Великие люди от Авраама до Хокинга 34

Девятнадцатый век (продолжение)


Извечно находясь под гнетом мужчин, женщина мало-помалу становится либо бесправным, порабощенным существом, либо, наоборот, агрессивной бунтаркой, анархически настроенной личностью вроде революционерки Александры Коллонтай или танцовщицы Айседоры Дункан. Их биографии пестрят бурными приключениями, словно придуманными опытным романистом.
Дерзкие женщины рождаются при особых обстоятельствах, и не каждой из дочерей Евы дано стать возмутительницей общественного порядка.
Когда 16-летней Александре Коллонтай столь же юный Иван Драгомиров предложил соединиться навеки, та отказала, и молодой человек застрелился. Так состоялось «огненное крещение» знаменитой красавицы, сводившей с ума мужчин до глубокой старости.
Проблема «свободы любви» встала перед Коллонтай, когда она с мужем, а также подругой Зоей Шадурской и офицером Саткевичем начали жить «коммуной». Впоследствии семья распалась. Бросив малолетнего сына, Александра Михайловна уехала за границу, где вскоре с ней случилось нервное расстройство.
Решительно порвав с семьей, Коллонтай вскоре сделалась специалистом в области «пролетарской нравственности» и автором трех книг. Это был блестящий успех, однако не слишком ли высокой ценой он ей достался?
Коллонтай принадлежала к тем женщинам-энтузиасткам, для кого «идея» превыше всего. Она, и ей подобные женщины, энергичны, деятельны, преследуют некую великую цель. Семейные радости их не привлекают. Поборница «свободной любви» позволяла себе приятные, щекочущие нервы интимные связи.
Так произошло с экономистом Петром Масловым, который ради прелестной социал-демократки оставил семью и поселился в Европе.
Потом был бурный роман с революционером-пролетарием Александром Шляпниковым – волевым, напористым мужчиной на 13 лет моложе ее.
После большевистского переворота Коллонтай, ставшая наркомом «государственного призрения», сошлась с Павлом Дыбенко, темпераментным матросом, который был на 17 лет моложе ее, что вполне устраивало «валькирию революции». Впрочем, и здесь не обошлось без трагических сцен. Как-то после одной из ссор на почве ревности Павел сделал попытку застрелиться. Сердобольная Александра Михайловна выходила раненого, а вскоре оставила его навсегда.
Одним из последних любовников Коллонтай был французский коммунист, секретарь советского полпредства в Норвегии Марсель Боди, бывший на 21 год моложе обожаемой пассии. Чем старше становилась прелестница, тем больше ее тянуло к молодым мужчинам.
Во время кровавого террора 1937-1938 годов были расстреляны почти все бывшие любовники Коллонтай: Саткевич, Шляпников, Дыбенко. Сама же Александра Михайловна благополучно отсиделась в Стокгольме, где занимала высокую должность посла Советского Союза.
Скончалась Коллонтай в глубокой старости, не дотянув до своего 80 летия 5 дней. Эта роковая женщина принесла неисчислимые беды своим поклонникам, оставаясь неуязвимой под ударами судьбы.

Композитор Сергей Василенко – русский фавн. Его светлая, идиллическая музыка умиротворяет слушателей. Поэтому можно смело утверждать, что созданная им в 1941 году опера «Суворов» изначально была обречена на провал.
Гении знают, в чем заключается их сила, талантливые художники не понимают себя.

В натуре антрепренера Сергея Дягилева клокотала энергия суперпродюссера, двигавшего вперед новое искусство.

О Дягилеве иначе не скажешь, как о смелом революционере в художественном творчестве.

Заслуги Дягилева перед русским искусством огромны: он организовал Исторические русские концерты; открыл выставку русских портретов; создал общество «Мир искусств» и одноименный журнал; провел цикл концертов Русские сезоны в Париже; собрал и руководил международной балетной труппой; осуществил десятки оригинальных оперных постановок в театрах мира – вот далеко не все его свершения в искусстве!

Принцип «разумного скептицизма» британского философа и математика Бертрана Рассела – это моральная броня, за которой он чувствовал себя в полной безопасности.

Философское здание Рассел воздвиг на прочном логико-математическом фундаменте.

Интеллект для Рассела – эликсир здоровья. В вопросе продления жизни ученый находился среди тех, кто надеялся только на себя, а не на Божью волю. Он физически работал в саду, вел активную научную деятельность, в итоге – прожил почти 100 лет.

Из четырех браков Рассела счастливым оказался только последний из них. Ему было в это время за 80 лет. Любопытно, что в таком преклонном возрасте страстный и любвеобильный мужчина созревает для нормальной семейной жизни, которая продолжалась у Рассела ни много, ни мало – 17 лет!

Редко встречаются политики, выступающие в роли профессиональных исследователей музыкального искусства. Среди таких уникальных людей следует назвать французского премьер-министра Эдуара Эррио. Он написал фундаментальную книгу «Жизнь Бетховена». Таким же был его сверстник, народный комиссар по иностранным делам Советского Союза Георгий Чичерин. Дипломату принадлежит книга «Моцарт», которая имела научно-критическую направленность. Эррио и Чичерин – политики новой формации.

Михаил Кузмин – поэт аквамариновых далей.

Кузмин – кремово-голубой поэт.

Любование красивым мужчиной делает неповторимыми Александрийские стихи Кузмина.

Нежный манящий взгляд любимого мужчины в изысканных стихах Кузмина исключительно притягателен.

Кузмин испытывает любовь к мужчине с благородной душой и прекрасным телом.

Литератор Ирина Одоевцева рисует своеобразный облик поэта Михаила Кузмина: «Кузмин – король эстетов, законодатель мод и тона. Он – русский Брюммель. У него триста шестьдесят пять жилетов. По утрам к нему собираются лицеисты, правоведы и молодые гвардейцы присутствовать при его «petit lever». Не потому ли королевский «малый утренний приём» Кузмина привлекает столь специфический контингент, что звезда поэта сияет обворожительным голубым светом?»

В жилах поэта-гея Михаила Кузмина и композитора-гея Петра Чайковского течет французская кровь. Это тонкие и одухотворенные люди. Их талант универсален: поэт Кузмин пишет музыку, композитор Чайковский – стихи.

Поэты Михаил Кузмин и Софья Парнок – принц и принцесса однополой любви.

Нужно быть по-мужски волевой, настойчивой и даже бессердечной дамой, чтобы войти в клуб миллиардеров Америки и создать империю красоты, простирающуюся на все пять континентов. Это оказалось под силу эмигрантке из Польши Элене Рубинштейн!

Писатель Михаил Пришвин – вдохновенный поэт русской природы.

Пришвин с душевным трепетом открывает бесценные сокровища родной земли.

Пришвин – выразитель мыслей и чувств простых людей. Всю сознательную жизнь его кумиром остается народ!

С молодых лет Пришвин – типичный русский интеллигент-народник. Царя сменяют большевики, а он по-прежнему тешит себя иллюзиями насчет духовной красоты народа!

Любить высокообразованную молодую женщину, будучи старше ее почти на три десятилетия, и при этом фиксировать на бумаге каждый свой и ее шаг, малейшие движения души – это нелегкое психологическое испытание для обоих супругов.
Осенняя любовь Пришвина была не чем иным, как слепым наваждением, усиленным магией слов. «Дневник любви» писал, скорее всего, вдохновенный поэт, нежели любящий муж.

Гениальный певец Фёдор Шаляпин – строптивый, но преданный сын России.

В голосе Шаляпина слышится плач многострадального русского народа.

Музыка композитора Сергея Рахманинова благоухает белой сиренью.

Музыка Рахманинова доносит до слуха шепот полевых трав.

Музыка Рахманинова целительна, как святая вода.

Рахманинов обращает скорбную мелодию к Небесам, чтобы ангелы услышали людскую печаль.

Музыка Рахманинова широка и раздольна, как матушка-Русь.

Величаво, с затаенной грустью льется музыка Рахманинова.

Под сводами неба звучат церковные колокола, по оврагам бегут весенние ручьи, оживает вся природа – вот о чем повествует музыка Рахманинова.

В груди Рахманинова бьется беспокойное сердце русского патриота.

Сергей Рахманинов – белая роза в цветнике Роберта Шумана.

Сергей Рахманинов воспринимает от Фридерика Шопена возвышенные романтические эмоции, от Петра Ильича Чайковского – проникновенную лирику, в итоге рождается неповторимая рахманиновская музыка.

Композитор Николай Черепнин носит два кольца – серебряное эстетизма и оловянное эклектизма! Его балет «Павильон Армиды» произвел фурор в Париже и остается неизвестным на родине.

Талант французского писателя Анри Барбюса опален пламенем войны.

После Великой Октябрьской социалистической революции Барбюс несколько раз посещал Советский Союз. В 1935 году он издал книгу «Сталин». Однако вскоре умер. Надгробный памятник Барбюсу в Париже сооружен из уральских камней, а эпитафия принадлежит «отцу народов». Аналогичная ситуация возникла в 1919 году. Американский журналист Джон Рид выпустил книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Вскоре он скончался. Вождь пролетариата Владимир Ленин дал указание поместить останки журналиста в Кремлевской стене!
За идеологическую услугу советские руководители щедро вознаграждали своих единоверцев!

Асорин – кастильско-испанский летописец жизни с исключительно тонким, акварельным отображением красоты мира.
В его творчестве видное место занимают романы, исторические и психологические эссе, большое количество литературно-критических статей.

Политический деятель, философ, экономист, ученый, писатель, врач Александр Александрович Богданов (А.А. Малиновский) находится у истоков всеобъемлющего знания.

«Тектология» Богданова – это сверхнаука, то есть, по определению ее автора, «всеобщая организационная наука». Она обеспечивает гармоническое единство духовной культуры и физического опыта.

«Тектология» Александра Богданова – это предматематическая «кибернетика» Норберта Винера. Надо заметить, что отцы обоих ученых встречались в белорусском городе Гродно, а их гениальные дети были среди тех, кто закладывал фундамент современного технологического прогресса.

Создав институт переливания крови в Москве, Богданов умер после одного из опытов с кровью на самом себе.

Святая, благодатная, чудесная Россия; светлая, радостная, счастливая Россия; энергичная, деятельная, отчаянная Россия – все это матушка Русь писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Его Отчизна изображена ярко, красочно, рельефно, с любовью и благоговением, со скорбью и надеждой на ее вечно цветущее бытие. Поэтическое очарование прозы Шмелёва заставляет трепетать сердце каждого русского человека, мечтающего о разумно устроенной России.

Шмелёв – мастер слова и тонкий стилист. Писатель восхищается красотой русской природы. Он исключителен в отображении жизни и быта людей разных сословий. Шмелёв – знаток русской души, психологии реального, а не придуманного человека. Во всяком персонаже, кем бы он ни был – лакеем, сапожником, няней, госпожой, офицером, учителем, кулаком, пацаном-беспризорником – писатель отыскивает Божью искру, определяющую высший смысл его существования на земле. Трудно сравнить Шмелёва с кем-либо из литераторов, передающих живую разговорную речь героев: в каждой фразе содержится народная мудрость, в каждом слове таится целая гамма ощущений, вызванных воспоминаниями о дорогой ему родине. Все это у него естественно, правдиво и осязаемо.

Читая рассказы, повести и романы Шмелёва, понимаешь, что перед тобой – маг и чародей живой русской речи.

Колдобины российской жизни Шмелёв посыпает золотым песочком простонародного говора.

Шмелёв наполняет русскую литературу духовным восторгом, радостью и полнотой жизни. Писатель вносит в нее целительный дух православия.

Шмелёв оставляет потомкам богато иллюстрированную энциклопедию русской бытовой жизни дореволюционной России.

У Шмелёва две России: идеальная царская и кровавая большевистская. Исторической России он не знает.

Главным содержанием литературы Ивана Шмелёва и живописи Бориса Кустодиева выступают радость, здоровье и красота. В их произведениях запечатлен повседневный быт народа, яркие характеры и крутые нравы людей, красочные сцены праздников, церковных служб. Описываемые события показаны им в малейших деталях и подробностях, в бесконечном разнообразии и многоцветии. Они воплощают торжество жизни ради самой жизни, создают гимн счастья и мечты о счастье!

 Русский и советский архитектор Алексей Щусев не придерживался одной идейной установки. Он воздвиг Храм-памятник Сергию Радонежскому на Куликовом поле, спроектировал Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади и надгробие патриарха Московского и всея Руси Сергию. Архитектор Щусев велик художественными творениями, а не иллюстрациями тех или иных идей!

Нужно быть смелым, чтобы, живя в Америке, выступить с критикой американского прагматизма. Таков философ Артур Онкен Лавджой. Однако самым большим достижением мыслителя надо считать то, что он проявил себя, как историк различных идей. В его системе присутствуют элементы всеобщего знания.

Соединив в единую философскую систему знание и веру, американский философ-неореалист Уильям Пепперелл Монтегю назвал ее «спиритуалистическим материализмом». Но, спрашивается, почему бы не говорить о «религиозном» или «идеалистическом» материализме?
Крайности опасны, середина – разумна.

Валерий Брюсов сооружает поэтический храм гармонии и красоты.

Брюсов – жрец красоты в храме искусства.

Брюсов – аполлон света и красоты.

Брюсов поклоняется Афродите в творчестве и жизни.

Брюсов воспевает красоту под аккомпанемент античной лиры.

Не ошибемся, если скажем, что Брюсов в поэзии – ангел красоты.

Вдохновенный, пламенный Брюсов открывает читателям экзотику Востока.

Брюсов – огненный ангел вожделения, посещающий русскую литературу тогда, когда в ней возникает тема плотской любви и чувственности.

Жаром сладострастия дышат эротические стихи Брюсова.

Из классического стиха Валерия Брюсова и эпико-повествовательного мифотворчества Вячеслава Иванова через 50 лет возникает поэзия лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.

Нельзя не восторгаться утонченно-аристократической эротикой прозы британского писателя Сомерсета Моэма. Романист и по совместительству агент английской разведки издал 78 книг!

Прозаик Моэм говорит, что жизнь – это таинственный иероглиф, смысл которого нельзя разгадать.

Жизнь беспорядочна и бесцельна, тогда как искусство стремится к прекрасной и разумной жизни – вот о чем пишет в своих книгах Моэм.

Знакомясь с прозой Моэма, невольно приходишь к выводу, что искусство – это восторженные глаза жизни.

Для выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда театр – разноцветный фейерверк, озаряющий ночное пространство.

Для Мейерхольда театр – магический кристалл, сверкающий всеми гранями естественной и декоративной красоты.

Мейерхольд – эстетствующий революционер в театре. Для него актер – не личность, а безупречно работающая «биомеханика».

Мейерхольд – режиссер с конструктивной головой и восторженным сердцем.

Режиссер-новатор Мейерхольд – клоун и звездочет в одном лице!

Мейерхольд – трагикомический режиссер в театре абсурда!

В высшей степени эстетичном театре Мейерхольда правда и условность совершают рискованные цирковые трюки!

Николай Бердяев – философ мистической свободы.

Взоры Бердяева обращены к гуманной, «очеловеченной» религии.

По мнению Бердяева, Бог не существует без человека.

Пытливая мысль Бердяева не в состоянии вырваться из философско-религиозных тенет.

Бердяев – духовный наследник Достоевского.

Бердяев развивает соловьёвскую идею «богочеловечества»: Бог воплощается в человеке, человек – в Боге.

Философы Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр – субъективисты в понимании свободы. А ведь их свобода – это персонализированное рабство!

Американский поэт Роберт Фрост – певец сельскохозяйственных угодий и фермерского труда. У него сложные отношения с природой, которая и благо для человека, и отчужденная от него стена, поднимающаяся в вечность. По воле судьбы Фрост прожил 88 лет, был удостоен четырех Пулитцеровских премий.


Рецензии