживаться здесь. Всякое бывало.
Он тронулся с места, махнув на прощание рукой.
Алексей посмотрел вслед удаляющейся машине и подошёл к сестре.
- Что ты думаешь обо всей этой истории?
Он перегнулся через перила, посмотрел в чёрные воды ночной Невы и хмуро процитировал:
- Когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя...
Мария испуганно схватила брата за рукав:
- Поехали домой! Мне не нравится здесь... Что-то и правда смотрит на нас. Я чувствую этот взгляд, Алешка!
Алексей кивнул:
- Я тоже.
И они быстро зашагали к машине. Только в теплом салоне Мария расслабилась.
- Что за камень такой Атакан?
- Это твои любимые городские легенды, Маша, - Алексей внешне был спокоен, лишь слегка нахмуренные брови выдавали его напряжение, - Есть поверье, что на глубине, под мостом лежит магический камень Атакан. В древности ему приносили в жертву пленников. Разгневанные боги, вняв мольбам пленников, затопили камень водами.
- Камень до сих пор притягивает новые жертвы? - спросила Мария.
- Он мстит людям. Появляется водоворот, с него возникает смерч, напоминающий густой туман и окутывает мост.
- Это значит, что уже ничего нельзя исправить? Люди так и будут пропадать без вести и никто никогда не найдёт их? Как-то это грустно.
Алёша пожал плечами :
- Есть вещи, над которыми никто не властен.

Это история не давала Марии покоя весь следующий день. Она вспоминала выражение лица Алешкиного друга, и дрожь пробирала её по всему телу. Когда брат вернулся домой с работы, Маша набросилась на него с порога.
- Почему нынешний Литейный мост решили построить на месте старого наплавного? Ведь были предупреждения о том, что это место гиблое.
- Ты смеешься, Маша? - с усмешкой спросил Алексей, - Кто же верит подобного рода вещам?
- Но среди противников строительства Литейного моста на том самом месте были довольно уважаемые люди.
- Были, - Алёша кивнул, - Но их голоса ничего не значили. Да и не особо градостроители прислушивались к различного рода предсказаниям. Маш, я устал и спать хочу. Давай, завтра поговорим.
Мария нехотя согласилась. Она легла, обхватив руками подушку, и провалилась в сон. Она шла по Литейному проспекту со стороны Невского, приближаясь к мосту. Туман был всё гуще, а Маше становилось всё страшнее. " Это только сон, это только сон..." - твердила она, как молитву. - "Здесь нечего бояться, я проснусь сразу, как захочу. Я только одним глазком взгляну на мост, окутанный туманом." Мария подошла вплотную к гранитному парапету и посмотрела сверху вниз на неспокойные воды реки. Почему - то в голове крутились строки из стихотворения Александра Блока:
"Ночь тёмная одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась... "

Маша скорее почувствовала, чем увидела движение и так быстро повернула голову, что шею пронзила резкая боль. Окутанная туманом, на мосту застыла фигура. Она коротким взмахом руки позвала Машу за собой. Это была девушка, в старинном длинном платье. Выглядела она скорее печальной, чем устрашающей, и Мария, не задумываясь, пошла за ней. Та удалялась так плавно, словно плыла по воздуху, и оглядываясь на Марию, призывала её все тем же жестом. На середине моста она остановилась, молча указала рукой наверх. Мария подняла голову и похолодела - над ней нависал своей громадой Литейный мост. На одной из длинных железных свай выгравирована надпись: "Люди, остерегайтесь! Ведь тут место нечистое!"
- Я хочу проснуться... Я хочу проснуться...- вслух произнесла Маша, вздрогнув от звука своего голоса. Тут она окончательно поняла - это не сон! Она на самом деле стоит на Литейном мосту. Хотя, нет... Литейный мост застыл над ней. На чём же она стоит? Под ногами вытянулся другой мост, деревянный, покрытый старыми неструганными досками. Маша вскинула голову и увидела удаляющуюся от неё стройную девичью фигуру в старинном платье.
- Постой! - Маша устремилась за ней.
- Машка, нет! - тут же туман прорезал резкий оклик.
Мария обернулась и увидела брата.
- Маша, не ходи туда! Это опасно! Пошли домой! Пожалуйста!
Маша неуверенно смотрела то в сторону Алексея, то на исчезающую в тумане девушку.
- Но она меня зовёт, Алешка, - чуть не плача, проговорила Мария, - Я слышу её голос.
- Это не она, - спокойно ответил Алексей, протягивая руку сестре, - Это Атакан. Вспомни, что я говорил тебе о нём. Ему нужны новые жертвы.
Мария всхлипнула и вцепилась в протянутую руку брата, как в спасательный круг.
- Я хочу домой!
Алексей с трудом вывел сестру на Литейный проспект, та сопротивлялась, пытаясь вернуться обратно. Доводы рассудка оказались слабее магической силы камня. Только выйдя из тумана, Мария очнулась.
- Я не помню, как оказалась здесь, - тяжело дыша, проговорила она.
- Ты взяла машину, а мне пришлось ловить попутку, поэтому я припозднился. Ещё немного и ты ушла бы совсем.
- Почему Атакан не действовал на тебя?
- Отчего же? Действовал. Только ты оказалась слабее, чем я. Не обижайся.
Мария обняла брата:
- Не буду.

Мария обхватила ладонями кружку ароматного, заваренного Алексеем, чая Эрл Грей. Пакетики Алексей не признавал и каждый раз проводил целую чайную церемонию. Маша терпеливо дождалась, когда брат наполнит свою кружку и сядет напротив.
- Это был наплывной мост, - сказала она.
- Я понял.
- Как такое могло случится, что он сохранился до сих пор?
- Его нет уже давным-давно, Маша. Его разрушили перед строительством нынешнего. Мост-призрак появляется, когда Атакан требует новые жертвы. Так проще заманивать людей. Ты в тумане ступаешь на этот мост и уходишь неизвестно куда.
- А девушка? Кто она?
Алексей пожал плечами:
- Одна из его безымянных жертв. Сколько их было за время существования дьявольского камня. Разве узнаешь все имена?
Маша вздохнула.
- Что нам теперь делать?
- Остерегаться выходить ночью на Литейный. Мы ничего не можем больше сделать, Маша. Этот мост простоит сотни веков. Ты же не хочешь предложить разрушить его до основания. Есть места, над которыми не властны ни люди, ни время. У города должны быть свои тайны. Кто знает, может Атакан и лежит спокойно, потому что время от времени забирает положенные ему души.
- Да уж, туда я больше ни ногой, - Маша коротко улыбнулась.
- Есть такая фраза в фильме "Собака Баскервилей": "Остерегайтесь выходить ночью на болота, когда силы зла властвуют безраздельно." Очень к месту, не находишь?
- "Люди, остерегайтесь. Ведь здесь место нечистое", -  процитировала Мария увиденную  недавно надпись.
- Где ты это прочла? - спросил Алексей.
- Это надпись была на Литейном, - ответила ему Мария.
- Ох, уж мне эти твои городские легенды, - брат с сестрой переглянулись поверх дымящихся чашек и Алексей демонстративно закатил глаза. Маша рассмеялась.

Над Литейным мостом было тихо. Город спал.


Рецензии