История Тамани часть 31

Правительство ЧКВ за подписями Чепеги, Головатого и Котляревского сообщало: «На сей земле находится войсковых жителей мужска 12826 да женска 8967, а всех душ - 21793, то дабы сии жители не лишены были христианских треб, за нужное сие правительство находит быть походным церквам – первой в г. Екатеринодаре; в острове Фанагории, где уже и есть, третьей - в Копыле, четвертой - на устье р. Бейсуга, пятой – при устье р. Еи, а шестой – на р. Челбасах, в которые церкви священников 2 и диаконов 2 уже имеется, а ещё 2 надобно. Для чего на основании Святейшего Правительствующего Синода Указа, набрав достойных людей двух человек во священники к рукоположению под рассмотрение представить его преосвященству епископу Феодосийскому и Мариупольскому с прошением для четырех походных церквей в храмы - Копыльской - Св. Апостола Михаила, Бейсугской - Св. Николая, Ейской - Преображения Господня, в Челбаской - Св. великомученника и Победоносца Георгия антиминсов». 17 мая царица Екатерина подписала грамоту о назначении «священника, живущего в месте Новоселице Романа Порохню, протоиереем в Черноморское войско». Сделано это было по просьбе Антона Головатого, которому Р. Порохня доводился свояком. В конце апреля, прибывший в Черноморию епископ Иов, с конвоем из казаков ездил осматривать селения, находившиеся вверх по Кубани, где его всюду встречали с хлебом-солью. В Онофриевке он заночевал «в особливо очищенном и убранном доме», а 30 апреля, вернувшись в Екатеринодар, сразу же отбыл в Тамань со своей свитой, куда доехал 3 мая вечером.

По пути, Иов заезжал посмотреть, на извергающийся грязевой вулкан. В Тамани епископ также не задержался, переночевал и утром следующего дня отправился на шлюпке в Керчь. А. Головатый в это время находился в отъезде, и ему об Иове письменно сообщал Иван Юзбаша из Тамани. При всей тяжести жизни черноморцы везде начинают строить храмы и это в условиях острой нехватки камня, дерева и других стройматериалов. К декабрю 1797 г. в ЧКВ насчитывалось уже 23 священника. В первое время во главе духовенства стоял войсковой протоиерей, которому в Черномории было подчинено войсковое и приходское духовенство, а также мужской Екатерино-Лебяженский монастырь. В 1800 г. вместо единоличной власти протоиерея было создано Екатеринодарское духовное правление, возглавляемое протоиереем и ставшее первой, практически главной духовной инстанцией Черномории. Вместо умершего осенью в Тамани иеромонаха Герасима (в др. источниках - Гавриила), который всегда находился при гребной флотилии, судья ЧКВ А. Головатый, ещё находясь в Слободзее, рекомендовал в священники старшину Павла Ивановича Демешко, «отправлявшего службу с усердием». 26 февраля 1793 г. он был «рукоположен в священники в Дубоссарах, в Михайловской церкви, выехавшим из Молдавии в Россию митрополитом Кириллом». Дьячком при П. Демешко - состоял Фома Писковский, в пономарской - управлялся Федор Сиволап. Приписная Свято-Покровская церковь в Тамани была построена первыми казаками-переселенцами в 1793 г. сначала, как временная деревянная, а в 1794 г.- каменная.

В 1796 г., если верить исповедным спискам, П.И. Демешко был уже вдовствующим батюшкой. У него на руках имелись малолетние дети: дочь Параскева 9 лет, 2-х летний сын Лев и годовалый Константин. Священнику помогали вести хозяйство наёмники: Иван Сало, вдова Татьяна Ткачиха, преклонных лет и её дочь Настасья. Случаи вдовства среди священников были нередки, а повторные браки - исключались. Судя по всему, продолжительность жизни у мужчин и женщин Черномории в то время была короткой. А из священников, при всём благообразии их жизни, мало кто перешагивал 50-летний рубеж. Сын Демешко - Костя умер в 1812 г., когда ему было всего 16 лет, священник Фёдор Диаковский, служивший при Успенской церкви в сел. Старотитаровском, умер в возрасте 35 лет. В первом составе причта Таманской церкви состояли кроме Павла Демешко, диакон Григорий Стрешенко, дьячки Фома Писковский и Савва Рясний (дьячками до 1868 г. называли псаломщиков), пономарь Фёдор Плохий и ктитор Леонтий Штригель. Ф. Писковский впоследствии стал священником и возглавлял приход Свято-Покровской церкви в 1816 г. При нём в это время служили: дьячок Фёдор Белявский, пономарь Иван Писковский и диакон Фёдор Белоусов, у которого судьба сложилась незавидно. После того, как он уже стал священником, его запретили за пороки и отрешили от места. Затем в таманскую церковь из Воронежа перевели священника Иллариона Лаврова. Протоиереем служил в церкви Покрова и Гаврила Шепетковский, который умер в 1829 г. В 1835 г. в причте состояли диакон Афанасий Федоренко и пономарь Иван Коноваленко.

До 1829 г. в церкви служил дьячок Иван Щебуткин – возможно, родственник священника Фёдора Щебуткина, известного тем, что он завещал после своей смерти Покровской церкви саманный дом в Екатеринодаре (на углу улиц Рашпилевской и Длинной). Покровская церковь, кроме того, владела совместно с Вознесенской церковью по завещанию участком умершего сотника М. Островского в 215 десятин. В завещанном им же, саманном доме проживал первый священник. Второй священник размещался в доме, построенном на церковные средства. Диакону же предоставлялась квартира при церковно-приходской школе. Надо отметить, что сведения о Таманском приходе, о священнослужителях храма Покрова и Собора Вознесения Господня не являются полными. Возможно, часть материалов находится в архивах Ставропольской епархии, частично документы о строительстве Покровского храма в Ставропольском краеведческом музее и в вестниках Екатеринодарской епархии. Какое-то количество вестников имеется в отделе редкой книги Краснодарского гос. историко-археологического музея-заповедника. Екатерина II проявляла особое уважение к всемирно известному немецкому и русскому учёному-энциклопедисту, географу, естествоиспытателю, путешественнику, доктору медицины, академику Берлинской, Санкт-Петербургской и ряда других европейских академий наук, действительному статскому советнику Российского государства Петеру Симону Палласу. Это ему она поручила преподавание естественных наук своим внукам Константину и Александру (будущему царю Александру I).

В этой связи необыкновенно скромный учёный в 1792 г. был временно отстранён от дел. Однако смог собраться и в 1793-1794 гг. совершить на личные средства научную экспедицию в южные губернии России. Его маршрут пролегал из Петербурга в Поволжье, Астрахань, Прикаспийскую низменность, на Сев. Кавказ, в Крым и на Украину. В 1999 г. в изд-ве «Наука», в серии «Научное наследие» вышла его книга - «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах». Указанный труд посвящён вопросам геологической структуры, флоре, фауне, истории, этнографии, хозяйственной деятельности народов и административному устройству Крымского п-ова (Тавриды) в конце XVIII в. Но изучая восточную часть Крыма, Паллас совершил путешествие в 1794 г. и на о. Тамань. В то время Таманский п-ов считали островом, так как р. Кубань, юго-восточнее с. Джигинки разделялась на два рукава через систему лиманов впадающие в Чёрное и Азовское моря. Таким образом, Тамань представляла из себя часть суши, окружённую водой со всех сторон. Своё путешествие на о. Тамань Паллас начал из крепости Еникале, сооружённой турками. В то время она была в 11 верстах от Керчи (1 путевая верста - 1067 м). В наши дни является одной из достопримечательностей города-героя и всего Крыма. От Ени-Кале до Северной косы (Чушка) всего 4 версты (около 4,3 км), но в то время это было совершенно пустынное и безлюдное место. Нельзя было, оказавшись на косе, рассчитывать на приют и взятие лошадей для продолжения путешествия.

Поэтому, Паллас отправился в Тамань, расположенную от Еникале в 60 верстах. Проезжая местность, он подробно описывает окрестности, включая старую и новую, только что построенную по распоряжению А. Суворова крепость. Также дан подробный анализ геологических, археологических и палеонтологических особенностей местности. Схема маршрута путешествия П.С. Палласа по Таманскому полуострову представляла собой группу из пяти (или близкого числа) островов, разделенных лиманами и протоками. Киммерийский остров (I) был отделен от остальных земель Субботиным Ериком и Пересыпским гирлом; Фанагорийский остров (II) Субботиным Ериком и Шемарданским рукавом; остров Синдика (III) Шемарданским руковом и Старым руслом Кубани; Голубицкий остров (IV) Пересыпским гирлом и Новым руслом Кубани (к востоку от Голубицкого острова существовал, возможно, небольшой островок; остров Кандаур (V) был отделён от остальных земель Главным и Новым руслами Кубани, а также протокой Курка. Описания очень точные и актуальны до сих пор. Далее путешественник описывает общее строение и границы о. Тамань. Указывает заливы, лиманы, реки и протоки, которые «образуют настоящий остров Тамань - в древние времена названия не имел; настоящее же, вероятно, произошло от татарского и русского слова - туман, которое остров и заслуживает вследствие упомянутых ниже густых испарений». Из Тамани академик Паллас двигался на юго-восток, по дороге, ведущей к Бугазскому пикету, расположенному в том месте, где р. Кубань через Кизилташский и Бугазский лиманы, впадает в Чёрное море, образуя Бугазское гирло.

Продолжение следует в части  32                http://proza.ru/2020/06/07/1252


Рецензии