Однажды в поезде

В девяностые годы, будучи по туристической поездке в Ленинграде (тогда город назывался еще Ленинградом) поздним вечером мы с женой решили поехать в Ригу. Я предчувствовал события, которые, по всей видимости, отделят от великого Советского Союза республики Прибалтики. Хотелось посетить Ригу, которая в будущем окажется заграницей.
Ленинград весь бурлил как перед революцией семнадцатого года. На площадях скапливались люди и с жадностью слушали ораторов, вовсю охаивающих советскую власть. Ульянова (Ленина) бесстрашно с трибун провозглашали преступником, сотворившим безумный беспрецедентный эксперимент над миллионами россиян и жителями братских республик…
Транспортная схема Ленинград – Рига оказалась очень удобной: вечером сев в поезд на плацкартный вагон, поужинав и заснув – утром просыпаешься уже в Риге и целый день побродив по Риге возвращаешься обратно в Ленинград таким же способом.
В вагоне нашими соседями оказались молодой литовец, который, видимо плохо владел русским языком и потому все время читал книгу, лежа на верхней полке. Седовласая пожилая женщина (старушка), по-европейски подтянутая, можно было сказать - дворянских кровей. Я почему-то был уверен, что она уроженка Прибалтики, но оказалось, что она русская и давно живет в Литве. Она свободно владела как литовским, так и русским языками. Наверное, отпрыск русских дворян, которые ушли из России, погоняемые ветром перемен новой власти большевиков. Из тех, кто, осев на новом месте и приобретя здесь друзей, не возжелали вернуться на Родину даже тогда, когда режим смягчился по отношению к ним подобным. Приятная и очень интеллигентная и тактичная женщина добродушно и непринужденно вела беседу, стараясь не быть навязчивой. Третьим соседом оказался подтянутый мужчина в хорошем костюме с галстуком, с правильными чертами лица, цепким, немного высокомерным взглядом и тонкой полоской выбритых усиков. Разговаривать он не был намерен, но я сделал шаг навстречу и спросил:  откуда и куда держит путь наш сосед и чем по жизни занимается? Со снисходительной улыбкой он объяснил, что едет из Москвы и проездом, по делам был в Ленинграде. Сказал, что он военный летчик. У попутчика был колючий неприятный взгляд.
У нас состоялся следующий диалог:
- Наверное, в командировку едете в Ригу?
- (после паузы и длительного изучающего меня взгляда) Нет, я еду домой…
- А сами, простите, кто по национальности?
- Чеченец.
- У вас семья, дети?
- Да, две дочери. Как у вас жизнь в Якутии?
- Нормально. Как и везде…
По вагону разнеслось, что открылся вагон-ресторан. Попутчик встал и обратился ко мне: «Ну, что? Поужинаем в ресторане?». Ужинать в ресторане в наши планы не входило. Мы провизию для ужина прихватили с собой. Я замешкался с ответом, на что он с усмешкой ответил, что в буфете ресторана  можно купить просто булочки или что-либо подобное. Я согласился. Он вышел из вагона, я стал рыться в вещах в поисках денег.
Когда я, пройдя несколько вагонов, через шумный тамбур вошел в вагон-ресторан, у буфета стояла изрядная очередь. Встал у замыкающего очередь, которая змейкой проходила параллельно той, что стояли возле стойки буфета. Попутчик стоял уже довольно близко к бармену, хитровато мигнул мне и грубовато потянул меня за руку и затолкал в тесную очередь впереди себя. Мне было крайне неприятно. Мы, молча простояли очередь. В вагон он вернулся, когда мы уже допили чай. Ничего не говоря, со снисходительной улыбкой он стал готовиться ко сну. Мы слушали бабушкин рассказ, иногда прерывая его вопросами. Затем отошли ко сну. Прохладным утром на перроне, вышагивая рядом с попутчиком до железнодорожного вокзала, я спросонья слушал его наставления, что так жить как мы живем – нельзя… Я молча кивал и на прощанье он панибратски сильно хлопнул меня по плечу, что мне тоже не пришлось по душе.
Рига – город дивный. Красивый своей готической архитектурой, совершенно не похожий на российские города. Накал страстей политических чувствовался во всем. Витрины магазинов пестрели наименованиями на местном языке, перевода на русский не было нигде. Услышав русскую речь, продавцы магазинов отворачивали головы, и по всему было видно – обслуживать хозяев этих речей не хотели нисколько.
По приезду домой, давно забыв  про поездку в Ленинград и Ригу, смотрю, по обыкновению за ужином,  новостную программу и вдруг… меня как током шибануло! Показывают Чеченские события и выступает свежеизбранный президент Республики Ичкерия Джохар Дудаев. Я его сразу узнал – это был тот попутчик в вагоне по маршруту Ленинград – Рига. Затем я  пристально вглядывался в его фотографии в газетах, смотрел репортажи о нем по телевизионным каналам. Сомнений не было – это он. Потом совпадало то, что он военный летчик, живет в Риге, две дочери… Жена без восторга, скептически восприняла мое сообщение об этом. Но я твердо убежден: я провел ночь в вагоне рядом с самим Джохаром Дудаевым! Не знаю почему, но я горжусь этим…


Рецензии