950-й штурмовой авиационный полк

950-й штурмовой авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

950-й штурмовой авиационный полк сформирован в июле 1942 года в городе Куйбышев.

Нахождение в строю:

С июля 1942 года по 1 мая 1943 года.

В составе действующей армии:

С 22 октября 1942 года по 23 марта 1943 года (153 дня). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С июля 1942 года по 1 мая 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С июля 1942 года по октябрь 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.
С 22 октября 1942 года по 15 ноября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Юго-Западного Фронта.
С 15 ноября 1942 года по 23 марта 1943 года – в составе 17-й Воздушной Армии Юго-Западного Фронта.
С 23 марта 1943 года по 1 мая 1943 – в составе Резерва Ставки Верховного Главного Командования.

В составе дивизий:

С 22 октября 1942 года по ? – в составе 267-й штурмовой авиационной дивизии.
С ? по 23 марта 1943 года – в составе 288-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Майор Федотов Пётр Федотович – с июля 1942 года по 1 мая 1945 года. Назначен на должность командира 95-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Заместитель командира полка по политической части:

Майор Пономарёв Яков Гордеевич – с 7 августа 1942 года по 1 мая 1943 года. Назначен на должность заместителя командира 95-го Гвардейского штурмового авиационного полка по политической части.

Начальник штаба полка:

Капитан Тарасов Борис Иванович – с 13 августа 1942 года по 1 мая 1943 года. Назначен на должность начальник штаба 95-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Сталинградская операция - с 22 октября 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Среднедонская операция - с 16 декабря 1942 года по 30 декабря 1943 года.
Ворошиловградская операция «Скачок» - с 29 января 1943 года по 18 февраля 1943 года.

Потери:

23 ноября 1942 года. Сидоров Александр Федотович. Лейтенант. Командир звена 950-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
6 декабря 1942 года. Исаков Степан Александрович. Сержант. Лётчик 950-го штурмового авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте Ил-2 при перелёте из Фролово в Рогожино. Похоронен Сталинградская область, Калининский район, Троицкий с/с, село Рогожино, кладбище.
13 декабря 1942 года. Запорощенко Константин Ксентьевич. Младший сержант. Воздушный стрелок 950-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
13 декабря 1942 года. Смирнов Александр Тимофеевич. Младший сержант. Воздушный стрелок 950-го штурмового авиационного полка. Погиб в боевом вылете на самолёте Ил-2. Похоронен Сталинградская область, Серафимовичский район, Большинский с/с, хутор Большой.
13 декабря 1942 года. Чипков Владимир Васильевич. Сержант. Старший лётчик 950-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2. Жив. Вернулся в полк.
28 января 1943 года. Пучков Михаил Васильевич. Сержант. Лётчик 950-го штурмового авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
2 февраля 1943 года. Данилов Виктор Михайлович. Сержант. Лётчик 950-го штурмового авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Ил-2.
2 февраля 1943 года. Мальцев Иван Карпович. Сержант. Старший лётчик 950-го штурмового авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб. Нет данных в донесениях о потерях.
6 февраля 1943 года. Огородников Михаил Дмитриевич. Сержант. Заместитель командира эскадрильи-штурман эскадрильи 950-го штурмового авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб. Похоронен Воронежская область, город Калач. Нет данных в донесениях о потерях.
25 февраля 1943 года. Воронин Иван Фёдорович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 950-го штурмового авиационного полка по политической части. Погиб при бомбардировке аэродрома авиацией противника. Похоронен Украинская ССР, Харьковская область, Изюмский район, село Ивановка. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.
25 февраля 1943 года. Крылов Григорий Иванович. Сержант. Авиационный механик 950-го штурмового авиационного полка по политической части. Погиб при бомбардировке аэродрома авиацией противника. Похоронен Украинская ССР, Харьковская область, Изюмский район, село Ивановка.
25 февраля 1943 года. Кузнецов Иван Егорович. Сержант. Авиационный механик 950-го штурмового авиационного полка по политической части. Погиб при бомбардировке аэродрома авиацией противника. Похоронен Украинская ССР, Харьковская область, Изюмский район, село Ивановка.
25 февраля 1943 года. Новиков Юрий Фёдорович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 950-го штурмового авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, более 10 боевых вылетов). Погиб при бомбардировке аэродрома авиацией противника. Похоронен Украинская ССР, Харьковская область, Изюмский район, село Ивановка.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №015/н от 1 января 1943 года.

Данилов Виктор Михайлович. Сержант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Дегтярь Николай Иванович. Лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Мальцев Иван Карпович. Сержант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Новиков Юрий Фёдорович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Огородников Михаил Дмитриевич. Сержант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Пономарёв Василий Михайлович. Сержант Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Яковлев Юрий Александрович. Сержант Лётчик. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №0255 от 12 марта 1943 года.

Кочмарёв Николай Никифорович. Сержант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени(1)

Приказ Командующего 17-й Воздушной Армией Юго-Западного Фронта №09/н от 21 марта 1943 года.

Дегтярь Николай Иванович. Лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Пономарёв Яков Гордеевич. Майор. Заместитель командира полка по политической части. Орден Красного Знамени(1)
Федотов Пётр Федотович. Капитан. Командир полка. Орден Красного Знамени(1)
Хвоя Никита Фёдорович. Капитан. Штурман полка. Орден Красного Знамени(1)
Шумский Константин Мефодьевич. Майор. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Алексеев Дмитрий Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи по политической части. Орден Красной Звезды(1)
Артёменко Николай Семенович. Старший техник-лейтенант. Инженер полка по вооружению. Орден Красной Звезды(1)
Воронин Иван Фёдорович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи по политической части. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Кочетков Николай Владимирович. Военный техник 1 ранга. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды(1)
Моисеичев Кирилл Борисович. Капитан. Заместитель начальника штаба полка. Орден Красной Звезды.
Павлов Михаил Сергеевич. Военный техник 1 ранга. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Тарасов Борис Иванович. Капитан. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего 17-й Воздушной Армией Юго-Западного Фронта №014/н от 30 апреля 1943 года.

Тамойкин Пётр Алексеевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Отечественной Войны II степени.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Наградные приказы полка.

№01/н от 30 января 1943 года. Федотов.
№02/н от 12 февраля 1943 года. Федотов.
№03/н от 10 марта 1943 года. Федотов.
№04/н от 21 марта 1943 года. Федотов.

Вооружение:

Ил-2

Дислокация:

Куйбышев

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Приказом НКО №199 от 1 мая 1943 года 950-й штурмовой авиационный полк переименован в 95-й Гвардейский штурмовой авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку (8)

Балашов Евгений Иванович – с 7 августа 1942 года по 1 мая 1943 года.
Дегтярь Николай Иванович – с 25 сентября 1942 года по 1 мая 1943 года.
Кочмарёв Николай Никифорович – с 16 октября 1942 года по 1 мая 1943 года.
Кривонос Алексей Леонтьевич – с апреля 1943 года по 1 мая 1943 года.
Пономарёв Василий Михайлович – с 1942 года по 1 мая 1943 года.
Федотов Пётр Федотович – с июля 1942 года по 1 мая 1943 года.
Хвоя Никита Фёдорович – с 19 августа 1942 года по 1 мая 1943 года.
Шумский Константин Мефодьевич – с 1942 года по 1 мая 1943 года.

Личный состав полка:

Алексеев Дмитрий Петрович
Артёменко Николай Семенович
Балашов Евгений Иванович
Воронин Иван Фёдорович
Данилов Виктор Михайлович
Дегтярь Николай Иванович
Запорощенко Константин Ксентьевич
Исаков Степан Александрович
Каменев Сергей Гаврилович
Кочетков Николай Владимирович
Кочмарёв Николай Никифорович
Кривонос Алексей Леонтьевич
Крылов Григорий Иванович
Кузнецов Иван Егорович
Мальцев Иван Карпович
Моисеичев Кирилл Борисович
Новиков Юрий Фёдорович
Огородников Михаил Дмитриевич
Пономарёв Василий Михайлович
Пономарёв Яков Гордеевич
Пучков Михаил Васильевич
Сидоров Александр Федотович
Смирнов Александр Тимофеевич
Тамойкин Пётр Алексеевич
Тарасов Борис Иванович
Федотов Пётр Федотович
Хвоя Никита Фёдорович
Чипков Владимир Васильевич
Шумский Константин Мефодьевич
Яковлев Юрий Александрович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 29 апреля 2021 года.

Балашов Евгений Иванович

Родился 4 марта 1920 года в городе Рыбинске ныне Ярославской области в семье матроса Волжского речного пароходства. Русский. В 1923 году с родителями переехал в город Москву. Здесь окончил семилетнюю школу и в 1940 году автомеханический техникум. Во время учёбы занимался в аэроклубе Пролетарского района города Москвы. По окончании учёбы работал на 1-м государственном подшипниковом заводе.
В 1940 году добровольно ушёл в Красную армию. Был направлен в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Окончив школу и курсы подготовки лётчиков-штурмовиков, осенью 1942 года был направлен на фронт.
22 октября 1942 года прибыл рядовым лётчиком в 950-й (с 1 мая 1943 года — 95-й гвардейский) штурмовой авиационный полк 267-й (с 1 мая 1943 года — 5-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. В составе полка воевал до победного мая 1945 года, прошёл путь от рядового лётчика до штурмана полка.
Боевое крещение принял под Сталинградом на Юго-Западном фронте. В первых же сражениях молодой лётчик показал себя смелым, талантливым и мужественным штурмовиком, мастером штурмового удара. Он прекрасно овладел техникой пилотирования. В одном из вылетов самолёт Балашова был подбит, при возвращении домой был атакован немецкими истребителями. На плохо управляемой машине лётчик сумел сбить один «мессер» и вернуться на свой аэродром. 12 боевых вылетов совершил над Сталинградом лётчик-штурмовик Балашов. За отвагу и геройство он был награждён боевым орденом Красного Знамени. В 1943 году вступил в ВКП(б).
В феврале 1943 года в районе Дебальцево застопорилось движение наших подвижных соединений. Мешал сосредоточенный огонь вражеских орудий. На подавление артиллерии противника вылетела четвёрка штурмовиков во главе с Евгением Балашовым. На подходе к цели группа попала под жесточайший зенитный огонь. Самолёт Балашова получил прямое попадание. Но устойчивая машина не потеряла управления. Штурмовики точно накрыли батареи противника, с нескольких заходов подавили их. Однако едва отбомбились, как по радио получили новую задачу: атаковать «повисших» над нашими позициями трёх корректировщиков. С первого захода балашовцы сбили один самолёт. В это время из облаков на них свалилась группа истребителей. Самолёт Балашова загорелся. Сам лётчик был ранен в плечо. Не защищённую с хвоста машину добивали пушечным и пулемётным огнём несколько «мессершмиттов». Хвостовое оперение было разодрано в клочья. (Потом было подсчитано — двадцать восемь одних пушечных прямых попаданий в самолёт Балашова.)
На подходе к лесной поляне горящий самолёт буквально задевал макушки деревьев. Вырвавшись на свободное пространство, машина мгновенно провалилась вниз. По инерции она юзом скользнула вперёд, оставив позади отломившуюся хвостовую часть. Балашову хотел немедленно выскочить из кабины, но не смог: в результате обстрела фонарь намертво заклинило. Выбежавшие из леса танкисты были остановлены жестом лётчика — они могли бы тоже погибнуть при взрыве самолёта.
В минуту смертельной опасности Балашов совершил невозможное. Он вместе с парашютом пролез в маленький квадрат форточки, что сбоку на фонаре, в которую проходит только голова человека. Впоследствии в нормальных условиях никому не удалось повторить этот выход через форточку! Благодаря этому Балашов остался живым.
После госпиталя, летом 1943 года, Балашов вернулся в полк. В конце августа началось новое наступление в Донбассе. Впереди была сильно укреплённая железнодорожная станция города Артёмовска, к которой наземные части не смогли прорваться. Балашов повёл им на помощь восьмёрку штурмовиков. Несколько заходов сделали лётчики, расстреливая живую силу и технику яростно обороняющегося врага. Неприступная ранее станция была занята нашими войсками. Побывав в освобождённом Артёмовске, Балашов был свидетелем акта злодеяний гитлеровцев — в городе нашли замурованную шахту, в которой оказалось 5000 трупов мирных жителей.
10 сентября 1943 года Балашов получил боевое задание на штурмовку вражеского аэродрома. Но когда группа Балашова подходила к цели, то обнаружила ещё один аэродром, на который садились только что вернувшиеся с задания «юнкерсы». Упустить столь благоприятный случай было нельзя, и командир принял решение атаковать оба аэродрома. Результат — 19 уничтоженных Ju 88, два бензозаправщика и более 30 человек лётно-технического состава.
Осенью-зимой 1943—1944 годов Балашов освобождал Запорожье, штурмовал врага на реках Молочная, Днепр, Ингулец. В начале 1944 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Затем были боевые вылеты в небе Польши, Чехословакии, Германии. В то время старший лейтенант Балашов уже занимал должность штурмана полка, был награждён вторым орденом Красного Знамени.
К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Балашов совершил 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника. В этих вылетах им сбито 4 фашистских самолёта, уничтожено 25 танков, 60 автомашин, 8 паровозов и десятки железнодорожных вагонов, 3 цистерны с горючим, 5 складов с боеприпасами, 55 повозок, 7 полевых и 10 зенитных артиллерийских орудий, около 500 человек пехоты. Был представлен к званию Герой Советского Союза.
Последний, 139-й, боевой вылет гвардии капитан Балашов совершил в небе Берлина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Балашову Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8573).
После войны остался в армии. В 1947 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года майор Балашов ушёл в запас по состоянию здоровья.
Жил в Москве. Вернулся на родной завод. Первое время был помощником начальника кузнечного цеха, секретарём партийной организации того же цеха и, наконец, инженером-конструктором. Скончался 15 февраля 1990 года.

Дегтярь Николай Иванович

Родился 27 декабря 1916 года в селе Шевченково (ныне — Котелевский район Полтавской области Украины) в семье крестьянина. Окончил зооветеринарный техникум. В 1936 году Дегтярь был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего остался служить в нём лётчиком-инструктором. С октября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К апрелю 1945 года гвардии майор Николай Дегтярь командовал эскадрильей 95-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 116 боевых вылетов и 14 вылетов на разведку. В одном из боёв получил тяжёлое ранение. Противнику в результате бомбо-штурмовых ударов, произведённых Дегтярём, был нанесён серьёзный урон.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии майор Николай Дегтярь был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6041.
В 1947 году Дегтярь окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1956 году в звании полковника он был уволен в запас. В 1956—1972 годах работал заместителем директора Всесоюзного НИИ геофизических исследований скважин в городе Октябрьский Башкирской АССР, в 1973—1984 годах — начальником аэропорта в Октябрьском. Умер 3 августа 1986 года, похоронен в городе Котельва Полтавской области.
Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, рядом медалей.

Кочмарёв Николай Никифорович

Родился 25 декабря 1917 года в Чите. В 1934 года проживал в Москве, где окончил девять классов школы и работал токарем. Работу совмещал с учёбой в аэроклубе. В 1940 году Кочмарёв был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. С октября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К середине мая 1944 года гвардии капитан Николай Кочмарёв командовал эскадрильей 95-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 111 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года гвардии капитан Николай Кочмарёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны Кочмарёв продолжил службу в Советской Армии. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году в звании полковника Кочмарёв был уволен в запас. Работал лётчиком в Полярной авиации. В 1966 году заочно окончил исторический факультет МГУ [2]. Скончался в Москве.
Также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, рядом медалей.

Кривонос Алексей Леонтьевич

Родился 27 марта 1922 года в посёлке Варваровка, ныне Павлоградского района Днепропетровской области Украины. Украинец.
Вырос в х. Калинин Мясниковского pайона Ростовской области. Среднюю школу № 77 окончил в г. Ростове-на-Дону. С 1940 года — в рядах РККА[1]; в 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. Член КПСС с 1943 года.
Участвовал в боях на Белгородском направлении. В конце сентября — начале октября 1943 года участвовал в боях на Днепре в районе Запорожья. 7 и 8 февраля 1944 года участвовал в боях в районах Никополя. В апреле 1944 года воевал в районе Одессы. В мае 1945 года Алексей Кривонос участвовал во взятии Берлина.
К апрелю 1945 года совершил 132 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку вражеской обороны, железнодорожных узлов, станций, эшелонов, аэродромов и переправ.
После войны продолжал службу в ВВС СССР. Был слушателем Военно-воздушной академии.
8 сентября 1955 года подполковник А. Л. Кривонос погиб в авиационной катастрофе при выполнении пилотажа на малых высотах в пилотажной зоне в станице Глубокая Ростовской области. Вместе с Кривоносом погиб заместитель командира авиаэскадрильи по политчасти. Лётчики, нарушив полётное задание, прошли на предельно малой высоте вдоль улицы, зацепились за крышу одного дома левой плоскостью и снесли несколько домов. В результате погибли сами лётчики и несколько жителей посёлка.
Похоронен в пос. Монино Щёлковского района Московской области.

Пономарёв Василий Михайлович

Родился 25 марта 1921 года в деревне Петухи Ветлужского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне деревня Пыщугского района Костромской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы в посёлке Леденгск в 1936 году. С 1937 года В. М. Пономарёв жил в городе Вичуге Ивановской области. В 1940 году он окончил школу фабрично-заводского ученичества. До призыва на военную службу работал ткацким помощником мастера на Вичугской прядильно-ткацкой фабрике имени В. П. Ногина. Без отрыва от производства Василий Михайлович занимался в вичугском аэроклубе, обучение в котором завершил в январе 1941 года.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии В. М. Пономарёв был призван в феврале 1941 года. Окончил Поставскую военную авиационную школу пилотов (город Поставы Вилейской области[1]) в 1941 году и 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (город Чкалов[2] Чкаловской области[3]) в 1942 году. С августа по сентябрь 1942 года Василий Михайлович проходил стажировку на базе 10-го запасного авиационного полка на аэродроме Каменка Пензенской области, где освоил штурмовик Ил-2.
В действующей армии младший лейтенант В. М. Пономарёв с сентября 1942 года в должности лётчика 950-го штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиационной дивизии 1-го смешанного авиационного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования. В боях с немецко-фашистскими захватчиками Василий Михайлович участвовал с 22 октября 1942 года на Юго-Западном фронте[4]. Воевал на штурмовике Ил-2. С 13 ноября 1942 года авиакорпус, в котором служил младший лейтенант Пономарёв, действовал в составе 17-й воздушной армии. Боевое крещение В. М. Пономарёв принял в боях под Сталинградом, совершив за период с 22 октября 1942 года по 31 января 1943 года 13 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника и объектов его военной инфраструктуры. Так 13 декабря 1942 года в составе группы из 6-ти Ил-2 Василий Михайлович участвовал в штурмовке аэродрома противника у станции Морозовская, во время которой было уничтожено 16 немецких самолётов. 30 декабря 1942 года он участвовал в налёте на железнодорожную станцию Усть-Белокалитвенская, где было повреждено несколько вражеских воинских эшелонов и взорван крупный склад горюче-смазочных материалов. За отличие в операциях «Уран» и «Малый Сатурн» В. М. Пономарёв был награждён орденом Красного Знамени.
В январе 1943 года подразделения 17-й воздушной армии принимали участие в Острогожско-Россошанской операции, в ходе которой её штурмовая авиация наносила удары по железнодорожным станциям Россошь, Миллерово, Лихая, Чертково, аэродромам Старобельск и Гармашевка. В конце января-феврале 1943 года В. М. Пономарёв участвовал в Ворошиловградской операции, в том числе освобождении города Ворошиловграда. Приказом НКО СССР № 199 от 01.05.1943 года и Директивой Штаба ВВС Красной Армии № 513021 от 07/08.05.1943 года за отличие в боях 950-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 95-й гвардейский в составе 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии[5] 1-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. В мае 1943 года Василий Михайлович был произведён в лейтенанты и занял должность старшего лётчика.
В преддверии наступления немецко-фашистских войск под Курском летом 1943 года 17-я воздушная армия была переброшена на Курскую дугу. В ходе Курской битвы она поддерживала оборонительные и наступательные действия подразделений Воронежского фронта. Уже 5 июля 1943 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв участвовал в штурмовке аэродромов противника, осуществлённых по приказу Ставки Верховного Главнокомандования одновременно силами трёх воздушных армий. В последующие дни сражения на Курской дуге лётчики штурмовой авиации сосредоточились на уничтожении танков противника и разрушении его транспортной инфраструктуры. 14 июля 1943 года старший лётчик Пономарёв участвовал в штурмовке скопления вражеских войск восточнее Обояни в районе Кривцово, где группа из шести Ил-2 уничтожила 5 танков и 5 орудий полевой артиллерии. Всего за время оборонительной фазы Курской битвы гвардии лейтенант В. М. Пономарёв уничтожил 4 немецких танка. 12 июля 1943 года Василий Михайлович участвовал в контрнаступлении Воронежского фронта на прохоровском направлении.
В середине июля 1943 года подразделения 17-й воздушной армии начали возвращаться в состав Юго-Западного фронта. 15 июля 1943 года старший лётчик В. М. Пономарёв в ходе наступления фронта на изюм-барвенковском направлении в составе группы из шести Ил-2 участвовал в налёте на железнодорожную станцию Каменск, где группой было разбито 4 воинских эшелона противника. В третьей декаде июля 1943 года Василий Михайлович участвовал в боях за удержание и расширение плацдарма на правом берегу Северского Донца, с которого в начале августа 1943 года 57-я армия Юго-Западного фронта перешла в наступление на харьковском направлении в ходе Белгородско-Харьковской операции. 7 августа 1943 года во время воздушного патрулирования в составе группы из шести штурмовиков гвардии лейтенант В. М. Пономарёв заметил двигавшуюся к Харькову колонну немецкой техники. В результате штурмовки было уничтожено 15 автомашин и до 20 солдат противника. 16 августа 1943 года в районе села Дольгенькое Изюмского района Харьковской области Василий Михайлович в воздушном бою сбил немецкий истребитель Ме-110.
13 августа 1943 года началась Донбасская операция, в ходе которой 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк оказывал содействие войскам Юго-Западного фронта при форсировании реки Северский Донец и завоевании плацдармов на его правом берегу. 7 сентября 1943 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв участвовал в штурмовке аэродрома Красноармейское, в ходе которой советские штурмовики уничтожили 19 самолётов противника, 6 бензозаправщиков, 4 орудия зенитной артиллерии и около 70 человек лётно-технического состава. В первой половине октября 1943 года в ходе Битвы за Днепр войска Юго-Западного (с 20 октября 1943 года — 3-го Украинского) фронта провели Запорожскую операцию. Гвардии лейтенант В. М. Поляков участвовал как в боях по ликвидации запорожского плацдарма противника, так и в боях за освобождение города Запорожье. 11 октября 1943 года в воздушном бою у Запорожья он сбил немецкий истребитель Ме-109. За героизм лётчиков при освобождении города Запорожье 5-й гвардейской штурмовой дивизии было присвоено почётное наименование «Запорожская». До конца декабря 1943 года Василий Михайлович участвовал в штурмовках укреплений противника на правом берегу Днепра и на острове Хортица.
С января 1944 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв сражался за освобождение Правобережной Украины, приняв участие во всех операциях 3-го Украинского фронта: во время Никопольско-Криворожской операции он штурмовал войска противника на Никопольском плацдарме и освобождал город Никополь, взламывал оборону врага и громил его резервы в ходе Березнеговато-Снигирёвской и Одесской операций. Став в полку признанным мастером «свободной охоты», Василий Михайлович всё чаще водил группы Ил — 2 на штурмовку войск противника и в марте 1944 года его назначили командиром авиационного звена. В мае 1944 года 5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, в которую входил 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк, была переведена в состав вернувшегося в действующую армию 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (28.09.1944 года переименован во 2-й гвардейский), вместе с которым в июне 1944 года она убыла на 1-й Украинский фронт, где была включена во 2-ю воздушную армию. 30 июня 1944 года В. М. Пономарёву было присвоено звание гвардии старшего лейтенанта.
В августе 1944 года 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк участвовал в Львовско-Сандомирской операции, во время которой гвардии старший лейтенант В. М. Пономарёв неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку войск противника и «свободную охоту», оказывал содействие наземным войскам под Владимиром-Волынским и Рава-Русской, в форсировании Вислы и боях за плацдарм на её левом берегу. Звено В. М. Пономарёва совершило 155 успешных боевых вылетов, имея за всё время лишь одну небоевую потерю. В конце августа 1944 года Василий Михайлович был назначен на должность заместителя командира 3-й авиационной эскадрильи. До конца 1944 года 2-я воздушная армия участвовала в боях на Сандомирском плацдарме, способствовав успеху наземных войск в боях за удержание и расширение плацдарма. В январе 1945 года гвардии старший лейтенант участвовал в Сандомирско-Силезской операции, в ходе которой штурмовая авиация 2-й воздушной армии обеспечивала прикрытие наземных войск, перешедших в наступление с Сандомирского плацдарма. Василий Михайлович также участвовал в освобождении польских городов Сандомира и Кельце. В ходе Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операций он громил группировки противника в районах Глогау, Бреслау, Шпроттау, Оппельна. Всего к апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант В. М. Пономарёв совершил 130 боевых вылетов, в том числе 95 — на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры и 35 — на разведку. В результате штурмовок им было уничтожено и повреждено 5 самолётов на аэродромах, 1 катер с баржей, 25 танков, 7 бронетранспортёров, 77 автомобилей и 40 повозок с военными грузами, 7 орудий полевой и 9 орудий зенитной артиллерии, 4 склада с горючим и 7 складов с боеприпасами, 3 бензоцистерны, 3 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, 1 железнодорожный мост, сбит 1 аэростат-корректировщик артиллерийского огня, убито и рассеяно до 550 солдат и офицеров противника. В воздушных боях Василий Михайлович сбил 2 немецких истребителя.
На завершающем этапе войны штурмовые подразделения 2-й воздушной армии во время Берлинской операции обеспечивали форсирование войсками 1-го Украинского фронта реки Нейсе, прокладывали им путь к Берлину, добивали гарнизон города-крепости Бреслау. Боевой путь лётчики армии завершили разгромом дрезденско-пражской группировки противника в ходе Пражской операции. 27 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Пономарёву Василию Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
После завершения Великой Отечественной войны Василий Михайлович продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. До середины 50-х годов он служил в строевых частях. После окончания Военно-воздушной инженерной академии в 1957 году он служил инженером-испытателем авиационных систем Научно-исследовательского института прикладной гидромеханики[6]. С 1973 года полковник В. М. Пономарёв в запасе. Жил в городе Подольске Московской области. 27 декабря 2001 года Василий Михайлович скончался. Похоронен на Аллее Героев на кладбище Красная Горка города Подольска.

Федотов Пётр Федотович

Родился 1 июля 1905 года в деревне Новая Обуховка (ныне — в Старошайговском районе Мордовии). После окончания десяти классов школы работал в сельском хозяйстве. В 1927 году Федотов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1931 году он окончил Объединённую военную школу имени ВЦИК, в 1933 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1942 году — два курса Военно-воздушной академии. С октября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К марту 1945 года гвардии подполковник Пётр Федотов командовал 95-м гвардейским штурмовым авиаполком 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 78 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. Под его руководством лётчики полка совершили более 3700 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии подполковник Пётр Федотов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1951 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1958 году в звании полковника Федотов был уволен в запас. Проживал в Москве. Скончался 2 февраля 1988 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, иностранным орденом и рядом медалей.

Хвоя Никита Фёдорович

Родился 9 сентября 1911 года в селе Глеваха (сейчас Васильковский район, Киевская область).
Учился в железнодорожном училище, затем работал в паровозном депо. От ВЛКСМ был направлен в авиационно-техническую школу, окончил её в 1932 году. После окончания учёбы работал авиатехником, затем лётчиком-штурмовиком в Забайкалье.
Член ВКП(б) с 1937 года.
В 1939 году стал командиром звена, боевое крещение принял в боях на Халхин-Голе, совершил 17 боевых вылетов.
Участник Великой Отечественной войны, воевал на Сталинградском, на 1-м Украинском фронте, после на 2-м Украинском фронте. Летал на боевых машинах Пе-2, Ил-2.
Хвоя стал командиром (94-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт).
В 1944 году полк подполковника Хвои участвовал в Львовско-Сандомирской и Висло-Одерской операциях.
В Берлинской операции полк совершил 888 боевых вылетов, сам Хвоя совершал по несколько вылетов в день.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за решительные действия в бою и умелое руководство 94-м гвардейским штурмовым авиационным полком Хвое было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны служил в ВВС СССР, службу окончил в 1954 году в звании полковника. Был инспектором по кадрам в ДОСААФ.
Жил в городе Волчанск (Харьковская область). Принимал активное участие в общественной жизни города, некоторое время был народным заседателем в городском суде.
Умер 27 октября 1988 года. Похоронен в Волчанске на кладбище № 1.
Шумский Константин Мефодьевич

Родился 18 марта 1908 года в селе Черныши (ныне — Каневский район Черкасской области Украины). Окончил семь классов школы. В 1927 году Шумский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1930 году он окончил Киевскую военную пехотную школу, в 1932 году — курсы летнабов, в 1933 году — курсы инструкторов-парашютистов, в 1940 году — Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. С первого дня Великой Отечественной войны — на её фронтах.
К июню 1944 года гвардии майор Константин Шумский командовал эскадрильей 93-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 112 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за «мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками» гвардии майор Константин Шумский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4291.
После окончания войны Шумский продолжил службу в Советской Армии. В 1950 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1956 году — Военную академию Генерального штаба. В 1961 году в звании полковника Шумский был уволен в запас. Проживал в Москве. Скончался 27 июля 1991 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, рядом медалей.


Рецензии