Не руби с плеча

– Вот чего тебе не работается здесь — на заводе? Обязательно надо в море? Зачем!?
– Я же моряк. Я не могу без моря.
– Да? — Людмила удивлённо посмотрела на него. — А я не могу без мужа!
– Ну, пойми ты меня, — нервно, не зная, как её уговорить, ответил Вячеслав. — Другие же живут так.
– Мы сейчас не о других говорим, а о нашей с тобой жизни.
– Я уже всё решил! Я уже устроился механиком.
– Ну, вот и отлично! Ты в плавание, — она махнула рукой, показав в сторону моря. — А я домой. Там себе и жену можешь новую искать!
Вячеслав вздохнул, посмотрев на неё.
– Значит, развод?
– Значит развод! Всё. Я выходила замуж не за моряка, а простого рабочего завода, который каждый день бывает дома. Так что — развод!
***
– Ты всё-таки на развод подала? — спросила Ольга — подруга Люды — подойдя к ней после работы.
– Подала, — равнодушно ответила она.
– Ну, и как же теперь? Ну, с ребёнком-то?
– Никак, — удивлённо ответила Люда. — Аборт сделала. Я одна его растить не собираюсь.
– Родители бы помогли. К ним ушла?
– К ним.
– Да и столько ждали, дождались наконец-то и на тебе. Зачем? Глупо всё-таки, а если больше шанса не будет?
– Всё равно. Слушай Оль, тебе делать больше нечего? Так и будем теперь мою жизнь обсуждать? Я могу сама решать, что мне делать?
– Да я и не лезу в твою жизнь, так просто спросила. Вроде подруги, а мне даже не сказала, — обидчиво отвернувшись ответила Оля.
– Оль, не обижайся. Вот поэтому и не сказала, чтобы ко мне с советами никто не лез. Ну, а как я должна была поступить? Он в плавание, а я тут одна ждать должна? Ты бы так смогла?
– Я даже не знаю. Но так с плеча рубить, как ты любишь, всё-таки тоже не дело. Да и сколько здесь таких, в каком месте живём? И ничего, живут.
– Ага, живут, — с усмешкой ответила Люда, покачав головой. — Как живут? Он в плавание, она налево. Как вон Наташка со своим, а потом отношения выясняют, у кого рогов больше. Нет уж, я так не хочу.
– А ты уже, значит, как Наташка, тоже бы налево пошла?
– Я так, к слову, — сконфуженно ответила Люда. — Ладно, давай заканчивать. Дело сделано, всё, я всегда иду только вперёд, назад возвращаться не привыкла.
***
Выйдя из проходной, и попрощавшись с коллегами, Люда, как обычно, пошла в сторону остановки.
– Людмила! Петрова! Никак ты!? — крикнул какой-то мужчина. Людмила повернула голову на голос и, улыбнувшись, подошла поближе.
– Ух ты! Никак Сидоренко, собственной персоной?
– Как видишь, — разведя руками, с улыбкой ответил мужчина. — А ты, смотрю, всё хорошеешь.
– Да какое там, возраст-то уже? — махнула рукой она.
– Ну-у, не скажи. Ты как была такая же худющая, как модель прям, так и осталась.
– Ну, Лёшк,а спасибо, — игриво улыбнувшись ответила Люда. — А ты здесь какими судьбами?
– Да я тут часто бываю. Можно сказать, живу на два дома. Предприниматель…
– Рыбой торгуешь? — не дав договорить спросила она.
– Рыбой. Слушай, а ты домой? Давай подвезу, я сейчас всё равно свободный.
– Ну, давай, подвези, — игриво улыбнувшись ответила Люда.
– Эх, Людка, Людка, как же я за тобой бегал, сколько же сил истратил, а ты другого предпочла, — с улыбкой, уже в машине сказал он.
– Ну, как же, помню. А ты же, вроде, уехал. Говорили, где-то далеко живёшь?
– Да я и сейчас там живу. Точнее и там, и тут. Как женился, так и уехал, к жене, а потом развёлся. Недолго с ней прожил, три года всего, как говорят: не сошлись характерами, ну, так и остался там. Теперь вот бизнесом занялся. Ну, а ты? Замужем?
– Уже нет. Развожусь с мужем.
– Чего так?
– Да он плавать надумал, моряк мол, без моря не могу. Механиком устроился. Я, когда замуж выходила, он на заводе работал, ну, и пока жили там же, а теперь вот, видишь.
– Ну, и чего? Сколько таких как ты, чего разводиться-то?
– Ага, а я тут одна буду?
– Ну, почему одна? Слушай, могу заменить, — игриво улыбнувшись и посмотрев на неё, предложил Алексей.
– Ну, ты, Лёшка, даёшь, — с улыбкой, удивлённо посмотрев на него, ответила Люда. — Так прямо по наглому, напрямую чешешь. С чего ты решил, что я этого хочу?
– А почему нет? Что такого-то? Ты думаешь, в других семья не так? Ну, не во всех, конечно. Он в море-океане, а она, думаешь, скучает?
– Я смотрю, ты уже опыта-то в этом деле набрался будь здоров?
– Ну, есть немного, чего греха таить. Слушай, Люд, а давай хоть в ресторан заедем? Вон смотри, — он кивнул на ресторан, мимо которого они проезжали.
– Рыбный? Мне эта рыба на заводе уже надоела, вся ей уже провоняла.
– Ну, тогда недалеко вон ещё один — японский?
– Та же рыба.
– Ну, ты, прям, привередливая какая. Ну, тогда хоть в кафе? Ты с родителями, небось, живёшь? К вам же не поедешь, да и не очень они меня раньше-то жаловали, и сейчас ничего, небось, не изменилось?
– Ладно, давай в кафе. Скучно дома, хотя бы развлекусь.
Они, проехав ещё немного, остановились у небольшого здания, местного кафе. Сев за столик и заказав еду, Алексей долго молча смотрел на Людмилу.
– Ну, чего так смотришь? Всё ещё нравлюсь? — с хитрой улыбкой спросила она.
– Так ты же не меняешься, всё такая же. Чувства-то ещё не остыли, помню ещё. Слушай, а поехали в выходные со мной? Понимаешь, у друга день рождения, ну, он шашлыки организует, там ещё друзья с семьями соберутся.
– А ты один? А неохота? Угадала?
– Да не совсем. Просто чего тебе в городе одной? Давно на шашлыки-то выбиралась? Да ты не переживай, он же не один будет, все же с жёнами. Да и тяжело, небось, без мужика-то? — хитро улыбнувшись добавил Лёша.
– А ты себя предлагаешь, как я понимаю?
– Ну, а чего? Я свободный, ты тоже, чего такого?
– Не знаю. Только встретились, не виделись столько лет и тут сразу так?
– Ну, а чего тянуть? Люди мы взрослые, не дети же, чтобы разрешение у кого-то спрашивать. Или по мужу всё сохнешь?
– А давай поедем, — задетая упоминаем мужа, ответила Люда. — Чего, действительно, дома в выходные скучать.
***
Перед тем, как лечь спать, Людмила долго стояла перед зеркалом в одной короткой ночной рубашке, распустив свои длинные, чуть пониже лопаток, пышные, вьющиеся волосы, поворачивалась то одним, то другим боком.
«Вроде ещё ничего, — с улыбкой заметила она, снова повернувшись лицом к зеркалу. — Ты, Людка, вполне можешь ещё покружить мужикам голову».
– Дочка, ты чего не спишь ещё? — мать зашла так неожиданно, что Людмила даже вздрогнула.
– Ой, мам, ты меня напугала. Мам, а правда я ещё красивая?
– Почему ещё? — она подошла и обняла дочь. — Я всегда знала, что ты у нас красавица. Вот только детей бы. Как хорошо, были бы такие же красавцы.
– Мам, ну, не начинай, — высвободившись из объятий матери, ответила Люда. — Не всё ещё потеряно, у меня ещё есть время.
– Могла бы и от Славы родить. Сейчас была бы не одна.
– Мам, давай не будем про него. Разошлись и разошлись. Он сам сделал выбор.
Она ещё раз довольно оглядела себя.
– Надо же, даже морщин ещё почти нет.
– Ты что так себя рассматриваешь? У тебя уже кто-то появился?
– Да так, — отмахнулась Люда.
– Люд, я же мать всё-таки и должна знать. Кто хоть он? Что за человек?
– Мам, знаешь, я на выходные уеду. Меня в гости — на шашлыки — пригласили. День рождения там у одного человека.
– Это, значит, из-за него к себе так присматриваешься?
– Да нет, просто смотрю. Меня Лёшка Сидоренко пригласил.
– Какой Лёшка? — удивилась мать. — Это тот самый, с которым ты училась? Так он же, вроде, уехал?
– Ну, уехал, теперь вот вернулся, правда не навсегда, живёт на два города.
– Так у него и тогда репутация-то какая была, что же теперь изменился, что ли?
– Не знаю. Нормальный человек. Ну, не сидеть же мне одной всё время. Ну, развелась… почти… с мужем и чего? Съезжу отдохну.
– Хотя бы к нам приехал, поздоровался, если уж знакомы, поговорил, а тут за спиной… Как-то не уважительно, — обидчиво сказала мать.
– Ой, мам, ну, что ты прям, каменный век какой-то. Ну, сейчас не приехал, потом приедет, что такого-то?
– Это неуважение ни к тебе, ни к родителям.
– Мам, мы уже взрослые люди, а не подростки какие-то, чтобы каждого домой водить. Всё, давай спать, я устала и мне завтра на работу. Спокойной ночи.
***
В выходные, как и договорились, Алексей, заехав за Людмилой, повёз её в дачный посёлок, стоявший в нескольких километрах от города, где его друг праздновал свой юбилей. Приехав на место и выйдя из машины, она огляделась. Красивый, уютный дачный посёлок располагался рядом с небольшим лесом, вглубь которого уходила довольно широкая грунтовая дорога, как оказалось, ведущая к небольшому озерцу. Дом друзей Алексея стоял в самом центре посёлка, на пересечении двух улиц.
– Ну, что, нравится? — улыбнувшись спросил он, посмотрев на Людмилу.
– Ничего, красивое место. Ты, смотрю, здесь часто бываешь, уверенно ориентируешься.
– Ну, не часто, но стараюсь летом наведаться. Ну, чего, пошли?
Они, предварительно позвонив в звонок у калитки и дождавшись, когда им откроют, зашли на уже оживлённый участок. Народу собралось уже достаточно, видно, что хозяин любил гостей. На миг Людмиле стало как-то неуютно — незнакомые лица, непонятный статус у самой.
«Что я тут вообще делаю?» — подумала она, рассматривая гостей.
Казалось, все были заняты каждый своим делом, и никто не обращал внимание на ещё одних прибывших гостей.
– Людка! Ты что ли? — вдруг услышала она откуда-то сбоку чей-то женский голос.
Людмила, повернувшись, улыбнулась и пошла на встречу.
– Татьян, не уж-то ты? Ну, надо же, — удивлённо обняв одноклассницу, с которой когда-то дружила, ответила она. — Какими судьбами?
– Да мы к друзьям приехали, а ты теперь, смотрю, с Лёшкой? Дорвался всё-таки до тебя?
– Да мы просто дружим. Недавно встретились, ну, и пригласил.
– И сразу согласилась? Узнаю старую, добрую Людмилу. Про старую — это я так, к слову. Ты, смотрю, не меняешься, всё такая же, что характер, что внешность.
– Да и ты, смотрю, отлично выглядишь. Как живёшь? Где сейчас?
– Да я недалеко сейчас живу, в соседней области. Замужем, двадцать лет недавно справили, трое детей уже у меня, я даже уже бабушкой успела стать, — улыбнувшись сказала Таня. — Дочка старшая рано вышла замуж, вот и родила внучку. Ну, а ты как? Муж, дети есть?
– Развожусь сейчас, а детей нет, не получилось — бурная молодость повлияла. Пятнадцать лет прожили с мужем.
– И что так?
– Да так, — махнув рукой ответила Люда. — Слушай, а что за человек-то, этот юбиляр, а то приехала даже не знаю к кому? — только чтобы уйти от расспросов, спросила она. 
– Лёшка с ним сотрудничает, по старой дружбе. Они дружат с детства, как и мой муж, потому и мы здесь. Ты не думай, человек он отличный, деловой, компанейский. Пойдём, я тебя познакомлю.
Вечером, когда гости потихоньку уже начали, кто разъезжаться по домам, кто разбредаться по соседям, с которыми юбиляр тоже поддерживал дружеские отношения, кто отправился на ночь в гостевые домики, стоявшие неподалёку от дома хозяев. Людмила, всё ещё чувствуя себя, как не в своей тарелке, вышла подышать воздухом, сев на лавочку, стоявшую напротив дома. Она с улыбкой прислушалась к голосам птиц, доносившимся откуда-то из глубины деревьев, стоявших рядом с домом.
– Ну, чего, Люда, скучаешь? — подошёл к ней Алексей. — Ничего, если составлю компанию, не против?
– Садись, — махнув головой на свободное место рядом, ответила она.
– Эх, Людка, Людка, — накинув ей на плечи свою ветровку и сев рядом сказал Алексей. — Чего же ты раньше-то всё ждала? Вот сидим мы с тобой вдвоём, а ведь первый раз так. Всё бегала от меня, а я, видишь, помню тебя, не забыл, — и обняв за плечи прижал к себе.
– Шустрый какой, — отстранять от него и сняв с плеча его руку ответила Люда. — А не рано ещё руки-то в ход пустил?
– А чего ждать-то? Мы тут одни, все в доме разбрелись кто куда. 
– А ты сразу сюда, так сказать, с места в карьер? — с усмешкой спросила она.
– Ну, ты же сюда со мной не просто так приехала? — хитро посмотрев на неё сказал он.
– Ну, да, конечно, за чем же ещё я тут? Давай-ка каждый пойдёт к себе. Ты там, где тебе Сергей место выделил, а я с Таней. Так что всё, спокойной ночи.
– Вот, Людка, как раньше динамила, так и сейчас не изменилась.
***
– Людмил, может ко мне заедешь, хоть квартиру посмотришь? Новую купил не так давно. Обставить-то обставил, но всё-таки женский-то взгляд не помешали бы, — с улыбкой посмотрев на неё спросил Алексей, когда они уже выехали из посёлка обратно в город.
– Ну, и наглый же ты, Лёшка. Чешешь с таким напором, — хитро улыбнувшись ответила она.
– Да ладно, я же просто в гости зову. Не хочешь, домой отвезу. Квартира у меня хорошая, новая, тебе бы понравилась.
– Ну, если так настаиваешь, поехали. Всё равно выходной, времени ещё мало, домой ещё успею, — потянувшись и томно посмотрев на него ответила Люда.
Квартира Алексея находилась на одной из улиц тихого спального района.
– Ну, заходи. Чувствуй себя, как дома, — открыв дверь и пропуская её вперёд, сказал Алексей.
Людмила, пройдя в квартиру, подошла к окну. С восьмого этажа открывался красивый вид на море.
– Специально выбирал. Вырос на море, а сейчас приходится жить вдали, как говориться, на суше, хотя бы отсюда на него полюбуюсь. Ну, нравится? — обведя рукой комнату, спросил он.
– Красиво. 
– А хочешь, тут оставайся, — посмотрев на неё спросил он. — Мне как раз хозяйки тут не хватает, может, станешь ей?
– До чего же ты всё-таки наглый, — томно улыбнувшись ответила Люда. — Так сразу быка за рога?
Алексей, подойдя к ней, опёрся руками о стену, как бы перегораживая ей путь.
– А чего? Я не романтик, не привык ко всем этим сантиментам, лучше уж сразу, напрямую, чем вокруг да около. Да и если не хочешь, удерживать не буду, я же не насильник какой-нибудь, — и он убрал одну руку, как бы давая ей выбор, но всё также смотря на неё.
– А знаешь, пожалуй, я и соглашусь.
***
Люда открыла дверь своим ключом и тихо зашла в квартиру. Было ещё рано, до работы оставалась несколько часов, и она, решив не будить родителей, тихо прошла мимо их комнаты к себе, и, уже открыв дверь, вдруг позади себя услышала голос матери.
– Ну, и у кого же ты ночевала? — недовольно посмотрев на дочь спросила мать.
– Мам, я уже взрослая женщина и могу не отчитываться.
– А ничего, что мы с отцом волнуемся?
– Мам, я же позвонила и сказала, чтобы вы меня не ждали.
– Значит, с ним была? С Алексеем?
– Я знаю, что ты была бы против и он, кстати, это знает, потому и избегает встречи. Ты можешь быть к нему помягче? Ну, был человек таким, сейчас уже другой, а ты его всё ещё судишь по прошлому. Я ухожу к нему, вещи пришла забрать.
– Ты даже ещё со Славой не развелась, а уже нового нашла, быстро же ты, — упрекнула мать.
– Если так получилось, что теперь? Или я крест на себе должна ставить, если Славка не хочет жить по-человечески? Давай на этом закончим, не хватало нам ещё рассориться из-за всего этого.
– И в кого ты у нас только пошла такая? Рубишь с плеча, так и надорвёшься когда-нибудь, — покачав головой ответила мать.
– Ничего, до этого не надрывалась что-то. Я знаю, что делаю.
***
Ольга прошла в квартиру.
– Ну, чего, нравится? — довольно посмотрев на неё спросила Люда.
– Значит, ты теперь тут хозяйничаешь? — рассматривая обстановку спросила Ольга. — А сам где?
– А он как всегда, несколько месяцев тут, а потом туда уезжает. Так что сейчас опять домой уехал.
– А ты тут, значит, одна? Не боишься, что он и там не один, а вдруг он женат? Ты его спрашивала?
– Нет, не спрашивала. Меня всё устраивает, — опустив глаза ответила Люда. — Ты лучше скажи — как квартира? — чтобы уйти от разговора о личной жизни Алексея, спросила она.
– Красивая, и обстановка, — покачав головой ответила Ольга. — Сразу видно, Лёшка не бедствует. Вид, кстати, красивый, — отодвинув занавеску и посмотрев в окно сказала она.
– Он специально выбирал, по морю скучает.
– Знакомо как-то. Значит, тебя всё устаивает, а вот когда Славка в море захотел, почему-то против была. Кстати, он женился недавно.
– Это его личное дело. Я про него уже давно забыла. Год почти прошёл, мы уже давно чужие люди, у каждой своя жизни, чего мне о нём напоминать? — отвернувшись к окну ответила Люда. — Кстати, я опять… — она улыбнувшись посмотрела на подругу.
– Чего опять? — не поняв спросила Ольга, но догадавшись всё-таки продолжила: — беременна?
– Ну, да, — также улыбаясь ответила Люда.
– А он знает?
– Ещё нет. Приедет через пару месяцев и уже сам всё поймёт.
– Думаешь, жениться на тебе?
– Не знаю, надеюсь, конечно, — пожав плечами ответила она.
– Ты же одна раньше не хотела растить? А если всё же не женится, что тогда? Опять избавляться побежишь?
– Нет, в этот раз всё-таки решила родить. Да и он навряд ли откажется.
Ольга недоверчиво посмотрела на неё. Она знала, как быстро меняет решения Люда и боялась, что и в этот раз из этой затеи ничего путного не выйдет.
***
Алексей, зайдя в квартиру, протянул Людмиле букет.
– Это ещё не всё, — хитро улыбнувшись сказал он. — У меня для тебя подарок. Извини, что задержался — дела. Неотложное дело было, раньше никак не мог.
– Знаешь, а у меня для тебя тоже подарок есть, — не сводя с него глаз ответила Люда. — Точнее, будет чуть попозже. Ты ничего во мне не замечаешь? — она выжидательное посмотрела на него.
– А чего я должен замечать? — присмотревшись к ней, удивлённо спросил Алексей.
– Ну, ты, Лёшка, даёшь, все уже всё заметили, а самый главный, так сказать, виновник торжества ещё нет.
– Ты беременна, что ли? — наконец-то догадался он, посмотрев внимательно на её уже округлившийся живот.
– Наконец-то догадался.
– И сколько уже?
– Пять месяцев.
– А чего сразу не сказала?
– Вначале сомневалась, а потом решила сюрприз сделать. Так что, поздравляю тебя.
– Спасибо, конечно, — в полной растерянности ответил Алексей. — Слушай, я отказываться не собираюсь, только ты должна знать…
– Что не так? — встревоженно посмотрев на него спросила Люда. — Жениться я конечно не прошу, но есть какие-то препятствия?
– Нет, ну, я же сказал, что не против, жениться я пока не могу. Я пока ещё женат.
– Как женат? — удивлённо посмотрев на него спросила она. — Ты же сказал, что развёлся?
– Так я с первой развёлся. Я же второй раз женат. Ты не спрашивала, а чего я должен говорить был? Тебя вроде всё устраивало?
– Устраивало, — с горькой усмешкой ответила Люда. — Ты у меня и не спрашивал, устраивало меня или нет. Ты сказал, что развёлся я и зацепилась за это. Какой же ты всё-таки паразит! — она, развернувшись, пошла в комнату.
– Людка, ну, ты чего? Уходишь что ли? — удивлённо посмотрев ей вслед спросил Алексей. — Люд, дай мне хоть договорить.
– Я ничего уже от тебя не хочу, чтобы ты не сказал! Ничего, слышишь!? Ничего!
Людмила, наскоро покидав вещи в сумку, вышла из комнаты, мельком посмотрев на грустно сидевшего на диване Алексея.
– Всё, я ухожу. Даже не пытайся меня уговорить. Ни ты, ни твои деньги мне не нужны, сама как-нибудь справлюсь.
И она, выйдя из квартиры, громко хлопнула дверью.
***
Людмила, наскоро поздоровавшись с Ольгой, быстро зашла в проходную.
– Ты чего такая сегодня? Чувствуешь себя плохо? — Ольга беспокойно посмотрела на неё.
– Я ушла от Лёшки.
– Чего, не хочет его, — Ольга кивнула на живот.
– Нет, почему, он даже предлагал содержать полностью… Он женат, — посмотрев в сторону ответила она.
– Ну, я же тебя предупреждала. Любишь ты рубить с плеча, всё сама и сама, никого не слушаешь. Чего теперь делать будешь?
– А ничего, как-нибудь справлюсь.
***
– Слушай, Оль, а пойдём где-нибудь посидим? Может, в кафе сходим? — продолжила Люда, выйдя из проходной завода.
– А может не надо? Тебе бы поберечься, а не по кафе ходить. Давай просто прогуляемся? И так уже погуляла хорошо. Ты лучше о нём подумай, рожать через три месяца, может шанса больше и не будет.
– Ну, как хочешь, а я на себе крест ставить не буду. У меня всё хорошо, беременность идёт нормально, я пойду, а ты как хочешь.
Людмила, сев на автобус, проехала несколько остановок до популярного местного кафе. Зайдя в него поискала глазами пустой столик, найдя один из немногих свободных села, заказав кофе. Пока заказ ещё не принесли она задумчиво посмотрела в окно, но как будто почувствовав на себе чей-то взгляд, повернулась в ту сторону, заметив смотрящего на неё с интересом молодого мужчину. Он, заметив её взгляд улыбнулся, и, встав из-за своего столика, подошёл к ней.
– Привет. Ты — Людмила? — садясь за столик, всё также улыбаясь, спросил он.
– Да, а мы знакомы? — она удивлённо посмотрела на него.
– Мы встречались на юбилее у Сергея, не помнишь? Ты с Лёшкой Сидоренко была.
– А, вспомнила. Ты тоже Алексей? Я права? — улыбнувшись, спросила она.
– Ну вот, вспомнила. Значит, расстались с ним? Теперь одна, значит?
– А ты мне компанию составить хочешь? Его заменить? — усмехнувшись спросила Люда.
– А кто его знает, может я даже лучше?
– А ничего, что я беременна?
– Могу и подождать. Только стоит ли? — он вопросительно посмотрел на неё. — Шампанского хочешь?
– А давай, не откажусь.
***
Людмила вышла из машины. поцеловав на прощание Алексея. Увидев Ольгу помахала ей, улыбнувшись.
– Ты чего, теперь с ним?
– Ну, да, — с улыбкой посмотрев вслед уезжающей машины, ответила Люда.
– Ты же его совсем не знаешь.
– Ну, и что? — равнодушно ответила она.
– Ты хоть знаешь его репутацию? Я работала одно время под его началом. Ты хоть знаешь, что он судимый был? Его судили за рукоприкладство.
– И кого же он приложил?
– Девушку свою. Поостереглась бы. Слушай, а как он относится к нему? — она кивнула на её живот.
– Нормально. Мы не говорили ещё об этом.
– Ты ненормальная, Людка, ты сумасшедшая. Ты хотя бы понимаешь, что творишь?
– А что такого? Он не мешает мне отношения заводить, — она погладила живот. — Алексей ждёт, когда я рожу.
– Ну, а дальше что? — Ольга недовольно посмотрела на неё.
– Не знаю, я же говорю, ещё не говорили об этом.
Вечером, когда Алексей заехал за ней, она всё-таки решилась на разговор.
– Слушай, Лёш, а как дальше нам быть? Когда он родится?
– Он твой, тебе решать. Только знай, чужого ребёнка я растить не собираюсь. В будущем поженимся, там и своего родим.
– Уже всё решил?
– Ну, а как же, я люблю о будущем задумываться, наперёд просчитывать. Ты мне нравишься очень, терять такую, как ты я не хочу, а вот как ты — хочешь со мной быть или нет? Решай сама.
Людмила задумчиво отвернулась.
«А если и правда — последний шанс? Жениться ли он на мне? Но и упускать его не хочу, он, может, тоже последний шанс», — думала она, смотря на городской пейзаж проплывающий за окном.
***
– Послушайте, Людмила, не мне конечно вам что-либо советовать, вы всё-таки взрослая женщина, не девчонка какая-нибудь, не смышлёная ещё, но, может, вы всё же подумаете хорошенько? — Лилия Петровна, заведующая роддома, сидела на кровати Люды, пытаясь отговорить её. — У вас прекрасный, здоровый мальчик, у вас возраст уже, может не надо так сгоряча? Многие сейчас растят ребёнка одни, кого в наше время этим удивишь?
– Я уже всё решила, прошу вас, доктор, не надо меня уговаривать. Сейчас много и таких, кто с удовольствием его усыновит. Я не могу его взять, а что-то сделать не успела.
– Я всё равно не понимаю вас. У вас же нет детей, кроме него, почему вы так хотите от него избавиться? Я вас не понимаю, — покачав головой Лилия Петровна встала. — Я ещё могу понять, если бы больной родился, хотя я тоже это не приветствую, но у вас же он абсолютно здоровый? — уже обернувшись на пороге добавила она.
Людмила, ничего не ответив, отвернулась к стене.
***
– Лилия Петровна, можно вас на минуточку?
– Да, Леночка, конечно, ты что-то хотела? — отойдя к окну в коридоре спросила она.
– Лилия Петровна, я хочу забрать одного из малышей… усыновить, — с надеждой посмотрев на неё сказала Лена.
– А муж как к этому относится? Он не будет против? Ты с ним об этом говорила?
– Мы уже говорили с ним на эту тему, он только за, — соврав ответила Лена.
– Да я и не против. Тебя и Славу я хорошо знаю, то, что вы будете хорошим родителями, тоже не сомневаюсь, но ты ещё и своего ждёшь, не пожалеешь потом, как свой родится? Это большая ответственность.
– Лилия Петровна, ну, какая разница, свой или чужой? Дети есть дети. А мне его жалко очень. К кому он попадёт? А если так и останется в детдоме? Если никто не возьмёт?
– Да, — вздохнув ответила доктор. — Не понимаю я их. Надо же так, одновременно практически родились, и от обоих отказались. Хорошо, что одного хотя бы отец забирает. Ты представляешь, — она с улыбкой посмотрела на Лену. — Так меня уговаривал, столько аргументов привёл, чуть не на колени падал, только бы я ему отдала его. Это не мужчина, а золото просто, многие бы так поступали, — вздохнув добавила она.
– Ну, и как, отдадут ему?
– Да в общем-то никто не против. Экспертизу только надо делать, доказать, что отец. А вот с другим сложнее. Ну, если вы так решили, и муж не против, тогда давайте, действуйте. Но как же я всё-таки не понимаю их, этих матерей, если можно их так назвать, после их поступка, как так можно? — покачала головой Лилия Петровна.
***
Лена тихо подошла к мужу.
– Слушай, Слав, помнишь, я тебе недавно говорила, ну, что у нас два отказника. Мальчишки здоровые, хорошенькие такие, а от них отказались, не понимаю, как так можно, — недоумённо пожав плечами сказал она. — Слав, а может возьмём одного? — нерешительно посмотрев на мужа предложила она.
– Да вроде свой скоро будет? — удивлённо посмотрев на неё ответил Слава.
– Ну, я от своего-то не оказываюсь, но тут… Так жалко. Одного из них отец забирает, уговорил всё-таки Лилию Петровну, а вот второго в дом ребёнка. А вдруг никто не возьмёт?
– Да я и не против как-то, — нерешительно ответил он. — Знаешь, а я ведь всегда хотел большую семью, не десять, конечно, детей — это всё-таки слишком, ну, хотя бы троих, четверых, а вот жена так и не родила, лечилась, но так и не смогла родить, — он задумчиво посмотрел в окно. — А потом развелись… Давай забирать мальчишку, — уже решительно продолжил он.
– Славка, я тебя так люблю! — Лена бросилась ему на шею.
***
Людмила зашла в квартиру и сразу прошла в комнату. Алексей сидел на диване, обхватив голову руками.
– Ты почему за мной не заехал?
– Мне сейчас не до тебя. У меня неприятности, понимаешь? И при том крупные!
– Что случилось? — с беспокойством спросила Люда, подойдя к нему.
– Дело завели. Этот Серёга, тварь! Раскололся! Теперь меня обвиняют в вымогательстве.
– А может можно что-то сделать? Ну, с адвокатом поговорить?
– А я, думаешь, до этого не догадался, — с каким-то отвращением посмотрев на неё ответил Алексей.
– Лёш, ну, не переживай, может не так всё страшно. В крайнем случае, может условно? — она с сочувствием посмотрела на него.
– Как же, условно. Ты дура совсем, что ли!? Как не переживать!? Мне срок грозит, а она не переживай!
– Лёш, ну, чего ты злишься? Ты тоже сам хорош, надо было друзей и знакомых лучше выбирать.
– Чего? Значит я виноват, по-твоему? Ты сама понимаешь, чего говоришь?
– Лёш, не кричи на меня и успокойся. Я тоже переживаю за тебя.
– Переживает она, как же! Дура!
– Ну, спасибо! Теперь я дура. Сам дел натворил, а я виновата. Я тебя толкала на это? Чего ты разошёлся? Бешеный какой-то.
– Кто? — уже свирепея, вдруг подскочив к ней спросил Алексей, так, что ей стало как-то не по себе от его взгляда. — Бешеный?
– Лёш, извини, я не хотела тебя обидеть. Лёш, я лучше пойду. Мы с Ольгой договорились, мне надо к ней заехать. Лёш, ты успокойся, не нервничай так, я пока пойду, ладно?
– Нет уж, — он вдруг больно схватил её за волосы, так что она вскрикнула.
– Лёш, отпусти! Лёш, мне больно! — не в силах вырваться закричала Люда.
– Тварь! — он швырнул её в угол комнаты. — Ты такая же тварь, как и все! Ненавижу вас всех! Тварь!
Люда с ужасом посмотрела на него, совершенно обезумевшего, с разъярёнными выражением глаз. Она встала и хотела тихо пройти в коридор, пока он стоял у окна и ругался вслух, но Алексей вдруг резко повернувшись подбежал к ней, ударив по лицу.
Не успевшая ещё ничего сообразить, Людмила схватилась за щеку, почувствовав, как из-под ладони потекла кровь, совершено растерявшись, она не знала, что делать и как его успокоить. А Алексей, со злобой, со всей силы ударил её уже кулаком по лицу. Не удержавшись на ногах, она рухнула на пол больно ударившись о стену. 
– Лёш, прекрати! Лёша, не надо! — кричала в отчаяние она. — Лёша, у нас же ребёнок будет! Лёша, остановись!
– Да пошла ты со своим ребёнком! Ещё не известно, от меня ли он!? — закричал он, наклонившись над ней.
Людмила попыталась его уговорить, но чем больше она это делала, тем больше накалялся он, нанося всё новые и новые удары. Когда он всё-таки решил передохнуть, она попыталась встать, но то ли её стон так повлиял на него, но он, размахнувшись, нанёс ей новый удар, теперь уже в неприкрытый живот. Людмила, закричав от ужаса, обхватила живот руками, слёзы градом полились у неё из глаз, а тем временем он, снова размахнувшись, нанёс ей новый удар. Почувствовав острую боль, она потеряла сознание. Очнулась она уже от какого-то чужого, не знакомого голоса.
– Ну, как вы себя чувствуете?
Людмила повернулась на голос. Перед ней стоял пожилой врач.
– Доктор, что со мной? — тихо, с трудом ворочая языком спросила Люда.
– Всё плохое уже позади, вы поправитесь, — с какой-то сочувственной улыбкой сказал доктор.
– Спасибо.
– Только я должен вас очень огорчить, — нерешительно начал он. — Вы, к сожалению, потеряли ребёнка. Мы ничем не могли вам помочь. У вас есть ещё дети? — вдруг спросил доктор.
– Нет.
– Но всё-таки должен вам сказать, я не имею права скрывать от вас это… Вы больше не сможете иметь детей. Конечно, случаются чудеса, но не в вашем случае, к сожалению. Ну, отдыхайте.
Людмила бесцельно уставилась в потолок. Слёз не было, просто мысли, фразы крутились у неё в голове, они шли друг за другом, непрерывным потоком:
«…Его судили за рукоприкладство… Поостереглась бы… Ты ненормальная, Людка, ты сумасшедшая. Ты хотя бы понимаешь, что творишь?.. У вас прекрасный, здоровый мальчик, у вас возраст уже, может не надо так сгоряча?.. — фразы мелькали одна задругой, не давая покоя. — Ты такая же тварь, как и все! Ненавижу вас всех!..»
– Привет! Ну, как ты? — сочувственно спросила Ольга, вбежав в палату, вскоре после ухода доктора. — Чего доктор сказал?
– А что он мог сказать, — всё также безучастно смотря в потолок ответила Люда. — Всё плохое уже позади. Я пойду на поправку. Только детей у меня больше не будет.
– Как? — Ольга, от неожиданности села на стул, стоявший рядом.
– Так. Я потеряла его, и больше не будет.
– Эх, Людка, Людка. Я же тебя предупреждала. Как же ты любишь рубить с плеча. Наломала ты дров, выше крыше. Могла бы нормально жить, или растила бы сейчас ребёнка от Алексея, а ты и его не смогла сберечь. Обязательно нужны были кафе и этот ещё… тварь.
– Я его и сберегла. Он не умер, не родился мёртвым, — Людмила посмотрела на удивившуюся Ольгу.
– Как? Я чего-то не понимаю ничего, ты бредишь, что ли?
– Нет. Я сама от него отказалась.
– Людка, ты чего несёшь? Как отказалась? Ты чего говоришь?
– Это правда. Я ради него бросила своего единственного ребёнка.
– Людка, как ты могла так? Ты же просто… У меня слов нет, — Ольга, покачав головой посмотрел на подругу.
– А что я могла!? Родителям его отдать? Мать Лёшку терпеть не может, репутация видите ли у него, да и возраст у них, и живут не очень. Ты думаешь, они его растить согласились бы?
– А ты у них спрашивала?
– А что спрашивать? — Людмила отвернулась к стене. — Что я не знаю их? Куда я с ним денусь? Да и Лёшка, зараза, мог бы сразу сказать.
– А то ты не догадывалась? Если он так просто с тобой тут закрутил, то и там навряд ли один будет, тем более не на один день туда уезжает.
– Возненавидела я просто его, ничего от него не хотела.
– Вот так бы сразу и сказала, что даже память в виде ребёнка от него тебе бы глаза мозолила. Вот ты и отказалась, назло ему, только вот себе больше навредила. Вот и расплата пришла, за все твои безрассудства, — зло бросила ей в лицо Ольга.
– Я найду его. Я верну его, — с отчаянием проговорила Люда.
– Как? Больше полугода прошло уже. Даже если найдёшь, кто тебе его отдаст? Ты же сама отказалась, собственными руками отказ написала.
Людмила, отвернувшись к стене, тихо заплакала, поняв наконец-то, что она натворила. Как она сама, собственными руками, поломала всю свою жизнь.
***
– Лилия Петровна, ну, поймите меня, я не в себе была, — размахивая руками с отчаянием говорила Людмила.
– Вы же сами отказались. Я же с вами разговаривала, я же вас уговаривала, вы ни в какую не хотели слушать ни меня, никого вообще. Вы, говорите, были не в себе? Ведь вы же знаете, что сами себе врёте. Ведь это неправда.
– Доктор, я виновата, я знаю, но сейчас… Ну, поймите меня?
– Я, конечно, вам очень сочувствую, но понять вас я не могу. И помочь тоже. Ну, что я могу сделать? Чем я тут вам помогу? Столько времени прошло, а вы только сейчас пришли и куда? Вы думаете, что мы его тут держать будем? Мы не можем. Я не знаю где он, а если бы даже и знала… Вы знаете, что есть тайна усыновления? Так вот, если бы даже и знала, то вам бы всё равно не сказала. Вы сами выбрали себе судьбу, я ничем вам помочь не могу, — Лилия Петровна развела руками. — Мне очень жаль.
Людмила, опустив голову, вышла из кабинета. Выйдя на улицу, она долга сидела в небольшом сквере, напротив здания роддома. Слова Лилии Петровны также, как и тогда в палате, кружились в голове, не давая сосредоточиться.
«Сама, сама, собственными руками разрушила всё», — думала она, смотря, как загипнотизированная, перед собой.
– Ну, и что теперь будешь делать? — спросила Ольга, когда Люда пришла к ней через несколько часов после разговора с Лилией Петровной.
– Уеду я, не могу здесь находиться. Столько дров наломала, не могу просто, уеду.
– Куда? Это тоже не выход. Тут ты хотя бы у себя дома, всё знакомое, родное, а там что? Ещё больше дров только наломаешь. Жизнь заново придётся начинать. Зачем? У тебя у брата дочка недавно родилась, им помогай, третий уже всё-таки у них, помощь не помешает. Вот и отвлечёшься. А так, опять рубишь с плеча?
– Ой не знаю, может ты и права, — отвернувшись к окну, ответила Люда.
***
Людмила не спеша прогуливалась по парку. Осень уже успела окрасить листья на деревьях в золотистые тона, а солнце, ярко светившее на совершенно безоблачном небе, только подчёркивало эту красоту, предавая ещё больше блеска и сияния этому осеннему наряду. Засмотревшись, сидя на лавочке у пруда, на отражавшийся в воде пейзаж она не сразу заметила прогуливающегося по дорожке мужчину с детской коляской.
– Слава? Ты? — удивилась она, узнав в нём бывшего мужа.
– Люда? Привет. Столько тебя не видел. Как ты?
– Ничего. А это твой? Кто хоть?
– Мальчик, сын, — с гордостью ответил Слава. — Второго сейчас ждём.
– Ну, поздравляю, — улыбнувшись сказала Люда.
– Ну а у тебя как?
– Да никак. Детей нет, так и не получилось, — вздохнув, грустно ответила она. — Мог бы быть такой же, как у тебя, только… В общем одна. Хорошенький какой, — заглянув в коляску, добавила она. — Ну, пойду, пора мне уже. Рада была тебя увидеть. А ты, кстати, так и плаваешь?
– Да, механиком. Ну, давай, может ещё когда-нибудь увидимся. Пора нам, а то мама будет волноваться.
Людмила, чуть отойдя, грустно посмотрела вслед Вячеславу. И так же не спеша пошла обратно, к воротам парка, уже не замечая ту природную красоту осени, которой, буквально каких-то полчаса назад с улыбкой любовалась.
***
Зазвонил телефон. Люда спросонья всё никак не могла сообразить, что это трезвонит, но, проснувшись окончательно, поняла, что это телефон. Нехотя взяв его в руки, она посмотрела на экран.
– Оль, ну, ты чего в такую рань? Выходной же, — недовольно спросила она.
– Ты лучше давай бегом в душ, чтобы проснуться окончательно и дуй быстрее к Лёшке! — крикнула в трубку такая же недовольная Ольга.
– В смысле — к Лёшке? Какому ещё? — не поняв, о чём ей говорит подруга, удивлённо спросила Люда.
– Не к этому, бешеному, естественно. Я сегодня детей к бабушке отвозила и встретила его, короче, по телефону долго рассказывать, и, знаешь, лучше вам всё-таки встретиться. Поверь мне, ты сильно пожалеешь, если не приедешь к нему, и это мягко сказано.
– Не поймёшь тебя вообще. Сбаламутила совсем. Ну, ладно, на этот раз послушаюсь, сейчас соберусь.
Людмила, наскоро приняв душ, только чтобы наконец-то совсем проснуться, быстро собралась, даже не позавтракав. Пока ехала на другой конец города, туда, где жил Алексей и когда-то жила сама, она всё размышляла, вспоминаю свою жизнь. Напоминание об Алексее снова затронули рану в её сердце, которая всё ещё, время от времени, давала о себе знать. Подойдя к знакомому дому, она в нерешительности остановилась у подъезда, боясь набрать на домофоне номер его квартиры, но всё-таки пересилив и страх, и боль, набрала цифры.
– Кто там? — услышав знакомый голос, она почувствовала, как ком подкатился к горлу.
– Лёша — это я, — тихо и как-то не уверено ответила она, добавив черед паузу: — Людмила.
– Ты? Ну, проходи.
Раздался сигнал, и она, открыв дверь, застыла на мгновение на пороге, но снова пересилив себя, выдохнув, зашла внутрь, уже уверенно зашагав к лифту.
– Я уже и не думал увидеть тебя когда-нибудь, — подойдя к квартире услышала она. — Проходи.
– Я и сама не собиралась, мне Ольга позвонила, сказал, что мне лучше приехать. Не знаю, нужно ли было? — боясь посмотреть ему в глаза ответила Люда.
– Ольга, значит? Ну, что же, значит — судьба. Проходи, — он показал рукой на комнату. — Ты здесь всё знаешь, будь, как дома.
– Ты так и мотаешься?
– Не угадала. Тут уже почти год живу. Бизнес немного изменил, причина была. Я, кстати, с женой развёлся. Теперь с сыном здесь живу.
– Каким сыном? У неё забрал? — удивилась Люда.
– Да нет, зачем? У меня свой есть, от другой. Скоро будет год ему уже, хочешь посмотреть? — как-то пронзительно посмотрев на неё, с упрёком спросил Алексей.
– Я что-то ничего не понимаю, — нервно дыша, ответила Люда, начав догадываться, про кого он говорит.
Алексей ушёл в комнату и вышел оттуда с ребёнком на руках. Мальчик с интересом посмотрел на незнакомую женщину.
– Знакомься, хотя надо ли так говорить, Захар. Не знаю нравиться тебе или нет такое имя?
– Лёша, но как? Как ты его нашёл, где? — тяжело дыша, с комом в горле спросила она.
Она не сводила глаз с ребёнка. Ей хотелось взять его на руки, прижать к себе, поцеловать, но она боялась… Боялась реакции сына, как мог маленький, ничего ещё не понимающий ребёнок, отреагировать на неё, незнакомую ему женщину? Боялась и осуждающей реакции Алексея.
– Знала бы ты, сколько нервов мне это стоило, сколько сил потратил, связи кое-какие хотел уже подключить, — посадив на диван сына и дав ему игрушку ответил он. — Танька уже хотела помочь, думали сами усыновить, если что, а я бы растил. Спасибо, доктор всё поняла, приняла мою сторону. Так что, вот такая история, — разведя руками и строго посмотрев на неё, ответил Алексей. — Я же любил тебя, говорил же, что не брошу, из-за тебя из семьи ушёл, а ты… Я же сказать не успел, тогда. Мы и раньше с женой не очень ладили, жить жили, а ладу не было, ругались постоянно. А тут ты как раз появилась. Я жениться хотел.
– Лёшка, я… — не зная, что сказать, начала Людмила, переводя взгляд с него на сына, к которому всё также боялась даже подойти. — Я…
– Что, ты! Тебя убить мало, прости за такие слова, а вместо этого я тут тебе всё это рассказываю и в любви ещё признаюсь. — Что ты за человек вообще? Ты о ком-нибудь вообще думаешь? Ты даже его не пожалела, — показав рукой на сына сказал Алексей.
Людмила ничего не говоря, обхватив голову руками, разрыдалась.
– Плачешь? Ну, хоть что-то живое, значит, в тебе осталось. Ладно, всё, успокойся, — уже без злобы обняв её сказал он. — Это хорошо, что он ещё маленький совсем, ничего не понимает и не запомнит ничего. А ты уже не маленькая, хватит дров ломать, давно пора уже за ум браться.
– Но как ты узнал про него? Я приходила, но его уже не было, а где он, я не знала, — всё ещё плача спросила она, посмотрев на Алексея.
– Спасибо этому твоему не состоявшемуся жениху, проговорился, перед самыми твоими родами. Не успел я, просто, с тобой поговорить. Значит так, Людмила, давай-ка возвращайся в семью, я тоже не каменный и долго ждать не буду, один шанс тебе даю, больше не будет. Хватит уже, наигралась чужими жизнями, пора с этим заканчивать. Только учти, если ещё дров захочешь наломать, больше тебе ни меня, ни его не увидеть, ты уже один раз от него отказалась, в следующий раз мы откажемся от тебя.
– Лёшка, я уже не та, как раньше, — с надеждой посмотрев в его глаза ответила Люда. — Я больше не уйду, жизнь меня уже так проучила. Прости меня.
– Давай-ка собирай свои вещи и дуй к нам, мама нам нужна позарез.


Рецензии