Природа социального протеста

Природа социального протеста по роману Н. Лескова «Некуда».
М. Шульгин, Сочи 2021

«

Приводятся высказывания Н. Лескова по вопросам зарождения либерализма и сепаратизма в России в средине XIX в. Сегодня эти вопросы очень актуальны, в связи с движением за смену власти.
      Высказывания Н. Лескова о бесперспективности либерального движения в России во многом созвучны с мыслями И. Тургенева и Ф. Достоевского, о кровавом исходе социального движения, но почти не известны в современном обществе.
      Текст обработан, систематизирован и приводится нами: а) в неизменном – взят в кавычки и б) частично измененном, адаптированном для прочтения, но без искажения смысла виде (взят под знак *)


Философия вопроса

* Пути господние неисповедимы и куда может привести людей погоня за правдой и справедливостью? Не закончится ли эта социальная идея тем, что люди стремясь справедливо устроится, по словам Ф. Достоевского, зальют мир кровью.
*Зыбко представление о том, что правда, а что ложь. Трудно людям выбирать между добром и злом. Легче кричать и бунтовать.
Неоднозначно библейское толкование мысли о том, что: правда может вести в погибель, а ложь может быть во спасение; что дорога в ад устлана благими намерениями.  «Апостол Павел солгал, отрекаясь от Христа, да спасся и ключи от царства его держит. Иуда правду рек - да погиб».

Стремление к очищению общества

Страна была в судах черна,
Безбожной лести, лжи тлетворной,
и лени мертвой и позорной
и всякой мерзости полна» (по словам Хомякова) 

* Общество было замарано: молодые чиновники – взятками; учителя – восхвалением знатных мерзавцев; дворяне – проматыванием денег и проявлениями жестокости к слугам.
       «Люди верили, что проклятие лежит над всякой неподвижностью. Кучка протестных людей собирала тех, кто говорит об необходимости очиститься, отмыться от старого и двигаться вперед».
      «Общество слепо верило Белинскому. У честных не было сил и времени отречься от приставших к ним шутов и дураков. Шуты рассмешили, дураки рассердили людей. Во время стремительного бега назад люди забыли, что гонит их не пошлость дураков и шутов, а тупость общества и собственная трусость».

Вовлеченность наивных и добрых людей

* Протестная масса под лозунгом свободы и справедливости зарождается уже в семье. «Выбор недовольных всегда падает на книги протестующие. И чем сдержаннее и темнее выражается протест от давления мягкого бичевания семьи, тем он кажется справедливее».
      «Дух свободы и справедливого распределения витал среди людей чести и бескорыстия. Все живые связи с прошедшим меркли и рвались. Беспечное будущее народов рисовалось прекрасным».
*Чувства простых людей становились все больше буржуазны, мелки, недостойны.
       «Добрые люди стремились только к добру без всяких теорий или наивно желали ему содействовать…, но они растворялись в масса людей из разряда плутов и дураков, коих было большинство. Одновременно с духом свободы витал дух себялюбия, двоедушия и продажности».

Приобщение и развращение женщин 

«Политическая возбужденность в обществе совсем упала. Начался критический разбор либерализма. Либералы попробовали бороться с правительством – кусаются, так вот выдумали женщин приобщать и развращать на общественное служение. Да что это был за союз – женщин сбивать с толку, пожить с ними до бесстыдства, до наглости, а потом будь что будет».
       Женщин привлекали внешние атрибуты социалистов, пылкость их протестных высказываний, «загадочный вид и удлиненные полы платья, что являлось признаком воспитанности и солидного либерализма».

Сборище амбиционных неудачников

* Сборище людей («умственный пролетариат»), состояло в основном из неимущих: студентов, недовольных студенческими порядками; семинаристов, выступающих за свободную жизнь; живущие чужим умом естественников; лекарей и учителей без занятий; церковных служащих без места, но живущих за чужой счет; людей без своей мысли готовых на все и ничего не делающих. Здесь было немало жен, отлучившихся от мужей, и девиц, бежавших от семейств.
      В гражданском сообществе преобладала полная беззаботность о себе и к сбережениям ближнего.
«Неимущий был вправе жить за счет имущего, по принципу гражданской обязанности. Остатки дикости в них расценивались как остатки свободолюбивых широких натур». 
       Предводителем гражданского дома стал совсем не герой, а тихий художник.
«Со временем Белоярцев стал показывать себя гражданином. Надвинул брови и начал вздыхать гражданскими вздохами».
        Идея создания гражданского дома (ассоциации людей), где бы царило равноправие всех ее членов без всяких притеснений и христианских ограничений, сдерживалась очевидным недостатком материальных средств и неспособностью ее членов самим заработать деньги.
    
Общество краснеет, но откровенно красных мало

«Разговоры о неестественности распределения труда и капитала, как и рассуждения о вреде семьи начали прискучивать. Требовались новые темы и росла потребность перейти от слов к делу. Дух противоречия традициям стал главным».
       *Проявление дикости красных возмущали традиционалистов в России, но не пугали. В Англии боятся больше нашествия мусульманской идеологии; в Германии - национализма, а во Франции – движения за ужесточение полицейских законов.
       «Ныне общество краснеет. Но откровенно красных мало, другие все маскируются и выходят какими-то пестрыми. Белыми были дамы, да еще те, кто стоит за прекрасное и не принадлежит ни к каким партиям».

Петербургские
псевдо-либералы

К середине XIX в. «Политическая возбужденность в обществе совсем упала. Начался критический разбор либерализма. Либералы попробовали бороться с правительством – кусаются, так вот выдумали женщин приобщать и развращать на общественное служение».
«Петербургские псевдо-либералы не сложили рук и не взялись за работу, а выдумали безопасный союз с характером псевдо-социальной борьбы».
«Но это увлечение социальной деятельностью даже не фанатизм для честных людей, а просто игра человеческой глупостью и страстями, это эксплуатация людей, легко увлекающихся».
«Наши либералы надули того, на кого молились. Надуют и поляков и всех, кто имеет слабость верить их заученным фразам».
«Люди еще гоняться за именем либерала, а потом станут стыдиться этим именем» 

Сепаратизм в Российской империи

Крайней формой социал-демократического и либерального движения выступает его левый крен в сторону сепаратизма - отделения территорий. Это характерно для малых народов на окраинах империй.
      Н. Лесков в своем романе «Некуда» называет сепаратистами людей, настроенных на передел общественного порядка, не касаясь вопроса отделения или раздела территорий, но предостерегает, что крайние формы движения сепаратизма на пути к справедливости и свободе связаны с кровавыми делами (как и у Ф. Достоевского в «Братьях Карамазовых»).
       Автор не приводит различий сепаратистов с социалистами и либералами, которые представляют симбиоз в обществе, оставляя эти вопросы открытыми.

Цель сепаратистов

*Вырастить новое поколение и удобрить для него почву и полить ее кровью

«Мы выше предрассудков толпы. Мы приготавливаем почву для других поколений. Все наши пороки и корысть, ложный стыд и гордость прививаются нам в юности. Надо избавить «девушку» от растлевающего влияния среды».

Они руководствуются идеями

1.Правды и свободы. - «В силе, угнетающей свободные стремления лучших людей страны, нет правды» (у Достоевского – «Господь не в силе, а в правде»).
2.Отрицание веры. - Сынок майора, малоросс, утверждал «Никакой, говорит, веры не надо».
3.Неизбежности жертв и ошибок. - «Век жертв очистительных просит. А если случиться ошибка, то каждый может оправдаться».
4.Личное счастье приносится в угоду общественного. - «Мы должны терпеть то, что полезно обществу. Задача в том, чтобы всем равно было хорошо, а не в том, чтобы некоторым было отлично».

Исповедуют методы

привлекать, подогревать, подготавливать, волновать умы.

Для этого:
1. Распространять книги и мнения.
2. Склонять одних на подписи, других на лозунги о свободе, третьих – о земле.
3. Находить нужных людей, способных действовать и вести подземную работу, надобно по невыгодным о них отзывам.
4. «Приобщать к делу раскольников – они все наши».
5. «Дураков также употреблять в дело, т.к. каждый дурак имеет себе подобных. Полезнее дураков и энтузиастов нет. Их можно заставить делать все».
6. «Привлекать энтузиастов и неоплатоников – это все равно что и дураки - материал лепкий».
7. «Надобно уметь резать, когда придет время, а не так, как подлец Робеспьер».

Роль поляков

Одними из первых системных распространителей социальных идей свободы, правды и справедливости в России выступили поляки, проживающие в России.  Вспоминая о бывшем величии Польши, они создавали протестные тайные кружки из наивных, глупых, энтузиастов и недовольных своим положением людей. Некоторые из них руководствовались стремлением к добру и свободе.

Средства для поддержания проекта действия тайных обществ поступали от разных людей. Для это использовались шантаж, слежки, связи и пожертвования. Деньги жертвовали и одалживали под туманную перспективу замаранные во взятках чиновники, отмеченные высказываниями против власти и порядка люди; те, кто каким-либо образом был замешан в нарушениях закона; состоятельные люди, симпатизирующие веянию моды социального протеста и обманутые ожиданиями мелкие чиновники.

Руководство кружками осуществлялось в атмосфере секретности через присланные тайные директивы от неизвестных вождей (как сегодня через некоммерческие организации).
      *Но хитрые поляки, используя идеи социализма, не приемлют их для себя. Тезис – «Дать человеку широкие равные права и уничтожить принципы семьи для поляков не подходит. Поляки этого не хотят и бьются за национальное обособление».
«Они католики, следовательно, не материалисты, но собственники и девиз общность имущества для них неприемлем».
*Не подходит им и идея социалистов о том, что женщины должны руководствоваться функциями, «поскольку у каждой польки сидит по три ксендза (князя) во лбу. Нынешнее стремление поляков аристократически-католистическое, а не социально-демократическое».
*Поляки хорошие манипуляторы, торговцы и обладают природной способностью извлекать выгоду из ситуации. – «Тонкое ухо еврея слышало о каких-то особенных людях. Он связал это с одесской торговлей запрещенными газетами и раскусив Арапова, выдоил из него четвертак», прикидываясь озлобленным к русским порядкам.

Оборотная сторона социальной идеи –
разрушение традиционной семьи

«Любя человека, вы не признаете себя обязанностью хранить к нему верность, если это требует ваша физиология».
«Женские страдания возникают от безделья. Слезы матери – глупость, а нежности – разнузданное сладострастие».
«Мать целуя ребенка только удовлетворяет свои чувства» (в духе Базарова по И. Тургеневу).
«Надо чтобы не было узких забот только о себе и детях своих. Мы должны терпеть то, что полезно обществу. Задача в том, чтобы всем равно было хорошо, а не в том, чтобы некоторым было отлично» (позиция социалистов).
*Следуя закону «Естественного права» приверженцы социальных и либеральных идей утверждают, что «нравственные обязательства не согласованы с правилами физиологии и противоречат требованиям природы поскольку их нет у существ, живущих естественной жизнью».
Не на основе ли этой теории сегодня защищают и превозносят образ жизни гомосексуалистов, транссексуалов, чернокожих?

       В заключение скажем словами Н. Лескова: «Увлечение социальной деятельностью даже не фанатизм для честных людей, а просто игра человеческой глупостью и страстями, это эксплуатация людей, легко увлекающихся».

Дорогой читатель! 
Напишите пожалуйста краткий отзыв.
С уважением ко всем Михаил Шульгин.

Доцент мировой экономики (ныне пенсионер),
психолог, к.г-мин.наук.


Рецензии