VIII. Гл-6. Токмак - Як-52. Чмелак

*** VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1 ***
 
     Апрель, потеплело, начали выбираться на Широкое полетать на Як-52. Надо отдать должное Банкиру, - он всё больше «увлекается» авиацией, хочет не просто летать по кругу, а осваивать пилотаж. По-прежнему Акчурин позволяет нам летать на широчанском Як-52, хотя и «сквозь зубы».

     Техники готовят самолёт, но бензин мы привозим с собой. Иногда на выходные летим в Токмак. Во-первых, разнообразие – «полёт на другой аэродром», во-вторых, там полная свобода, никаких заявок, - летай как хочешь, куда хочешь. Никто рядом не летает, не мешает и мы никому не мешаем. Только иногда с запорожского военного авиаремзавода летают в своей огромной зоне, почти от Запорожья и до Токмака, заводские испытатели, облётывают после ремонта Су-25 или Су-27. Но это бывает довольно редко, учитывая состояние военной Авиации Украины. Правда, однажды мы встретили Су-25 при «тихом» перелёте с Широкого в Токмак. Где-то на середине маршрута, а летали мы обычно на высоте сто метров, вдруг, вижу совсем близко слева впереди немного выше возвращается из зоны Су-25. Идёт метрах примерно на пятистах. На фоне земли, навряд ли он нас увидел, но на всякий случай, мы ещё снизились и «низёхонько-низёхонько» продолжили свой полёт.
 
     В Токмаке летали в основном на привычный не очень затейливый пилотаж, - бочки, петли, перевороты, комплексы. Иногда пробовали что-то новенькое. Интересно было выполнять скольжение при снижении на точку, когда после четвёртого разворота на скорости 170 даёшь полностью одну ногу, а ручку в противоположную сторону по крену до упора, - самолёт ощутимо разворачивается, летит боком со скольжением. Тут же давишь другую педаль до упора, а ручку снова в противоположную сторону до упора. Як снова разворачивается. Так делаешь несколько перекладок рулями, самолёт словно танцует. Со стороны смотрится необычно. А ведь это элементарное скольжение, которое боится любой самолёт! Какой ещё самолёт позволит делать такое!?  А Як-52 выполняет такое лёгко!

     На аэродроме в Токмаке всегда крутился народ, когда больше, когда меньше, особенно в выходные. Авиационная «слава» токмакского Клуба разносилась далеко. Радек на Чмелаке таскал планер, бывало планеристы какие-то приезжали. Когда мы были в Токмаке, то народ просился покататься на Ячке, - так, что и мы занимались тут «катанием». Радек часто уезжал в свою Чехию и тогда некому было таскать планер, он предложил мне подменять его на Чмелаке. Я с удовольствием принял его предложение, было интересно освоить ещё один тип, к тому же такой интересный. Приступили мы с Радеком к моей «провозке» на «новом» типе. Почитал я Инструкцию, изучил в общих чертах самолёт, выучил режимы, двигатель почти такой же, что и на Яке, немного меньшей мощности. Правда, в Чмелаке нет ни двойного управления, ни места инструктора для «провозки». Но, где наша не пропадала, выкрутимся!
 
     В один из тёплых и солнечных апрельских дней приступил я к освоению Чмелака. После Радековского инструктожа сел я в пилотское кресло, обзор, надо сказать, в Чмелаке отличный, сидишь довольно высоко. Радек пристроился за моей спиной. Запустил я двигатель, прогрел и мы порулили. Взлёт на Чмелаке не сложный, самолёт пустой, лёгкий, разбег короткий. На скорости 60 задираешь хвост и на 80 он уже отрывается. У Чмелака большой площади закрылки. Есть и взлётное и посадочное положение. За шасси думать не надо, они, как и на Ан-2, неубирающиеся. Набор на скорости 120. Радек сзади даёт советы, подсказывает режимы, контролирует меня. Выполнили большой круг на пятистах метрах. Радек даже устроил мне этакую проверку, - протянул руку из-за моей спины, убрал обороты на малый газ и предложил выбрать площадку для вынужденной посадки. Какие проблемы, - выдерживай только скорость снижения не ниже 120, чтобы не свалится. А места вокруг для посадки полно. Кругом большие и ровные поля, только выбирай и не забывай про лесопосадки. На высоте метров двадцать Радек счёл, что проверку я прошёл, дал полные обороты и мы пошли на посадку. На посадке Чмелак тоже не доставляет проблем. После четвёртого идёт как утюг, на 140 выпускаешь закрылки «в первое положение», это и есть взлётное положение, гасишь скорость до 120 и выпускаешь закрылки «во второе положение», то есть посадочное. Дальше планирование на 110. Обзор у Чмелака на посадке отличный. Посадочная скорость 80. Короткий пробег.

     В общем, договорились, что по необходимости, буду я приезжать в Токмак таскать планер, а за это я могу летать на Чмелаке, когда захочу. Это меня вполне устраивало.
     Провёл ещё Радек со мной «занятие» по технике буксировки планера. Слетали с ним и на буксировку. Ничего сложного, - взлетаешь почти как обычно, только разбег плавно надо стараться выполнять, чувствуется «тяжесть» на хвосте. Еще на разбеге, до отрыва Чмелака планер уже летит за тобой, болтается сзади. После набор высоты, чаще всего это было тысяча метров, планер отцепляется, это хорошо чувствуется по «облегчению». Дальше обычный заход на посадку, учитывая, что за тобой тянется буксировочный трос.

     В дальнейшем, периодически звонил мне в Запорожье Сергей Павелко, он теперь директор и оставался за Радека при его отъезде, и приглашал меня на буксировку. Приезжал я на токмакский аэродром, Чмелак уже ждал готовый и планер был прицеплен. Летать мы стали не с полосы, а с рулёжки, - она рядом со стоянкой, рулить далеко не надо, и планер далеко тащить не приходится. Чмелак довольно прост в пилотировании и обращении с ним. Полёт на буксировку планера имеет, конечно, свои особенности. Начинать разбег надо плавно, растягивая выведение оборотов до максимала. Трос натягивается, планер начинает движение. Интересно, что планер поднимается в воздух ещё до отрыва Чмелака. Ты ещё бежишь по рулёжке, а планер уже летит за тобой, чувствуется, что на хвосте «висит» груз, мотор гудит натужно. Когда Чмелак отрывается, набор высоты уже идёт плавно и вполне резво. Высоту набираешь по кругу, развороты выполняешь плавно.

     Иногда набирали высоту всего 600 метров, иногда 1500, но чаще всего 1000 метров. После набора заданной высоты проходишь в горизонте, по плавному рывку самолёта вперёд, становиться понятно, что планер отцепился. Уходишь в сторону со снижением, прибираешь обороты и заходишь на посадку. Посадка Чмелака на не сильно широкую рулёжку, при его хорошей управляемости не представляла сложности.  Стал я и на Яке тоже взлетать и садится на рулёжку. Не надо было рулить до полосы, от стоянки до рулёжки всего-то метров сто.

     Когда летаю на Чмелаке для себя, еду на ближайшую заправку, беру три-четыре канистры девяносто пятого. Приятно летать на Чмелаке, - у него короткий разбег, на скорости 60 поднял хвост и вскоре он уже отрывается, резво набирает высоту, лёгкий и послушный в управлении, из кабины отличный обзор, ведь сидишь высоко, можно сказать – в носу. На посадке прост, как велосипед, хорошо слушается рулей. Короткий пробег. Но расслабляться нельзя, иногда Чмелак напоминает об этом. Однажды я на выравнивании затянул, не даю ему приблизиться к земле, хотел чуть дальше по полосе приземлиться. И вдруг он у меня буквально провалился, то есть скорость упала ниже «летательной». Но при расстоянии от колёс до полосы в 10-15 сантиметров это, конечно, не страшно. Почувствовал только тычок в землю, как напоминание, что в полёте ни на секунду нельзя забывать золотое авиационное правило – «не дурак ли я?».

     Как-то приехал я в Токмак, а там «дым стоит коромыслом», - Радек таскает кого-то на планере, Ан-2 разлетаются на «химию», местные авиаторы газуют, готовятся летать на «Лидере». Это они соорудили самоделку и теперь осваивают её. Самолётик получился с виду корявенький, но летает уверенно, движок стоит на нём Вальтер Минор какой-то, не очень большой мощности, но для начальных полётов хватает. Вид у этого Лидера немного агрессивный, - низкоплан с хвостовым колесом, широкая кабина, два места рядом. Полностью металлический, шасси неубирающиеся. Сергей Павелко и ещё пара токмакских авиаторов собираются на нём учиться летать. Готовит к полётам их Радек, что-то рассказывает, приобщает к «лётчиству».
 
     Изначально самолётик облётывал Радек, отзывается о нём неплохо. Он же и планирует вывозить новоявленных лётчиков на этом Лидере. В общем бурлит в Токмаке авиационная жизнь. Я даже и не предполагал, что где-то рядом есть планеристы, которые теперь иногда приезжают в Токмак полетать на планере.

     Радек приобрёл где-то двухместный планер «Бланик», который частенько кружит над Токмаком и его окрестностями, кстати безо всяких бортовых номеров, только с гордой надписью «ДОСААФ» и красной звездой на киле. Есть и желающие научится летать на планере, Радек возит их. Энергично взялся за полёты на планере Олег Балицкий. Есть такое авиационное семейство из Мелитополя. Олег и его брат Женя, они летали в Мелитополе на Их-76, потом с развалом Союза уволились, занялись коммерцией под предводительством своего отца, бывшего авиационного инженера того же мелитопольского полка. Олега и Женю я вывозил на Як-52 в Васильевке, а отца их, Виталия Брониславовича вообще с нуля учил летать на Як-52. Теперь все они втроём регулярно летают на своём собственном Як-52, который и базируется в Токмаке. Позже они организуют под Мелитополем собственный аэродром, обзаведутся ещё румынско-французским вертолётом «Алуэт», освоят и его. Обзаведутся Балицкие  ещё и интересным самолётиком – Цессной с двигателем Вальтер-Минор. Летать на нём в основном будет Олег. Ещё Олег основательно займётся полётами на планере, в будущем будет участвовать и занимать места в соревнованиях. Семейство по праву можно называть авиационным.

     В это же время приехал к Радеку за запчастями один из обладателей химического Чмелака, который у Радека его и приобрёл. Учитывая наличие пилота на Чмелак, Радек предложил мне слетать на Бланике. Я с удовольствием согласился, - никогда ещё не приходилось летать на летательном аппарате без двигателя.

     Забрался я в переднюю кабину, Радек в заднюю. Взлетаем в прицепе за Чмелаком, поменялся я ролями с Чмелаком. Набрали 1000 метров, отцепились от Чмелака. Ощущения необычные, - то хоть Чмелак тарахтел впереди, а теперь просто мёртвая тишина. Непривычно лететь в тишине, обзор отличный, Радек даёт попробовать управление. В принципе, всё так же, как и на самолёте, но вот эта тишина заставляет напрягаться. На самолёте так бывает только …при отказе двигателя. Здесь главное – выдерживать скорость снижением планера, не потерять её. Основная задача планериста, это ловить восходящие потоки. Но этому надо научиться. Самое простое, как я успел понять, это пристроиться под облако и, используя восходящие потоки, на которых и держится облако, держаться в воздухе и даже набирать высоту. Но сегодня облаков вблизи не видать, поэтому строим заход по коробочке и идём на посадку. Красота! Планер просто скользит по воздуху, только крылья шуршат. Попробовал я немного «порулить», но в основном был пассажиром. Радек показывает, как можно планер разогнать на снижении, а потом выполняет горку. Так, мол, и петлю можно выполнить! Верю. Зашли издалека, сели мягко в траву. Да, полёт на планере впечатлил!

2021 - Севастополь.

* - на фото: - аэр.Токмак. Чмелак "затягивает" планер.
            - фото автора.
Следующее:
http://proza.ru/2021/04/28/1926
 


Рецензии