Летучий Голландец

10-10СШ / 89-07ЗД / GMT 0700 / 21.04.2021
Светила луна, ее полумесяц отблескивал золотисто-желтым. С левого борта спокойно проплывало чистое, звездное небо. Большая Медведица, указывала на Полярную звезду, а за кормой, градусах в тридцати позади траверза, раскачивался Южный Крест. На поверхности поблескивала лунная дорога. Луч, из-за лёгкого волнения моря извивался на воде змеёй, напоминая кривой меч, мистичный и зловещий, острым своим концом он утыкался прямо в корпус судна. Рукояти клинка совсем было не видать, должно быть где-то далеко за горизонтом. Под самый занавес лунного представления, когда героиня практически скатилась к горизонту, вся ее видимая поверхность окрасилась апельсиновым светом.
С правого борта картина выглядела иначе, бежали и надвигались мрачные тучи, то и дело сверкающие молниями. Как только луна окончательно скрылась, волны, разбегающиеся от форштевня, принялись флуоресцировать малахитовым светом, словно миллиарды мальков-светлячков разбегались прочь в разные стороны.  Небо стремительно затягивало тяжелыми, мрачными тучами. Под раскаты грома зарницы засверкали все чаще и чаще. Засвистел шквалистый ветер, поднялось волнение, вот-вот должен был начаться тропический шторм. Повеяло Летучим Голландцем…

Было значит как то раз,
Толи байка, толи сказ,
Толь пирата пересказ…

Летучий Голландец.

Чернеет грозно небо,
Сверкает и ревёт.
На верную погибель
Рэд Бакена ведёт.

Мыс Бурь или Надежды -
Коварства и мечты.
Промокшие одежды,
У роковой черты.

Сошлись два океана -
Течений толчея.
Ни света ни изъяна,
Бурлящая стезя.

Пошли седые сутки -
Штормуя на измор!
Костями в горле шутки -
Пучинный приговор.

Ни кабельтова ходу -
Противные ветра.
Ни мели и ни броду,
Чтоб бросить якоря.

Бьёт молотом по носу -
Свинцовая волна,
И нерв подобный тросу,
Коварно точит ржа.

Еда давно противна,
Кончается вода,
Бездумно и пассивно
Ломается судьба.

Дурманит табаком -
Соленый едкий дым.
Спасенье - только ром -
Сознанием хмельным.

Из всех мечтаний мира -
Желанная одна!
Блаженно погрузится
В сокровищницу сна.

Трещит уже команда,
Как корпус корабля.
Бунтарства зреет банда
И множится как тля.

А бури нет предела -
Сорвало паруса.
Матросам не до дела
Отправили юнца.

Гонец:

Родимый капитан -
Ненастье без конца!
Сведёт нас ураган,
До крайности венца.

Капитан(мрачно):

Подобно чёрной метке -
Ты знак дурной принес!
Под киль или на рею? -
Ответ мой и вопрос!

Видал и не такое:
И зной, и снег и град!
Скажи ещё хоть слово -
Акулам будешь рад!

Гонец(безысходно):

Давай же развернемся
В попутные ветра!
И к черту уберемся,
Отсюда навсегда!

Раздался выстрел,
Крики. Стоны. Всплеск.
Сражен пострел!
В глазах холодный блеск.

Капитан(грозно в след):

Да будь я проклят Тором!
Но не пойду назад!
Пусть даже до второго -
Пришествия мне ждать!

Мгновеньем молнии -
Морской явился бес!
И капитан в агонии
На волоске повис!

Бес(перечисляет):

Стихии уступить не хочешь,
Команду верную спасти,
В лицо всевышнему хохочешь!,
Желая славу обрести!

Бес(финал):

Отныне, раз и навсегда!
Пусть рвутся ветром паруса!,
Но не видать вам никогда!
Родных земель и берегА!

P.S:

Скитаются в морях вовеки, -
Таков финальный приговор, -
Во власти тьмы - сомкнувши веки -
За богохульство, смерть и вздор.

Тема эта давно избитая, пережёванная и переписанная уже помногу раз, но не исчерпанная и не изжитая, и будет и дальше эволюционировать по ряду простых причин. На первом плане конечно же - Море, пишу с большой буквы, ибо иначе не выразить на бумаге моё к нему уважительное отношение. Оно - море, или может Она - стихия, и даже Он - если это океан. Эти просторы и глубины по-прежнему малоизучены и загадочны, хранят в себе множество тайн, историй и легенд. Ну а следом это конечно же Романтики, - снова пишу с большой буквы, так как именно в этих умах и сердцах, легенды каждый раз предстают в новых формах, а то и попросту выкрашиваются новыми красками, обрастая все новыми мифами, подобно корпус корабля, постоянно обрастающий ракушками.
Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична. Взбудоражило и мое особенно в сложившихся погодных условиях. Решил пойти по пути наименьшего сопротивления, все-таки век XXI, и обратился к интернету.
Собирая по крупицам и перечитывая всевозможные источники, я принялся сличать детали этой легенды и выстраивать более-менее логическую и правдоподобную историю того времени.  Стоит отметить, что, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из мореплавателей в XVI-XVII веке. Вот только с кем именно, на выбор у нас португалец Бартоломеу Диаш и голландец Ван Дер Декен или Ван Страатен, о капитанах порассуждаем немного ниже. Начнем сперва с географии, а именно с эпохи Великих Открытий, тогда на море хозяйничали по большей части Португальцы, впоследствии присоединившиеся к Испанцам. Но уже в начале XV века их стали теснить нидерландцы, которые тоже достигли большого могущества на море.
Мыс Бурь или Мыс Горн?
Мыс Доброй Надежды, история гласит, что в 1488 году мыс Доброй был открыт для европейцев португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван мысом Бурь. Экспедиции Бартоломеу Диаша была поставлена задача — найти морской путь в Индию вокруг Африки. До Индии Диаш не дошёл, но стал первым европейцем, который обогнул Африку с юга. Косвенно ему в этом помогли страшные бури, несколько дней трепавшие его корабли. Когда бури стихли, потерявший ориентацию Диаш направился на север, и 3 февраля 1488 уткнулся в побережье, которое «поворачивало» на северо-восток. Так был открыт путь в Индийский океан.
Диаш был вынужден уступить требованиям взбунтовавшейся команды, и не пошёл дальше. На обратном пути он увидел выступающий в море мыс, который назвал для себя мысом Бурь, ибо в этом месте постоянно свирепствовали жестокие штормы. Однако португальский король Жуан II переименовал мыс, оправданно надеясь на то, что теперь откроется морской путь в Индию.
           Бартоломеу Диаш и мыс Доброй Надежды тесно связаны не только реальными историческими фактами, но и множеством слухов, домыслов и легенд. Согласно преданию, во время сильнейшего шторма мореплаватель поклялся морскому дьяволу, что будет скитаться по просторам океана вечно, если ему не удастся обогнуть проклятый мыс. Из-за обещания или просто по стечению обстоятельств волны вытолкали его судно в нужное место. Спустя 12 лет корабль Диаша, отправившегося в новую экспедицию, без вести пропал именно у мыса Бурь.  Его спутники, добравшись до Лиссабона, рассказывая об ужасах неудачного плавания, начали распространять слухи о том, что капитан Диаш будто бы был проклят богом и навечно обречен плавать по морям. Суеверные моряки всегда испытывали страх перед неведомым, быстро уверовали в наказание Диаша по «воле божьей».
Мыс Горн открыт в 1616 году голландскими мореплавателями Якобом Лемером и Виллемом Схаутеном, совершив кругосветное путешествие в 1615-1616 годах. Экспедицию организовал отец Якоба. Целью экспедиции было нахождение нового пути к Островам пряностей - Молуккским островам - через Тихий океан, в обход монополии Голландской Ост-Индской компании, контролировавшей единственный известный проход через Магелланов пролив. В конце мая 1615 года Лемер и Схаутен отплыли из Хорна. 25 декабря 1615 года Лемер и Схаутен открыли остров Эстадос, который они назвали Землёй Штатов, посчитав его северной оконечностью Неведомой Южной земли. Пролив между островами Эстадос и Огненная Земля сейчас называется проливом Ле-Мер. 29 января 1616 года они подошли к считавшейся тогда самой южной точке Южной Америки — мысу Горн (назван в честь родного города Схаутена — Хорн).
Голландский след.
В основе голландской легенды тоже легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Поздней осенью торговое судно возвращалось в Европу из Ост-Индии пытаясь обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании попало в сильный шторм.
Основанная в 1602 году большая Голландская Ост-Индская торговая компания и мореходное общество довели морское дело в Нидерландах до высшей ступени развития. На нидерландских верфях строились суда для почти всех наций. К середине XVII века у Нидерландов было около 15 000 торговых судов. Компания просуществовала до 1798 года. Осуществляла торговлю с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией. Быстро монополизировав торговлю с этими странами Тихого и Индийского океанов. Компанией была основана целая сеть торговых факторий в разных точках мира (на мысе Доброй Надежды, Персии, Бенгалии, Малакке, Китае, Сиаме, Формозе). Акватория, охваченная деятельностью Ост-Индской компании, простиралась от мыса Доброй Надежды на западе до Магелланова пролива на востоке.
Голландская Ост-Индская компания явилась по сути первой акционерной фирмой в мире, так как впервые предложила своим учредителям нести долевую ответственность за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей, ценившихся тогда в Европе на вес золота. Это было связано с тем, что, по статистике, домой возвращалось только одно судно из трёх, в то время как остальные становились жертвами форс-мажорных обстоятельств (пираты, бури, болезни и прочие морские неприятности). При этом удачный рейс приносил огромную прибыль. Таким образом, процент возможной прибыли пайщика напрямую зависел только от суммы его вклада, мерой которого и становились первые в мире акции. К 1669 году компания была самой богатой частной фирмой за всю историю.
Без труда отыскав карту Голландских колоний той эпохи, для наглядности, не сложно представить торговые пути судов между Индией и Европой. Ключевым маршрутом компании в Индию был только один, открытый ещё Васко да Гама (основываясь на открытиях Диаша): вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды, через эти самые «сороковые-роковые» широты, места постоянных яростных ветров и сильных течений. Попасть тут в шторм — легче лёгкого, особенно на обратном пути (по дороге из Европы ветра только помогают плыть).
Названия судна попавшего в шторм история не сохранила. Тут, конечно, неплохо было бы покопаться в архивах Ост-Индской компании, дабы пролить свет на этот таинственный вопрос, а вместе с ним выяснить наконец имя мрачного капитана.
Ван Дер Декен или Ван Страатен?
Действительно бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи – просто Ваном.
Ван Дер Декен - голландская фамилия, буквально означающая «с палубы».  И это, пожалуй, все, что удалось найти на просторах интернета.
Ван Стратен - голландская топонимическая фамилия, означающая «из Стратена». Буквально переводится как «улицы», в Нидерландах есть несколько поселений с таким названием, в том числе Стратен возле Оиршота в Северном Брабанте. И тут снова не без легенды.
Ван Страатен
В давние времена жил в Голландии рыжеволосый капитан Ван Страатен, о котором говорили, что он любит золото больше, чем самого себя. Он набирал себе команду на корабль из отпетых головорезов, и они все беспрекословно подчинялись ему. Он был суров и жесток ко всем и для усмирения непокорных носил с собой плеть со свинцовым шариком на конце.
Ван Страатен считался самым удачливым капитаном. Попасть к нему на корабль означало неплохо заработать. Своим морякам он платил хорошие деньги. Ван Страатен плавал к берегам Индии, Австралии, Новой Зеландии. Оттуда брал на борт ценные камни, золотые изделия, пряности, шелковые ткани. Нередко он привозил с собой живой товар — рабов. На невольничьем рынке они хорошо продавались и приносили капитану немалую прибыль.
Капитан Ван Страатен любил рассказывать о своих приключениях. От него жители прибрежных рыбацких поселков узнавали о роковых течениях, коварных штормовых ветрах, брошенных кораблях, бороздящих морские просторы, о спрятанных пиратами сокровищах на дальних островах, морских девах и дьяволах, прятавшихся в пучинах.
Ван Страатен считался бесстрашным и везучим. С ним моряки не боялись ни бурных течений, сильных ветров, штормов и морских дьяволов. Однажды Ван Страатен поспорил с одним приезжим капитаном, что легко обогнет мыс Горн — конечную точку Южной Америки, пройдет против течения и против ветра. Когда вернется, он расскажет о своем приключении, а в качестве доказательства привезет с собой американских индейцев. С ним заключили пари все присутствовавшие в рыбацком ресторане капитаны. Даже бывалые «морские волки» редко отваживались обогнуть его. Говорили, что это проклятое место, там на дне прикованный тяжелыми цепями лежит морской дьявол. Едва он видит проплывающее над ним судно, как начинает бесноваться, стараясь его погубить. Он вызывает волны, насылает ветра. Вот кого надо молить о снисхождении.
Ван Страатен не хотел никого слушать. Он сказал, что обязательно обогнет мыс Горн и вернется в Голландию целым и невредимым. Он набрал себе новую команду, заново оснастил корабль, поставил новые паруса, загрузил солонину, вина и отправился в плавание. Но на этот раз ему не везло. Он с большим трудом добрался до мыса Горн. Шторма, дожди здорово потрепали его корабль, запасы продовольствия кончились, команда требовала причалить к берегу, а он упорно продолжал путь, стремясь обогнуть мыс Горн. Только ничего у него не получалось. Едва его корабль начинал огибать мыс, как принимался дуть страшный ветер, на море поднимались гигантские волны, они ломали мачты, срывали паруса. Ван Страатен отплывал назад, искал спокойную бухту, где занимался ремонтом судна. Наконец ему надоела такая игра в кошки-мышки со стихией.
В очередной раз подплыв к мысу Горн, он крикнул: — Эй, морской дьявол, угомонись. Пропусти меня мимо мыса, я буду верой и правдой служить тебе. Внезапно ветер стих, волны улеглись, и потрепанный корабль Ван Страатена обогнул мыс Горн. Капитан рассчитывал обмануть морского дьявола, но это ему не удалось… Один из моряков, который бежал с его корабля, рассказывал, что Ван Страатен служит теперь морскому дьяволу, который даровал капитану вечную жизнь. С тех пор корабль Ван Страатена носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна. Его корабль стал призраком, он пугает моряков, сбивает их с курса. Такую задачу ему дал морской дьявол, которому капитан продал свою душу.
Теперь, пожалуй, о самой романтической подоплеке во всей этой истории, точнее о девушке, была ли она на самом деле?
По некоторым версиям, корабль, возвращаясь из Ост-Индии вез на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. За то и был проклят.
В истории освоения водной стихии особо живуче поверье, будто женщина на борту судна к беде. Ведь сейчас никто не запрещает представительницам прекрасного пола совершать морские путешествия. Почему же раньше они были нежелательными гостьями на судне? Попробуем разобраться и заглянем в прошлое, чтобы понять с чего все началось.
Все знают, избитую фразу: «женщина на корабле - к беде». Возникла, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.
Так же существует мнение, что столь устойчивая и многовековая нелюбовь моряков к присутствию женщин на корабле происходит ещё из древнего морского суеверия, гласящего, что юбки на корабле непременно вызывают встречный ветер или штиль. И то, и другое было в эпоху парусных судов крайне нежелательно.
Но все же более вероятно другое объяснение. Профессия моряка обязывает многие месяцы, если не годы, находиться на своих кораблях в море, и появление на борту дам обязательно вносило смуту в коллектив, влекло за собой ссоры, драки и даже убийства. А потому капитаны всячески стремились не допускать женщин на корабли.
Король Дании в 1562 году принял довольно свирепый закон, который гласил следующее:
«Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Во времена похода в Индию, известный португальский мореплаватель Васко да Гама посылал сообщение о том, что любая женщина, пойманная на корабле в ходе плавания, понесёт за это особое наказание – публичное сечение плетьми. Если она будет в сопровождении мужа, то и это не будет являться оправданием для неё. А ее благоверного ждало не менее «приятное» наказание – отправление в Португалию в кандалах. Если пойманная женщина окажется рабыня, то её продадут. Кроме всего прочего, наказание не сможет избежать и капитан, скрывавший женщину на судне – его снимали с занимаемой должности.
Надо сказать, что Васко да Гама был известен, как человек слова. Однажды трех своих соотечественниц обнаружили на одном из судов прославленного мореплавателя. Причем там они находились довольно продолжительное время – эскадра уже прошла большую часть пути. В Индии их ждало обещанное наказание несмотря на то, что за них пытались заступиться представители знати и церкви.
Несмотря на столь стойкое неприятие женщин в море, моряки давних пор давали своим кораблям женские имена (как известно, на английском языке, любые слова, обозначающее корабль или судно, – женского рода). И давали не просто так, а чтобы морской бог был более благосклонен к судну и его команде.
А может все намного проще? Мужчины всегда любили женщин и оберегали от бед и несчастий или старались уберечь. Вот поэтому и придумали такую примету, чтобы не допускать женщин на корабль. В море ведь не сладко, в море тяжело, особенно во времена парусного флота. Женщинам на борту приходилось нелегко, так как они работали и рисковали своей жизнью наравне со всеми. Да и парусные суда были далеко не комфортабельными лайнерами люкс класса. Им приходилось ночевать в общих каютах; есть различную, порой далеко не свежую пищу; переносить качку и тому подобное безобразие. Да, многие скажут, что были женщины пираты и морячки, но они больше исключения.
Так и выходит, что все романтические рюшечки-ракушечки к легенде приросли уже намного позднее. В частности, мотивы ссоры с небесами и роковой любви, всё-таки сочинили писатели, творчески переработав морские байки вместе с легендами о Бартоломеу Диаше и Ван Стратене. Моряки ведь народ куда более брутальный, чем писатели и композиторы, им было не до этих тонких материй.
Остается, пожалуй, добавить о том, как тема «летучего голландца» нашла отражение в литературе и искусстве. «Корабль-призрак» фигурирует в поэме В.Скотта «Рокеби», у Г.Гейне, Ф.Марриета, Г.Лонгфелло и Р.Киплинга, в опере Р.Вагнера, которая так и называется «Летучий голландец», и и у других писателей, поэтов, художников и музыкантов.
Данный материал не является самостоятельным произведением, моей рукой написаны лишь стихи, а все остальное лишь обобщенная информация, собранная с разных источников. Нарочно назвал капитана Рэд Бакен, дабы никому из мореплавателей не было обидно. Уже практически закончив написание, я случайно наткнулся на интересную статью Михаила Ландера «Призраки в море», где провел для себя очень много интересных параллелей.


Рецензии