Милое японское пьянство. VIII. Время собирать камн

Когда мы еще дружили на Проекте в третьей стране, потомок самураев Хару как-то спросил, знаю ли я какие чувства в Японии испытывает выросший ученик к своему бывшему учителю. Благодарность, –  не замедлил я ответить по ментальному трафарету. Ненависть, –  сказал Хару,  –  за годы учебы учитель так наизмывается, что кроме ненависти от ученика ничего не получает и не ждет. И сам  в свое время ненавидел своего учителя. То же самое с бывшими начальниками. Их ненавидят.

Я тогда еще не поверил. Решил, что Хару гонит.

Последняя для меня официальная Университетская пьянка проходила в каком-то ресторане. В большом зале традиционные низкие столики были сдвинуты в один ряд, образуя один длиннющий.  Все сидели на одной его стороне в позах лотоса. Ну, кроме меня; освоить позу лотоса мне так и не удалось, и я, терпя неудобства и причиняя их соседям, перекатывался по ковру с одной половины задницы на другую.

Вдоль другой стороны стола хозяйничала группка не слишком молодых девушек в кимоно и с подбелеными лицами. Не уверен, но полагаю, что это были гейши. Девушки разливали напитки и болтали с гостями в перерывай между выступлениями. Выступали сотрудники, выбранные из состава факультета по неясному мне принципу. Говорили на японском, поэтому не знаю о чем.

Зато знаю, что встреча на этот раз была статусной, а места за столом распределенными. В самой середине сидел новоиспеченный руководитель факультета –  человек, распоряжающийся теперь миллиардами йен из бюджета Университета. Рядом с ним сидели приближенные лица; наш директор профессор Танака близко по правую руку, заметно дальше профессора Коджима, затем Фукуда.  Мое место тоже было справа, не на самом краю, так человек за несколько от.

Да, о чем это я... Дело в том, что немного опоздав, но до начала выступлений в зал вошел бывший глава факультета профессор Фуджимото. Высокий и аристократичный, он прошел вдоль стола со стороны девушек глядя строго перед собой. Не считая моей, ни одна голова не повернулась, чтобы его поприветствовать.

Профессор Фуджимото пересек зал и сел слева, самым последним. Никто не возразил, видимо там ему теперь было и место. 

Я задумался о своих студентах и загрустил.


Рецензии
Для грусти нет причин...
"Сеятели доброго-вечного" зачастую вынуждены "сделать больно", чтобы семена попали на нужную глубину для прорастания. Хорошему учителю это важнее, чем дешёвое завоевание всеобщей любви, которая не имеет ничего общего с истинным авторитетом.

С уважением и интересом к Вашему жизненному опыту, так изящно описываемому,

Валентина 7   05.02.2022 08:19     Заявить о нарушении
Валентина, то что Вы написали очень интересно и заставляет задуматься. Мы привыкли к тому, что роль учетеля близка к роли родителя. Поэтому мы хотим, чтобы к бывшим учителям относились так, как взрослые дети (в хорошем случае) относятся к престарелым родителям. Сначала слушают советы (или делают вид, что слушают), потом по крайней мере выражают увжение. Насколько я понял, в Японии учитель может быть еще ближе к родителю, чем мы привыкли (У меня это было в одном из рассказиков). Поэтому и обескураживает мгновенное отчуждение бывшего воспитателя, как только тот теряет власть. А может ли человек находить утешение в хорошо сделанной работе даже если никто за эту работу не благодарен - это вопрос громадный. И, наверное, связанный с религией.
С уважением,
Леонид

Леонид Кряжев   05.02.2022 18:47   Заявить о нарушении
... а зачем смотреть по сторонам, если хорошо сделал работу - вот в чём глубина философии!

Валентина 7   05.02.2022 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.