Пандемия благотворна для абсолютизации власти. Ч2
В первой части мы выяснили, что возможности, которые открывает борьба с коронавирусной эпидемией, могут использоваться для абсолютизации исполнительной власти. В условиях президентской республики это приводит к формированию диктатуры. При абсолютизации народ, с одной стороны, как бы передаёт власти чрезвычайный мандат на борьбу с очевидной угрозой (или кажущейся очевидной в результате пропаганды и манипуляции), с другой – исполнительная власть пробует и испытывает новые границы своих полномочий.
Во второй, заключительной, части статьи мы обсудим российскую специфику абсолютизации исполнительной власти, связанную с национальными особенностями её легитимации.
Развитие элементов одновременно диктатуры и монархии
Нарастание элементов диктатуры будет происходить, очевидно, до тех пор, пока этот рост станет несовместим с республиканской формой правления. После этого диктатуре не хватит сил и решимости для избавления ни от республиканской формы, ни от монархического содержания, чтобы принять вид тотального господства исполнительной власти.
На мой взгляд, в России развиваются элементы республиканской диктатуры и связанной с ней абсолютной монархии, а также монархии самодержавной. В основе этого как народный архетип сильной персонифицированной власти, так и смешанный тип её легитимации, когда помимо рационально-бюрократического используются харизматический и традиционный типы легитимности.
Признаки этих форм осуществления власти и форм правления многочисленны. В следующей таблице я привожу те из них, по которым можно ясно различить тенденции республиканской диктатуры, абсолютной и самодержавной монархий (таблица в начале статьи).
Как следует из приведённой таблицы, в России тенденции политической эволюции ведут к усилению персонализированной власти в целом, но по противоположным дорогам в частностях, что придаёт нашей политической системе противоречивость и переходный характер. Я полагаю, что Россия в этом развитии уже переросла содержание парламентской и президентской республики или парламентской монархии и находится в состоянии суперпрезидентской республики аналогичном дуалистической монархии. Идея возврата к действительному парламентаризму не имеет сколько-нибудь массовой поддержки и привела бы к государственному хаосу, а потому маловероятна. Либеральная публика может по этому поводу сколько угодно стенать, ругая народ и обвиняя его в раболепии и т.д., но её ламентации бесполезны. С другой стороны, и нынешнее положение носит характер промежуточного, а в будущем перед нами развилка возможных путей к республиканской диктатуре, абсолютной монархии и монархии самодержавной. Первые два варианта реализуются, если в качестве народного идеала сохранятся светские нормы нравственности и рост личного благополучия, последний вариант может возобладать, если нравственным идеалом большей части народа станет руководство религиозными нормами нравственности и обеспечения государством защиты от обнищания. О росте народного запроса на справедливую, нравственную власть я буду рассуждать в отдельной работе «Нравственная власть – путь к монархии в России» позже, а в этой статье нам предстоит подвести итоги.
Частным следствием описанных тенденций является маловероятность переизбрания нынешнего президента на следующий срок. Он, покровительствуя экономическому либерализму не сможет ни дать волю росту монархических элементов в государстве и открытому движению к монархии, ни целенаправленно строить диктатуру. Первое невозможно по его явному антимонархизму, второе – из-за его манеры тихого арбитража (негласного решения внутриэлитных конфликтов со стремлением к компромиссу). От этого проистекает нерешительность президента в реальных действиях по оздоровлению России от коррупционных язв на фоне грозных слов, хорошо слышимых народом. Если же действующий президент станет баллотироваться на новый срок, то из-за неспособности действовать радикально и неустрашимо, в соответствии с изменившимися историческими обстоятельствами, приведёт страну к нарастанию хаоса. Тот светлый образ президента-патриота, который сформировался за четвертьвековое правление будет затемнён экономическим падением и замаран внутриполитическими неурядицами, а это было бы огорчительно. Жаль, если в истории не останется безусловно положительного образа президента России – спасителя Отечества, выведшего страну из глубокой ямы разброда и унижения, куда завёл её безудержный парламентаризм. В любом деле важно вовремя уйти. Уйти совсем или так, чтобы остаться за кулисами.
Преемник в условиях нарастания хаоса
Можно предполагать пять типов преемников В. Путина и, соответственно, пять вариантов развития политической системы России:
1. Если преемник будет столь же способный, как нынешний президент, но с похожей моделью поведения в конфликтных ситуациях, то он не сумеет (не успеет) набрать сопоставимого уровня поддержки, и хаос в стране станет нарастать. При этом нынешний президент сможет сохранить за собой влияние на внутриполитические процессы.
2. Если преемник будет менее харизматичным и не столь способным, то нынешний президент сохранит за собой влияние, но нарастание турбулентности ускорится.
3. Если будет избран прозападный оппозиционер либерального толка, то реализуется предыдущий вариант, но без В. Путина.
4. Если одержит победу президент, способный построить диктатуру, то приход хаоса отдалится, однако нынешнему президенту придётся отойти от дел, даже от теневого влияния.
5. Если главой государства окажется человек промонархических взглядов, то ему придётся ввести слабый вариант диктатуры, чтобы удержать волнующуюся страну от хаоса при переходе к монархии. В этом случае В. Путин сохранит за собой небольшое, в большей степени моральное, влияние на внутриполитический климат страны.
На мой взгляд, первые четыре варианта в итоге приведут к пятому. Во всяком случае, большое событие в жизни страны является отражением происходящих в ней исторических процессов, как тех, что на поверхности и всем заметны, так и тех, что в глубине и немногими осознаются. Но события в той или иной мере ещё и влияют на эти процессы, не изменяя, но модифицируя их течение. Чем событие драматичнее, тем сильнее оно ускоряет внутренние процессы и приводит к их проявлению и тем сильнее ослабляет исторически отжившие формы. В приложении к России это означает, что в ближайшие годы мы будем наблюдать ослабление элементов либерализма и парламентаризма и формирование трифуркации, своего рода исторической вилки с зубцами диктатуры, абсолютной монархии и самодержавной монархии.
Какой тип монархии сможет возобладать на исторической развилке, будет зависеть от преобладающего в обществе нравственного идеала. Светский всеобщий идеал нравственности при личной религиозности соответствует монархии абсолютной, тогда как религиозный нравственный идеал – самодержавной. Во всяком случае, на пути к монархии, нам предстоит пройти путь диктатуры. Не той умозрительной диктатуры, которую предполагали Иван Ильин, Иван Солоневич, княжна Вера Константиновна Романова, а живой, одобряемой большинством диктатуры, имеющей целью поддержку народа в годы испытаний, сохранение целостности и суверенности России. Однако понятие диктатуры настолько дискредитировано тоталитарными режимами прошлого столетия, что в настоящем власть всячески будет избегать этого наименования, сохраняя демократические институты, со временем всё более номинальные.
Сегодня мы свидетели того, как будущие события отблёскивают в современности. Сияние короны государя мерцает из грядущего в наши дни.
В духовном смысле Господь даёт примерить смертельную корону антропоцентризма каждому человеку.
В психологическом смысле большинство людей отчуждает от себя эту «корону» и передаёт её государству своим согласием на ограничение свободы под условием принятия спасительных мер.
В политическом смысле население ждёт, что переданный властный мандат будет использован ответственным главой государства, отвечающим за успех.
В нравственном смысле народ желает, чтобы его доверие было подтверждено гарантиями справедливости и добропорядочности ответственного лица.
В идеологическом смысле граждане ожидают, что правитель будет руководствоваться не только в частной жизни, но и в принятии государственных решений, вообще в своём влиянии на жизнь страны, понятиями нравственности. И вот такое восприятие правителя государства как лица ведомого народным нравственным идеалом является широким шагом на пути к монархичности, шагом, к которому нас подталкивает эпидемия коронавируса COVID-19. Но вирус уйдёт, а корона останется.
Свидетельство о публикации №221042800389