Добромила Иванова. 193 Жемчужина

…- Дорогие девочки, наивысшей эстетической ценностью выступает прекрасное. Прекрасное в искусстве связано со способностью человека творить мир «по законам Красоты». Свободное овладение силами и материалом природы, умение подчинять их определенным закономерностям, воплощать в их форме какую-то осмысленную цель вызывают в человеке высокое эстетическое наслаждение. Воплощая в своих образах идеалы красоты, искусство пробуждает в людях эстетические чувства творцов, учит их понимать прекрасное, формирует эстетическую ценностную ориентацию в мире.
Прекрасное существует в природе и в общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких (в смысле охвата явлений) категорий эстетики. Термин «прекрасное» возник с незапамятных времен и в русском языке означает: «самое красивое».
      Общеизвестно, что в основе красоты лежат известные объективные свойства предметов и явлений. Прекрасно то, в чем находятся в конкретно-чувственном соответствии воспринимаемая форма и выраженное через нее положительное содержание, то, что целесообразно, гармонично, совершенно. Так, прекрасное как жизнь, он имел в виду не только то обстоятельство, что истоки прекрасного содержатся в реальной действительности, но и тот факт, что прекрасным мы можем назвать лишь такое конкретное явление, в котором черты жизни выявляются наиболее ярко и полно. Вместе с тем при эстетической оценке предметов действительности как прекрасных мы не просто учитываем, соответствует ли их форма содержанию, но интересуемся и характером содержания: оно должно иметь положительное значение, иначе даже при этом условии явление в целом не будет прекрасным. (Например, средневековое орудие пыток может вполне соответствовать по форме своему назначению, но поскольку само назначение отвратительно и антигуманно, можно ли оценить этот предмет эстетически положительно?)
      Прекрасное в природе связано с закономерностью и целесообразностью природных явлений. Прекрасное в труде выражается в его свободном характере, в совершенстве мастерства человека-творца, в его умении создавать предметы и вещи, свидетельствующие о том, что замысел мастера нашел свое наиболее полное и соответствующее идее воплощение в материале. Прекрасное в общественной жизни – это справедливые социальные отношения, это гармонически развитый человек. Прекрасное в искусстве – это жизненная правда, передовая идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественной форме.
      Стремление к красоте труда, социальных отношений, быта пронизывает весь образ жизни человека.
Красота природы. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присущи интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.
      Природа – это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь.  Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда и творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, разных времен года, эстетическое в животном мире.
      Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, жизнью животного. Воспитывая в себе умение видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, мы учимся дорожить «миром естественной красоты и гармонии».
      В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано «очеловеченное отношение к природе». Если не пробуждена у подростка и юноши способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, то он может стать не другом и защитником природы, а ее разрушителем.
      Искусство и эстетика уже на заре человеческой истории открывали и воспевали красоту природы Земли – родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг нее космоса. Само слово «космос» у древних греков обозначало два родственных понятия: «мир» и «красота». Прекрасное в природе человек воспринимает прежде всего зрением, его восхищают гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменение в течение дня, в разное время года. Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурые листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей. Нужно учить детей видеть, различать, ценить и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
      Чтобы правильно разобраться в красоте природы, нужно различать три ее разновидности: красоту конструктивную, связанную со своеобразием строения природного организма, его размерами, пропорциями, красоту динамическую – выступающую в движении, изменениях, присущих данному природному явлению или живому организму, и красоту декоративную, проявляющуюся во внешних формах, окраске природных объектов и существ. Примерами могут быть форма и строение крыльев бабочки, ее тела, ее глаз, усиков, ножек, особенности ее полета, движения крыльев, ее расцветка.
      Многие века природа во всей совокупности своих физических проявлений определяла образ жизни и труда людей, господствовала над ними. Но человеческое сообщество множилось на всех континентах, покоряя все новые пространства, заселяя и приспосабливая для хозяйства земли в разных географических зонах, меняя и преобразовывая облик планеты. Сегодня в мире возникла тревожная экологическая ситуация, угрожающе исчезает естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием техники и промышленного производства. Многие реки Америки и Европы плещут мертвой, загрязненной волной. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Во всем мире возникло движение за сохранение заповедных территорий, где бы нетронутыми оставались зоны растительного и животного мира. Проблема охраны природы поднята у нас на государственный уровень.
      Красота общения. Основой взаимоотношений между людьми является потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей, которая с возрастом претерпевает глубокие изменения как по форме, так и по своему содержанию.
      В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и их формирование. В общении, прямом или косвенном, непосредственном или опосредованном, личность присваи¬вает те духовные богатства, которые созданы другими людьми, приобщается к ним и вместе с тем привносит в них то, что накопила в своем жизненном опыте.
      Младенец с самого начала развивается как сущеcтво социальное, для которого окружающий мир выступает как основной источник его развития. Большую роль в формировании ребенка наряду с общественными институтами и учреждениями (радио и телевидением, детским садом, школой, библиотекой и так далее) играют факторы межличностного общения, воздействия членов тех формальных и неформальных общественных групп, к которым принадлежит ребенок и которые составляют круг его непосредственного общения (члены семьи, педагоги, среда сверстников).
      Общение детей и взрослых играет особенно важную роль в период формирования личности.
      В собственно детском возрасте в жизнедеятельности ребенка взрослый играет основную роль. Взрослый составляет для детей этого возраста «психологический центр любой ситуации». Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребенка с внешней средой осуществляются через взрослого, поэтому маленьких детей удовлетворяет всякое общение со взрослыми: они ценят любое внимание взрослого, охотно делятся с ним своими впечатлениями, активно участвуют в любых совместных занятиях.
      В процессе становления личности ребенка важную роль играет семья. В процессе семейного воспитания ребенок приобщается к общественным нравственным и эстетическим ценностям, к миру взрослых.
      Дети, особенно младшие, необычайно ценят внимание родителей к своим интересам и увлечениям, делятся с ними своими заботами, успехами и неудачами.
      Постепенно происходит явное ослабление контактов родителей со своими детьми, что вызывает у них необходимость обращаться в другие сферы, и прежде всего к сверстникам.
      С поступлением в школу учение становится ведущим видом жизнедеятельности ребенка. У него появляются новые обязанности, новые интересы. Ребенок положительно реагирует на любое совместное занятие с учителем, выделяя и оценивая прежде всего обаяние его личности. Большое значение для детей этого возраста имеет эмоциональная сторона общения: детям нравится увлеченность учителя, его заинтересованность. В учителе, как и в других взрослых, дети больше всего ценят внимание к своим заботам, интересам и увлечениям.
      Обращенность к коллективу сверстников, стремление занять в коллективе определенное место психологи считают одним из основных новых качеств, возникших к концу младшего школьного возраста.
      Как известно, в младшем подростковом возрасте происходит интенсивное усвоение моральных норм и правил. Характерный для этого возраста уровень познания внутреннего мира человека накладывает отпечаток на отношение подростков к другим людям.
      Так, неумение подростков достаточно целостно и глубоко оценить личность другого человека, встать на его точку зрения, учесть и взвесить основные цели и мотивы его поступков способствует формированию одностороннего, негибкого представления об учителе (да и о любом взрослом), зачастую основанного на переносе оценки одного какого-либо качества на всю его личность. Именно поэтому завоевать авторитет у подростков одновременно и очень легко, и очень трудно. Подростку нельзя внушить, что учителя – это взрослые люди и поэтому достойны любви и уважения. Учитель должен завоевать авторитет личными достоинствами, широтой духовных интересов. Если он становится законодателем увлечений класса, то все дети будут тянуться к нему, следовать его советам и рекомендациям. Иначе его пожелания не будут реализованы, и в лучшем случае к ним прислушаются только самые исполнительные ученики.
      Если родители детей младшего возраста в большинстве интересуются кругом их увлечений, то по мере взросления ребенка происходит некоторое ослабление семейных контактов. Зачастую происходит назревание конфликтной ситуации, которая выражается прежде всего в несоответствии между острой потребностью ребенка в общении и формами общения, которые предлагает ему семья. В подростковом возрасте детей уже не удовлетворяют поверхностный интерес, формальное отношение к их увлечениям, откровенный контроль, поощрение или запрет. Подобные формы могут привести иногда к бурному протесту. Такой разлад принуждает подростка переносить свои переживания в среду сверстников.
      Внутри коллективные отношения людей представляют собой результат сложного взаимодействия деловых и в то же время стихийно складывающихся личных отношений. В отличие от деловых отношений, которые возникают и существуют в соответствии с нормами и распорядком общественной жизни, неформальные, неделовые, личные отношения гораздо менее управляемы. Поэтому поиски конкретных приемов воздействия на данную систему представляют собой более сложную задачу.
В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Конечный результат человеческих усилий – продукт нашего труда – непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простоту.
      В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Конечный результат человеческих усилий – продукт нашего труда – непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простоту или сложность эстетических представлений человека, отражает его идеал красоты.
      Красивым может быть только осмысленный труд. Человек не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого он не знает. Каждый исполнитель должен ясно представлять себе назначение, форму и способы использования конечного продукта, несмотря на то, что доля его труда может быть выражена не на конечной, а на промежуточной или начальной стадии трудового процесса.  Кроме того, когда работает один ремесленник или артель работников, среди них, как правило, находится и автор замысла и первоначального эскиза продукта (либо все эти стадии совмещены в трудовом процессе самого ремесленника). В обоих случаях каждому исполнителю ясен весь процесс создания продукта, от замысла до результата, поэтому выполнение им своей доли работы осмысленно и целесообразно. Функция той операции, которую выполняет ремесленник, – например, расписывает дно тарелки, – и влияние качества ее выполнения на качество всего продукта очевидны и создают для самого работника существенный стимул осмысления своего труда.
      Представление о целесообразности и гармонии труда в единстве со всем процессом создания продукта составляет важнейший аспект восприятия тружеником красоты создаваемой вещи. В условиях современного крупного промышленного производства необходима специальная организация включения всех его участников, и прежде всего тех, кто занят материальным производством, непосредственно в осознание коллективного трудового процесса. Ясное представление цели своего труда как в отношении содержания и формы продукта, так и в отношении его дальнейшего использования делает трудовую деятельность подлинно человеческой. По известному высказыванию К. Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что у него есть план своей деятельности. Только человеческая трудовая деятельность осуществляется осознанно, по заранее известному проекту, в соответствии с ним, что не отрицает возможности и необходимости в каких-то обстоятельствах изменять первоначальный замысел в процессе его воплощения. Вне этого собственно человеческого аспекта нет красоты труда.
      Другой существенной стороной красоты труда является его созидательный характер. Человеку свойственна потребность в реализации своих сил и возможностей. Есть ряд философских концепций о том, что мера счастья человека зависит от меры и гармонии его реализации в обществе. Материальный труд, о котором мы говорим, прежде всего является одной из форм такой реализации, в той или иной степени доступной каждому. Преимущества материального труда в этом плане ни с чем не сравнимы, поскольку результаты его очевидны, осязаемы и приближены к нам во времени. Чем полнее и многограннее может осуществиться человек в процессе и продукте своего труда, тем большее удовлетворение он получает, тем понятнее ему радость и красота труда.
      Разного рода труд требует от человека разного комплекса способностей и умений, но почти нет видов труда, которые были бы ориентированы на минимум человеческих умений и навыков. Любой труд обращен к уму, сердцу и специальным навыкам работника и может быть модифицирован, усовершенствован им. В любом трудовом процессе есть возможности его рационализации, приближения к более совершенному варианту.
      Рационализаторская деятельность, таким образом, включает еще два эстетических аспекта труда: его творческий характер и соотнесение с существующим или идеальным образцом. В процессе творческого труда человек совершенствует и самого себя, добиваясь гармонии своих сил и способностей. Результатом такого трудового процесса оказывается гармонически совершенный продукт труда, в какой бы области деятельности он ни был создан. Изучает красоту продуктов материального труда, называемых сегодня чаще всего предметной средой, специальная область эстетики, так называемая техническая эстетика.
      Эталон красивого, эстетически ценного продукта определяется социальной установкой общества и времени, в которых он создается, веяниями моды, технологией производства и, не в последнюю очередь, уровнем эстетического развития его автора и исполнителей.
      Красота труда определяется, наконец, и чисто физическим удовольствием от процесса труда, которое сходно с наслаждением танцем, спортом, пантомимой, любым гармоничным ритмическим движением. Считается признанным происхождение танца из коллективных трудовых процессов, в частности, сельскохозяйственного труда. Красота физического труда – в целесообразности, ритмичности и экономии физических действий (с экономией и мерой движений тесно связано понятие грации). Потребность в физической осмысленной деятельности вообще свойственна человеку, она незаменима никакой иной из возможностей самореализации человека, и поэтому, в совершенных своих формах, работа приносит эстетическое наслаждение тому, кто трудится.
      Красота познания. Способность познавать – наблюдать, изучать, открывать новое в окружающем мире является одной из самых универсальных способностей человека, развивающейся в течение всей его жизни. Развитие познавательных способностей, обогащение знаний и представлений об основных закономерностях развития материального мира наиболее активно проходит в детстве и отрочестве.
      Мысль о том, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины, раскрывает огромное значение переживаний и чувств в наших познавательных действиях. Содержание, сам материал познавательной деятельности и ее формы могут вызывать сильные, яркие положительные переживания у человека – будь то ученый, изобретатель, открывающий неизвестные тайны науки, или школьник, читающий о великих научных подвигах и знающий о могуществе распознанных законов природы или радующийся тому, что сумел найти правильный путь в решении задачи.
      Из чего же образуется то, что называется «красотой познания»? Один из важнейших источников красоты познания – сама действительность, ее стороны и явления, изучаемые наукой. В познании участвуют эмоциональные переживания человека, охватывающие эстетические свойства действительности и сами приобретающие эстетический характер. Если же изучение касается скрытых особенностей явлений, о которых можно узнать лишь на основании сложной системы получения и обработки данных, если оно относится к выявлению внутренних закономерностей, то красота здесь переживается и открывается как внутренняя гармония взаимосвязи явлений, как совершенство природных процессов.
      Другой источник красоты познания – эстетические свойства самой науки: красота ее строгих понятий и представлений, законов и систем.
      Еще один источник красоты – история научных открытий, возбуждающая не только чувства прекрасного, удивительного, но и переживания героического, драматического, возвышенного, порой и трагического. Таковы эпизоды мужества ученых, испытавших на себе результаты сделанных открытий.
      Существенным источником красоты познания является эстетически отраженный процесс познания и учения, в особенности художественные произведения (в репродукциях и слайдах, фонограммах литературных и публицистических текстов, музыкальных фрагментах). Все эти средства усиливают, оттеняют, обогащают процесс познания и раскрывают его эстетическую сторону.
      Мы рассмотрели те стороны процесса познания и открывающейся в нем красоты, которые сопутствуют и творчеству ученого, и деятельности учителя, и познавательной деятельности ученика, и любого члена общества.
      Красота бытия. Понятие «быт» достаточно широкое. К быту мы относим условия, в которых живем, вещи, которыми пользуемся и которые носим. Значит, в самом узком смысле красота быта – это красота вещей, красота их организации в доме и красота отношения к вещам.
      Каждая бытовая вещь производится с учетом ее полезности и красоты. В разные эпохи и в разных общественных условиях различно понималась необходимость красоты полезных вещей. Полезность вещи, ее назначение всегда остается главным в процессе ее создания, однако еще от палеолита нам остались украшенные орнаментом или фигурками людей и животных топоры, ножи, наконечники копий и так далее. Постепенно, с развитием производства и общества, выделились ремесла, которые специализировались на создании красивых, а не просто полезных вещей. Это прежде всего мебель, предметы убранства жилья, посуда, одежда и ювелирные украшения. Промышленная революция заменила ремесленное штучное производство серийным, что, с одной стороны, требовало упрощения формы и отделки вещей, а с другой – резко увеличило количество одинаковых вещей и возможности их массового потребления. На основе этого переворота и возникли многие современные представления о красоте вещей.
      Сторонники старых традиций, – некоторые ученые и художники считали, что век машин погубил красоту, что прекрасны только рукотворные вещи, потому что они несут тепло руки мастера, потому что они не похожи друг на друга, потому что их просто мало. Отсюда возникло понятие об индивидуальности, нестандартности вещи как признаке ее красоты, о красоте вещей, сделанных руками человека и непосредственно воплотивших гармонию его выдумки, души и умения. Такое представление о красоте сближало содержание красоты вещи с красотой произведения искусства и активно противопоставляло вещь, вышедшую из рук художника или народного мастера, изделию машинного производства. Для промышленных изделий пришлось искать свои нормы красоты.
      Сначала пытались делать машинные изделия по образцу ручных, раскрашивали и украшали вещи под старину, создавали вычурные формы автомобилей под кабриолеты, швейные машины украшали цветами и гирляндами. Потом сама технология машинного производства, его ценность и прогрессивность привела к новому представлению о красоте – лаконичной, именно машинной формы. Этот период, примерно первая четверть нашего века, внес большую долю в понимание красоты вещи, которое живет и сегодня: умение подчеркнуть красоту естественного материала, прожилки, цвет и фактуру дерева, блеск, хрупкость и световую игру стекла, холод, гибкость и звон металла, – а не выделывать один материал под другой.
      Красоту вещи увидели не в дополнительном ее украшении, а как бы в ней самой, в том, для чего она предназначена, иначе говоря – в ее функции. Кресло должно быть креслом, как можно более удобным, изогнутым по форме сидящего человека, а не картиной и не скульптурой; ваза должна быть прежде всего емкостью. В таком направлении технической эстетики и производства утверждалось и нравственное содержание красоты как естественности, как правды.
      Нельзя сказать, что такая позиция целиком удержалась до нынешнего времени. Любая вещь, сочетая в себе красоту и полезность, является продуктом товарно-денежного производства. Нормы ее красоты тесно связаны и обусловлены требованиями рынка. На эволюцию норм красоты и ценности вещи оказывают влияние и социально-психологические факторы и настроения. На наших глазах лаконичные и функциональные формы вещей, мебели, посуды сменились более сложными формами с украшениями, инкрустацией и т. п. И чаще всего это украшения под старину, в стиле «ретро». Такая переориентация отвечала стремлению людей разнообразить свой быт, уйти от «гарнитурного» стандарта, осуществить которое стало возможно, сочетая вещи нового и старого стиля.
      Процесс развития представлений о красоте вещей бесконечен и поддается прогнозу только относительно. Поэтому можно более определенно, чем о красоте вещи самой по себе, говорить о красоте отношения к вещам. Некрасивое отношение к вещам – это увлечение вещами в ущерб всем другим интересам: к делу, которым ты занят, к людям, к знаниям, к искусству; отождествление стоимости, цены вещи с ее красотой, оценка других людей и самого себя по вещам, которые его и тебя окружают, по «одежке». Увлечение вещами – показатель бездуховности личности, оно неизбежно приводит или к скуке и пустоте, или к полному духовному банкротству человека. В развитии нашего общества такое внимание к материальной стороне жизни долго объяснялось тем, что необходимо было достижение минимума материального уровня и для общества в целом, и для каждого человека, но при условии, что оно сопровождается духовным развитием.
      Отношение к вещам, понимание их значения и красоты воспитываются у обитателей дома, у членов семьи. Он должен быть местом отдыха, общения, работы и учебы, чистым, удобным и уютным, с равными возможностями для всех, старых и малых.
      Очень важная воспитательная функция дома – уважение к старшим и к тем, кого уже нет с нами. Духовное содержание вещи – очень часто память о тех, кому она была дорога, или память радости соприкосновения с ними. Известно, что дети очень дорожат старыми игрушками, эмоциональная память удовольствия от общения с ними создает для них ощущение подлинной красоты и необходимости вещи.
      Хорошо, если в семье поддерживается стремление членов семьи, детей в том числе, делать вещи своими руками. Это может быть и одежда, и утварь, и мебель, и вышивки. Неполноценность этого изделия по сравнению с музейным экспонатом не должна останавливать. Рукотворность вещи и творческое начало ее автора, в ней претворенные, определяют ее духовную красоту и ценность, никак не компенсируемые материальными затратами. Дом, по мере сил обставленный с помощью твоих рук и рук твоих близких, гораздо дороже и уютнее гарнитура, приобретенного в магазине, не похож ни на один другой и может все время обновляться, сочетая традиции и творчество всех его обитателей.
      Деградация культуры. Культура и антикультура.
      Культурное развитие человечества знает не только подъемы, но и падения. Наряду с высокими взлетами духа культурное развитие знает и периоды глубочайшего одичания, периоды творческого созидания могут перемежаться жесточайшим разрушением созданного культурного богатства.  Вандализмом принято называть действия людей или организаций, ведущие к уничтожению культурных ценностей. Чаще всего причиной вандализма является низкий культурный уровень, непонимание значимости уничтожаемых объектов.
      Иногда люди не ведают, что творят, выбрасывая в утиль старинные книги, механические устройства или вещи, место которым в музее. Разумеется, для практического использования физически изношенные объекты не пригодны, и появление культурного мусора неизбежно. Я имею ввиду  необходимость бережного сохранения образцовых экземпляров прецедентов материальной и духовной культуры. Если человек по своему воспитанию и образованию не включен в определенную культурную традицию, он не в состоянии дать истинную оценку явлениям, предметам. Такого рода вандализм можно рассматривать как следствие ограниченного, потребительского отношения к культуре.
      Однако довольно часто имеет место,  «идейный» вандализм, в котором проявляется осознанная враждебность по отношению к тем или иным явлениям культуры.  Особенность этой разновидности вандализма состоит в убеждении людей, что они должны построить новую культуру только посредством ликвидации существующей культуры. Идеологический вандализм многолик и очень опасен, так как прикрывается лозунгами культурного прогресса. Его нельзя назвать социально детерминированным, поскольку в нем реализуется свободный выбор личности или умозрительный организационный проект.
      К проявлениям вандализма следует отнести также использование культурных ценностей не по назначению с понижением их культурной функции. Например, использование храмового сооружения под склад есть вандализм, но если в нем музей или концертный зал, то это не выходит за пределы культурной нормы.
      Основное последствие вандализма – это деградация культурной среды, ведущая к упадку творческих сил общества (возникает угроза глобальной вандализации). Поэтому необходима борьба против этого явления. Очевидно, защита культуры может вестись различными способами. Государство определяет законодательно меру юридической ответственности граждан за некоторые проявления вандализма (в частности, за преступную халатность). Принуждение и наказание - действенный, но грубый инструмент борьбы. Поэтому гораздо важнее целенаправленное профилактическое воздействие на личность в семье в производственном коллективе, в книгах. Наиболее сильным оружием в этой борьбе может стать авторитетное общественное мнение, нетерпимое к любым проявлениям вандализма.
- Дорогая Радосвета, вы упомянули законы Красоты. - Это была Радхарани. - Расскажите об этом, пожалуйста.
- У  красоты  действительно  есть  свои законы!  Архитектурное  сооружение,  живописная картина, скульптура  или  изделие  народных умельцев,  старинное  песнопение  или народная песня, спектакль или крупное  сочинение для  симфонического оркестра – все они созданы по законам  красоты.
Главные,  общие  для  всех  видов  искусства  законы,  определяющие  прекрасное,  основаны на  гармонии.
Гармония  изначально  свойственна Миру  и  всем  его  составляющим.  Ее лишь  надо  уметь  увидеть  и  извлечь, как  это  делают  художник  и  ученый, которые  в  большей  мере,  чем  другие люди,  чувствуют  гармонию.  Мера  заставляла  постоянно выявлять  внутренние  связи через  симметрию,  пропорции,  ритм  —  базовые понятия  и  в  природе,  и  в  искусстве,  и в  науке.
Симметрия,  пропорции,  ритм  тесно  связаны  с математикой.
Симметрию  как  признак  живого организма  привыкли  воспринимать  в качестве  организующего  мир  начала. Все  симметричное  привычно,  приятно  глазу  и  потому  оценивается  как красивое.  В  искусстве  симметрия  находит  выражение  в  композиционном построении  произведений.
  Лучшие  произведения  искусства  —  архитектуры, музыки,  живописи,  литературы —  построены  по  правилам  золотого  сечения.
Золотое  сечение  получается  при  делении  отрезка  на  две неравные  части,  при  котором  меньшая  часть  так  относится  к большей,  как  большая  ко  всей  длине  отрезка.  Если  разделить отрезок  пополам,  он  будет  казаться  слишком  застывшим,  безжизненным. Если место деления отрезка  слишком  сильно приближено  к одному из  его  концов,  то  создастся  впечатление неуравновешенности,  беспокойства.  Только  золотое  сечение  вселяет одновременно чувства покоя и жизненной  силы и потому воспринимается  как прекрасное.
Музыкальная  гамма  разбита  на  пропорциональные  части, она  в  буквальном  смысле  слова  пронизана  пропорциями,  а пропорциональность —  признак  красоты.
В музыке кульминация произведения, как правило, находится  в  точке  золотого  сечения.
Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является  и  характерным  свойством  любого живого организма.
Биоритмы  —  условие  его  существования.  Ритм  есть  во  всем,  что  зависит  от времени. Это своего рода мера времени и  закономерность  процессов.  В  природе буквально все подчинено ритму: смена  дня  и  ночи,  времен  года,  фаз  луны и  т. д.  Типичный  признак  ритма  —  определенная  закономерность  в  повторяемости  явлений, форм,  элементов.
Ритм  вдыхает  жизнь  и  в  произведение  искусства!  Именно  благодаря ритму  частей,  составляющих  целое произведение,  мы  улавливаем  его  характер:  спокойный  или  тревожный, величественный  или  суетливый.  Ритм передает  движение.
Музыкальный ритм имеет свои особенности.  В  музыке  ритм  в  широком смысле  слова  определяет  композицию — форму  музыкального  произведения.  Отраженные  в  музыке  эмоции способны  к  стремительным  и  даже мгновенным  переходам.  Например, при  смене  композиционных  разделов  композитор  свободно  переходит от  одной  эмоции  к  другой,  подобно тому  как  писатель  или  кинорежиссер свободно переносит читателя,  зрителя на несколько  лет  вперед или назад,  от истории  одного  персонажа  к  приключениям  другого.
Вместе  с  тем  при  постепенном, психологически  мотивированном  переходе  композитор  часто  использует знания временных  законов  связи жизненных  эмоций.  Одни  эмоции  подвижны,  изменчивы,  другие  отличаются  постоянством.  Эта  глубина  погружения  в  эмоциональное  состояние  и находит  отражение  в  музыке.  Логика эмоциональных  переходов  часто  отражается  в форме  произведения,  пропорциях  его  частей.
В  узком  смысле  слово  «ритм»  подразумевает  ритмический  рисунок  —  последовательность  звуков  разной  длительности,  определяющую  характер мелодии.  Например,  пунктирный ритм  характерен  для  маршевой,  энергичной музыки, а мерное чередование ровных  длительностей  —  для  колыбельной  песни.
Каждая  эпоха  вносит  свои  музыкальные  ритмы,  связанные  с  деятельностью  человека.  Наряду  с  ритмами работающих машин,  стука  колес  бегущих  поездов,  всевозможных  сигналов музыка  может  передать  и  «застывшее время»  космоса,  Вселенной,  стихию мерцающих  звезд.  В  мировом  эфире границ не существует. И часто именно ритмы  становятся  посланцами  культур. 
Традиционно люди, усваивая культуру, воспроизводят её образцы, внося в этот процесс своё творчество, своё видение прекрасного, формируя себя как субъекта культуры. Говоря о культуре, я имею в виду творческую деятельность, направленную на преобразование действительности во всех сферах бытия и сознания. Однако не следует противопоставлять культуру как нечто преобразованное, освоенное человеком природе, которая существует по своим собственным, независимым от человека законам. Как культура является естественной частью бытия человека, так и природа неразрывно связана с нашим существованием. Хотя природа и окружает человека, неизменно и независимо от него, она является частью нашего сознания. Природа для нас является не только естественной средой обитания и полем преобразовательной деятельности, но и художественным, познавательным, эстетическим фактором развития. Почему, говоря о природе мы употребляем понятия – «красота», «гармония», «духовность»? Потому, что именно в природе мы находим богатство форм, множество красок, разнообразие звуков, олицетворяющих собою духовное развитие человека. Внутренние понимание красоты формируется в результате общения с природной гармонией. И гармонические проявления природы очень разнообразны: это и мартовские проталины, и блистание зарниц, и буйство красок летнего поля, и нежность весеннего цветка.
Итак, первый закон Красоты: За любым интересом кроется породившая его потребность. Удовольствие, доставляемое красотой, оказывается эмоцией... без потребности! По-видимому, все же это не так. Говоря о свободе от «интереса», Кант имел в виду только витальные, материальные и социальные потребности человека в пище, одежде, продолжении рода, в общественном признании, в справедливости, в соблюдении этических норм и т.п. Однако человек обладает рядом других потребностей, среди которых и те, что принято называть «эстетическими потребностями.
Прежде всего это потребность познания, тяга к новому, еще неизвестному, не встречавшемуся ранее.
Потребность в новом, ранее неизвестном в информации, прагматическое значение которой еще не выяснено, может быть удовлетворена двумя путями: непосредственным извлечением информации из окружающей среды или с помощью рекомбинации следов ранее полученных впечатлений, то есть с помощью творческого воображения. Чаще используются оба канала вместе. Воображение формирует гипотезу, которая сопоставляется с действительностью, и, если она соответствует объективной реальности, рождается новое знание о мире и о нас самих.
Для того чтобы удовлетворить потребность познания, предмет, который мы оцениваем как красивый, должен содержать в себе элемент новизны, неожиданности, необычности, должен выделяться на фоне средней нормы признаков, свойственных другим родственным предметам. Отметим, что положительную эмоцию вызывает не всякая степень новизны.  Привлекает только умеренная новизна, где элементы нового сочетаются с признаками, известными ранее. Чрезмерно новое и неожиданное пугает, вызывает неудовольствие и страх. Эти данные хорошо согласуются с потребностно-информационной теорией эмоций, поскольку для эмоциональной реакции важна не только вновь поступившая информация, но и её сопоставление с ранее существовавшими представлениями.
Потребность познания, любознательность побуждают нас созерцать предметы, ничего не обещающие для удовлетворения наших материальных и социальных нужд, дают нам возможность увидеть в этих предметах что-то существенное, отличающее их от многих других аналогичных предметов. «Бескорыстное» внимание к предмету – важное, но явно недостаточное условие обнаружения красоты. К потребности познания должны присоединиться какие-то дополнительные потребности, чтобы в итоге возникло эмоциональное переживание прекрасного.
Анализируя многие примеры деятельности человека, где конечный результат оценивается не только как полезный, но и красивый, мы видим, что при этом непременно удовлетворяются потребность в экономии сил, потребность в вооруженности теми знаниями, навыками и умениями, которые наиболее коротким и верным путем ведут к достижению цели.
Красота в науке возникает при сочетании трех условий: объективной правильности решения (качество, которое само по себе не обладает эстетической ценностью), его неожиданности и экономичности.
С красотой как преодолением сложности мы встречаемся не только в деятельности ученого. Результат усилий спортсмена можно измерить в секундах и сантиметрах, но его прыжок и его бег мы назовем красивыми лишь в случае, когда рекордный спортивный результат будет получен наиболее экономным путем. Мы любуемся работой виртуоза-плотника, демонстрирующего высший класс профессионального мастерства, в основе которого лежит максимальная вооруженность соответствующими навыками при минимальном расходовании сил.
Сочетание этих трех потребностей – познания, вооруженности (компетентности, оснащенности) и экономии сил, их одновременное удовлетворение в процессе деятельности или при оценке результата деятельности других людей вызывают в нас чувство удовольствия от соприкосновения с тем, что мы называем красотой.
Поскольку мы не в состоянии логически обосновать, почему данный объект воспринимается как красивый, единственным подтверждением объективности нашей эстетической оценки оказывается способность этого предмета вызывать сходное переживание у других людей. Иными словами, на помощь сознанию как разделенному, обобществленному знанию, знанию вместе с кем-то, приходит сопереживание.
Кратковременное увлечение или длительное почитание ограниченным кругом ценителей не могут свидетельствовать о выдающихся эстетических достоинствах предмета. Лишь широкое общественное признание в течение многих лет служит объективным мерилом этих достоинств. Нагляднее всего справедливость сказанного проявляется в судьбе великих произведений искусства, к которым люди обращаются на протяжении столетий как к источнику эстетического наслаждения.
Второй закон Красоты: Поскольку мы не в состоянии логически обосновать, почему данный объект воспринимается как красивый, единственным подтверждением объективности нашей эстетической оценки оказывается способность этого предмета вызывать сходное переживание у других людей. Иными словами, на помощь сознанию как разделенному, обобществленному знанию, знанию вместе с кем-то, приходит сопереживание. Массовое, но кратковременное увлечение или длительное почитание ограниченным кругом ценителей не могут свидетельствовать о выдающихся эстетических достоинствах предмета. Лишь широкое общественное признание в течение многих лет служит объективным мерилом этих достоинств. Нагляднее всего справедливость сказанного проявляется в судьбе великих произведений искусства, к которым люди обращаются на протяжении столетий как к источнику эстетического наслаждения.
Третий закон Красоты: Поскольку, мы не в состоянии определить словами, какими качествами должен обладать предмет, чтобы быть красивым, мы не можем поставить себе целью сделать непременно красивый предмет. Мы вынуждены сперва его сделать (изготовить вещь, выполнить спортивное упражнение, совершить поступок, создать произведение искусства и т.д.), а потом оценить, красив он или нет. Иными словами, объект оказывается соответствующим цели, которая не была уточнена заранее. Так о какой же сообразности говорит Кант? Сообразность чему?
Каждый раз, когда заходит речь о красоте какого-либо объекта, подчеркивается значение его формы. Произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, то есть истинное произведение искусства.
высшими культурными и нравственными ценностями являются те, которые в наибольшей степени содействуют развитию общества и всестороннему развитию личности». Запомним этот акцент на развитии, он нам пригодится еще не раз.
Можно сказать, что красота – это максимальное соответствие формы (организации, структуры) явления его назначению в жизни человека. Такое соответствие и есть целесообразность. Например, прыжок спортсмена, несмотря на рекордный результат, мы воспримем как некрасивый, если результат достигнут предельным напряжением сил, судорожным рывком, с почти страдальческой гримасой на лице. Ведь спорт есть средство гармонического развития, физического совершенствования человека и лишь вторично – средство социального успеха и способ получения материального вознаграждения.
Четвертый закон Красоты: «Прекрасное познается без посредства понятия». Выражаясь языком современной науки, это означает, что деятельность мозга, в результате которой возникает эмоциональная реакция удовольствия от созерцания красоты, протекает на неосознаваемом уровне.
Кратко напомним, что высшая нервная (психическая) деятельность человека имеет трехуровневую (сознание, подсознание, сверхсознание) функциональную организацию.
Как мы уже упоминали выше, сознание – это специфическая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью слов, математических символов, образцов технологии, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. Передавая свое знание другому, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Общение с другими вторично порождает способность мысленного диалога с самим собой, то есть ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть не что иное, как сохраняющиеся в моей памяти «другие».
Подсознание – разновидность неосознаваемого психического, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга» и т.п. Кроме такого, ранее осознававшегося опыта, наполняющего подсознание конкретным, внешним по своему происхождению содержанием, есть еще и прямой канал воздействия на подсознание – подражательное поведение.
Подражательному поведению принадлежит решающая роль в овладении навыками, которые придают деятельности человека (производственной, спортивной, художественной и т.п.) черты искусства. Речь идет о так называемом «личностном знании», которое не осознается ни обучающим, ни обучаемым и которое может быть передано исключительно невербальным образом, без помощи слов. Цель достигается путем следования ряду неявных норм или правил. Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик подсознательно осваивает эти нормы.
Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах любого творческого процесса, не контролируемых сознанием и волей. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляет трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, хранящихся в памяти субъекта. Деятельность сверхсознания всегда ориентирована на удовлетворение доминирующей витальной, социальной или идеальной потребности, конкретное содержание которой определяет характер формирующихся гипотез. Второй направляющий фактор – жизненный опыт субъекта, зафиксированный в его подсознании и сознании. Именно сознанию принадлежит важнейшая функция отбора рождающихся гипотез: сначала путем их логического анализа, а позднее – с использованием такого критерия истинности, как практика.
К какой из сфер неосознаваемого психического – к подсознанию или к сверхсознанию – относится деятельность механизма, в результате, которой возникает эмоциональное переживание красоты?
Здесь, несомненно, велика роль подсознания. На протяжении всего своего существования люди многократно убеждались в преимуществах определенных форм организации и своих собственных действий, и создаваемых человеком вещей. К перечню таких форм можно отнести соразмерность частей целого, отсутствие лишних, «не работающих» на основной замысел деталей, координация объединяемых усилий, ритмичность повторяющихся действий и многое, многое другое. Поскольку эти правила оказались справедливыми для самых разнообразных объектов, они приобрели самостоятельную ценность, были обобщены, а их использование стало автоматизированным, применяемым «без посредства понятия», т.е. неосознанно.
Но все перечисленные нами оценки (и другие, подобные им) свидетельствуют о правильной, целесообразной организации действий и вещей, то есть лишь о полезном. А красота? Она опять ускользнула от логического анализа!
Дело в том, что подсознание фиксирует и обобщает нормы, нечто повторяющееся, среднее, устойчивое, справедливое подчас на протяжении всей истории человечества.
Красота же всегда – нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Для возникновения положительной эмоции необходимо, чтобы поступившая информация превысила ранее существовавший прогноз, чтобы вероятность достижения цели в этот момент ощутимо возросла. Многие наши эмоции – положительные и отрицательные – возникают на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности человека. Подсознание способно произвести оценку изменения вероятности удовлетворения потребностей. Но подсознание само по себе не в состоянии выявить, извлечь из объекта то новое, что в сопоставлении с хранящимися в подсознании «эталонами» даст положительную эмоцию удовольствия от восприятия красоты. Открытие красоты является функцией сверхсознания.
Пятый закон красоты: Пеленгатор творческой мысли. Поскольку положительные эмоции свидетельствуют о приближении к цели (удовлетворению потребности), а отрицательные эмоции – об удалении от нее, высшие животные и человек, стремятся максимизировать (усилить, повторить) первые и минимизировать (прервать, предотвратить) вторые. По образному выражению академика П. Анохина, эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным. Совершенно ясно, почему эволюция «создала», а естественный отбор закрепил мозговые механизмы эмоций – их жизненное значение для существования живых систем очевидно.
Ну, а эмоция удовольствия от восприятия красоты? Чему она служит? Зачем она? Почему нас радует то, что не утоляет голод, не защищает от непогоды, не способствует повышению ранга в групповой иерархии, не дает утилитарно полезного знания?
Ответ на вопрос о происхождении эстетического чувства в процессе антропогенеза и последующей культурно-исторической эволюции человека мы можем сформулировать следующим образом; способность к восприятию красоты есть необходимый инструмент творчества.
В основе любого творчества лежит механизм создания гипотез, догадок, предположений, своеобразных «психических мутаций и рекомбинаций» следов ранее накопленного опыта, включая опыт предшествующих поколений. Из этих гипотез происходит отбор – определение их истинности, то есть соответствия объективной действительности. Как мы уже говорили выше, функция отбора принадлежит сознанию, а затем практике. Но гипотез, подавляющее большинство которых будет отброшено, так много, что проверка их всех – явно нереальная задача, как нереален для шахматиста перебор всех возможных вариантов каждого следующего хода. Вот почему абсолютно необходимо предварительное «сито» для отсеивания гипотез, недостойных проверки на уровне сознания.
Именно таким предварительным отбором и занято сверхсознание, обычно именуемое творческой интуицией. Какими же критериями оно руководствуется? Прежде всего не формулируемым словами (т.е. неосознаваемым) критерием красоты, эмоционально переживаемого удовольствия.
 Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана. Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными... Кто лишен его (эстетического чувства), никогда не станет настоящим изобретателем». Авиационный конструктор О.К. Антонов: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Стремление к красоте помогает принимать, правильное решение, восполняет недостаток данных.
Здесь прежде всего следует подчеркнуть, что восприятие, в результате которого возникает чувство прекрасного, есть творческий акт. В каждом явлении красоту надо открыть, причем во многих случаях она открывается не сразу, не при первом созерцании. Обнаружение красоты в творениях природы – явление вторичное по отношению к творческим способностям человека. «Чтобы человек мог воспринимать красивое в области слуховой или зрительной, он должен сам научиться творить» – утверждал А.В. Луначарский. Это, разумеется, не значит, что наслаждение от музыки получают только композиторы, а от живописи – только художники-профессионалы. Но человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием останется глухим к красоте окружающего мира. Для восприятия красоты он должен быть наделен достаточно сильными потребностями познания, вооруженности (компетентности) и экономии сил. Он должен аккумулировать в подсознании эталоны гармоничного, целесообразного, экономно организованного, чтобы сверхсознание открыло в объекте отклонение от нормы в сторону превышения этой нормы.
Иными словами, человек обнаруживает красоту в явлениях природы, воспринимая их как творения Природы. Он, чаще всего неосознанно, переносит на явления природы критерии своих собственных творческих способностей, своей творческой деятельности. В зависимости от мировоззрения данного человека в качестве такого «творца» им подразумевается либо объективный ход эволюции, процесс саморазвития природы, либо Бог, как создатель всего сущего. В любом случае сознание человека не столько отражает красоту, исходно существующую в окружающем его мире, сколько проецирует на этот мир объективные законы своей творческой деятельности – законы красоты.
Животные обладают положительными и отрицательными эмоциями как внутренними ориентирами поведения в направлении полезного или устранении вредного для их жизнедеятельности. Но, не будучи наделены сознанием и производными от него под- и сверхсознанием, они не обладают теми специфическими положительными эмоциями, которые мы связываем с деятельностью творческой интуиции, с переживанием красоты. Не обладают чувством такого рода удовольствия и дети до определенного возраста. Отсюда – необходимость эстетического образования и эстетического воспитания как органической части овладения культурой, формирования духовно богатой личности.
Образование предполагает сумму знаний о предмете эстетического восприятия. Человек, совершенно Не знакомый с симфонической музыкой, вряд ли получит наслаждение от сложных симфонических произведений. Но так как в эстетическом восприятии участвуют механизмы подсознания и сверхсознания, то невозможно ограничиться только образованием, то есть усвоением знаний. Знания должны быть дополнены эстетическим воспитанием, развитием изначально присущих каждому из нас потребностей познания, компетентности и экономии сил. Одновременное удовлетворение этих потребностей способно породить эстетическое удовольствие от созерцания красоты.
Основной формой развития сверхсознания в первые годы жизни служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих открытий в постижении ребенком окружающего его мира, Бескорыстие игры, ее относительная свобода от удовлетворения каких-либо потребностей прагматического или социально-престижного порядка способствует тому, чтобы потребность в вооруженности заняла доминирующее место.
Здесь мы вплотную приблизились к ответу на вопрос, почему не может быть красивой утилитарно негодная вещь, ложная научная теория, безнравственный поступок, ошибочное движение спортсмена. Дело в том, что сверхсознание, столь необходимое для обнаружения красоты, всегда работает на доминирующую потребность, устойчиво главенствующую в структуре потребностей данной личности.
В науке целью познания является объективная истина, целью искусства – правда, а целью поведения, продиктованного социальной потребностью «для других», – добро. Выраженность в структуре мотивов данной личности идеальной потребности познания и альтруистической потребности «для других» мы называем духовностью (при акценте на познании) и душевностью (при акценте на альтруизме). Потребности, непосредственно удовлетворяемые красотой, оказываются неразрывно связаны с мотивационной доминантой, исходно инициировавшей деятельность сверхсознания. В результате «чистая красота», по терминологии Канта, осложняется «сопутствующей красотой». Например, прекрасное в человеке становится «символом нравственно доброго», поскольку истина и добро сливаются в красоте.
Именно механизм деятельности сверхсознания, «работающий» на доминирующую потребность, объясняет нам, почему «свободная от всякого интереса» красота так тесно связана с поисками истины и правды. «Красивая ложь» может некоторое время существовать, но только за счет своего правдоподобия, притворившись правдой.
Ну, а как быть с теми случаями, где доминирующая потребность, на которую работает Сверхсознание, эгоистична, асоциальна или даже антисоциальна? Ведь зло может быть не менее изобретательным, чем добро. У злого умысла есть свои блестящие находки и творческие озарения, И все же «красивое злодейство» невозможно, потому что оно нарушает второй закон красоты, согласно которому прекрасное должно нравиться всем.
Напомним, что сопереживание – отнюдь не прямое воспроизведение эмоций, переживаемых другим лицом. Мы сопереживаем только тогда, когда разделяем повод переживаний. Мы не порадуемся вместе с предателем, хитроумно обманувшим свою жертву, и не будем сопереживать огорчению злодея по поводу неудавшегося злодеяния.
Потребностно-информационная теория эмоций исчерпывающе отвечает и на вопрос об изображении искусством страшных, уродливых, отвратительных явлений жизни. Потребность, удовлетворяемая искусством, – это потребность познания правды и добра. Возникающие при этом эмоции зависят от того, в какой мере данное произведение удовлетворило эти наши потребности и сколь совершенна его форма. Вот почему истинно художественное произведение вызовет у нас положительные эмоции даже в том случае, если оно повествует о мрачных сторонах действительности. Лик Петра из пушкинской «Полтавы» ужасен для его врагов и прекрасен как божия гроза для автора «Полтавы», а через него – и для читателя. Итак, подчеркнем еще раз. Оценки типа «полезно – вредно» способствуют сохранению физического существования человеками в более широком смысле – сохранению его социального статуса, создаваемых им ценностей, и т.д., а «бесполезная» красота, будучи инструментом творчества, представляет фактор развития, совершенствования, движения вперед. Стремясь к удовольствию, доставляемому красотой, то есть удовлетворяя потребности познания, компетентности и экономии сил, человек формирует свои творения по законам красоты и в этой своей деятельности сам становится гармоничнее, совершеннее, духовно богаче. Красота, которая непременно должна «нравиться всем», сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, вновь и вновь напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.
Может быть, именно поэтому «красота спасет мир».
И последнее. Является ли красота единственным языком сверхсознания? По-видимому, нет. Во всяком случае, нам известен еще один язык сверхсознания, имя которому – юмор. Если красота утверждает нечто более совершенное, чем усредненная норма, то юмор помогает отмести, преодолеть отжившие и исчерпавшие себя нормы. Не случайно история движется так, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым.
...Нам снова встретился красивый объект: вещь, пейзаж, человеческий поступок. Мы осознаем их красоту и стремимся привлечь к ней внимание других людей. Но почему данный объект красив? Объяснить это с помощью слов невозможно. Об этом нам сообщило сверхсознание. На своем языке.


Рецензии