Соль

 - Соль ноне дорога. Вот,кажись,не хлеб,а без нее хлебы не поставишь. Не то. Вкусу нет.
   Так рассуждал дед Тимоня. Белый аки лунь. С нависшими бровями. Маленький,сухонький. Но юркий,как птичка малая.
   -Че бурчишь,старой. Ворохнулась на печи женка. Когда-то была она красавица. Ажник на цельную голову выше мужа. Но с годами спина согнулась. А вот волос поседел мало. Местами,как вороно крыло. И глаза черные,ровно угли. Бабку на селе за ведьму почитали. А почему-одному богу известно.
   -Грю,соль ноне кусача. А ты,старая угвоздина последки вчерась дотрясла. таперича в город надоть. За солью,стало-быть. Без нее,родимой,еда рот дерет.
   -Эко-в город. Лаптей не хватит. Вона к лавошнику ступай. Пущай в долг запишет.
   -Как же...в долг! Не даст ен-в долг-то...аспид. Живеть,ровно чирей на заду. Ни сесть ни присесть. Тьфу...
    -А ты-кланяйся. Авось и смилуется. Спина,чай,не сломиться.
    -Я бы кланялся. Да мать не велела. Отродясь не кланялся.
    -Во-во. Гордый. А коли жевать неча?
   
  Дед покряхтел,да делать неча. Соли совсем нет. Старик нахлобучил треух. Запоясался в зипун. Поежился. В хате тепло. А там-за порогом-стужа. Вона как лютует зима. Да и зипунишка дыряв. Да и лапти,добра не стоят. Эх-ма,ка бы денег тьма. Купил бы овин-да жил бы один. Вышел. Холодная поземка брызнула в лицо ледяными,острыми хлопьями.
   -Ух ты. Лютует бабушка зима.
  Пошел. Кой-где в хатах мелькал тусклый свет от лучинок. Скоро затемнеет совсем.
 Куды ж меня понесло-дурня старого. Надо б с утра. А назад вертаться надоть.
  Дед повернул назад. Прошел две-три хаты...совсем темно.
  -Матерь Божья,а иде ж моя хата? Тьфу-заблукал. Из села еще не вышел,а уже заблукал. Как-же я до города-то дойду?

  Стало совсем темно. Ни звезд,ни месяца. Метель. Следов не видно. Дед опять повернул.
  -Эко-кружит меня. Словно черт балует. С нами крестная сила.И руки закоченели.
  -Ух-ху-ху... Послышалось вдалеке. У-у-у-у ...выл ветер. Небо с землей перепуталось.
   -Пропаду. Ей-бо...пропаду. Сходил дурак за солью.
  Дед всхлипнул. -А,как же бабка? Без меня ей никак.
   И дед снова пытался идти. Ветер сбивал с ног.
   -Куды идти-то?
  -Эй...эй...!!! Люди...!
   И тут послышался смех...и звон колокольчиков. Откуда взялась лихая тройка. Кони словно птицы черные. Сани серебром крыты. На облучке мужик вида жуткого. Глаза.ровно уголья горят. А в санях боярыня. Красоты необыкновенной. Косы черные. Брови соболиные. А глаза-то...глаза. Словно омуты.
  Оробел дед. Ноги пристыли. Шаг ступить не может.
  -Что кричишь,старый? Зачем служку мою,метелицу-пугаешь?
  -Да как не кричать,матушка. Заблукал я... Прости меня-коли можешь.
   -А что,старый-хороша я? Вдруг спросила боярыня.
 Дед только охнул. Как сказать. Вдруг осерчает. И не сказать нельзя. Спрашивает.
 -Диво,матушка. Словно огонь-ослепнуть можно...
  Рассмеялась боярыня. -И верно-хороша я. Хорошо,что не солгал. Другие немеют.
 Зачем в ночь идешь? Потерял что?
  -Дак-соль кончилась. А без соли никак нельзя.
  -Ты соли хочешь?
  Наклонилась боярыня к старику. У того дыхание замерло.
  -А хочешь...я тебе серебра дам?
   -Не. На бы соли.
  -Почему отказываешься?
  -Мы люди простые,матушка. Серебро карман тянет. Душу не греет. Маета одна от серебра. Ты уж не серчай,матушка.
 -А с солью что делать будешь? На серебро много соли купить можно.
  -Так нам много не надоть. Токмо хлебы поставить. Да счи присолить. Вот и ладно будет.
  -Странный ты,старик. Давно мне таких не встречалось. Все серебра просят.
  А ты-соли.  Боярыня задумалась. -Ладно -домой ступай. Будет тебе соль. Ступай.
  Сказала так-и исчезла. Ровно пригрезилась она.
  Старик глаза потер.-И верно-пригрезилось. Откуль в степу-боярыня. Повернулся он и оказался около своей хаты. На встречу ему вышла старуха.
  -Че удумал-то,старый. Куды на ночь глядя-то. Да и соль есть у нас. Цельный мешочек -в закуте-то. С утра хлебы поставим. Ступай-то не стой на ветру-простынешь.

 
   
 


Рецензии