Школа на Зареке

 

Курсы повышения квалификации  для Галины окончились успешно ; она блестяще, по отзывам членов  комиссии,  защитила воспитательную систему работы школы, и ей предложили работу в Петрозаводске на выбор в любой из четырех школ: №8, №40, №17 и в поселке Соломенное. Галина выбрала №8, о чем позже не  раз пожалела, в центре, поближе к дочерям, которые  учились здесь уже два года.
 Она располагалась по адресу: ул.Волховская, д.10. в четырехэтажном здании довоенной постройки с 1938 года. А вокруг стояли двухэтажные дома.

Восьмого ноября Галина пришла на работу к 8 утра. На небольшой планерке здесь же в Учительской, директор школы Мария Дмитриевна представила ее коллективу и Галине  выделили стол для работы, пока готовят ее  кабинет .Первое впечатление от встречи с директором и учителями было взаимно приятным.

-С чего начать работу на новом месте?

 Галина попросила Евгению Николаевну Хлюстову,  которая временно  исполняла обязанности зам.директора по воспитательной работе,  ввести ее в курс дела, рассказать о традициях школы, учителях, на кого можно положиться в подготовке к юбилею школы, ведь остается три месяца до него .Евгения Николаевна была очень рада приходу сильного специалиста,  и они с Галиной проработали весь день вместе. Этот разговор помог Галине  в дальнейшем наладить работу с учителями,  учащимися и их родителями. Раскачиваться было некогда,  и Галина предложила создать оргкомитет по подготовке к юбилею, а на ученическом уровне создала Совет старшеклассников из ребят, желающих помочь в подготовке праздника.

 В школе был собран большой материал по истории школы, но все материалы в беспорядке были сложены в кладовке и до них уже давно никому не было дела. Галина решила их изучить. От пыли слезились глаза и началась аллергия, но она получила представление о школе,  ее выпускниках, учителях-ветеранах.  Одновременно Галина вела беседы с учителями,  особо с ветеранами. Они много рассказали о своих  выпускниках, известных людях города, из истории школы 50-80-х годов.

    Из материалов “ кладовки” Галина узнала, что с 1938 года школа №8  была мужской вплоть до 1954 года. А потом стала смешанной - в школу пришли учиться девочки. Это коренным образом изменило работу школы. Во дворе школы был разбит большой опытнический сад-огород, где учащиеся под руководством  учителя  биологии Колесниковой Раисы Андреевны  проводили селекционные работы;  за свои  успехи  представители школы ездили в Москву на ВДНХ. А также выращивали овощи и ягоды, которые шли на стол учащимся и учителям, и даже продавали населению.

Директор школы Александра Гавриловна  Полякова жила с семьей при школе. В 60-е годы на базе школы открыли Учебно-Производственный Комбинат(УПК), который возглавил А.Ф.Ганжиков. Здесь учащиеся получали рабочие профессии: юноши-электрика, а девушки-секретаря-машинистки .Школа №8 была лучшей в городе. Она выпустила в жизнь выпускников, которые позже стали известными в городе людьми. И теперь, узнав об этих людях, Галина стала встречаться с ними и записывать их воспоминания. Это позволило написать более подробную историю школы.

 Кроме того Галина выяснила в Крестовоздвиженской церкви, что школа ведет свое начало от церковно-приходской школы и ей по-настоящему сейчас будет сто пять  лет, а не шестьдесят. Эта новость стала большим открытием для школы. Необходимо было нанять человека из Архива, который бы нашел документ, подтверждающий этот факт и сделал бы его. Это было дорого и директор не захотела делать справку. А жаль.

14 февраля большой зал Дворца творчества едва вместил всех желающих прийти на праздник, посвященный 60-летию школы. “Сердце отдаю детям”-красиво оформленное панно висело на сцене и создавало особый настрой у гостей. Это рефреном  прошло  через весь вечер. Его вели две выпускницы Галина Разбивная и Мария Ануфриева вместе с Галиной Макаровной. Они открыли вечер песней, которую сочинили две Галины:

Пришла весна, я точно знаю,
Пришла любовь, прошли снега,
Но ты мне, Зарека родная,
И в непогоду дорога.

На этой Зареке подростком
Гонял по крышам голубей ,
И здесь, в родном Петрозаводске
Со школой встретился своей.

Мне все здесь близко и знакомо,
Все в биографии моей,
Друзей здесь классных очень много,
Друзей моих -учителей.

Когда на Правде, на Заречной
В домах погашены огни.
Я зажигаю в доме свечи,
Священной памяти огни.

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни на что не променять.
Тебя, любимую, восьмую,
Что в люди вывела меня.

Эта песня стала школьным гимном.

 Вечер получился хорошим, душевным. Выпускники разных лет, выступая, рассказывали много интересных фактов из своей жизни, пели песни под гитару, а весь зал им подпевал.Много было гостей: из МЭРИИ, ГОРНО, ЖЕНСОВЕТА.
Председатель Республиканского совета женщин, выступая на празднике, сказала:

-Школе крупно повезло, когда к вам пришла работать Галина Макаровна Мантере. Она сумела за три месяца организовать выпускников всех поколений и учителей на подготовку к юбилею. И сегодняшний праздник состоялся только благодаря ей. Она заслужила этот лавровый венок! -

и вручила  под громкие аплодисменты гостей Галине гобелен с лавровой ветвью.
Надо было видеть лицо директора школа, она просто” позелела” от злости, почему не ей. А интуиция Галине подсказала, что отныне у нее с директором будут проблемы, хотя ее вины здесь нет. И после праздника директор стала “вредничать”, придираться по пустякам. Но Галину поддерживал педагогический коллектив, родители и учащиеся.Они видели ее работу и прониклись к ней уважением. Юбилей, как кинопленка,  проявил работу каждого из администрации, показав значимость их и несостоятельность директора.

Готовясь к юбилею школы,  Галина сочинила  еще одну песню,  на музыку  Ю.Антонова.  И всем гостям раздали слова песни, чтобы они могли вместе с Галиной спеть ее  и оставить себе на память.

         Есть улицы центральные,
Высокие и важные,
С витринами зеркальными,
С гирляндами огней.

А мне милей не шумные,
Милее двухэтажные,
От их названий ласковых
Становится светлей.

Пройду по Луначарского,
Сверну на Чернышевского,
На улице Радищева
Я постою в тени.
Калинина, Фабричная,
Толстого, Володарского,
Как будто в детство давнее
Ведут меня они.

И может на Промышленной,
А может и на Гюллинга.
А не на этих улочках,
Тогда на Волховской
С любовью встречусь первою,
Негаданной, нежданною.
И вновь бродить до полночи
Я буду сам не свой.


Место расположения школы  было хорошее, все социальные учреждения находились  в пошаговой доступности: Прионежская мэрия, ДОСААФ, Клуб юных моряков, Дом Учителя на Володарского, Поликлиника №2, школы №4, №25, №27, гимназия №37, недалеко стадион “Динамо” и два театра “Финский” и Русский драматический и музыкальный”, и парк рядом с театром в пойме реки Лососинки Всю работу школы по воспитательной работе Галина планировала, согласовав ее с социальными учреждениями и работу школы  строила  в содружестве с ними. Работа по месту жительства стала ведущим направлением работы школы.

А наискосок от школы призывно сияла золотом своих куполов Крестовоздвиженская церковь. Звон колоколов умиротворяюще действовал на школьников  и как бы оберегал их. Будучи студенткой пединститута, Галина жила в общежитии на ул.Промышленной и часто ходила в институт через кладбище и церковь мимо школы №8. Ничего нет случайного в жизни. И вот теперь Галина работает в этой школе.

Район Зарека был  очень сложным: здесь каждая вторая  семья была из неблагополучных, дети росли в неполных семьях, без отцов.  Матери не имели на них никакого влияния,  и они порой творили беспредел.  Работники МВД по работе с несовершеннолетними были в школе едва ли не каждый день.
 
Когда Галина переехала в свой кабинет на втором этаже, он стал центром работы с неблагополучными детьми и их родителями. Здесь раз в неделю работала Конфликтная комиссия, куда приглашались ребята, совершившие проступки. В кабинет  также  приходили учителя со своими проблемами к Галине, как психологу. В День профилактики правонарушений здесь можно  было увидеть много работников МВД.
Активисты школы тоже заседали здесь и не торопились домой. Просто прописались у Галины в кабинете две сестры: Кондратенко Света и Элис Анцанс. Их матери вышли замуж и до девчонок им не было дела. Вот они и приходили к Галине и могли с нею говорить обо всем , что их волновало. Однажды они на полном серьезе сказали Галине:

-Галина Макаровна! Вы не могли бы нас удочерить?!

Девчонкам не хватало материнской любви и тепла, заботы, родного плеча, в которое можно поплакать. Они подарили Галине интересную  фотографию на память: стоит указатель  - Макарьев мост, а с обеих сторон его обнимают Светлана и Элис. Проблемные семьи оставались и часто педколлектив ничего не мог сделать, чтобы как-то исправить ситуацию в семье.

Кражи-самое распространенное правонарушение. среди учащихся. Приведу один пример: Дежурный класс принимал и выдавал одежду в вестибюле и это многим учащимся казалось заманчивым. Не чистые на руку, они во время уроков могли пройтись по карманам ребят и забрать то, что забыли  дети.

 Однажды дежурил седьмой класс и один из учащихся приглядел себе понравившуюся   чужую новую  куртку “типа”  летной  Иванова Олега из 9 класса, одел ее и ушел в ней домой .После уроков Олег обнаружил потерю и пришел к Галине с просьбой:

-Галина Макаровна! Помогите, пожалуйста, мне вернуть куртку.  Мне она  очень дорога;  мы живем  вдвоем с мамой,  и она полгода   копила деньги, чтобы  подарить  мне  эту куртку  на день рождения.

Галина пригласила ребят, дежуривших в гардеробе, на откровенный разговор. Выяснилось, что Андрей Астафьев, ушел домой, оставив свою старую курточку. Срочно Галина выяснила его домашний адрес и вдвоем с классным руководителем 7 А  класса отправились по адресу, но вечером, когда он уже не ждал никого. Андрею ничего не оставалось, как отдать чужую куртку. Галина заверила его, что  в милицию она сообщать не будет, а поставит на свой школьный учет до следующего происшествия. Он проучился до девятого класса, но больше не был замечен в подобных делах. Так часто своими силами с помощью конфликтной комиссии Галина разрешала возникающие проблемы с учащимися, их родителями и учителями.  И не портила  биографию ребенка.

    ЧП в школе! Из сумок преподавателей в Учительской  в день зарплаты исчезли деньги. Пострадали многие учителя. Галина решила через ребят выяснить, кто хвастался деньгами и много покупал в буфете. В ходе беседы выяснилось, что это ученик 5 А класса Никифоров Сергей. Галина вызвала сначала его, а потом мать. Он во всем признался, но не понял, почему этого делать нельзя. У него с собой не было денег и он одолжил у учителей. Зачем  шум поднимать?!
С матерью разговор тоже не дал должных результатов.

-Мария Александровна! Как вы объясните поступок сына? Он совершил дерзкую кражу: среди белого дня он вошел в Учительскую, когда все учителя были на уроках, почистил их сумки, забрал всю зарплату. Пострадали многие учителя.

-Сколько времени вы проводите с сыном?

-Мы живем с сыном вдвоем. Я работаю и дома бываю редко. Но у него есть дома все:он одет, в холодильнике есть еда, а если он захочет что-нибудь купить, в вазе я всегда оставляю деньги и он может их брать.- защищаясь, несколько нервно говорила мать.

-И много денег вы оставляете?

-Тысяч пять, а то и больше, я хорошо зарабатываю.- с гордостью произнесла она.
-А почему же тогда он совершил кражу? Как вы думаете?

-Я думаю, это    он не  сам придумал, а кто-то из ребят постарше его попросил. Поговорите с его друзьями   Олегом  Ивановым и Федей Козловым. Они часто у нас бывают, когда я на работе.

-Хорошо, мы поговорим с мальчиками. Но скажите, зачем вы ребенка приучаете к большим деньгам, он им не знает цену, как они зарабатываются.

-А на что он тратит ваши деньги, вы знаете?

-На всякие сладости, думаю.

-Сейчас он еще в пятом классе, но деньги развращают. Будет он старше и потянется за плохими мальчиками, попадет под дурное влияние и вы его потеряете. Вам надо больше времени уделять сыну.- убеждала Галина.

-А вы не учите меня жить! Я еще молодая и хочу пожить в свое удовольствие!  Мной никто не занимался и я выросла. Так и он вырастет!  А с сыном я поговорю.-жестко заявила мать ученика.-Только вы не сообщайте в милицию!- уже просящим тоном сказала она.- Я  деньги верну.

Галине стало  ясно, что разговор цели  не достиг, матери не интересна судьба сына. Он растет, как сорная трава у дороги. Ему не хватает внимания, любви матери. И ведь он совершил кражу, чтобы привлечь внимание к себе, пусть даже таким способом. Галина тоже сделала вывод: надо для таких детей открыть Комнату Школьника, где дети бы познавали себя и мир через хорошее доброе отношение к ним. И ей повезло!  Как раз на улице Ригачина в районе школы администрация города выделила двухкомнатную квартиру для работы с детьми по месту жительства. И даже уже есть руководитель Галина Васильевна Островская. Созвонившись с нею, Галина пошла посмотреть помещение для работы с детьми. Первая же встреча расположила их друг к другу и это было  хорошим  знаком  для совместной работы. В прошлом- заслуженная спортсменка, гимнастка,  сама из Питера. Здесь в Петрозаводске проводит психологические тренинги и занимается астрологией.

-Проходите! Я слышала о вас от  Марии Филипповны, председателя Женсовета.Она очень хотела, чтобы мы с вами подружились.- с улыбкой, располагающей к разговору, приветливо говорила Галина Васильевна, жестом приглашая Галину пройти в комнату.  И сразу дала Галине тестовое  задание, чтобы понять, что за человек перед нею. Позже, посмотрев ответы, она сказала:

-Теперь я понимаю, почему Мария Филипповна так хотела нас подружить. Вы самодостаточны, знаете, чего хотите, любите свою работу и детей, вы-творческий человек, интересный,  сильный и добрый. С вами мы будем хорошо работать.

-Спасибо за добрые слова, Галина Васильевна.
 Я думаю, что вместе мы поможем нашим детям стать лучше.

-А теперь скажите, дорогая Галина Макаровна! Что вас подвигло  на переезд в Петрозаводск? Что с вами произошло?  Какие-то потрясения, болезни, вспомните.


И Галина вспомнила, как в феврале 1997 года она с сотрясением мозга целый месяц провела в городской больнице, смотрела “мультики”. А что произошло?
Учителям уже три месяца не платили  зарплату, а у Галины был взят кредит и его надо было оплачивать, да и дочерям  надо было помогать, они учились в Петрозаводске. И она, как большинство учителей, подала иск на мэрию в суд. И сегодня ей надо к 15.00. быть в суде. Проведя последний седьмой урок, она поспешила в суд, оставалось полчаса до начала. А в этот день сильно мело, ветер со снегом слепил глаза, и почти с закрытыми глазами Галина быстро шла по узкой тропинке, что проходила через рынок и железнодорожные пути и вела прямо в суд.
Вдруг она падает, как будто кто-то толкнул ее в грудь,  и  на какое-то время теряет сознание, а очнувшись, слышит женский голос откуда -то издалека:

-Женщина, вам куда надо? Давайте я помогу вам встать. Вам  надо домой или в больницу.
-
            Мне надо в суд! Мне надо в суд!- твердила я,  как заклинание.

Это последнее, что осталось в памяти. Женщина помогла мне   подняться, подала шапку, которая упала с головы во время падения, и я  медленно пошла  в суд.
Но заседание суда не состоялось из-за работника отдела образования, которая не подготовила нужных документов. Работник извинилась и  спросила,   не вызвать ли скорую, но я  отказалась, хотя чувствовала себя безобразно: меня  тошнило, голова кружилась и силы  покинули. ”Похоже на сотрясение мозга,-подумала я-Нужно полежать.Вот дойду до дома и лягу”.  И я  еле-еле передвигая ногами, на автопилоте дошла до дома, с большим трудом поднялась на пятый этаж и,  зайдя в квартиру, отключилась. Через два часа муж пришел с работы и вызвал Скорую. Целый месяц я  пролежала в больнице, было о чем подумать.- завершила свой рассказ Галина.

-А вы знаете, мы часто не придаем значения тому, что с нами происходит. А ведь это падение не случайное, оно заставило вас на время прервать бег по кругу и задуматься над тем, правильно ли вы живете и изменить свою жизнь. Вот что с вами и произошло. Вы здесь. в Петрозаводске,

-прокомментировала Галина Васильевна рассказ Галины.

-Да, наверное, тем более, что дочери уже два года в Петрозаводске учатся, а мама ушла в мир иной, и теперь меня ничего в Сегеже не держит. И когда мне предложили работу в Петрозаводске, я не задумываясь ни на минуту, согласилась. Я была к этому готова.- подтвердила Галина вывод Галины Васильевны.

Они подружились и теперь неблагополучные дети из школы нашли тихую гавань, где им были всегда рады, поили вкусным чаем со свежим хлебом, который привозили прямо с хлебозавода ежедневно,  занимались с ними. Каждому ребенку Галина Васильевна  предлагала такое задание:

-Вы берете  ручку или карандаш и чертите, просто чирикаете произвольно вот на этом листке. А потом посмотрим, что у вас получилось.

И ребята начинали  просто чирикать и им это нравилось. А  потом Галина Васильевна подсаживалась к ребенку и говорила:

-Давай, посмотрим, что у тебя получилось: вот эти острые углы нужно   немного закруглить.. А теперь посмотри внимательно, ты видишь что-нибудь? Молодец!  Да, похоже на бабочку. Обведи ее по контуру и раскрась.

.И ребенок, раскрашивая то, что увидел, приходил в восторг, что не умея рисовать, он создал картину. Потом из таких картин Галина Васильевна устраивала выставки работ и постепенно получилась картинная галерея. Так незаметно сглаживались углы не только на листе бумаги , но и в душе ребенка. Он становился более спокойным, уравновешенным и дружелюбным и немножечко счастливым.Теперь Галина знает, что эта методика называется  нейро графикой и ее она сама часто использует в своей работе.

Или Галина Васильевна включает музыку и предлагает ребятам закрыть глаза и просто двигаться под музыку, не стесняясь и ничего не боясь.
И вот Галина наблюдает картину: все дети танцуют, но по-разному, а одна девочка лет двенадцати удивительно красиво движется в стиле испанского танго. Откуда это знание?

Когда музыка окончилась, Галина спросила Наташу:

-Ты где-то занимаешься танцами?

-Нет, мне просто нравится танцевать.

-Ты прекрасно это делаешь и тебе надо обязательно учиться танцевать по-настоящему.-сказала ей Галина на прощанье.

Комната Школьника стала местом отдыха для малообеспеченных детей: они здесь находили то, чего им не хватало дома

.В начале 1999 года из школы уходит очень хороший педагог по литературе Наталья Николаевна  Васильевна из-за директора и 10 класс ее остается без классного руководства. Галине пришлось взять ребят под свою опеку, хотя завучам не разрешается брать классное руководство.Ребят она знала по подготовке к юбилею школы еще с прошлого года, класс был хорошим. Две девушки шли на золотые медали, правда,  одна  перевелась в гимназию, решив для себя, что престижней получить аттестат гимназии для поступления. Но другая осталась и получила золото. Галине пришлось,  немало потрудиться, чтобы подготовить документы за все годы обучения, но это того стоило.

 В классе все учащиеся были самодостаточными, собирались поступать в вузы и их не устраивало преподавание физики директором школы. Она часто не объясняла материал, а давала им параграф для самостоятельного изучения. И так постоянно, и непонятый материал накапливался, а вместе с ним и негодование учителем. Но воевать с директором - себя не уважать.Те ребята, которые переживали из-за этого, нашли репетиторов по физике и так вышли из положения.  Галине приходилось сдерживать их негодование, сглаживать острые углы, давая возможность выплеснуть эмоции через свои уроки по этике и психологии семейной жизни. Такой курс Галина вела в 9-10-х классах. Кстати, очень хорошая и нужная программа курса помогала молодым людям понять проблемы взрослых людей и понять, как их можно решать. Галина проводила практические занятия, типа “Турнир будущих “,” Гости на пороге”, “Моя семья”.Кроме того она вела у них уроки литературы и готовила класс  к экзаменам.

Во время выпускного экзамена - сочинения Галина была в своем классе, проверила все ли готово и встречала учащихся, а затем гостей. На экзамен пришел глава республики Сергей Леонидович  Катанандов,  кстати, выпускник школы, с группой с  телевидения. Он торжественно  открывал конверт с темами сочинений. Галина , взяв листочек с темами, стала их записывать на доске. Сергей Леонидович пожелал выпускникам успехов в написании сочинения и они приступили к работе. Все снимало ТВ. У Галины неожиданно начался приступ панкреатита из-за нервозности и,  еле сдерживая боль, она вышла из класса, оставив класс на учителей-ассистентов. К ней подошли родители класса, дежурившие на экзамене, и она попросила проводить ее к медику, но та ушла в другую школу и ее на месте не было.Тогда Галина попросила сделать ей укол Диклофенака, который она взяла с собой. Одна из родительниц вызвалась, но не было спирта протереть кожу, и тогда она достает французские  духи, смачивает ими  ватный диск и делает укол. Но укол не снимает боли и им приходится вызвать Скорую помощь. В этот же день в новостях показали репортаж, как начались экзамены в школах  республики, и все увидели Галину  у доски рядом с Катанандовым  С.Л.  А спустя полчаса ее под белые рученьки провожали родители до  машины Скорой помощи. Галину  положили под капельницу в городской больнице   и на  неделю голодания. Когда она звонила друзьям, те удивлялись:

-Как ты  в больнице?Ты же была на экзамене! Мы видели тебя по телевизору.


Да, на  нервной почве Галина  заработала панкреатит и теперь нужна строгая диета и покой. Но покой ей только снился. Через  две недели она пришла на работу и стала готовить Выпускной вечер. Класс, в котором она неполный год была классным руководителем, выразил свое отношение к ней на вечере:

-Галина Макаровна, спасибо за понимание. Мы чувствовали, что Вы с нами рядом и нам было легче учиться.- от имени класса сказал Виктор Мохов, вручив Галине подарочное издание книги  “Купола России” и коробку конфет, а девушки цветы.

Через неделю  медалистов принимал Глава правительства Сергей Леонидович и Галина со своей медалисткой Марией и ее мамой подошли к зданию Правительства Карелии, где собирались медалисты со всей республики.

И вдруг она видит мэра г. Сегежи и Зав.роно Валерия Леонидовича, бывшего директора школы №5, откуда Галина уехала в Петрозаводск. И  Болгачев  делает ей навстречу шаг и говорит мэру:

Юрий Петрович, прошу знакомиться, Галина Макаровна, учитель нашей пятой школы, живет и работает в Петрозаводске и похоже успешно, вот  привела свою медалистку.

-Спасибо, но с Галиной  Макаровной  мы знакомы давно, она учила моего сына Владимира Штогрина.

Не удалось Валерию Леонидовичу похвастаться своим знакомством с Галиной. Но было приятно, что в Сегеже ее помнят.

Появление в городе игровых автоматов стало большой проблемой для школы; дети все устремились играть, а для этого нужны деньги, и они шли на все, чтобы их достать.Игромания  затягивала, становилась зависимостью, болезнью. Педколлектив направил все силы на борьбу с этим увлечением детей-подростков, подключив работников МВД, проводили  Дни Профилактики и рейды по клубам с игровыми автоматами. Но не обошлось без ЧП.
Ученик 11 класса за два месяца до окончания школы повесился в своей квартире на турнике.

-Что послужило причиной суицида?

Они жили с матерью вдвоем, она работала проводницей и дома появлялась через два дня на третий. Накануне они поссорились, мать упрекала его в пристрастии игровым автоматам, где сын пропадал днями, не готовясь и не думая об экзаменах. Андрей сердился и грубил матери. Та сильно обиделась и в гневе хлопнула дверью, уходя на работу. Она должна была вернуться через два дня и он решил ее немного попугать: встал на стул, на турнике закрепил ремень, сделав из него петлю, просунул в нее голову, чтобы попробовать, а стул вдруг качнулся и ремень по-настоящему затянулся на горле. Помочь себе он не мог, под тяжестью тела он повис, как потом сделали заключение врачи, у него были сломаны шейные позвонки. Помочь ему освободиться можно было, если бы мать вовремя приехала домой и вызвала Скорую. А она вернулась домой под вечер. Было уже поздно. Открыв дверь, она увидела страшную картину:прямо перед нею висел в петле ее единственный сын. Она впала в ступор! Придя в себя, позвала соседей и вызвала милицию.

Через три дня вся школа хоронила своего выпускника. Это стало тяжелым уроком для всех ребят,особенно для тех, кто увлекался игрой на автоматах. Играя в войну на автоматах, они перестают понимать ценность человеческой жизни: они убили бойца, а он встает и бежит снова .И игроки  принимают это за правду. 

  А через два года школу потрясла смерть девушки, окончившей школу. Красивая, очень активная, она была лучшей среди своих сверстников. Элис   все любили и уважали. Ей исполнилось только восемнадцать лет!  Хоронили ее  в свадебном платье. Отпевание и прощание  проходило в церкви. Парни плакали, не скрывая слез, прощаясь с Элис Анцанс. Она была светлым человеком. Вечная память ей!
В том, что ушли эти дети-виноваты их матери; недолюбили, недодали тепла и внимания, да просто не любили. И смерть детей будет им вечным укором…
После подобных потрясений очень трудно входить в обычный режим работы, но жизнь продолжается.
 
Интересный случай произошел с Галиной. После работы она ехала домой на троллейбусе №3, народу было очень много и она остановилась на ступеньках. Во время остановки троллейбуса,  сдавив ее с двух сторон, мимо   протиснулись двое подростков. А когда она вышла на остановке и зашла в отделение банка, то обнаружила, что сумка у нее прорезана и кошелька с деньгами нет, а также паспорта. Она была в шоке! Чем теперь платить за кредит и квартиру? А жить на что? Там были все деньги. Галина обратилась в милицию Зарецкого района, с которой  тесно работала. И они рассказали, что уже работают над решением этой проблемы.Они проверяют общественный транспорт  и ищут подростков из детского дома №2, которые промышляют кражами. Да, деньги не вернуть, но хотя бы паспорт вернули. И Галина попросила свой актив везде, где можно разнести весть об этом. И где-то дня через два в кабинет пришла девочка и сказала:

-Галина Макаровна! Ваш паспорт выставлен в одном из киосков на Голиковском рынке.


Галина срочно поехала на рынок. и, действительно, под стеклом увидела в крайнем от дороги киоске свой паспорт.

-Извините, откуда у вас этот паспорт? Это мой. У меня три дня назад украли в троллейбусе. - спросила Галина продавца.

-А вчера кто-то подбросил к киоску, вот я и решил его выставить, вдруг кто-то узнает его. А вы назовитесь, кто вы есть.- спросил продавец.


И когда Галина назвала свои данные, продавец отдал ей паспорт.Поблагодарив мужчину, она в знак благодарности приобрела у него  сладости к чаю. Сработало сарафанное радио. Она  была благодарна детям за помощь.
 
В школе открыли компьютерный класс и сделали  сайт школы. Большую помощь в в этом деле оказали учителя:  Дмитрий Алексеевич Ковалевский, О.А.Митрофанова,  Ануфриева Галина Петровна, Ануфриева Екатерина Петровна. Завучи среднего и старшего звена: Румянцева Ирина Ивановна, Ткачева Елена Алексеевна, Хлюстова Евгения Николаевна  поставили задачу- овладения учителями и учащимися среднего и старшего  звена компьютерной грамотностью.Постепенно учителя стали проводить уроки с использованием компьютеров и эти уроки учащимся нравились больше и были более продуктивными.

Активно школа участвовала в городских мероприятиях. Особенно запомнился всем ребятам конкурс” Знай и люби свой город”.Команда школы победила и была награждена подпиской “Мировая художественная  литература”, целых пятьдесят красочно оформленных томов появились на полках школьной библиотеки. Это было здорово!

Галина основала “Академию вежливости”, и в содружестве с библиотекарем  Валентиной Александровной Карпелайнен  проводили большую работу по изучению правил этикета, отработку правил хорошего тона на практике,  турниры знатоков этикета. Ребята с удовольствием разыгрывали сценки на школьные темы, показывали как ведут себя учащиеся на уроках и после них, на переменах и в столовой, на улице и сами смеялись над собой.” Час песни”-стал нормой и каждое мероприятие открывали песней, а  заканчивали  разучиванием новой. Хорошим помощником Галина стала Любовь Степаненко  из Клуба юных моряков, она мастерски владела гитарой.

Коммунарские сборы проводили на осенних каникулах в рамках лагеря для школьников. Однажды  в школу приехали ребята из Ленинграда. Они узнали о  школе и захотели  принять участие в осеннем коммунарском сборе, подружиться с учащимися школы. Это стало событием для школы: ведь нужно было разместить сорок гостей, продумать программу сбора, питание их и экскурсии по городу. В спортивном зале разместили гостей, взяв в аренду матрасы в школе-интернате, матов не хватило. Ленинградцы очень отличались от учащихся школы: они были более самостоятельными, смелыми, активными, инициативными, свободно выступали перед незнакомой аудиторией. И это помогло хозяевам понять, как общаться с гостями. Сбор прошел на хорошем организационном уровне, четыре дня пролетели в одно мгновение. И гости , и хозяева  дали сбору  оценку  “отлично”.

К Новому году Галина со старшеклассниками подготовила новогодний спектакль с участием всех сказочных героев. Спектакль получился очень интересным и его с удовольствием смотрели и участвовали во всех играх и конкурсах учащиеся всех классов. А для 8-10 классов старшеклассники подготовили дискотеку, посвятив ее встрече нового столетия. Все шло хорошо, но от перегрузки Галина заболевает, теряет голос и ее садят на больничный. Все праздники она сумела провести кроме дискотеки для старшеклассников. Все было готово и Галина пришла в школу к трем часам, хотя мероприятие должно быть в шесть. И хорошо, что пришла пораньше: директор отменила дискотеку по причине болезни зам.директора. В Учительской собрались классные руководители, выражая неудовольствие решением директора:

-Галина Макаровна, как же так?  Наши дети для всех классов провели новогодние праздники, а их самих лишили? Они так готовились! Отменять никак нельзя!

-Товарищи классные руководители! Не волнуйтесь, сейчас все решим! Какой главный аргумент выдвинула Мария Дмитриевна?

-Она сказала, что за праздники отвечает Галина Макаровна, а раз она на больничном, она не может по приказу отвечать за мероприятие. Нужен человек, который возьмет ответственность на себя за безопасность мероприятия и порядок в школе.

-Товарищи! Вы каждый отвечаете за свой класс и порядок на этаже. Значит, нам нужен человек, не классный руководитель, чтобы он мог осуществлять общее руководство. Кто бы сам изъявил желание помочь в этом вопросе? Я же предлагаю кандидатуру нашего психолога Марии  Ивановны. Вы согласны, Мария Ивановна?

-Да, конечно! Нельзя лишать детей праздника! Я готова быть дежурным администратором по школе на этот вечер. Обязанности я знаю.

Галина поблагодарила учителей, еще раз напомнила, кто за что отвечает.А затем подготовила проект приказа и пошла к директору за подписью.Та скрипя сердцем, подписала и предупредила Галину, что если что-то случится, то отвечать все равно будет она.Ну, что ж, Галине не привыкать.Галина весь вечер была в школе, но не вмешивалась в ход мероприятия, работала в кабинете.  Активисты  же постоянно забегали к ней и рассказывали обо всем, что происходило на вечере.Все прошло хорошо! Директор же, увидев, что учителя поддержали не ее, а Галину, озлобилась на нее и стала всячески обострять отношения.

В ноябре 2002 года Галине исполнилось 50 лет, и она провела свой юбилей в школьной столовой, куда пригласила друзей, родственников и учителей школы. Весело, с шутками, песнями, танцами, интересными конкурсами, бесконечными тостами вечер прошел на “ура”, пролетел в одно мгновение, а впечатлений осталась  масса, что называется на всю оставшуюся жизнь. Директора на этом вечере не было.

Постоянные придирки директора утомляли и однажды Галина решила завершить свою работу в школе, но после того, как проведет вечер, посвященный 65-летию школы.

-Что скажете, Галина Макаровна? Вижу, что вам не нравится работать под моим руководством. Я вас не держу, можете уходить хоть завтра.-говорила директор, провоцируя Галину на скандал.


-Да,  не нравится. Вы-плохой руководитель, скорее вообще никакой. И я уйду, но когда сочту свои дела завершенными.,- не поддаваясь на провокацию, спокойно отвечала Галина.

Семь лет Галина работала, испытывая постоянный прессинг со стороны директора. Она сказала коллективу, что после очередного юбилея  уйдет из школы.
В 2003 году Галина запланировала большой праздник по случаю 65-летия школы и решила собрать всех ветеранов школы. Любой юбилей-это подведение итогов работы и стимул подтянуть то, что зависает. Галина уже хорошо знала,  на кого из учителей можно опереться при подготовке этого дела  и с начала учебного года  педколлектив начал работу. Было очень много оформительской работы: оформить книжки-раскладушки по основным направлениям работы школы по итогам каждого года, снять фильм о школе, подготовить культурную программу. Идея с книгами-раскладушками была хороша для сбора и хранения опыта работы школы,  и их можно мобильно использовать при проведении любых  мероприятий, как оформление. В типографии имени П.Анохина  Галина заказала двадцать раскладушек. В одной из них разместили историю школы. Оформлять помогала  Галина Юрьевна Резниченко, учитель изо и черчения. Эти раскладушки хорошо смотрелись в зале, где проходил вечер. И они помогли Галине представить работу школы во время ее  аттестации, сыграли решающую роль. Галина успешно подтвердила высшую категорию, как заместитель директора по воспитательной работе.Этот год был последним  в  школе №8.


На вечер Галина  собрала  всех учителей- ветеранов школы и работающих,   заказала для них  фуршет в ресторане на ул..Гоголя д.1,  на сто человек. А для этого нужны деньги и оргкомитет подготовил письма в разные организации с просьбой  оказать  материальную помощь в организации и проведении юбилея.И пошли ходоки по организациям, и общими усилиями  праздник получился настоящим. Спасибо спонсорам!   Было приятно смотреть в лица ветеранов, которые давно на заслуженном отдыхе, и были очень рады, что о них не забывают. Они еще долго будут вспоминать эту встречу со школой.

Свою миссию Галина  выполнила и теперь можно уходить из школы.
Истинную причину она не стала объяснять и официально ушла  на пенсию.Но прошло пять лет  и  надо было подтвердить свою профессиональную квалификацию, как заместителя директора по воспитательной работе высшей категории. Неизвестно, как в будущем сложится жизнь, но это надо было сделать, не зря же она работала. И здесь проявилась вся “гнильца” директора школы; она строила козни Галине. Когда в школу пришла с проверкой аттестационная комиссия, чтобы изучить все материалы работы школы по воспитательной работе, директор пригласила членов комиссии в свой кабинет и два часа поливала Галину грязью, дала ей такую уничижительную характеристику, что по ней можно хоть завтра уволить зам.директора за несоответствие.Но комиссия поговорила с педколлективом, провели анкетирование, посмотрели предоставленные документы, отчеты об участии в городских мероприятиях и сделала свои выводы: Галина Макаровна Мантере, как заместитель директора по воспитательной работе соответствует высшей категории. По итогам анкетирования у Галины был самый высокий рейтинг среди членов администрации, а у директора -самый низкий. Не удалось ей испортить жизнь Галины. Уходя из школы, Галина выразила свое отношение к происходящему:

Почему ухожу я из школы?
Я вопрос задаю себе снова.
Надоело мне жить по приказу,
Я к другой уже жизни готова.

Я за все сама отвечаю.
Ответственности не боюсь.
Даже если чего-то не знаю,
Я других обучая, учусь.

Быть собой, а не жить в вечном споре
С теми, кто  тебя даже не знает.
Потому что ты лучше их многих-
Пред тобой закрываются двери.

Я бросаю им вызов сегодня-
Я уйду, это я так решила,
Навсегда с ними я попрощаюсь,
Я в жизнь новую дверь отворила!

Я решила, точно я решила-
Ухожу из школы навсегда.
Тридцать с гаком-это очень много-
Большая часть жизни отдана

Школе, детям, вечному круженью,
Но не вечный двигатель ведь я..
Не скажу, что ухожу без сожаления,
Голова еще сомненьями полна.

Завершая этот год учебный,
Тороплюсь уйти скорее я.
Просто накатила вдруг усталость
И меня в свой плен она взяла.

Да, и школы мне вдруг стало мало,
Мне размах поболе подавай.
Жизнь свою хочу начать сначала,
Какой бы она трудной не была.



К юбилею администрация города выделила  школе шестьсот тысяч рублей на ремонт. В кабинете финского языка рухнул потолок, упала  потолочная балка. И с 2003 года школу закрыли на ремонт. Учащихся  начальных классов  перевели -в  школу № 25, а остальных-в №4.Но до сих пор ничего не сделано со старым зданием , оно  разрушается прямо на глазах. Администрация города, чтобы сохранить номер школы  8,которую окончили в свое время очень известные люди города, переименовала школу №4 в восьмую, а  школа №4  исчезла с карты города. Старое  здание школы,стоящее в центре города,   полуразрушенное,  смотрит на мир пустыми глазницами окон, как вечный укор. И до него никому нет дела. За державу обидно.

Завершая рассказ о Школе №8, где Галина работала с 1997 по 2003 год, она по-доброму вспоминает завучей школы:А.А. Копейкину ,И.И. Румянцеву, Е.Н.Хлюстову, Е.А.Ткачеву; учителей -Т.Н. Маштакову, Е.А.Михееву,И.В.Смирнову, Ю.А.Гливинскую О.В.Головину,С.С. Васильеву , Л.Ю.Пяскину,Д.А.Ковалевского, В.А.Карпелайнен и многих других за помощь в работе, понимание и поддержку. Ветеранов: Р.А.Колесникову, А.Ф.Дрик, Л.С.Сергина, А.Г.Полякову, З.Ф.Прошутинскую, Г.А.Пелюшину, Р.И.Ковалевскую,Г.В.Яцкевечене,А.Ф.Ганжикова.
 
Очень жаль, что историю школы №8, которую собирала буквально по крупицам Галина, так называемые последователи в лице Е.А. Лазаревой и директора школы М.Д.Ануфриевой не сохранили  и ей пришлось по просьбе ветеранов вновь восстанавливать ее. Историю надо беречь и на ее примерах воспитывать новое поколение учащихся.


Рецензии