VIII. Гл-9. Получение пилотских

***  VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1  *** 

     С недавних пор под Днепропетровском появился аэродромчик «Майское», там базируется авиаклуб «Авиа-Союз». У них богатый спонсор, какая-то сельскохозяйственная корпорация «Агро – Союз». Богато обустраиваются в чистом поле у села Майское. Есть несколько самолётиков, бросают парашютистов. Молва о них быстро расходится по всем окрестностям. Прослышал я, что там можно «сделать» пилотское свидетельство пилота-любителя. В последнее время на Украине стало «модно» уже и самолётики всякие мелкие регистрировать, и получать пилотские свидетельства. Появились такие понятия, как «пилот-аматор», «пилот-любитель». Мы до поры до времени не особо вникали в это, но времена меняются, чтобы летать хоть куда-то, кроме того, чтобы втихую «по-партизански» вокруг аэродрома, придётся и самолёты регистрировать, и пилотское «приобретать». Да и органы различные начали уже интересоваться полётами.

     Начал я наводить справки, добыл телефон одного товарища из этого майского клуба Александра Дубенюк, созвонился с ним. Учитывая, что и про нас, и про меня этот товарищ тоже осведомлён, он по секрету рассказал мне, что свидетельства они делают в авиационном Департаменте в Киеве через одного тамошнего инспектора. Тот за 600 долларов делает свидетельство частного пилота образца ИКАО и дал его телефон. Позвонил я тому инспектору, отрекомендовался. Договорились, что я приеду в Киев с лётными книжками.

     Изъявили желание получить пилотское ещё Володя Дмитрийчук и Балицкие. Скинулись все по 600 американских «рублей», взял я свою и их лётные книжки и поехал в Киев. Созвонился с инспектором Владимиром К., встретился с ним «секретно» где-то почти на «явке», на автобусной остановке, сели в мою машину, он посмотрел лётные книжки и предложил сделать нам  …«настоящие»!? пилотские. Для этого надо было в Кировоградском училище гражданской авиации при авиационной Академии пройти короткий курс приватного пилота, а потом он уже всё остальное сделает. Всё, по его словам, будет официально и законно, тем более, что у нас для этого всё есть. Доллары, к моему удивлению, он не взял, сказал, что возьмёт, когда сделает пилотские. Сказал, к кому обратиться в кировоградской Академии.

     Поехал я сразу в Кировоград. Нашёл там эту ГЛАУ (Государственная Лётная Академия Украины) на окраине города возле аэропорта.  У основного здания Академии стоял на постаменте рвущийся ввысь L-410, чешский двухмоторный гражданский самолёт, очень распространённый в своё время в Союзе, и получивший шутливое прозвище «Чебурашка». Когда-то в Кировоградском лётном училище летали и на нём.
 
      По совету того инспектора, направился я в «администрацию» Академии, обнаружил там Сертификационный Центр Академии, нашёл там нужного человека. Им оказался бывший пилот-инструктор, а ныне пожилой начальник какого-то отдела этого Центра. Интересный и толковый, приятный во всех отношениях, можно сказать, мой коллега по авиационному «пенсионерству». Я подробно рассказал ему о нашей ситуации, он вник. И в неспешной беседе, потихоньку, из различных возможных вариантов, вырисовался «алгоритм» наших общих действий, в результате которых, мы должны были получить пилотские свидетельства.

     Кстати оказалась пару лет назад созданная нами в Запорожье «Запорожская Федерация Авиационных Видов Спорта» (ЗОФАВС). Это была общественная организация, в которой я был исполнительным директором, а председателем был тогдашний мэр Запорожья Александр Поляк. В то время модно было приглашать в председатели общественных организаций известных и влиятельных людей. Это помогало решать всяческие вопросы с чиновниками. Поляк был не против, авиацию он уважал, а нам, козыряя его фамилией, легче было решать свои «общественные» проблемы. Это Банкир свёл с Поляком, ведь он в это время работал в горисполкоме, или, как теперь говорили, - в «мэрии».

     Заключил я от имени Федерации договор с Академией на теоретическую подготовку для получения свидетельства «частного пилота» членов нашей Федерации. Эта подготовка включала курс теоретической подготовки по программе «Повышения квалификации пилота воздушного судна Як-52» в объёме 72 часов в Кировоградском лётном училище Государственной лётной академии Украины. Так же нам предстояло закончить теоретический курс по программе «Теоретической подготовки лётного состава из других ведомств для получения свидетельства ГА Украины» в объёме 36 часов. Ну и также мне и Володе Дмитрийчуку, как инструкторам, нужно было пройти курс «Теоретической подготовки для получения квалификационной отметки инструктора соответствующей категории (FA)» в объёме 54 часов на факультете последипломного образования магистратуры Государственной лётной академии Украины. Вот так это официально и замысловато звучало.
 
     Вообще приходилось, хоть и не сильно глубоко, но вникать в какую-то замысловатую структуру ГЛАУ, - тут было и лётное училище, и какая-то магистратура с факультетом последипломного образования, и сертификационный центр, и авиационный отряд. И у всех этих «членов» академии была своя круглая печать. Чем только подчёркивалась замысловатость структуры Академии и значимость её «членов»!   
     Договорились, что Академия присылает своих преподавателей по очереди в Запорожье, мы обеспечиваем группу «слушателей» из 10 - 12 человек, помещение для занятий и оплачиваем проезд и командировочные преподавателям. Поскольку у всех наших «слушателей» налёт был гораздо более 45 часов, минимально необходимых для получения свидетельства частного (приватного) пилота по нормам ИКАО (Международная Организация Гражданской Авиации), и лётными книжками был подтверждён регулярный и «свежий» налёт на Як-52, то нам достаточно было слетать только экзаменационные полёты на Як-52. Эти полёты мы договорились провести после прохождения всей теории на нашем Як-52 в Токмаке. Для этого к нам приедет соответствующий пилот-инструктор из училища. Ему мы тоже, естественно, должны будем оплатить проезд и командировочные расходы.

     Вернулся я в Запорожье, обсудили мы с «народом» все детали предстоящего процесса. Надо было собрать группу «слушателей», не менее 10 человек, найти помещение, ну и – приготовить деньги. У нас в наличии было пока 6 человек – Я, Володя Дмитрийчук, трое Балицких и Банкир. Только мы начали думать, кому ещё предложить «обучение», как позвонили мне из Луганского АСК (Авиа Спорт Клуба). Тамошним инструкторам надо было получить пилотские, они обратились в Кировоград, а из Академии их направили к нам. Они даже обрадовались, - ведь Запорожье ближе Кировограда, да и проходить «обучение» не в стенах учебного заведения, а на «выездных» занятиях, понятное дело, виделось проще. Так наш список «слушателей» пополнился ещё пятью или шестью пилотами-инструкторами из Луганска.

     Учитывая последние веяние и всю нынешнюю обстановку, мы и не думали проводить все занятия в классе, надеялись пройти это более или менее «заочно». В принципе, так оно и получилось. Согласно расписания занятий, я встречал преподавателя то ли на ЖДвокзале, то ли на автовокзале, объяснял ему, что все слушатели профессиональные лётчики, закончившие лётные училища, налетавшие уже не одну сотню часов, а некоторые и за тысячу, и в предстоящих занятиях, в принципе, не нуждаются. Конечно, приезжающие преподаватели были в курсе этого, относились с пониманием. Короче, я вручал им деньги за проезд туда и обратно, и командировочные. Тут же они и уезжали обратно. Из общего правила выбилось только два «товарища». Преподавательница по «Метео» наотрез отказалась от «липы». Пришлось нам собирать всех слушателей, даже приехало четверо луганчан. Занятия проводили в запорожской кадетской школе, в авиагородке, начальником которой был мой знакомый. Вторым, «выбившимся» из общего правила, был преподаватель с прозвищем Дивизион. Хотя он и не претендовал на проведение занятий, но побыть в Запорожье пару дней за наш счёт, он собирался. И заявил мне по телефону, что он приедет на «сорок первом» Москвиче и с женой и, чтобы мы обеспечили им гостиницу и заправку Москвича. Пришлось согласится, а также, по его приезду, пришлось ещё купить у него несколько экземпляров учебника под его авторством.

     Выездные занятия мы отбыли, экзамены, получается, сдали. Согласно договору, оплатили от имени нашей Федерации «услуги» по теоретическому обучению, сумма была вполне приемлемой. После этого к нам приехал из Кировограда командир звена из лётного отряда Валера З. За пару часов мы с ним «расписали» все наши экзаменационные полёты на каждого «слушателя». За эти полёты-проверки была тут же вручена Валере определённая сумма в американских «рублях». Теперь предстояло мне ехать в Кировоград, забирать там все бумаги, результат нашего «обучения» в Академии.

     Через время поехал я снова в Кировоград, получил там на всех «слушателей» свидетельства о прохождении теоретической подготовки, акты полётов-проверок. По возвращении в Запорожье, передал я все эти бумаги «слушателям» и теперь каждый должен был индивидуально пройти медицинскую комиссию и ехать в Киев в авиационный Департамент за получением пилотского свидетельства.   
     Оставался ещё один этап – прохождение медицинской лётной комиссии. Это можно было сделать в Днепропетровске. Я уже навёл справки, позвонил в днепропетровский ЛЛСК (Лікарьско-Льотна Сертифікаційна Комісія). Там назначили нам день прохождения комиссии, сказали, что мы должны сделать до комиссии. Ну, там сдать разные анализы, пройти рентген, УЗИ, взять сертификат у психиатра и нарколога.
 
     В Запорожье нашей троицей, - я, Володя Дмитрийчук и Банкир, прошли дружно все предварительные медицинские процедуры, что было совсем несложно. Рентген, УЗИ, анализы, - это совсем просто и привычно. Новое было – сертификаты нарколога и психиатра. Но, оказалось, что и это уже работает в «упрощённом варианте», - в регистратуре наркодиспансера только надо приглушённым голосом сказать, что тебе нужны для лётной комиссии сертификаты и ты не хочешь сдавать из вены кровь. В обмен на определённую сумму, совсем небольшую, получаешь готовый сертификат нарколога и талон к нужному психиатру. Психиатру лично отдаёшь «денежку», и он тут же выписывает сертификат. Нарко- и психо- сертификаты я сделал сам за всех троих. Вот такой сервис.
     Едем в Днепропетровск, здесь в аэропорту, в здании гостиницы, располагается Днепропетровский ЛЛСК МЦЦАУ (Дніпропетровська Лікарьско-Льотна Сертифікаційна Комісія Медичного Центру Цивільної Авіації України). За пол дня прошли положенных врачей, покрутили «велосипед» и прочее. По сложившейся «традиции», о чём мы уже знали, вручили определённую сумму денежных знаков Председателю комиссии и после обеда уже имели на руках - «МЕДИЧНИЙ СЕРТИФІКАТ КЛАСУ – MEDICAL CERTIFICATE CLASS   2 – JAR-FCL3».

     Медицинский сертификат продлевать надо было через год или полгода, в зависимости от возраста. Теперь оставалось ехать в Киев для оформления и получения самих свидетельств «приватного пилота», как теперь это стало звучать.

     Со всеми сертификатами, свидетельствами, актами и лётными книжками нашей запорожской троицы поехал я в Департамент или как он официально теперь называется – «Державна служба України з нагляду за забезпеченням безпеки авіації».
     Попасть в сам Департамент в последнее время стало непросто, - нужно было звонить в нужный тебе отдел, объяснить, кто ты такой и что тебе нужно и, если там хотят тебя видеть, то звонят в пропускной отдел и тебе выдают пропуск.

     Встретился я с инспектором Владимиром К., вручил ему нашу «кучу бумаг», взамен которой мы хотели получить пилотские свидетельства. Он запустил их в «производство» и стали мы с ним заносить все данные из лётных книжек, что я привёз, в компьютер. Таким образом, мы полностью легализовались в украинском авиационно-официальном пространстве, хотя и таким, несколько денежно-ускоренным способом.

     К концу дня, вручив Владимиру К. определённое количество американских «рублей», имел я на руках свидетельства «частного пилота» Украины, аж международного, ИКАО образца - «Private Pilot License (PPL)» на двух языках, – английском и украинском. Так же к свидетельству прилагалась ещё одна «корочка», - дополнение или на украинском «додаток», который надо было продлевать каждые год или два. Выглядели эти «корочки» вполне солидно.

2021 – Севастополь.

*-фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/29/1782


Рецензии