Ошибка Галины Вишневской

13/11/2014


Не переходите Рубикон Родины! Не жгите мосты за Отчизной.

Я читала нашумевшие мемуары Галины  Вишневской "Галина. История жизни". Надо  признать, это интереснейший  образец  мировой мемуарной литературы. И написано  живо и ярко. К чести Галины Павловны, по  ее  признанию она  писала  их сама, водя ручкой по бумаге, а не так, как  принято на  Западе(рассказывала она  в  интервью), то есть "лит.обработка" устных рассказов знаменитости наемным  лит. обработчиком, чье  имя обычно  остается "за кадром", ибо считается, что  авторы мемуаров  всегда пишут их сами. Но вот в этом  тоже проявился советский  тип:не могла Г.Вишневская писать Воспоминания своей жизни таким манером, по  западному. Нет, только наедине  с  бумагой, пером и памятью...И  вышло искренне и страстно.

Мое отношение к истории Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича неоднозначное. Но  я  отдаю дань  признания их таланту  и вкладу в мировое искусство.

Но  вот  их  гражданская  позиция, она  вызывает неоднозначное отношение. Не ища версий, обратимся  к мемуарам самой  Вишневской и ее интервью в СМИ. Галина Вишневская сама эту  историю излагала следующим образом, если предельно коротко и  по сути. Писатель А.Солженицын был вхож в дом четы. Даже подолгу жил у них на даче, как описывает  сама Вишневская. О причинах подобной благотворительности она не  упоминала, насколько мне известно. Только вот колоритная деталь:когда Галина открыла холодильник Солженицына и увидела, что он пустой и вообще сам весь какой-то заброшенный, она со свойственной ей экспансивностью выругала всех и вся и заставила его гостить у них на даче в порядке откармливания и возможности спокойно  работать.

Вот  он  и ответил "благодарностью" за радушный  прием и хлеб-соль. Потому что потом Вишневской и Ростроповичу пришлось заботиться уже о продвижении малоизвестного в Союзе писателя за рубеж и делание ему там громкого диссидентского имени. Ну  как  же:сами-то они  давно  имели  международную известность, помогайте  бедному писателю! Что заставило переправить их за кордон  рукопись "Архипелага ГУЛАГ"? Ужели не понимали чем  рискуют?! Они уже столького добившиеся, первые  артисты страны, все возможные  награды и  звания, у  нее  статус первой примадонны-сопрано  Большого.

Так в чем же дело?! Неужели  сошли с ума, ибо заподозрить в  наивности и  неопытности их было бы невозможно:зачем связались с этим темным и опасным  делом:переправкой  запрещенной рукописи за  рубеж и помощь в  публикации книги, подрывающей имидж СССР. Если бы они были профессиональные революционеры или диссиденты, это  понятно, они избрали для себя такой путь. Но В. и  Р. были артисты, с уже  с  прочным  положением...И, конечно, это была инициатива Вишневской, так как в этом союзе первую скрипку играла она всегда и во всем, принимая  решения и за себя, и за  мужа, который ей обычно подчинялся, будучи слабее по характеру.

Поступок их вызвал закономерную реакцию. Группа именитых  солистов  Большого, в числе которых  оказалась молодая солистка  Е.Образцова, ученица  и протеже Вишневской,  написали  обращение  в  высшие  партийные  органы СССР с резким осуждением, и  не  как артисты, а "как  коммунисты", которых партийная совесть  и  принципиальность  заставляет  осудить  и требовать наказания и т.д.
Они попали  под жернова советской  репрессивной  машины. Поступок  Елены Образцовой нельзя назвать порядочным. Она должна была отказаться под  любым  предлогом. Дрогнула, подписала... Хотя все было не так однозначно, и эта история и по сей день бурно обсуждается. Подоплекой считается та система отбора на бессмертие, в данном случае:на запись грампластинок опер, каковая существовала в СССР и не давала всем равных возможностей, так что за право записи на пластинку шли войны и применялись все средства...Но все равно это не до конца ясная история.

Но обструкция еще не означала полной опалы и изгнания. Это было лишь наказание, но они продолжали выступать, их ниоткуда не уволили, званий не сняли, даже зарубежных гастролей с Большим  театром не  лишили. Но упоминать их в СМИ, писать восторженные статьи в прессе, передавать в  эфире  практически  перестали. Немного сбили спесь, и только.

Возможно, гордой самолюбивой Вишневской, привыкшей за 23 года в Большом к   первой роли Примадонны и особому статусу еще  фаворитки  первого  лица  государства это понижение статуса показалось  трагедией. Временщик Булганин преклонялся перед ней, но по ее уверениям "ничего  не было", так  как она уже была жена Ростроповича, однако вкус Недосягаемой она уже познала. Забыла Ленинградскую Блокаду? А послевоенные годы, потерю  голоса и чудесное  восстановление  благодаря встрече с знатоком итальянской  школы из "старорежимных" педагогов вокала. А чудесно  преодоленную смертельную чахотку?! Все  познается в  сравнении. Она  забыла трудные  годы, она  помнила  только  свои триумфы, и ей  нестерпимо  было   ощущать  сейчас эту еще очень  частичную, но опалу - еще мягкое наказание властей за  проступок, за  который других подводили к 58-ой  статье с  вытекающими последствиями. Но что дозволено Юпитеру...Они  еще были в  свете юпитеров и пока еще осененные  благоволением  вышестоящих:но должны же были их как-то показательно  наказать?!

Вот  здесь самолюбие  и  импульсивность  Вишневской и слабовольный  характер Ростроповича сыграли, вероятно, злую шутку.
В Википедии  сказано, что они оформили свой отъезд как длительные зарубежные гастроли, а о лишении  советского  гражданства узнали в Париже из теленовостей.
Но эта версия "подправлена" задним  числом и  опровергается текстом Открытого письма  Вишневской и Ростроповича Л.И.Брежневу, которое они  опубликовали  в западной  прессе и оно имело колоссальный  резонанс и в одночасье  сделало их "диссидентами" в одном уже ряду с своим протеже Солженицыным, удостоенным  за "Гулаг" Нобелевской  премии. В Открытом  письме Брежневу через край льются самые непарламентские выражения в адрес руководителя государства. "Пусть краска стыда зальет ваше лицо..." и т.д.

Да, вначале это сделало их сверхвостребованными. Но все в  этом  мире быстро теряет актуальнось в потоках событий. Потускнела и эта сенсация.

Другое доказательство того, что они избрали  именно стать невозвращенцами, даже если поначалу оформили "длительный  вояж" - в драматическом  описании Вишневской Клятвы, которую перед иконой стоя на  коленях она заставила принести себя и супруга:
"Клянемся! Что мы никогда не пожалеем о своем выборе чтобы  с нами не случилось!".
Впечатляет. Значит, они  отдавали себе отчет в степени риска.

Сожалели ли? Это  уж у них самих спросить. Да, за границей многое сложилось замечательно. Они стали богаты. Дом  в Париже. Квартира в  Нью-Йорке, поместье в  Новой  Зеландии, коллекции фарфора, картин, драгоценности от Тиффани...
Они демонстративно, даже как-то нарочито этим щеголяли в интервью русским  изданиям.

"Ну вы  же видите, что  у  нас  есть!" - говорила Вишневская в интервью российской журналистке, окидывая взором свою роскошную гостиную по кичливой роскоши не чета изысканно-строгим апартаментам  английской  королевы.
"А  что  у нас  было  в  Союзе  за 30 лет  работы? Квартира, дача, да звания  народных артистов". Мол, нищета  с сравнении с  таким  великолепием. И  перечисляла свои  дома, квартиры, поместья в  разных странах, а на  брошенный  взгляд на бриллиантовый браслет надменно говорила:"Не  волнуйтесь, я богатая женщина. Муж покупает  мне эти драгоценности в Тиффани".

Но на вопрос  той же российской журналистки о  том, в чем она  видела свою творческую миссию на Западе:"в пропаганде русской музыки"(помогла она  Вишневской), Галина  Павловна  раздраженно  ответила:
-Ну  знаете,   было  не до  этого, нужно  было  выживать...Я  пела то, что мне заказывали.
Она  пела перед богачами на круизных лайнерах. У  нее  не было выбора. Большой  театр остался  навсегда в прошлом, и дороги назад уже не было. Возможно, потом, она что-то  иногда пела и в  известных  западных театрах, Татьяну в Гран опера, верно, еще что-то,  но в целом  её наиболее значительные успехи и оперная каръера завершилась ровно с отъездом  из  СССР.
А  богаты они стали скорее  благодаря каръере  Ростроповича.

Вишневская пела Татьяну, и  Лизу, и Аиду, и  Виолетту, и  много еще классических и  современных партий  лирического и   драматического репертуара, будучи  лирико-драматическим  сопрано - в  СССР  и как советская  певица. А также в Ла Скала в Милане, и  Гран опера в Париже на гастролях Большого театра. На Западе, находясь в  расцвете своих сил и таланта, несмотря  на  громкое  имя, повторить  успех, сопутствовавший ей  на  Родине, она не сумела.

Что  богатство благодаря гонорарам  мужа? Она сама артистка. Она Примадонна. Она  привыкла блистать. Нет, не утешали ее драгоценности от  Тиффани, и подлинники картин великих мастеров в  их коллекции. Разве находила минуты отдохновения, уединяясь  в  комнате, куда вход был запрещен всем, даже мужу. Ее эрмитаж-уголок уединения. Она  не  доверяла горничным стирать пыль с дорогущего  фарфора, сама этим  занималась, едва не единственным своим  занятием "по  хозяйству".
В Союзе у них  тоже была прислуга, но  называлась по советскому для советской элиты:домработницы. Одну  даже прямо  "выписали"(как она сказала) из Москвы, свою давнюю.

Но  была ли она довольна  и  счастлива, вытирая пыль с дорогого фарфора в  своем    особняке в Париже близ Эйфелевой башни?

Она  ответила на этот вопрос признанием, которое сделала на склоне лет, после триумфального бенефиса, устроенного ей в Большом театре в 90-е, когда Ельцин  восстановил их  в  российском  гражданстве. Это потрясающие  слова. Галина  Павловна сказала в интервью, и  не раз повторяла, что  все годы жизни  в эмиграции с  ее души  не сходила  тоска, камнем  лёгшая  на сердце. Обида на  изгнание. "Отпустило" только когда сидела в императорской ложе Большого театра, обсыпаемая цветами и льстивыми словесами. Отпустило...20 лет лежала  на  сердце  тоска.

Да-а...Не  в  брильянтах от тиффани, значит, счастье. Да и не в славе. Не  в  этом суть. В Призвании и Служении. Она  занималась на Родине  своим  делом, к которому  была  призвана. Красота, талант...ей  многое  было  дано. И более чем удачно  складывались обстоятельства, даже не обошлось  без  чудесного двойного  исцеления:голоса и здоровья. Словно Судьба тащила ее к высотам через ухабы и  тернии. Сирота, блокадница, образование  что-то 7  или  9 классов, или  даже и  этого не было. Потом, в Большом  театре у всех были  консерваторские дипломы, в  том числе у  Тамары  Милашкиной, которая "всегда шла  за мной  второй  и  ненавидела меня". Ну  и  что? Хороша  Милашкина, а  Вишневская  харизматичнее. Взять солистку разъездной  провинциальной  эстрады без консерваторского образования в  Большой  театр! Даже для послевоенного времени это было невероятное событие. Консерваторию ей заменили  исключительные  данные и исключительное везение  встречи с  Педагогом,  сделавшим за год столько, сколько за  всю консерваторию не получают многие. Это была одинокая ленинградская  старушка из  "старорежимных", до  революции  учившаяся вокалу в  Италии, знавшая все секреты бельканто, каковые в  СССР начали узнавать только в 60-е  гг  20  в., с первой партией стажеров Ла Скала. Вишневская опередила их на  20 с гаком  лет и  сразу стала солисткой  Большого меж советских консерваторок с  далеко  не такими поставленными голосами. И  платила-то она Вере Николаевне Гариной  сущие копейки, даже стесняясь и спрашивая отчего она не берет  дороже? А та однако заверяла, что больше  брать не будет, и  так с нее, как  работающей, берет  больше, чем с других учеников, а  ей с её котом  Цыганом  много не надо, на  еду только.

Повезло ей и с новым препаратом  пенициллин, только-только  появившемся  с  окончанием  войны, и за  огромные деньги  продававшемся на черном  рынке, они с вторым ее мужем(не  Мстислав, другой) распродали все  имущество, чтобы  вылечить  туберкулез. В  первые  годы пенициллин  действовал  гораздо мощнее, чем  впоследствии, когда появилась  резистентность(привыкание)к первым антибиотикам микроорганизмов. Но  доступен он был немногим. Ей и тогда повезло, пенициллин спас ее.

Ей так везло в  молодости! Потом, в зрелые  годы словно заплатила сравнительно  ранним уходом  с  большой  сцены и  длительным творческим  простоем и  бесконечной тоской на чужбине за эти фантастические везения. Нет, нам ничего не дается на халяву, за все приходится платить, даже если получено авансом.

В чем же она ошиблась? Не в том ли, что  Родина - это больше  чем  территория и атрибутика. Есть дух Родины и Гений  места. Родина  вознесла ее на самый Олимп, но они с  Ростроповичем плюнули на него. А  ведь есть  Боги  Племени! Нет,  я не против...отнюдь. Артистическая  профессия - это  цыганщина, это  разъезды, гастроли  по миру, если везет. Но ведь у них было не то. Рукопись  Солженицына... Ты  сознательно  вредишь Отечеству, которое вознесло тебя, даже прислуга  есть, не как у нормальных советских людей - а  тебе всё мало?  Звания Народных артистов  ничего  не стоят?!  Народных! Этого Народа, а  не какой-нибудь Швейцарии  и  Франции, где сверкают  за  буржуазно-дразнящей  витриной брильянты от Тиффани, на  которые  променено звание Народной артистки Союза ССР, территории 1/6 суши.

Она прекрасно все понимала.  Эпизод из мемуаров. Села  за столик  столовой,  официантка несет  ей заказы и  заодно  банку  сгущенки. А  Вишневская всегда  тщательно следила за собой, поддерживала  стройность. Не  то что  многие оперные певицы, считающие, что для  голоса  полезны лишние килограммы. Это  миф, как и  про  пользу сырых яиц. Ну и сказала Вишневская  официантке:"уберите сгущенку, я ведь ее не заказывала!" Сказала резко, ей была свойственно это.
Как официантка  разошлась! "Эк какая барыня! Да у  нас с  ночи  стоят в  очередях за сгущенкой, а эта:  убери, я не заказывала!  Жирно...".
Вишневская пишет, что  ей стало  неловко и себе сказала:а, забыла Блокаду?! Хотя тут же возмущается:"а разве война? Почему так живем?"

Но  еще ярче вот какой эпизод из мемуаров. Подчеркивающий и социальное неравенство в СССР, и статус, который имела она. Во время  приезда по плановым  гастролям в крупный российский город, в областной  театр оперы и балеты, она наблюдала с  художественным руководителем репетиции кордебалета и  что-то обсуждали. Вдруг Вишневская резко  сменила тему и спросила собеседницу:
-Отчего  ваши балерины  такие толстые?! Чего  они так  распустили  себя:это  же  балерины!
Та ей ответила спокойным тоном, но краска залила лицо Вишневской.
- У них зарплата 70 рублей, и  они могут покупать только макароны, а им  кроме  того, как всякой женщине, хочется  обновки  какой-нибудь.
Вишневская здесь признается, что ей  стало невыносимо стыдно и за свое  шикарное платье, и за драгоценности, коими была, как назло, увешана.

Так чего, спрашивается, не  хватало?! Золотой Рыбки в услужение той, что  и в  царицах уже было скучно?!

"И пока будет смотреть на  мир  человек-ему  все будет  мало, но все обратится  в  прах"-меланхолично замечали  древние  мудрецы.

Начинаешь понимать, что Человек почти  не властен над судьбой. Но все  же соглашаешься  с Бальтасаром Грасианом: "Почти  во  всех своих злоключениях    виновата наша собственная  глупость".

Есть таинственная связь человека и страны, человека и места. Очень часто многие  срываются  и летят  куда-то в поисках жар-птицы, а не находят там  и синицы. Одни журавли  в  небесах. При  этом нередко бросают все нажитое, близких, круг друзей, родные  места, все, чего достигли. Кажется, там будет сказочная феерия. Судьбы многих таких "невозвращенцев" из столицы и из-за заграниц из числа личных знакомых - отрезвляют.

Если  ты  чего-то стоишь, то Родина оценит по достоинству. Даже если не во всем  повезет, это не  оправдывает низости по отношении к  родной стране. Никакие   достижения и  преференции не окупают предательства. Вишневская заплатила за это  осознание тяжелую цену двадцати с лишним лет камня  на  сердце. И никакие  подлинники Репина и  Шагала в большой роскошной  столовой не могли исцелить эту вселенскую  тоску. Отпустило по ее  признанию только в ложе Большого, на  Бенефисе в ее честь... Она познала это  горькое счастье, но сколько было  потеряно...

http://www.stihi.ru/2015/01/14/1970

Елена Образцова. Великая и земная

В этом моей статье памяти Елены Образцовой в числе прочего подробнее раскрывается суть знаменитого конфликта Вишневская-Образцова.
Византийские интриги...
http://proza.ru/2021/04/29/1258
Чем мне нравится Галина Вишневская?

http://proza.ru/2021/04/16/1962
они и оне
О Г.Вишневской, её работе над ролью.


Рецензии