Великие люди от Авраама до Хокинга 33

Девятнадцатый век (продолжение)


В поэзии Зинаиды Гиппиус ангелы сплетают венок красоты из Любви, Разума и Духа.

Гиппиус воспевает в стихах единственную и навсегда ей данную любовь к Отцу Небесному.

Щит Гиппиус – любовь к Богу, меч – власть над мужчинами.

У Гиппиус, как и у всякой женщины, вряд ли найдется ответ на вопрос: кого она больше любит – себя или Бога? Во всяком случае – не мужчину!

Гиппиус живет в полном одиночестве, даже тогда, когда находится в двойном и тройном браке.

Гиппиус оправдывает свой брак с двумя мужчинами религиозным троебратством.

Гиппиус отличается закоренелым своеволием: она бравирует чувствами, мыслями, любовью и даже взаимоотношением с Богом, когда ставит Его рядом с собственной персоной!

Гиппиус превращается в фурию, если при ней речь заходит о большевистской революции. Ненависть поэтессы готова выжечь до дна Советскую власть.

Гиппиус проклинает войну, ненавидит произвол взбунтовавшегося народа, отвергает гнусную реальность, ибо все это находится за пределами ее «духовной любви» к Богу.

Семейная жизнь поэтессы Зинаиды Гиппиус и писателя Дмитрия Мережковского – замечательный пример духовной дружбы-любви: они не расставались в жизни ни на один день и даже похоронены рядом.

Французский писатель Андре Жид на редкость красочен в отображении экзотической природы. Это, скорее всего, женский взгляд на мир!

Жид верит в Бога и одновременно в социализм. Его Христос, подобно блоковскому Христу, шагает под красным знаменем трудящихся! Две веры соединяются в одну идеологическую несуразность!

Безбожник Жид – с Христом в душе! Его разум подобен сосуду, в котором сладкая и соленая вода соединились в тошнотворный напиток.

Энергичный Жид держится на шарнирах софистического интеллекта.

Творчество Жида – это любовный экстаз!

Жид пускает идеологические кораблики по мутной реке беспринципности.

Жид большой литературный талант, впадающий в интеллектуальное и моральное беспутство.

Самый известный роман писателя Андре Жида – «Фальшивомонетчики». В нем автор раскрывает суть фрейдистского психоанализа и комментирует позиции различных литературных школ. Такого рода философствование нарушает целостность художественного произведения.

Оскар Уайльд, Андре Жид, Марсель Пруст – писатели с ярко выраженным эстетизмом, обыкновенно свойственным художникам-геям.

Революционер-провокатор Евно Азеф – подлец дважды: служил царю и революции одновременно!

Евно Азеф – мстительный двуликий Янус: карал того, на кого работал, и того, кто работал на него!

Евно Азеф и Борис Савинков – русские террористы с трагической судьбой: первый умер в немецкой тюрьме, второй покончил с собой в большевистских застенках.

Картины Константина Сомова привлекают внимание нежной меланхолией.

Сомов, как пишет Александр Бенуа, – художник, «чарующих видений».

Не каждому по вкусу изысканная гомо-эротическая живопись Сомова. Тем не менее, сегодня его полотна высоко ценятся на международных художественных выставках-продажах.

Живописные полотна французского художника Анри Матисса – это торжество света и цвета, праздника красоты.

Свет, игра красок и радость жизни наполняют картины Матисса.

Картины Матисса радуют умиротворенным покоем.

Поклявшись в верности своей будущей жене, Матисс никогда не переставал любить ее. Любовь, неустанный труд и стремление к совершенству в живописи сделали художника светлым, улыбчивым человеком.

Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер писал о необходимости художественного развития физически неполноценных детей. Сегодня его мысли претворяются в жизнь.

В начале XX века либеральный экономист Пётр Струве полемизировал с вождем всемирного пролетариата Владимиром Лениным и был неправ. Сегодня история перевернулась с ног на голову. Теперь неправ Ленин, а мысли Струве – не подлежат сомнению. Кому верить?

Какое нужно иметь мужество, чтобы смело глядеть в лицо смерти! Этим качеством отличалась немецкая коммунистка Роза Люксембург. Она пророчески сказала: «Я надеюсь умереть на своём посту, на улице или в тюрьме». Ее предчувствие сбылось… Полицейские сбросили изрезанное тело женщины в городской канал Берлина.

Художник-горбун Виктор Борисов-Мусатов грезил о голубой, нежной России. Его трагедия состояла в том, что воспеваемые им увядающие «дворянские гнезда» канули в прошлое. Живописец умер в 35 лет. Он был похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки.

Советский государственный деятель Владимир Ильич Ленин – знамя мирового пролетариата.

Разгоревшийся костер революции Ленин гасил человеческой кровью.

Ленин – умный политик, извлекавший максимальную пользу из борьбы с идейными врагами и даже с товарищами-коммунистами.

Ленин – великий конспиратор. Он использовал в своей политической борьбе более 150 псевдонимов!

Владимир Ленин – русский Максимилиан Робеспьер.

Владимиру Ленину нельзя отказать в решительности в критическую минуту. В этом он схож с Наполеоном!

Рядом с уэллсовским «кремлёвским мечтателем» Владимиром Лениным живет калужский мечтатель Константин Циолковский. Руководитель советского государства и основоположник космонавтики во многом предопределили ход человеческой истории!

Владимир Ленин неистовствует в политике, как Савонарола в проповедях, Иосиф Сталин – властвует по законам Макиавелли.

Австрийский и венгерский композитор Франц Легар создал более 20 оперетт. Девиз мастера: «Моя цель – облагородить оперетту…». Автор «Весёлой вдовы» заслуженно пользовался всемирной славой.

В опереттах Легара трогательна лирика, интонации легкой грусти.

Музыка Легара – это любовь и упоение счастьем.

Обладая изысканным вкусом, унаследованным от нескольких поколений родственников-художников, Александр Николаевич Бенуа создавал картины утонченной стилизации прошлых эпох.

Бенуа – непревзойденный мастер поэтической акварели.

Депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич, убивший развратного «старца» Григория Распутина, стал знаменем монархизма в России. Прострелянное тело «царского друга», сопротивлявшегося до последнего мгновения, заговорщики бросили в прорубь Малой Невки.

Проза Александра Куприна живая, правдивая и красочная. Кажется, что сама жизнь проступает наружу в его рассказах и повестях.

Нужно быть мудрым человеком, чтобы мыслить такими высокими категориями, какие встречаем в прозе Куприна. Писатель испытывает «бесконечную благодарность сердца за радость существования» и веру «во всемогущую силу красоты».

Итальянский педагог Мария Монтессори занималась с умственно отсталыми детьми, проявляя милосердие, душевную чуткость к каждому ребенку.

Писатель Иван Бунин – тонкий мастер пейзажа в поэзии и прозе.

Бунин – поэт земной красоты и упоения ее совершенством.

Пейзажная лирика Бунина пленительна чистой красотой.

Бунинский мир природы – это поэзия солнечных восходов и багряных закатов, звездных и лунных ночей.

Бунин с ностальгической печалью обрисовывает время «дворянских гнезд», время юности и порывов любви.

Женщины, обладающие, по выражению Бунина, «лёгким дыханием», живут весело и беспечно, пока случай не обрывает их счастье. Судьба особенно ревнива к ним.

Творчество Бунина – это лебединая песнь русской классической литературы.

Иван Бунин одухотворяет природу, как живописцы Иван Айвазовский и Архип Куинджи.

Ивана Бунина и Сергея Рахманинова восхищает царство лунного света. Бунин – творец музыкальной поэзии, Рахманинов – поэтической музыки.

На редкость ярки картины природы в прозе Ивана Бунина и Михаила Шолохова. Их «живописность» возникает не на пустом месте: они имеют достойного предшественника в лице поэта-земляка Ивана Никитина.

У Ивана Бунина – лирическая проза, у Марселя Пруста – лирико-психологическая, у Джеймса Джойса – психопатологическая. Так трансформируются писательские стили в XX веке.

Взирая на живописные полотна художника Игоря Грабаря, кажется, что он накладывает на холст не краски, а снежные кристаллы, блистающие на солнце всеми цветами радуги!

Художник, реставратор, искусствовед Грабарь взвалил на свои плечи такую громаду общественных дел, какая под силу только феноменальным людям.

Игорь Грабарь и Борис Асафьев – самоотверженные подвижники живописи и музыки. Их многогранная творческая и общественная деятельность беспримерна.

Выдающийся писатель и общественный деятель Генрих Манн – непримиримый враг немецкого милитаризма.
В 1926 году Генрих Манн стал академиком литературного отделения Баварской Академии искусств, в 1950 году – президентом Немецкой Академии искусств Германской Демократической Республики. Нет оснований сомневаться в социалистической направленности его творчества. Генрих Манн и Томас Манн шли разными путями в литературе.

Принадлежа к декадентскому кружку «Мир искусства», художница Анна Остроумова-Лебедева приспособилась к Советской власти. Она проявила героизм, когда в 70-летнем возрасте отказалась покинуть блокадный Ленинград!

Французский писатель Марсель Пруст – мастер изумительных по красоте словесных гирлянд.

Романы Пруста – это дивные словесные цветники.

Пруст набрасывает фантастические узоры слов на серое полотно жизни.

Пруст – писатель-иллюзионист, скрывающий под розовой вуалью слов тривиальную действительность.

«В поисках утраченного времени» Пруста – это психопатологическая эпопея неврастеника.

Пруст, обладая острым писательским взглядом, видит Содом и Гоморру в Сень-Жерменском предместье Парижа. Французские аристократы не уступали в разврате древнееврейским распутникам.

Романы Пруста подводят читателей к мысли, что надо бороться с рабской зависимостью человека от природы. Не природа должна определять наш пол, а каждый человек должен сам выбирать, кем ему быть – мужчиной или женщиной. В сексуальных вопросах Пруст мыслит по-современному.

Сказав, что Пруст – великий писатель и сексуальный маньяк, мы не оскорбим его достоинство, ибо слово «маньяк» применительно к гению означает человек-страстотерпец, которому ведома вся глубина нравственного падения и беспримерные взлеты к вершинам духа!

«Человеческая комедия» Бальзака – это океан жизни, «В поисках утраченного времени» Пруста – океан сознания, «Война и мир» Толстого – океан жизни и сознания.

Марсель Пруст как социальный писатель уступает Оноре де Бальзаку, как психолог – Гюставу Флоберу, как лирик – Ги де Мопассану, как импрессионист – Эмилю Золя, но как художник – каждому из них по отдельности.

Голубая нить гомо-эротизма проходит сквозь романы Марселя Пруста, Оскара Уайльда, Андре Жида, Сомерсета Моэма, Трумэна Капоте… И сколько еще в литературе такого рода писателей?

Религиозный философ Сергей Булгаков совершает идейный кульбит: из убежденного марксиста переделывается в православного священника.

Заслуживает одобрения попытка Булгакова объединить науку, философию, религию.

Учение Булгакова о Софии, Любви, Вечной Женственности, Красоте образует гармоничную систему нравственных ценностей человека!

Красочность живописных полотен Ильи Машкова густая, сочная, черноземная! Это истинно русский художник-почвенник.

Композитор Захарий Палиашвили – князь грузинской национальной оперы.

Палиашвили родился в семье церковного певчего, 6 из 18 детей которого стали профессиональными музыкантами. У Иоганна Себастьяна Баха было 20 детей и только четверо пошли по стопам отца. Поэтому можно называть Палиашвили грузинским Бахом, тем более что он тоже играл на органе!

Леонид Андреев и его сын Даниил – писатели-мистики с трагической судьбой. Леонид Николаевич испытывает страх перед безмолвным небытием после смерти, его сын Даниил Леонидович – всматривается в вечное будущее человека. Андреев-старший погружается в психопатологическую прозу, Андреев-младший – сочиняет одухотворенный религиозно-философский трактат «Роза мира». Векторы их воззрений абсолютно противоположные.

Американский писатель Теодор Драйзер – флагман этического реализма в литературе.

Драйзер – обвинитель лжедемократического американского общества.

Америка в книгах Драйзера – страна дельцов и проныр.

Драйзер – эксперт по финансовым пирамидам.

В романах Драйзер сражается с финансовыми пирамидами, как Дон Кихот с ветряными мельницами.

Драйзер с картонной саблей бросается на бронированную машину капитализма. Не есть ли это литературное донкихотство?

Герои романов Драйзера – это люди сильных страстей. Они попадают в объятия финансового спрута, тщетно пытаясь вырваться из его щупальцев.

Драйзер настойчиво проводит мысль: деньги решают не все. Любовь выше денег, душевная красота не имеет долларового эквивалента.

Драйзер заглядывает в женскую душу, словно интимный друг в будуар светской дамы.

В конце жизни Драйзер выражает надежду на «зарю духовного пробуждения» человечества. Что может быть прекраснее этой мечты?

Композитор Александр Спендиаров – ашуг армянского народа. Надо заметить, что его наставником был фольклорист Николай Кленовский, ученик Петра Ильича Чайковского.

Композитор Александр Скрябин – Прометей в музыке.

Скрябин творит музыку космических сфер, звездных вихрей, драматической борьбы двух противоположных начал – духа и материи!

Творческий метод Скрябина – это космический экспрессионизм.

Фортепианные произведения Александра Скрябина уникальны по художественному выражению. В них каждый звук, как в музыке Фридерика Шопена, свободно дышит и легко взлетает ввысь.

Музыка Александра Скрябина рождается из сочинений порывистого и страстного Ференца Листа: тот и другой, погружаясь в бурные потоки эмоций, нередко впадают в состояние экстаза.

Музыка Александра Скрябина вытекает из предельно эмоционального Рихарда Вагнера.

Александр Скрябин «рисует» музыкальное полотно красками Михаила Врубеля с его « Поверженным демоном».

Александр Скрябин открывает эру абстрактной музыки, подобно тому, как Василий Кандинский – беспредметной живописи.

Музыка Александра Скрябина – это полет в космическом пространстве, Сергея Рахманинова – глубокая дума о земном бытии.

Вселенской духовностью наполнена музыка Александра Скрябина и живопись Николая Рериха.

Музыку рано умершего Александра Скрябина продолжают развивать Николай Рославец и Александр Мосолов.

Вопреки конституции Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт 4 раза избирался президентом США. Он входил в тройку самых выдающихся президентов страны, наряду с Джорджем Вашингтоном и Авраамом Линкольном.
Он вывел Америку из Великой депрессии, вместе с Англией и Советским Союзом разгромил фашистскую Германию.
Рузвельт обладал гибким эйнштейновским умом.

«В России всё секрет и ничто не тайна», - говорила соратница и друг Иосифа Сталина Людмила Николаевна Сталь. Считается, что эта женщина была «вятской любовью» видного большевика. Она читала и редактировала труды вождя. Настоящая ее фамилия – Лея Фроимовна Заславская. Не поэтому ли «отец народов», всегда прислушивавшийся к советам гражданской жены, взял ее фамилию в качестве своего партийного имени?


Рецензии