Ковзан Борис Иванович

Ковзан Борис Иванович (7 апреля 1922 – 1985), лётчик-истребитель, капитан. Единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана; при этом он остался в живых и продолжил служить в Военно-Воздушных Силах.

Родился в городе Шахты Донской области (ныне – Ростовской области) в семье почтового служащего. В 1935 г. семья Ковзан переехала в город Бобруйск Могилёвской области Белорусской ССР. Окончил 8 классов школы. Занимался в Бобруйском аэроклубе. В Красной Армии с 1939 г. Окончил Одесскую военно-авиационную школу пилотов. С 1940 г служил в истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 г. На третий день войны, 24 июня, в битве за Гомель пулемётным огнём сбил бомбардировщик Дорнье-215.

С октября 1941 г. принимал участие в битве за Москву. 29 октября 1941 г. в районе Зарайска после израсходования боеприпасов таранил Мессершмит-110. Ковзану удалось винтом своего истребителя обрубить хвостовое оперение немецкого тяжёлого истребителя и затем благополучно посадить свой повреждённый самолёт.

21 февраля 1942 г. в районе Вышнего Волочка протаранил вражеский бомбардировщик Юнкерс-88. Совершил жесткую посадку в окрестностях Торжка.

9 июля 1942 г. в бою под Новгородом ударом плоскости совершил таран истребителя Мессершмит-109f. После столкновения немецкий летчик не смог выровнять самолёт и разбился, у истребителя Ковзана заглох мотор, но ему удалось посадить самолёт близ деревни Любницы. За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 г. представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда была заменена на орден Красного Знамени.

13 августа 1942 г. в районе города Старая Русса капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик Юнкерс-88. Это был его четвёртый по счёту таран. От удара оба самолёта развалились на куски. Ковзана выбросило из кабины через открытый фонарь, и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав бедро, руку и несколько рёбер.

Из болота Ковзана его вытащили подоспевшие местные жители и доставили к партизанам, откуда самолётом он был переправлен через линию фронта. Провёл в госпиталях 10 месяцев. Через 2 месяца почти срослось бедро, ещё скорее зажила сломанная рука. Через полгода затянулась рана на голове. Лётчик, потерявший правый глаз, добился выписки из госпиталя с заключением «Годен без ограничений» и продолжил службу в ВВС. В книге «Солдаты империи» Феликс Чуев пишет:

«Он рассказывал мне, как после вручения Звезды Героя его пригласил Сталин и подробно обо всем расспросил. Поинтересовался, чем дальше собирается заниматься Ковзан.

– Вернусь в свою часть, буду продолжать воевать, – отвечал изрубленный металлом летчик-истребитель.

– Думаю, вы уже достаточно повоевали, – сказал Сталин. – А вот подучиться бы не мешало, скажем, в академии.

– Я не потяну, товарищ Сталин, – честно признался Ковзан.

– А вы дайте мне слово, что будете учиться!

– Обещаю, товарищ Сталин.

– А как у вас дома дела?

– Только вот родился сын.

– Поздравляю! Стране нужны люди.

Когда летчик вышел во двор, его ждала машина, и на заднем сиденье он обнаружил большую коробку, где лежали пеленки, распашонки – все для новорожденного…

Ковзан вернулся в свою часть, его вызвал вышестоящий генерал:

– Что будем делать?

– Служить, – ответил летчик.

– А какое слово вы дали товарищу Сталину?

„Все знает“, – подумал Ковзан. Пришлось поступать в академию, где он на вступительных экзаменах не ответил ни на один вопрос и был принят».

В годы войны летал на истребителях И-15 бис, МиГ-3, Як-1, Ла-5. Совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолётов, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном.

После войны продолжил службу в Советской Армии. С 1945 г. – помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. Окончил Военно-воздушную академию. С 1958 г. подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба ДОСААФ. С 1969 г. жил и работал в Минске. Полковник в отставке (1975).

Герой Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

В Минске и Рязани на фасадах домов, в которых жил Б. И. Ковзан, установлены мемориальные доски. В Бобруйске в честь лётчика-героя названа улица им. Ковзана. Подвигу лётчика Б. И. Ковзана посвящён выпуск марки Почты России (2014).


Иллюстрация: Бельтюков Владимир Иванович. Марка Почты России, посвящённая подвигу лётчика-истребителя Б. И. Ковзана (серия «История авиации. Воздушные тараны», 2014).


Рецензии