Немецкий первенец для Военно-Морского Флота - 1

                (мемуарная повесть с юмором, приправленная 
                стихами автора из такой же озорной песни)


                1. Новый флотский экипаж

     В славные, но, увы, прошедшие, времена Дважды Краснознамённый Балтийский флот заслуженно (количественно и качественно по составу надводных кораблей и подводных лодок) достойно представлял могучий Советский Союз даже в Мировом океане! На правах настоящих хозяев балтийцы  ходили по всему Варяжскому(1), как называли своё море древние славяне, и дальше – через проливы, связывающие  Балтику с морем Северным, а там и по всей Атлантике на юг, север и даже на запад к Америке – на Кубу. Таким образом, Балтфлот, базирующийся, главным образом, в Кронштадте, Таллине, Лиепае и Балтийске, надёжно защищал западные морские границы СССР.

     Помогали советским морякам, в основном в зоне своей ответственности, и военно-морские силы братских республик Польши и демократической Германии. В начале 80-х годов прошлого века Главнокомандующему ВМФ Адмиралу Флота Советского Союза С. Г. Горшкову предложили проект обновлённого корабля проекта 133.1 «Пархим». Уж, кто так сильно лоббировал это решение (без МИДа, покровительствовавшего Варшавский Договор, явно не обошлось), но мудрый и авторитетный Главком согласился, утвердив строительство немецкими корабелами для нашего Балтийского флота целой серии из 12 единиц! Вот тогда всё и началось…

     Самая заманчивая (кулуарная), но непроверенная информация, как шутят на флоте: «от пробегающего мимо матроса», свидетельствовала о том, что первенец этой серии будет базироваться в ГДР (на судостроительной верфи «Peene-Werft») для отработки на нём всех мероприятий по приёму своих кораблей последующими одиннадцатью экипажами. Так, вчерашний командир артиллерийской батареи универсального калибра СКР «Неукротимый», старший лейтенант Евгений Коляшин, волею судьбы, а ещё больше талантом «на уговоры и заграничные посулы» начальника отдела кадров балтийской бригады ракетных кораблей, получил перспективное назначение на эту новостройку.
 
          «Я судьбой не избалован,
          Спину гнул и был доволен,
          Стал готов к любому я заданию.
          Вызвал дядя-кадровик,
          Бровью двинув, говорит:
          «Есть командировочка в Германию!»(2)

     Правда, как оказалось впоследствии, этот первенец – малый противолодочный корабль модернизированного проекта 133.1М (с уже присвоенным тактическим номером и названием МПК-192) ГДР-овские судостроители обещали передать советскому ВМФ уже к концу 1986 года и этот  «немец» сразу должен был войти в состав дивизиона МПК(3) Лиепайской бригады кораблей охраны водного района (ОВР). Поэтому, отгуляв свой отпуск летом, что является большой удачей для молодого офицера, первый командир БЧ-2(4) МПК-192 Коляшин в последних числах августа оказался в Зимней гавани Лиепаи с предписанием принять дела и обязанности… Нет, не на новом корабле, а на «маленьком военно-морском флагмане латвийской молодёжи» – МПК «Комсомолец Латвии». Всего на один-два месяца.

     Этот «кадровый манёвр» фактически означал «де юре» перевод старшего лейтенанта подальше из Балтийска на новое место службы – в Прибалтику. Оставив «Неукротимый», романтика дальних походов для Женьки Коляшина тоже осталась в прошлом. Ведь малые корабли в Средиземку и дальше в океан не ходят! Евгений это понимал хорошо, смирившись «де факто» с тем, что от ОВРы (которой «пугают» на старших курсах в военно-морском училище) ему отвертеться не удалось. Реверс, то есть задний ход, давать было поздно, а посему холодным «ознобом» уже сидела в голове артиллериста мысль: «Ну, вот и приплыли! Здравия желаю, «советская заграница» – Лиепая,  значит, займёмся теперь охраной твоего водного района!». Согревало лишь то, что в скором времени Коляшину реально маячила интересная командировка в Восточную Германию, в город  Вольгаст. Чего-то нового в жизни и службе ему уже сильно хотелось: новой должности, пусть и не на небольшом, но совершенно новом корабле. Скорей бы уж!

          «Против кадров не попрёшь!
          Если хочешь – проживёшь!
          На прощание цветы с осенних грядок.
          По гражданке фото в фас,
          Дикий взгляд пугает вас.
          В заграничном паспорте порядок!

          Закрутилось, завертелось,
          Как хотел и не хотелось.
          Только чувствую – карманы станут шире.
          «Хенде хох!»(5) – кричит таможня.
          Я дрожу, но это можно.
          И таких, как я, тридцать четыре»(2).

     К началу осени 1986 года все, отобранные командованием местные ОВРовцы,  плюс единственный «неукрощённый» комбат с «Неукротимого» из Балтийска, а к тому времени уже «перезрелый комсомолец» командир БЧ-2 с «Комсомольца Латвии» (на немецкий манер – «обер-лейтенант») Евгений Коляшин, начали знакомиться друг с другом. Приемный  экипаж  МПК-192 состоял  из  34  человек:  14  офицеров  и  мичманов и 20 старшин и матросов. Практически ежедневно все они собирались в Зимней гавани в здании учебного корпуса со «скворечником» наверху – специальным помещением на крыше, оборудованном средствами наблюдения и связи,  местом оперативного дежурного Лиепайской ОВР. Собирал экипаж «тридцатьчетвёрки» их первый  командир капитан 3 ранга Владимир Васильевич Вознюков – опытный офицер, который сразу рассмотрел в Коляшине задатки своего помощника.

     – Евгений Петрович! – обратился он к командиру БЧ-2 по имени-отчеству, – Вы ведь артиллерию хорошо знаете?

     Получив утвердительный ответ, кэп продолжил заготовленным «приговором»:
     – Вот и прекрасно! Трёхлетний опыт командования батареей на большом корабле вы имеете, закалились и в дальних походах на «Неукротимом». Поэтому, назначаю вас своим старпомом, временно, конечно, но на весь срок нашей предстоящей командировки. Сегодня же представлю вас экипажу как помощника командира корабля со всей полнотой власти.

     – Спасибо за доверие, товарищ командир!

     – Мичманы у нас матёрые подобрались, специалисты-«зубры», а вот командиры боевых частей – сплошняком лейтенанты. Опыта служебного пока маловато. Так что дерзайте, но по уставу!

     – Справлюсь, Владимир Васильевич! Не подведу.

     – Очень надеюсь.

          «Командир идёт к пилоту.
          Самолёт готов ли к взлёту?
          В ожиданье закололо поясницу.
          Нам давно открыта виза,
          Люба, Ира, Таня, Лиза,
          Мы сегодня улетаем за границу.

          Я не помню, как летел,
          «Бомбовоз» наш всё же сел.
          Граждане с автобусом встречали нас.
          А потом куда везли,
          Ты сосед меня не зли.
          Не расспрашивай, я сам тут в первый раз!»(2)


     1   Варяжское море – с древности и до XVIII века в России Балтийское море
          называлось «Варяжским».

     2   Слова из песни старшего лейтенанта Е. Коляшина про командировку в ГДР на
          музыку В. Высоцкого (питерский бард А. Розембаум в 80-х годах исполнял
          под эту музыку свой шлягер о врачах «Скорой помощи»).

     3   МПК – малый противолодочный корабль.

     4   БЧ-2 – артиллерийская (ракетно-артиллерийская) боевая часть на военном
          корабле.

     5   Хенде хох (нем.) – руки вверх.


  Продолжение в главе 2 "Гутен таг", Германия! - http://proza.ru/2021/04/29/1962


                © Н. Кирюшов, 2021 г.


Рецензии
Добрый вечер, Николай!
У меня возник наивный вопрос.
Когда строят военные корабли, то есть ли гарантии, что не встроят какую-то хитрую "следилку" или "вредилку" на отдалённое будущее. Скажем, какое-то время спустя плывёт кораблик и вдруг что-то выходит из строя. Засада…
Как убедиться, что такое исключено?

Вера Редькина   19.01.2024 19:07     Заявить о нарушении
Вера, так неожиданно! Я думал, что эту мемуарную мини-повесть о ПЕРВОЙ командировке Коляшина в Германию Вы уже читали. Потому что ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА Женькой (во второй командировке) Вы точно читали. Отвечаю на Ваш вопрос. Военная ПРИЁМКА во все времена всегда БЫЛА НА СТРЁМЕ! Тем более, это же было СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, Варшавский договор был СИЛЁН. Ни каких "вредилок" не было! С уважением и теплом к Вам в Крещенский праздник,

Николай Кирюшов   19.01.2024 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.