Рококо

                посвящается...

Я стою на высоком берегу Оки и смотрю на тебя, и улыбаюсь. Пожимаю плечами и развожу руками - дескать, ну что ж теперь поделаешь... Вот так... вот так...  Мы на разных берегах...

Не переплыть мне больше эту реку.
И кричать я тоже не могу. Не нужны нам больше слова, чтобы понимать друг друга.

Я теперь знаю ответы на все вопросы. Даже на те, на которые ты не могла мне ответить.
Разгаданы все загадки.
*
Помнишь, мамочка, мальчика, который так ненавидел время? Останавливал и ломал все часы в доме. И те, прабабушкины, с маятником и с церковным боем. И никто не мог починить их  потом, как ни старался.

Сколько же лет они стояли?.. Пошли? На Радоницу?
Это я...
На Планете людей часы необходимы.

Мальчик этот петь начал раньше, чем говорить. "Над небом голубым есть Город
Золотой..."(1) Прохожие останавливались и глазели на карапуза.

***
Я маленький - горло в ангине...
Я маленький, глупый, больной...(2)

Три дня и три ночи ладонь твоя прохладной нежностью на моём полыхающем лбу.
Вдруг встал, взял свою челку и заиграл."Пробуждение" Форе.

-???

- Просто я был ближе к Богу.

Ты тогда так странно посмотрела на меня и ничего не сказала. Теперь-то понимаешь, что я правду сказал?

***

Знаешь, мама, где я был?
В поле зайчика ловил.
Оседлал и прокатился,
поиграл и отпустил (3)...

По шоссейке, полем, вдоль реки - на оранжевом Восходе 3М - под 100 - без шлема - навстречу белой радуге...

"Белая радуга - бывает!Это бывает в самые хорошие дни. Для этого нужно,чтобы в заутренний час поднялись туманы, солнце, показываясь, лучами пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую. Я люблю эту белую радугу."(4)

В то утро белая радуга одним своим концом легла в лесистую пойму, перекинулась через наш холм и другим своим концом опустилась в болотистую долину...

А мне тогда никто не поверил. Решили, что сбрендил...

***
Дезире...(5)
Девочка моя ненаглядная. Белая моя радуга.
Загибался от боли. И нотами записывал эту боль.

Так и не поняла она, глупенькая, что в такте "любить девочку" сильная доля приходится на"любить". И не так уж важно, что взамен... Важно, но не так уж...

Кто любит, то любим,
Кто светел, тот и свят...

Научила ты меня - на счастье, на беду ли - если любишь, люби, не оглядывайся. И чтобы деревья зеленели и цветы цвели в самую лютую стужу.

Я и не оглядывался.
За десять лет так и не смог вместить свою любовь в её расписание.
Всё условно, мамочка, на Планете людей. Всё условно... Кроме любви. Этой единственной причиноцели жизни.

Мамочка, ты меня любишь?

Помнишь, в ночь твоего рождения... аромат Diora - нежнее ещё - окутал, обволок, заворожил... Ну? Поверила наконец?

Когда дети остаются без родителей, их называют сиротами.
Когда родители остаются без детей... это называется... как? Нет такого слова?..
Не придумали...

***

Консерватория... конса... консерва...стерва.
Когда-то там учили музыке. Теперь разве что стены учат. Но ведь и стены(6)- они не столько учат, сколько давят. Задавливают, раздавливают, переламывают, перемалывают... Мясорубка. Фабрика-кухня.

В  каком-нибудь задрипанном уличном лабухе музыки подчас больше, чем в этих кастратах-лауреатах.

I dont need no education! На фиг мне сдалось ваше "образование!"(6)

Когда мне осточертело молчать из веЛЖИвости, я пошёл к Графу и сказал ему всё, что думал. Я сказал ему, что педагог - это тот, кто учит. Кто сеет. А не тот, кто студентов за водкой гоняет. Или ковыряется в своём грёбаном пылесосе, когда ученик  выворачивается наизнанку за инструментом.

Teachers! Leave those kids alone!(6) "Учителя"! Отъе... отвяжитесь, отвяньте!

А ещё я ему сказал, что он разбирается в сюитах Баха ровно столько, сколько корова в розах. Хоть и получил свою долбаную степень за их "трактовку".

Повернулся и вышел вон.

А на фермате (7) напоролся на Композитора. С пятого курса. Ну и врезал ему по его сытой самодовольной морде. Под восхищённым взглядом Петра Ильича.

За Дезире.

А ещё за то, что он дерьмо, а не композитор. Что тему из "Китежа" Римский-Корсаков ещё лет сто назад сочинил. А Композитор просто-напросто её стырил. И никакими мелизмами здесь не прикроешься. И никакой папа не поможет.

Почему-то меня не вышвырнули тогда... А и вышвырнули бы...

Да нет, мамочка, ты же знаешь - был я по жизни лапша и размазня. Это всё Чеснокович!
Бился я тогда, как бешеный мух, в паутине его Второго концерта(8).


И всё-таки не права ты была, мамочка, в наших бесконечных ночных спорах о том, что плохих людей не бывает. Не бывает. Бывают несчастные несмышлёныши, убежавшие из дома и заблудившиеся в дремучем лесу без Родителя.

***

На Том концерте. Помнишь, В Большом зале?
На Том концерте я впервые понял, почувствовал, что такое захватить и взорвать зал. Впервые. В первый раз... и в последний.

"Конкуренты нам не нужны," - открытым текстом.

А я просто хотел играть. Я так хотел играть, мама!.. Желание мальчика, который впервые
ощутил токи природы, ничто рядом с этим желанием. И Рококо в пальцах уже было. Рвалось из клетки.

НАКОСЯ ВЫКУСИ!

Не плачь, мамочка! И не кури одну за другой. Меня пилила, а теперь сама..

***

Знаешь, мама, где я был?
Тогда, в Лондоне? Исчез на два дня. И вы с Майклом не знали, куда звонить, бежать, где искать.

Сначала - по трубе(9). Когда фунтики кончились, пришлось топать по всем улочкам, переулочкам, закоулочкам... Эти туманные альбионцы - никто не знает, где Фредди жил.
Они вообще его не жалуют. Знаешь почему...

Нашёл!

Высоченная стена - разномастный, местами выщербленный кирпич. Зелёная калитка с надписями-росписями фанатов. Глухо! Табличка GARDEN LODGE. 1 LOCAL PLACE. Фиг его знает, как перевести... Ну, садовый домишко - ну, ещё туда-сюда... а местное место... хрень какая-то... Для себя решил - "МИРОВАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ".

Потоптался, сфотографировал, ручку калитки пожал. По-братски.
Классный мужик оказался - Фредди Меркьюри. И не звезданутый ничуть.
Здесь, мамочка, вообще нет звезданутых.
Здесь никто не называет меня ни сявкой, ни дешёвкой.
Здесь никто не ломает пальцы и не разбивает виолончель перед конкурсом.
Здесь вообще нет ни конкурсов, ни конкурсантов, ни конкурентов.


***

А в оркестре... Ну что в оркестре? Ну не мог я сидеть в оркестре. Под бесконечные окрики Карабаса:  Играй, как все! Попридержи свой звук! Сливайся! Движения твоей души никого не интересуют!

А как, мамочка, можно играть "Гибель розы"(10), не двигаясь душой? Сердце глухо-немое должно быть. Ну не tutti я!

И на финале твой Буратино сломался.

***

Знаешь, мама, где я был?

Из-за горба и высохшей левой руки, похожей на птичью лапку, люди при моём появлении шарахались в разные стороны. Я бросался им на помощь, а они пугались. Со временем они совсем перестали понимать меня.

Я стал отшельником. Поселился в Великой Топи у реки Элдер. На заброшенном маяке. На полузатопленных лугах, поросших травами и камышом, никто никогда не жил. Из-за приливов и отливов земля казалась живой. Она будто вздыхала - то тяжело, то с облегчением. Мрачное холодное небо отражалось в воде. Поэтому всё вокруг было окрашено в серо-голубые и бледно-зелёные тона.

Дикие гуси,чайки, чирки и свиязи кричали наперебой целыми днями. От этого на душе становилось ещё более тоскливо и одиноко.

Но дважды в день - в час рассвета и в час заката небо и земля вспыхивали красным золотом. Это было как праздник.

Я был художник. Я рисовал это небо, эту воду, этих птиц. Болезненные болотные цветочки - вереск, пушица, росянка - превращались на холсте в диковинные тропические цветы.
Некоторые из птиц нуждались в моей помощи. Я выхаживал их и отпускал.

Я никогда не стрелял в птиц, мама!

Однажды девочка из рыбачьего посёлка принесла мне раненую белоснежную гусыню. Я вылечил её. Мы стали друзьями - Фрита, гусыня, которую мы назвали Потерянной Принцессой, и я.

Потом... Фрита выросла. Я влюбился в неё. Душа моя исходила нежностью, истекала болью. Но разве мог я, уродец, сказать ей об этом?

Моё сердце всегда было исполнено любви и состраданья к людям. Но... только у птиц я находил отклик своим чувствам.

Когда началась Война, я не раздумывая сел в свою лодку и отправился через Ла-Манш спасать англичан, попавших в засаду. Снежная принцесса всегда была рядом. Она кружила над моей лодкой, оберегая меня и солдат, которых я переправлял в безопасное место. Сколько их было? Сто? Тысяча?... Не считал.

Однажды меня убили.

Снежная Принцесса кружила и кружила
над маяком, над зарослями камыша...
А Фрита всё смотрела и тужила -
казалось ей, кружит моя душа.

Чем больше я слушал Эту Музыку, тем больше становился Филиппом Райадером(11).

Лапочка Латимер!(11) Что же ты со мной сделал?..

И верблюд плачет на обложке альбома.

***
В Radisson меня затащил Фендер(12). Сначала просто заработать. Но неожиданно открылась свобода. Программу замутили. Стали жечь. Классика, арт-рок, латино... Холл гостиницы оказался роскошной площадкой. Фендер - Гита-арище! На Adagio Альбинони заморские тётки кипятком писали. И в воздух чепчики бросали.

И казалось... казалось - вот-вот...

Но пришёл Арчибальд. Супервайзер. Мерчендайзеров начальник и мочалок командир. "Трансляция футбольных матчей на плазме дешевле ему обойдётся, чем живая музыка!"

Не плачь, мамочка!

***

Мой милый Берендей!
Оказалось, что дирижёру совсем не обязательно быть Карабасом. Оказалось, что дирижёру достаточно просто любить своих музыкантов. Оказалось, что в камерном - движения души что-то значат. И рядом с тобой не исполнители,не марионетки, а товарищи. Альпинисты. И вы в одной связке карабкаетесь-восходите  к общей вершине, обретая друг друга... Так, кажется, у Пилота?(13)

Виардоша - меццо роскошная.

Струнка - вторая скрипка.

Паганини - первая.

Шмель - челеста, фоно, аккордеон.

Лютик - лютня.

Фагот -фагот.

Пчёлка - вторая cello.

Бекарыч - альт.

Баскин - контрабас.

Дудик - флейта.

Берендей... личностная творчесть... тоже ведь неотмирный. Свято верит, что на Планете людей всё решает талант. Надо, мол, просто пахать больше.

Де-еточка...

***

В Великую Пятницу играли у Св. Андрея в Вознесенском переулке "Stabat Mater Dolorosa" Перголези(14).  Ты слышала, мамочка, что можно сотворить из средневековой секвенции!
Сгорающий от чахотки мальчик знал , что дни его сочтены. Может, потому и сотворил...

А Берендей добавил.

Кто же знал в ту пятницу, что через несколько дней "Мать скорбящая стояла" повторится
в другом месте. В церкви Петра и Павла, где вы с пра крестили меня тому тридцать лет и два года.  Повторится с аншлагом. Только без музыки.

***

В ночь
на первое воскресенье
после полнолуния
слегка оплавленная уже луна
спустила мне свою серебряную лесенку
и позвала,
улыбнувшись ласково и печально
"дорогой в дивный сад"...

И пришли все: Берендей,Струнка, Паганини, Пчёлка, Шмель, Лютик, Фагот, Бекарыч, Баскин, Фендер... Виардошка-бедняжка... она ещё не знает, что в такте "любить кого бы то ни было" сильная доля приходится на первое слово. Впрочем, когда-то и я этого не знал.


Принесли пять тысяч роз.

Одной-единственной не было. 

Не смогла? Не захотела? Не посмела?

Сухое потрескивание восковых свечей удивительно похоже на приглушённый - под сурдинку - хор чулюканов (смешное слово!) в нашем саду по вечерам. Свечи дрожали в руках.

Альпинисты, оказывается, тоже плакать умеют. А ты... ты лишь смотрела, смотрела, смотрела... И горячей нежностью ладонь...

И никто не отваживался взглянуть в твою сторону. Даже батюшка.

"Stabat Mater Dolorosa".

***

Я стою на высоком берегу Оки и улыбаюсь тебе. Подожди, мамочка, не просыпайся, я не сказал ещё самого главного.

Я - был на Планете людей.
Я был celloвек.
Я видел белую радугу.
Я любил.
Я записывал нотами свою любовь и озвучивал свою нежность, и боль,и радость жизни.
Я сердцем никогда не лгал.
Я сидел на крылечке у Шекспира в Стратфорде.
Меня целовала лучшая в мире собака по имени Агата.
Я курил трубочку, болтая о том о сём с Холмсом у камина на Бейкер стрит 221b.
Я пил чай с твоим вишнёвым вареньем.

Наконец-то, мамочка, твой непутёвый сын может позаботиться о тебе.
Не выключай на ночь компьютер - я сыграю РОКОКО(15)*. Для тебя.

Вот только уточню у Петра Ильича кое-что про каденцию...



............................................

1.Одна из лучших песен русского рока, ставшая популярной после исполнения БГ (Борисом Гребенщиковым) в 1986г. и фильма АССА Сергея Соловьёва. В ней слышатся отголоски лютневой музыки ХVI в. В тексте использованы ветхозаветные мотивы книги пророка Иезекииля(Иез.1:10) с образным рядом лев-вол-орёл. Второе название песни - "Рай".

2. Стихотворение Давида Самойлова.

3.Фильм Левана Габриадзе "Знаешь, мама, где я был..." (2017), снятый по мотивам рисунков и воспоминаний отца -  Резо Габриадзе. Полнометражный документально-анимационный фильм рассказывает о детстве - времени, "когда всё плохое вот-вот кончится, а всё хорошее вот-вот начнётся"...

4. Михаил Пришвин "Белая радуга".

5.Desiree - фр. "желанная".
Дезире Арто - бельгийская певица, страстная любовь Чайковского, браку с которой препятствовал в первую очередь  Николай Рубинштейн. Несмотря на обещания, данные Чайковскому, Дезире очень скоро вышла замуж за певца своей труппы Мариано Падилла Рамоса. Рубинштейн - Чайковскому: "Арто замуж вышла! За Падиллу!.. Вот ей настоящая партия! А ты нам, пойми, нам, России нужен, а не в прислужники знаменитой иностранке".
Дезире посвящены практически все романсы Чайковского, хотя с прямым указанием на то - только шесть.

6."The Wall" - "Стена" на все времена,1979. Культовый альбом/фильм британской группы
Pink Floyd.

7.Фермата (муз.)- знак остановки звука(дуга с точкой посередине). Так студенты называют пространство перед зданием Консерватории, по форме напоминающее этот знак: ограждение в виде дуги с памятником Чайковскому в центре. Излюбленное место встреч, перекуров, "тусовок".

8.Второй концерт для виолончели с оркестром Дм. Шостаковича.
Этот концерт называют одним из самых "жутких" произведений композитора, самым достоверным описанием жизни и судьбы человека внутри  этой жизни. На фоне торжествующей вакханалии пошлости, сродни трагическому абсурду Даниила Хармса, в медленных эпизодах звучит усталая обречённость человека, который больше не в силах сопротивляться злу.

9. The Tube - Труба - так лондонцы назвают своё метро.

10. Влюблённый композитор вскочил среди ночи, ринулся к фортепиано и, ухватив стремительно ускользающую мелодию, записал её в нотный альбом. Это было озарение, вспышка. Впоследствии он инструментовал и аранжировал её для симфонического оркестра, и она вошла в его Пятую симфонию под названием Адажиетто(1901).
Композитора звали Густав Малер.
В 1973г. Ролан Пети поставил на эту музыку одноактный балет "Гибель розы" для Майи Плисецкой. Сюжетом послужило стихотворение Уильяма Блейка "Больная роза":

Ты больна, бедняжка роза,
тайный червь в тебя вошёл -
тот, что ночью крупнозвёздной
оседлал попутный шторм.
Он прошёл в твой рай укромный
цвета красного вина.
И его любовью тёмной
жизнь твоя поражена.

Эта медитативная мелодия звучит на протяжении всего фильма Лукино Висконти "Смерть в Венеции"(1971).

11."The Snow Goose" - альбом британской арт-рок-группы "Camel"(1975), вдохновлённый повестью американского писателя Пола Гэллико. Состоящий из 16 треков, альбом по сути является рок-оперой. Считается вершиной творчества группы.( Лидер - Эндрю Латимер).

12.По названию марки гитары Фендер Стратокастер, которая наряду с Гибсон считается лучшей из электрогитар. Её можно услышать в записях исторических рок-концертов.

13."Планета людей" - повесть Антуана де Сент Экзюпери - Пилота.

14."Stabat Mater Dolorosa" - "Мать скорбящая стояла" - песнопение, исполнявшееся во время мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия. Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у креста на Голгофе, считается Якопоне де Тодди.
Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы 15ого сентября. Позже она стала звучать и в Великую Пятницу.

Это произведение, в котором строгий текст удивительным образом переплетается с очень страстной "человеческой" музыкой. Духовное и душевное, вера - через призму личных переживаний. Перголези один из первых пошёл по пути слияния этих понятий.

15*. "Вариации на тему рококо" - жест преклонения Чайковского,человека мятущейся романтической души, перед гением Моцарта,гармоничностью его эпохи и стиля. Сложнейшее в плане виртуозности произведение для виолончели с оркестром.
Рококо - (фр. rocaille - ракушка, дроблёный камень)- стиль ХVIII в. в архитектуре, живописи, музыке, дизайне, литературе, для которого характерна изысканность, порой изощрённость форм, напоминающих изгибы ракушек.
Однако "Вариации..." лишены приторности и манерности этого стиля. Русская размашистость, напевность соединилась в них с  моцартовской ясностью.

РОКОКО - цикл миниатюр, контрастирующих по настроению, внутренне связанных между собой и ненавязчиво перетекающих одна в другую.
Несмотря на сдержанный глубинный драматизм и даже трагизм в каденции, РОКОКО создаёт ощущение обволакивающей нежности, ласки, сказочных видений.
"Лёгкая безмятежная радостность", - так охарактеризовал своё произведение Пётр Ильич Чайковский.


 

 

 





 


Рецензии
Потрясающе.... Я не умею так писать, чтобы миры проходили насквозь через тело. Я никогда не видела Белую Радугу. Я не играю на музыкальных инструментах. Но, честное слово, - я умею ТАК читать, умею ТАК слушать и ТАК слышать. И я знаю, "Под небом голубым есть город золотой", иногда я его вижу. Спасибо, Елена Викторовна, когда Вы ТАК пишете, я знаю, зачем живу!

Лада Вдовина   29.08.2022 19:44     Заявить о нарушении
Знаю, Лада, что умеете ТАК и читать, и слушать, и слышать, и видеть... и понимать.
Печально только, что понимание это даётся очень дорогой ценой. Но иначе невозможно.
Спасибо.

Елена Викторовна Скворцова   29.08.2022 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.