Про брюки-дудочки и утюги с углями

 
         Где-то далеко в горах Алтая затерялось небольшое село с хитрым названием Куяча. Почему же хитрым? Да вот, почитай, двести лет никто точно и не может перевести его с алтайского языка, что же сие слово конкретно означает. Всякие переводы придумывают, кому какие глянутся. Половина сел в округе с такими непонятными названиями, так что теперь.

          К примеру, рядом Куяган, кто-то кричит, что это долина золотая в переводе, а кто-то утверждает, что нет, это самый натуральный, рыжий бык. Да-да. И такое я тоже слышал. Даже были и есть села с названиями, почти как сестры куячинские. Кача или Каянча, совсем рядом. Поднять бы того алтайца, кто напридумывал названия эти, пусть бы нам по-быстрому перевел эти: Куячи, Каянчи, Баранчи, Ергаты, вместе с Тоураком и Куяганом, и снова пусть ложится.

       Да, я не в ту степь поехал, рассказать то хотел совсем о другом. Хотя можно сыр-бор устроить и насчет того, а вообще-то, ребята, Куяча, это деревня или село, на самом то деле? Если правы те, кто утверждает, что если есть церковь – тогда это село, а нет, тогда извиняйте, это деревня. Тогда Куяча – деревня.

       Другие говорят, надо по количеству населения считать, ежели, меньше тыщи, тогда деревня, больше – село. Опять Куяча – деревня, хотя раньше ее население переваливало за тысячу, значит, она когда-то и селом была. А церкви то не было в то время, а это значит? Смотри выше. А до революции, когда в Куяче не было и в помине тысячи душ, а церковь, из которой потом школьный спортзал сотворили, была. Значит, это с какой стороны на Куячу глянуть. Вроде и деревня, а вроде, как и село.

    То-то и оно. Но с вашего позволения, я хочу всё же поговорить о Куяче, самого начала 60-х годов, так примерно 62-63 годов, века прошлого. Я ведь недаром в начале сказал, что село, или деревня моя, была совсем не близко от крупных культурных центров. Районный центр, то бишь, село Алтайское, километров в 65, а ближайший город Бийск, так в полутора сотнях.

      Телевизора, тем паче, в помине нет. Так откуда же тогда куячинская молодежь могла узнавать о веяниях моды? Речь пока веду о брюках – “дудочках”. Если я закончил куячинскую восьмилетку в 1964 году, а эта волна “стиляг”, так тогда нарекли пацанов в селе, носящих узкие штаны, началась двумя годами раньше, я как-то, в силу возраста своего, не в полной мере вписался в их число. Хотя, признаюсь, были и у меня потуги, идти в ногу, с тогдашней модой.

    Шестой, седьмой классы, по сути, “шпана зеленая”, но вот Петька с Ванькой в “дудочках” приперлись в школу, а мы, лысые, чо-ли. В каждом классе были ученики, старше основной массы, этак, года на два, а то и на целых три. Понятно, что это отпетые двоечники, которым вся эта учеба, как сейчас бы сказали, была по барабану. Вот и сидели по два года в каждом классе.

     Были и в нашем классе несколько таких ребят. Запомнился, почему-то, один и звали его Петя Фефелов, Григория Ювенальевича сын. Давно уже он на том свете, как и все его братья, царство им небесное.

     Хоть далеко село наше от центров культурных, но коли надо сделать брюки “дудочкой”, как требует мода, расшибемся, но сотворим, как надо. Петя ушил свои брюки так, что видимо точно, с помощью мыла их пришлось на себя натягивать. Вроде как замочки внизу вшивать ему пришлось даже.

      Отношение к брюкам - «дудочкам” у учителей, классных руководителей и самого директора, было, край, отрицательным. Выгоняли из класса, вызывали родителей, клеймили позором, в том числе и загнивающий Запад – всё было пофиг. Как сродни эпидемии - началось повальное ушивание своих брючат. Швейные машинки были тогда не в каждом доме, поэтому договаривались, и ходили к тем, у кого они были.

      Ушил и я, но, по-хитрому. Я не стал обрезать, как другие, попробовал так сперва походить. И правильно сделал. Вскоре пришлось с треском, и чуть не со слезами, всё распарывать обратно.

     Вот эта мода на брюки “дудочки” пришлась на 1962-1963 года, на поколение ребят чуть старше меня, годов рождения, так с 1946-1948.      Эти ребята уже поздними вечерами, после взрослых киносеансов, пытались проникнуть в клуб, хоть и не потанцевать, но уже застолбить себя, мол, смотрите, есть на подходе такие ребята, да еще в брючатах моднячих.

     Безжалостно их выгоняли из клуба молодые учителя, если там присутствовали, вроде сестер, Ольги и Любови Расторгуевых и иже с ними. Назавтра в школе обязательное “пропесочивание”. Ну а как же без этого. Тяжела жизнь подростка.

     В заголовке объединил “дудочки” с утюгами, что на углях работали. Хотя, в пору ушитых брюк, уже стали появляться и электрические утюги. А вспомнил я про старый тот утюг, потому как, несколько раз пришлось пользоваться им, пытаться стрелки навести, на брюках своих. Нормальных брюках. На дудочках не делали стрелки, там штанины повторяли и подчеркивали всю кривизну ног твоих красивых. А чему удивляешься? Поерзай на кобыленке несколько лет, каждое лето, на сенокосе, и у тебя будут такие же. Как у кавалериста!

    Вот же техника была! Это я опять про утюги. Вот что значит, отсутствие электричества, а самое главное, отсутствие розеток и самих электроутюгов. А в этот, открываешь дверцу печки, совком, хлобысь, туда, в утюг этот,  пару пригоршней горящих углей. Да, таких, что еще синим пламенем мерцают сверху, самый, что ни на есть, угарный газ по комнате разливается.

     Постоит так с углями несколько минут, пока подошва утюга, этого монстра чугунного, не нагреется, не раскалится. А ты уже свои брючата, последние, парадно-выгребные, наизнанку успел вывернуть, мылом, можно и хозяйственным, несколько раз шоркнул по месту будущих стрелок. Сложить обратно и мокрой тряпкой прикрыть. Какая там марля! Где взять ее? И так молоко процеживаешь после дойки этими, застиранными до дыр, кусочками марли, а тут тебе брюки гладить через марлю. Франт, гляди-ка, какой выискался.

      Ну и ладно. Брюки целее будут, ежели через тряпку, то. Угли, при полном сгорании имеют свойство сильно в размерах уменьшаться, а посему периодически из боковых отверстий выкатываются наружу, то есть на штанину твою. А тут тряпочка влажная, штанина спасена. Правда, не всегда.

       А для чего эти пять поддувал, по два, с каждого бока, и одна сзади, нужны? Да, для того, чтобы угли, сразу, без доступа воздуха не потухли, вот их и вентилируют. Да этого мало еще. Нужно, время от времени, энергично качать это, тяжеленное чудо мысли человеческой, из стороны в сторону, чтобы не дать потухнуть и вновь разгореться этим углям. А сколько пепла при этом через эти дыры в комнату вылетает. Жуть!

         Короче это всё, да плюс немалая доза угарного газа, по окончании глажки такой, значительно уменьшает твоё желание покрасоваться перед сверстницами своими. А им, девчонкам этим, вообще ума не приложу, как умудриться все эти платьица свои, фартуки с ленточками, выгладить.

      Так что, затерянная в горах Алтая, деревня, а может и село, под названием Куяча, не отставала от моды всесоюзной. Может по времени и отставала, зато продержаться дольше могла. Кончилась эпоха стиляг с брюками-“дудочками”, пришли “клеша”. Даже с разноцветными клиньями внизу, можно даже замком “молнией” пожертвовать, с крупными, железными зубцами, чтобы подрубить штанины свои снизу.

    А как нам по душе пришлась итальянская рабочая одежда, которую мы просто “болоньей” обозвали. Темно-синий или зеленый плащ из болоньевой ткани. Просто писк моды, особливо, когда девчонки ходили в них, не застегивая пуговицы, нараспашку и подворачивая рукава до локтей. На голове были замысловатые прически, с привлечением различных шиньонов. Если нет своих волос, в ход шли волосы от животных. У моей знакомой, был шиньон, изготовленный из шерсти яка, сарлыка алтайского.

     А потом и колени свои оголили, бывало, до самого, что ни на есть, “немогу”, на что куячинские бабки вслед им шептали:

- Ахти, мнеченьки! Срам то, срам, то какой! Дожили! Тьфу, на вас!

       Притихли со временем и бабоньки куячинские. Мода – великая сила и куячинских девчат и парней она, конечно же, никогда стороной не обходила. Вот появилась и мода на искусственный мех. Хлебом не корми, только дай полушубок из “смеха” этого, сделанный. Когда я в нем попадал в сильный ветер, я невольно осматривал себя, не забыл ли я чего сверху надеть.

    Потом были и туфли женские, на тонюсеньких шпильках, были и мужские рубашки из искусственных тканей. И чуть не забыл! Наконец-то появились и мужские носки, под названием “безразмерные”, которые благодаря ткани и резинки, уже не сползали с ног мужских, и не надо было их пристегивать подтяжками. Вспомните, ведь у нас на ногах, были и подтяжки когда-то.

      А как хотелось девушкам носить толстые, облегающую фигуру, свитера. А их промышленность катастрофически мало выпускала. И тут выход нашелся.

        Стали повсеместно создаваться курсы вязания, масса журналов на эту тему появилась. Женская половина страны взялась за спицы и крючки.

     Ну, вот и пробежались мы невзначай по своей полузабытой истории. Уверен, кто-то, читая эти строки, воскликнет про себя:

- Мать честная! А ведь точно это было! А я и забыл, или забыла, уже!
 


Рецензии