59 Ранняя империя в Риме

Стал превыше всех он в Риме.
Он в любовь к народу вкравшись,
Льстя его свободы видом...
Основал престол железный...
       (А.Н.Радищев. "Песнь историческая")

- А почему об империи в учебнике говорится только после Цезаря? Ведь уже Он называл себя императором. Но параграф о нём - последний в главе о республике...
- А ты сам подумай. Отменил ли Цезарь прежнюю республику?
- Формально нет. Но он был диктатор...правда, ещё Сулла был до него. Да, выходит, какой-то новый порядок власти установил именно Октавиан Август.
- И поэтому слово "августейший" стало означать "относящийся к монархическому правлению". Августейшая особа - член монаршьего рода. И слово "цезарь" в значении "правитель" ввёл именно Август.

1. Окончательное поражение римских республиканцев.

2. Второй триумвират.

3. Битва при Акции. Победа Октавиана.

4. Принципат Августа.

5. "Властвуй, не торопясь".

6. Мрачные преемники Августа.

7. Новые смуты в Риме. Правление Флавиев.

На полях:
Плутарх об Антонии и Клеопатре.

Описание битвы при Акции и триумфа Октавиана современником - поэтом Вергилием в поэме "Энеида".
       Цезарь Август ведет на врага италийское войско,
       Римский народ, и отцов, и великих богов, и пенатов;
       Вот он, ликуя, стоит на высокой корме, и двойное
       Пламя объемлет чело, звездой осененное отчей.
       Здесь и Агриппа – к нему благосклонны и ветры и боги –
       Радостно рати ведет, и вокруг висков его гордо
       Блещет ростральный венок – за морские сраженья награда.
       Варварской мощью силен и оружьем пестрым Антоний,
       Берега алой Зари и далеких племен победитель:
       В битву привел он Египет, Восток и от края вселенной
       Бактров; с ним приплыла – о нечестье! – жена-египтянка.
       В бой устремились враги, и, носами трехзубыми взрыта,
       Веслами вся взметена, покрылась пеной пучина...
       Дальше от берега мчат корабли; ты сказал бы – поплыли
       Горы навстречу горам иль Циклады сдвинулись с места –
       Так толпятся мужи на кормах, громадных, как башни,
       Копий летучий металл и на древках горящую паклю
       Мечут, и кровью опять обагряются нивы Нептуна...
       ...Цезарь исполнить спешит свой обет богам италийским,
       Триста по Риму всему освящая храмов огромных.
       Улицы вкруг ликованьем полны и плеском ладоней,
       В каждом святилище хор матрон и жертвенник в каждом,
       Пред алтарем тельцы на земле в изобилье простерты.
       Сидя у входа во храм Аполлона лучистого. Цезарь
       Разных племен разбирает дары и над гордою дверью
       Вешает их; вереницей идут побежденные длинной,–
       Столько же разных одежд и оружья, сколько наречий.


           Из Анкирской надписи "Деяния божественного Августа".
...Будучи по приказанию народа и сената консулом в пятый раз, я увеличил число пат­рициев. Состав сената я проверял трижды.
   Храм Януса-Квирина, который предки наши решались закрывать лишь после того, как во всей державе римского народа победами на суше и на море бывал упрочен мир, и который от основания города до моего рождения, как об этом хранится в памяти людей, закрывался всего дважды, за время моего управления по постановлению сената закрывался три раза.
   Римскому плебсу, согласно завещанию моего отца, я раздал по триста сестерциев на человека и от своего имени в пятое мое консульство я выдал по четыреста сестерциев на человека из военной добычи...
   Колонии ветеранов я вывел в Африку, Сицилию, Македонию, в обе Испании, в Ахайю, Малую Азию, Сирию, Нарбоннскую Галлию и Писидию.
  ...Постановлением сената я был назван Августом, двери дома моего публично были украшены лаврами, гражданская корона была при­гвождена над моей дверью и в курии Юлия был поставлен золотой щит, подаренный мне, как об этом гласит надпись на нем, сенатом и римским народом за мужество, милосердие, справедли­вость и благочестие. После этого я превосходил всех своим «авторитетом», власти же у меня было не более, чем у тех, кто были моими коллегами по магистратуре.

История одной видной римской семьи в I веке н.э.(по письмам Плиния Младшего).


Рецензии